Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Субъектом денежно кредитной политики являются

Цели, объекты и субъекты денежно-кредитной политики

Основные и промежуточные пели денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства. Денежно-кредитная политика, являясь частью общегосударственной экономической политики, должна быть «вписана» в общую цель развития национальной экономики и способствовать достижению макроэкономического равновесия.

В общем виде цель государственного регулирования экономики — достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Иногда говорят, что целью государственного регулирования экономики является одновременное достижение всех поставленных целей в «магическом четырехугольнике» (рис. 24.1).

Если цель развития национальной экономики заключается в обеспечении достаточного экономического роста, то такова и стратегическая цель денежно-кредитной политики. Следовательно, высшая цель денежно-кредитной политики государства заключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости населения и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на многие годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому представляется необходимым ранжировать цели денежно-кредитной политики. Промежуточной, или тактической, целью денежно-кредитной политики может быть и таргетирование инфляции, и стабилизация валютного курса, в связи с чем текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и легкодоступные цели, чем указанные выше глобальные задачи, например, на фиксацию количества денег, находящихся в обращении, определение уровня обязательных резервов, ставки рефинансирования коммерческих банков.

Выбор промежуточных целей определяется степенью либерализации экономики и независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике. Промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты. И наоборот, при выборе целей денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, центральному банку необходимо учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит цель поддержания реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п.

Объекты и субъекты денежно-кредитной политики

Объектами денежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной политики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

Выбор промежуточных целей денежно-кредитной политики может повлиять на состояние денежного рынка посредством формирования как предложения, так и спроса на деньги.

Предложение денег графически отображается обычно вертикальной прямой, поскольку предполагается, что на каждый момент времени создано определенное фиксированное количество денег, которое не зависит от величины ставки процента (рис. 24.2, MS1)

Реально предложение денег зависит от целей денежно-кредитной политики в конкретной стране.

1. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то графиком денежного предложения действительно будет вертикальная прямая (см. рис. 24.2, MS1). Это означает, что предложение денег регулируется независимо от уровня процентной ставки и проводится с целью ограничения инфляции.

2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика носит название гибкой. В случае выбора гибкой монетарной политики график денежного предложения — горизонтальная прямая (см. рис. 24.2, MS2). Это означает, что целевой ориентир денежно-кредитной политики — это не столько борьба с инфляцией, сколько стимулирование инвестиций.

3. Третий вариант графика денежного предложения — наклонная линия (см. рис. 24.2, МS3). Такая графическая форма денежного предложения свидетельствует, что денежно-кредитная политика допускает колебания и денежной массы в обращении, и ставки процента. В этих условиях денежно-кредитная политика ставит своей целю поддержание достаточного уровня монетизации экономики, является пассивной и проводится в условиях стабильно развивающейся экономики.

В целом денежный рынок при различных вариантах денежно-кредитной политики может быть графически показан, как на рис. 24.3.

На рисунке 24.3 точка Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет «цену» равновесия на денежном рынке. Это равновесная ставка процента, т.е. альтернативная стоимость хранения денег, не приносящих процентов.

Равновесие на денежном рынке подвижное, т.е. оно постоянно меняется под воздействием ряда факторов. Представим себе, что меняется предложение денег, а спрос на них остается постоянным.

При увеличении предложения денег, когда оно описывается линиями МS1 и MS3, возникает их кратковременный избыток. Люди стремятся уменьшить количество своих денежных запасов, не приносящих процентов, путем покупки других финансовых активов (например, облигаций). Спрос на них растет, цены соответственно увеличиваются. Процентная ставка, или альтернативная стоимость хранения денег, не приносящих процентов, падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество денег, которые они готовы держать на руках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при большем предложении денег и меньшем проценте.

Если предложение денег выросло, то:

  • график предложения денег перемещается вправо (в случае М5) или вправо вдоль линии М53. Это означает, что существующее равновесие нарушилось. Возникает временное неравновесие;
  • при неизменном спросе на деньги равновесная ставка процента снижается;
  • в результате устанавливается новое равновесие при большем предложении денег и меньшей процентной ставке.

При уменьшении предложения денег происходят обратные процессы. Если предложение денег уменьшается, то равновесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первоначальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке процента.

Если же денежно-кредитная политика гибкая (линия MS2), то рост предложения денег должен быть скорректирован центральным банком, т.е., для того чтобы не вызвать повышение процентной ставки, необходимо уменьшить предложение денег.

Допустим теперь, что меняется спрос на деньги, а предложение остается неизменным (линия MS)). Например, спрос на деньги возрос вследствие увеличения номинального ВНП, т.е. требуется больше денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной экономики, а население и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной форме. Но в случае неизменного предложения денег равновесие может установиться только при увеличении цены денег (номинальной ставки процента).

Если спрос на деньги возрос, то:

  • кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх, показывая нарушение существовавшего равновесия на денежном рынке;
  • при неизменном предложении денег процентная ставка повысится.

При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении будут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке установится при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.

В случае если проводится гибкая денежно-кредитная политика (линия MS2), то увеличение спроса на деньги должно компенсироваться ростом денежного предложения, чтобы не произошел рост процентной ставки.

Выбор целей денежно-кредитной политики

Следует заметить, что в зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики (жесткая или гибкая денежно-кредитная политика, т.е. выбор такого варианта монетарной политики, при которой допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).

Читать еще:  Анализ денежных средств организации

1. Если сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями и он нежелателен, то с помощью денежно-кредитной политики можно «сгладить» эти изменения. В случае циклического «перегрева» экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиваться снижения нормы процента и тем самым повышения деловой активности за счет увеличения инвестиционного спроса.

2. Если сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен, то любое увеличение денежного предложения будет «раскручивать» инфляционную спираль. Цель денежно-кредитной политики в этом случае — поддержание объема денежной массы, находящейся в обращении, на определенном фиксированном уровне. Графиком денежного предложения в данном случае будет вертикальная прямая.

3. Рассматривая денежный рынок, мы до сих пор предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но она может меняться под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что скажется и на норме процента, и на объеме производства, и на ценах (вспомним уравнение обмена И. Фишера). Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие изменения скорости обращения денег на национальную экономику, он придерживается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (или уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (или возрастает) скорость обращения денег. Графиком денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая.

Итак, объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают, как отмечалось, банки, прежде всего центральный банк. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении центральный банк использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции.

Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте.

Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.

Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор представляет собой канал, через который всей экономике передаются импульсы денежно-кредитного регулирования. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать и как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка.

ЦЕЛИ, ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Государственная денежно-кредитная политика традиционно рас­сматривается как важнейшее направление экономической политики государства.

Высшая цель государственной денежно-кредитной политики за­ключается в обеспечении стабильности цен, эффективной занятости и росте реального объема валового национального продукта. Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъ­юнктуры. В связи с этим текущая денежно-кредитная политика ориен­тируется на более конкретные и доступные цели, например, на фикса­цию количества денег, находящихся в обращении, на определение уровня обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т.п.

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ. Объектамиденежно-кредитной политики являются спрос и пред­ложение на денежном рынке. Субъектамиденежно-кредитной по­литики выступают прежде всего центральный банк в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной по­литики государства и коммерческие банки. Денежный рынок является частью финансового рынка и отра­жает спрос на деньги и предложение денег, а также формирование рав­новесной «цены» денег.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ.Под предложением денег (money supply — MS) понимается де­нежная масса, находящаяся в обращении и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов.

Предложение денег графически отображается обычно вертикаль­ной прямой, поскольку предполагается, что на каждый данный момент создано определенное, фиксированное количество денег, которое не зависит от величины ставки процента (рис. 25.2, Ms1).

Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны.

1. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то рисунком денежного предложения будет действительно вертикальная пря­мая (рис. 25.2, Ms1).

2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кре­дитная политика называется гибкой. В случае выбора гибкой монетар­ной политики графическое отображение денежного предложения бу­дет представлено горизонтальной прямой (рис. 25.2, Ms2).

3. Третий вариант графического отображения денежного пред­ложения — наклонная кривая (рис. 25.2, Ms3). Такая графическая форма денежного предложения показывает, что денежно-кредитная полити­ка допускает колебания и денежной массы в обращении, и нормы про­цента.

Рис. 25.2. Денежное предложение при различных целях денежно-кредитной политики:

, — денеж­ное предложение при монетарной политике, на­правленной на поддержание неизменной массы денег в обращении; — денежное предложение при гибкой денежно-кредитной политике; денежное предложение при допущении изменения и массы денег в обращении, и ставки процента

СПРОС НА ДЕНЬГИ.Спрос на деньги (MDmoney demand) формируется:

1) из спроса на деньги как на средство обращения (т.е., деловой, операционный, трансакционный или спрос на деньги для совершения сделок);

2) из спроса на деньги как на средство сохранения стоимости
(спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спе­кулятивный спрос).

Спрос на деньги как средство обращения определяется уровнем денежного или номинального валового национального продукта (прямо пропорционально). Чем больше доход в обществе, чем больше соверша­ется сделок, чем выше уровень цен, тем больше потребуется денег для реализации экономических сделок в рамках национальной экономики.

С определенным упрощением можно сказать, что операционный спрос на деньги не зависит от ставки процента, и тогда графическое отображение спроса на деньги для сделок будет выглядеть следующим обра­зом (рис. 25.3).

Рис. 25.3. Операционный спрос

На рисунке 25.4 спрос на деньги как средство сохранения стоимости за­висит от величины номинальной став­ки процента (обратно пропорциональ­но). При владении деньгами в форме наличности и чековых вкладов, не приносящих владельцу процентов, возникают определенные вмененные (альтернативные) издержки по срав­нению с использованием сбережений в виде ценных бумаг.

Рис. 25.4 Спрос на деньги как на активы

Распределение финансовых ак­тивов, например, на наличные деньги и облигации зависит от величины ставки процента. Чем она выше, тем ниже курс ценных бумаг и выше спрос на них, тем ниже спрос на наличные деньги, и наоборот.

Читать еще:  Договор на перечисление денежных средств образец

Итак, общий спрос на деньги за­висит от номинальной ставки процен­та и объема номинального валового национального продукта.

Соответственно, графическое отображение общего спроса на деньги будет выглядеть следующим образом (рис. 25.5).

Рис. 25.5 Общий спрос на деньги

На рисунке 25.5 номинальная процентная ставка — на вертикальной оси, общий спрос на деньги — на гори­зонтальной оси. Функциональная за­висимость этих параметров даст сово­купность кривых, каждая из которых соответствует определенному уровню номинального ВВП. Перемещения вдоль кривой показывают изменения процентной ставки. При высо­ких процентных ставках кривая становится почти вертикальной, по­скольку все сбережения вкладываются в этой ситуации в ценные бума­ги. Спрос же на деньги ограничивается операционным спросом и уже не снижается при дальнейшем росте процента.

МОДЕЛЬ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА.В целом денежный рынок может иметь следующее графическое отображение (рис. 25.6).

Рис. 25.6. Графическое отображение денежного рынка

На этом рисунке 25.6 точка Е находится на пересечении кривых спроса и предложения денег и определяет «цену» равновесия на денеж­ном рынке. Это равновесная ставка процента, т.е. альтернативная сто­имость хранения не приносящих проценты денег.

Равновесие на денежном рынке является подвижным, т.е. оно по­стоянно меняется под воздействием ряда факторов. Представим, что меняется предложение денег, а спрос на деньги остается постоянным.

При увеличении предложения денег возникает их кратковременный избыток. Люди стремятся уменьшить количество своих денежных запасов, не приносящих процентов, покупая другие финансовые активы (напри­мер, облигации). Спрос на них растет, цены, соответственно, увеличиваются. Процентная ставка или альтернатив­ная стоимость хранения не принося­щих процентов денег падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество денег, которые они готовы держать на руках, и восстанавливается равновесие на денежном рынке при боль­шем предложении денег и меньшем проценте.

Если предложение денег выросло, то график предложения денег перемещается вправо;

• при неизменном спросе на деньги равновесная ставка процен­та снижается.

При уменьшении предложения денег будут происходить обратные процессы. Если предложение денег уменьшается, то равновесие на денеж­ном рынке восстанавливается при меньшем, чем первоначальное, количе­стве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке процента.

Предположим теперь, что меняется спрос на деньги, а предложе­ние остается неизменным. Например, спрос на деньги возрос вследствие роста номинального ВВП. Это означает, что требуется больше денег для обслуживания товарооборота в рамках национальной экономики, а на­селение и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной фор­ме. Но при неизменном предложении денег равновесие может устано­виться только при росте «цены» денег (номинальной ставке процента).

Если спрос на деньги вырос, то:

1) кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх;

2) при неизменном предложении денег процентная ставка повы­шается.

При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложении бу­дут происходить обратные явления: равновесие на денежном рынке ус­танавливается при более низкой, чем первоначальная, ставке процента.

ВЫБОР ЦЕЛЕЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ.В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на день­ги, могут меняться цели денежно-кредитной политики. Это жест­кая или гибкая денежно-кредитная политика либо выбор такого варианта монетарной политики, при котором допускается сво­бодное колебание массы денег в обращении и процентной став­ки. Приведем несколько вариантов.

1. Сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменениями, ион нежелателен. С помощью денежно-кредитной политики можно 4сгладить» эти изменения. В случае циклического «перегрева» эконо­мики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой активности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым — повышения деловой активности в результате уве­личения инвестиционного спроса.

2. Сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен. В таком случае любое увеличение денежного предложения будет «рас­кручивать» инфляционную спираль. Целью денежно-кредитной поли­тики будет поддержание денежной массы, находящейся в обращении, на определенном, фиксированном уровне. Графически денежное пред­ложение при этом будет отображаться вертикальной прямой.

3. Рассматривая денежный рынок, мы до сих пор предполагали, что скорость обращения денег постоянна. Но она ведь меняется под воздействием, например, перемен в организации денежного обращения в стране, что сказывается и на норме процента, и на объеме производ­ства, и на ценах (вспомним здесь уравнение обмена И. Фишера). Если центральный банк ставит задачу нейтрализовать воздействие измене­ния скорости обращения денег на национальную экономику, он придерживается гибкой денежно-кредитной политики: масса денег в обра­щении должна возрастать (или уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (или возрастает) скорость обращения денег. Графическим отображением денежного предложения в таком случае будет горизонтальная прямая.

Итак, объектами денежно-кредитной политики являются спрос на деньги и их предложение.

Субъектами денежно-кредитной политики выступают банки, прежде всего центральный банк. Для непосредственного регулирования массы денег в обращении он использует различные денежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрега­тов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регули­руется центральным банком и в процессе осуществления кредитной по­литики, выражаемой в кредитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспансия центрального банка пополняет ресурсы коммер­ческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличива­ют общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым — по насыщению экономики денежными ресурсами.

Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет и стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является не­обходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковская система служит тем ка­налом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Поэтому более подробно остановимся на структуре банковской системы и ее особенностях в России.

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

Читать еще:  Поток свободных денежных средств

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.

Цели и принципы денежно-кредитной политики

Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.

Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:

  • защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
  • защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
  • способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
  • упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
  • увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.

Основные принципы денежно-кредитной политики

Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.

    Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.

Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.

Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.

Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.

Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.

Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.

Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.

Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.

При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.

Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.

В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector