Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Декларация прав ребенка 1959 консультант плюс

Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.)

Декларация прав ребенка
(провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.)

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.)

Текст Декларации официально опубликован не был

«Декларация прав ребенка» (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
материал на тему

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА

(20 ноября 1959 года)

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

Читать еще:  Ндфл с договоров гражданско правового характера

принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами

Скачать:

Предварительный просмотр:

«ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА»

(Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА

(20 ноября 1959 года)

Принимая во внимание, что народы Объединенных Наций вновь утвердили в Уставе свою веру в основные права человека и в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

принимая во внимание, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами, без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иное обстоятельство,

принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения,

принимая во внимание, что необходимость в такой специальной охране была указана в Женевской декларации прав ребенка 1924 года и признана во Всеобщей декларации прав человека, а также в уставах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет,

провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены, и призывает родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать эти права путем законодательных и других мер, постепенно принимаемых в соответствии со следующими принципами:

Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.

Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.

Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие; с этой целью специальные уход и охрана должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.

Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.

Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.

Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.

Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность лежит прежде всего на его родителях.

Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.

Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первыми получают защиту и помощь.

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме.

Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума; ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.

Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.

urazof

Познайте Истину и Истина сделает вас свободными!

Записки провинциального миссионера

На фоне и в отличие от требующих состязательного доказывания сторонами по делу обстоятельств (например, привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи; нравственные и иные личные качества родителей; отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; возможность создания ребенку условий для воспитания и развития и др.), категория возраста ребенка выглядит как некая непоколебимая константа судейского усмотрения, почти с неизбежностью предопределяющая априори исход любого судебного спора о детях.

За таким казалось бы внешне бесстрастным и нейтрально окрашенным критерием скрывается подлинный смысл и направленность российской судебной доктрины, ее тяготение к наихудшим и не прошедшим апробации временем стандартам зарубежного опыта ювенальной юстиции, которые диктовали до середины 20 столетия едва ли не безусловный приоритет материнской единоличной опеки в случае малолетия ребенка.

Гендерные стереотипы западной ювенальной юстиции равно как и тамошняя система семейных ценностей претерпели к настоящему времени существенные изменения, ознаменовавшиеся эволюционным дрейфом от концепции приоритета материнства в случае «нежного возраста» (“tender years” – понятие, изначально не являвшееся тождественным понятию «малолетний ребенок» согласно отечественной правовой традиции) ребенка в пользу гораздо более прогрессивной и нравственной идеи обеспечения «наилучших интересов ребенка».

Читать еще:  Корректировочный счет фактура правила заполнения

Именно концепция детоцентризма стала как величайшим благом и революционным завоеванием в сфере международного семейного права (см., в частности, примеры ее реализации в положениях п.1 ст.3, п.п.1,3 ст.9, п.1 ст.18, п.1 ст.20, ст.21, п. «с» ст.37, подп. “b” iii п.3 ст.40 Конвенции о правах ребенка), так одновременно и источником различного рода злоупотреблений на практике, когда обеспеченные принудительной силой публичной власти ювенальные механизмы и технологии используются для насильственного и непропорционального вмешательства со стороны государства и иных публичных образований в суверенный и священный мир семьи под фарисейскими лозунгами защиты прав и законных интересов ребенка.

В РФ господствует принципиально иная концепция – матерноцентризма (приоритета прав матери), правоприменительное острие которой, к сожалению, в случае семейного спора хищнически заточено против такого важнейшего института как отцовство и детство.

Некоторые из таких международно-правовых источников приближаются по своему значению де-факто к «историческим документам», в значительной степени утратившим (или никогда не имевшим) характер юридически обязывающих актов. Это, в частности, относится к Декларации прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций 20 ноября 1959 г. Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) (далее по тексту – «Декларация»), содержащей принцип 6, который гласит, среди прочего, что «малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью».

В последние несколько лет можно наблюдать ползучую имплементацию принципа 6 Декларации с приданием ему значения jus cogens, что создает впечатление того, что суды общей юрисдикции в РФ обладают иногда способностью осуществлять не только избирательное правосудие, но и «архивное правоприменение».
При этом, принцип 6 Декларации в его вышеприведенной релевантной части трактуется судами таким образом, что запрет на разлучение малолетнего ребенка с матерью якобы означает невозможность определения в соответствующих спорах места жительства малолетнего ребенка с отцом.

Если следовать столь примитивной логике якобы абсолютного запрета на разлучение малолетнего ребенка с матерью, то можно ожидать, что суды вскоре применят аналогичный подход при определении порядка общения (участия отца в воспитании ребенка), посягая на личное общение ребенка с отцом вне физического контроля (присутствия) со стороны матери. В соответствии же со ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации под малолетним понимается ребенок, не достигший четырнадцати лет. Означает ли это тотальное поражение в правах малолетного ребенка в части общения с отцом под предлогом соблюдения принципа 6 Декларации?

Положение Принципа 6 Декларации о том, что малолетний ребенок не может быть разлучаем с матерью, следует рассматривать исключительно как рекомендательный запрет в отношении органов государственной власти и управления государств-участниц Декларации изымать ребенка из-под контроля матери для установления над ним публичной опеки.

Принцип 6 Декларации не может применяться судами РФ в качестве источника семейного права, поскольку:
1) это положение Декларации утратило свое значение в связи с принятием Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990г.);
2) в силу ст. 32 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969г. допускается обращение к дополнительным средствам толкования, в том числе к подготовительным материалам и к обстоятельствам заключения договора.

Известно, что некоторые государства-подписанты Декларации исключили для себя его юридическую обязательность (jus cogens) и раскрыли историко-правовой контекст ее разработки и принятия уже в рамках процедуры согласования условий Конвенции («договора» по смыслу Венской конвенции), который подтверждает их собственные установки на придание Декларации статуса некоего временного акта, в котором инкорпорированы общие программные установки и руководящие принципы, требующие детализации и нормативной адаптации, прежде всего на национальном правом уровне каждой страны, в будущем.

3) При обсуждении и согласовании нормативных положений Конвенции было сознательно произведено гендерное выравнивание прав родителей с целью достижения максимального объема и полноценной реализации прав ребенка. Из Доклада Рабочей группы по проекту конвенции о правах ребенка Комиссии по правам человека ООН на своей 45 Сессии (п.13 повестки) от 02 марта 1989г. (с.31) явствует, что: «три изменения, касающиеся нейтральности в отношении мужского и женского родов, были предложены ЮНЕСКО в ходе технического обзора по пунктам I и 2 статьи».

Таким образом, при принятии Конвенции его разработчики явно выраженным образом исключили гендерно дискриминационное положение Принципа 6 Декларации, не допустив его инкорпорации в виде общепризнанного принципа или нормы международного права в рамках Конвенции.

4) Декларация не значится в перечне многосторонних договоров РФ за 1959г. на официальном сайте Министерства иностранных дел Российской Федерации (http://www.mid.ru/bdomp/spm_md.nsf, дата рецепции – 20 февраля 2013), что с учетом авторитетности источника информации позволяет полностью исключить юридическую обязательность данного документа для РФ.

5) Нельзя не признать также положительного значения Обзора практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утвержденного Президиумом ВС РФ 20 июля 2011 г. Помимо того, что в Обзоре восполнены некоторые пробелы и купирован ряд поразительных нелепостей и вывертов судебной практики, в нем также содержатся указания на конкретные международно-правовые источники, которые содержат обязательные для применения судами общей юрисдикции нормы семейного права согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ. При этом, к международно-правовым актам универсального значения отнесена только и исключительно Конвенция о правах ребенка. Никакого упоминания касательно Декларации в данном Обзоре не содержится. Представляется, что из подобного рода квалифицированного умолчания со стороны ВС РФ по поводу места и роли Декларации в сфере регулирования отношений по воспитанию детей можно с известной долей осторожности допустить, что ВС РФ не считает Декларацию актом, имеющим обязывающее нормативное содержание.

На основании изложенного выше, апеллирование к принципу 6 Декларации для фактического ограничения прав отцов на личное, непосредственное (без контроля со стороны матери) и полноценное общение и воспитание ребенка, а также для мотивирования правовых позиций в решениях судов, которыми единоличная опека над ребенком устанавливается в пользу матери, совершенно не допустимо.

В ч.3 Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. № 761 постулируется первоочередная необходимость совершенствования «правовых механизмов, обеспечивающих возможность участия обоих родителей в воспитании ребенка при раздельном проживании». Представляется, что реальное и эффективное выполнение указанных выше стратегических установок государственной семейной политики, направленных на обеспечение равенства прав обоих родителей ребенка является залогом и средством защиты прав и законных интересов детей, послужит избавлению нашей страны от масштабных и вопиющих проявлений такого социального бедствия как «безотцовщина» и полусиротство в результате насильственного отчуждения детей от их родных отцов.

Основные тезисы статьи на тему «Возрастной ценз ребенка как один из способов неправомерного ограничения прав отцов в РФ».
Автор: Даниленков Алексей Владимирович, г. Санкт-Петербург, кандидат юридических наук.
Опубликована в журнале «Семейное и жилищное право». — 2013. — № 2.
Полный текст доступен также в СПС «Консультант плюс».

Читать еще:  Приобретение права требования

Принципы Декларации прав ребенка. Декларация прав ребенка, 1959 год

Декларация прав ребенка 1959 года впервые закрепила основные и обязательные для всех требования по обращению с детьми. В резолюции прописаны десять основополагающих принципов, которые будут подробно рассмотрены в этой статье.

О правах ребенка

Декларация состоит из преамбулы и ряда самих принципов. В преамбуле сообщается о вере Организации объединенных наций в основные права человека, в ценность и достоинство его личности. ООН преисполнена решимости всячески содействовать общественному прогрессу и улучшению уровня жизни.

Организация ссылается на Декларацию прав человека, принятую в 1948 году. Именно этот документ признается основным источником и правовой базой для введение в действие Декларации прав ребенка 1959 года. ООН принимает во внимание, что ребенок — существо физически и умственно незрелое, нуждающееся в постоянной заботе и охране. Именно поэтому в обязанности взрослых людей входит посильное оказание помощи детям, их воспитание и обучение. В конце документа декларируется знаменитое изречение: «Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет».

Общие принципы

Декларация прав ребенка содержит в себе десять основополагающих и обязательных для исполнения правил. В первом принципе за детьми закрепляются все те свободы и права, что указаны в декларации 1948 года. Каждый ребенок в равной степени наделен правами вне зависимости от цвета кожи, языка, пола, расы, религиозных или политических убеждений, социального или имущественного положения и т.д. Таким образом, Декларация исключает любые формы дискриминации.

Во втором принципе закрепляется норма, согласно которой, ребенку должна быть обеспечена качественная социальная защита. При этом неважно, каким именно образом эту защиту можно реализовать. Нужно лишь, чтобы детям предоставлялись благоприятные условия для физического, умственного или духовного развития. Ребенок должен расти в условиях достоинства и свободы.

Третий принцип Декларации прав ребенка гласит о праве каждого рожденного человека на гражданство и имя. Обеспечиваются этими элементами все дети с самого рождения — без каких-либо исключений.

Социальные блага

Декларация прав ребенка ООН от 1959 года гласит о необходимости качественного социального обеспечения для всех без исключения детей. Закрепляется эта норма в четвертом принципе рассматриваемого документа. Что подразумевается под социальным обеспечением? Декларация гласит об уходе за ростом и развитием ребенка. Медицинское обслуживание, питание, жилище, образование и развлечение являются здесь основными составляющими элементами. Особая забота нужна детям, что родились физически или умственно неполноценными. Декларация гласит о специальном режиме и особой заботе за такими детьми.

Шестой принцип международного акта закрепляет необходимость проявления любви и понимания по отношению к ребенку. Только родительская любовь поможет гармоничному развитию личности. Таким образом, в принципах Декларации прав ребенка закрепляются не только материальные, но и моральные обязанности родителей, попечителей и опекунов.

Право на образование

Седьмой принцип Декларации прав ребенка закрепляет права детей на образование. Международный акт гласит, что хотя бы начальные стадии образовательных организаций должны быть обязательными и бесплатными.

Процессы обучения и воспитания положительно сказываются на общем культурном развитии личности. Человек приобретает возможность развить свои способности и суждения. Формируется социальная и моральная ответственность, в результате чего личность становится полноценным членом общества.

Ответственность за образование Декларация возлагает на родителей или законных представителей ребенка. Особое внимание документ уделяет развлечениям и играм, которые также оказывают положительное влияние на формирование личности.

Защита ребенка

Восьмой принцип Декларации прав ребенка (год 1959) закрепляет приоритет детей при оказании населению медицинской или любой другой помощи. Именно ребенку должна быть оказана первая помощь.

Принцип 9 закрепляет защиту детей от небрежного или жесткого отношения, грубости, эксплуатации т.д. Дети не должны работать, пока не достигнут надлежащего возрастного периода. Ребенку запрещается заниматься деятельностью, которая мешала бы его образованию, здоровью, физическому, нравственному или психическому развитию.

Что закрепляет последний из десяти принципов Декларации прав ребенка? Положение провозглашает ограждение детей от занятий или действий, которые могли бы поощрять религиозную, расовую, национальную или иную форму дискриминации. Дети должны воспитываться в духе терпимости, взаимопонимания, дружбы, всеобщего братства и мира. Каждый ребенок обязан понимать, что человеческая энергия должна быть направлена на служение другим людям.

Женевская декларация о детях

Десять принципов Декларации прав ребенка не являются исчерпывающими международными нормами, что регламентируют защиту детей. Существуют и другие нормативные акты, также закрепляющие и провозглашающие интересы и свободы детей всего мира.

Одной из первых деклараций о детях была Женевская конвенция, принятая в 1924 году. Этот документ состоял из пяти принципов, которые запрещали детский принудительный труд, рабство, торговлю детьми и проституцию несовершеннолетних. В Декларации закрепляются хоть и довольно простые, но, в то же время, очень точные формулы. Голодный ребенок должен быть накормлен; больной вылечен;
бездомному нужно дать приют, а сироте — поддержку. Конвенция закрепляла знаменитый принцип, согласно которому, ребенок должен расти в атмосфере любви и заботы.

На некоторых положениях Женевской конвенции и была выстроена Декларация детских прав 1959 года.

Конвенция ООН

Конвенция о правах ребенка была принята Организацией объединенных наций в 1989 году. При этом работа над документом началась еще в 1946 году — тогда при ООН образовался специальный детский фонд. Конвенция разрабатывалась на протяжении долгих 30 лет. Периодически в текст документа вносились поправки, нормы многократно изменялись, ликвидировались некоторые положения.

Автором проекта официально считается польский профессор А. Лопаток. Сам документ состоит из трех частей и 54 статей. Первая часть устанавливает общие положения, вторая — права ребенка, а третья регулирует процедурно-правовые проблемы соблюдения Конвенции государствами. Большое внимание в документе уделяется процессам обучения и воспитания детей. В 1993 году Конвенцию приняла Российская Федерация. Чуть позже была принята и Декларация прав ребенка.

Права ребенка в России

Российская Федерация ратифицировала большинство из существующих международных актов о правах детей. Российские законы декларируют верховенство прав и свобод человека. Запрещается ограничение прав на воспитание и обучение. Каждый ребенок имеет право на профессиональную занятость или получение образования, на отдых и охрану здоровья.

Существуют в России и меры по защите детей. Так, национальные федеральные законы ограждают детей от пропаганды неравенства, нетерпимости, вооруженных конфликтов, насилия и т.д.

Существуют ли у национального права по вопросам защиты детей какие-то проблемы с международными договорами? Можно вспомнить, разве что, последний резонансный случай. Совсем недавно в ряде международных инстанций постановили, что Федеральный закон РФ «О запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних» противоречит десятому принципу Декларации прав ребенка, Конвенции ООН и некоторым другим актам о детях. В ЕСПЧ и ООН уверены, что закон порождает нетерпимость, а именно гомофобию. Все-таки международные нормы направлены на ограждение детей от любых форм дискриминации. Отечественные же законодатели сослались на конституционную норму о нравственности (статья 55). Безусловно, имели место и другие прения, однако представленный случай стал наиболее ярким и показательным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector