Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система денежно кредитного регулирования

РАЗДЕЛ IV. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
ГЛАВА 23. СИСТЕМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ
23.1. ЦЕЛИ, ОБЪЕКТЫ И МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Денежно-кредитное регулирование — это осуществление кратко- и долго срочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государ ства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздейству ющих па динамику денежного оборота.

Па макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:

1) поддержание стабильности цен;

2) достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);

3) обеспечение экономического роста;

4) обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;

5) поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финан сового рынка;

6) обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Первая цель денежно-кредитного регулирования — поддержание стабиль ности цен — в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Уменьшение негативного влияния инфляционных процессов способству ет улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долго срочного экономического роста.

Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:

¦ уменьшение макроэкономических рисков;

¦ расширение внутреннего кредита;

¦ концентрация капиталов, необходимых для модернизации основ ных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономическо го роста.

Б силу отсутствия у современных центральных банков законодательно уста новленных функций по реализации второй и третьей из названных выше целей

задачи их достижения решаются опосредованно. Последние три пели фактически сводятся к задаче сглаживания конъюнктурных колебаний на отдельных сегмен тах финансового рынка.

Реализуя государственные и общественные интересы в области управле ния денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования является неотъемлемой частью денежной системы государства.

Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет се орга низационный блок и призвана обеспечивать:

¦ удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельно сти участников денежного оборота;

¦ защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота;

¦ уменьшение издержек участников денежного оборота, повышение каче ства оказываемых услуг;

¦ создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проин- фляционных) процессов в денежном обороте;

¦ формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;

¦ развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конку рентных отношений;

¦ расширение рынка банковских уел у с и улучшение их качества;

¦ совершенствование системы безналичных расчетов.

Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования

являются объекты регулирования.

В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:

¦ спрос на деньги и предложение денег;

¦ объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;

я скорость оборота денег;

¦ объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;

¦ коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;

¦ объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;

¦ курс национальной денежной единицы.

Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показате лей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регули рования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.

Основываясь на показателях, определяемых па макроуровне (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составля ют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и дол госрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со сторо ны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.

Механизм реализации денежной программы как элемент денежной систе мы включает следующие элементы:

¦ стратегическое планирование и прогнозирование (определение направ лений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом);

¦ экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения.

Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота.

Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным факто ром денежно-кредитного регулирования.

Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложе ния денег и общих ценовых условий предоставления кредита.

Спрос иа деньги и их предложение являются наиболее трудпопредсказу- емыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсо лютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все остальные величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.

Увеличение спроса на деньги со стороны участников денежного оборота определяется:

¦ дальнейшим ростом экономики;

¦ снижением инфляции и инфляционных ожиданий;

¦ ростом доверия к банковской системе.

Со стороны агентов экономической деятельности спрос па деньги представ лен как спрос на ликвидную часть собственных активов. Однако желание иметь деньги и возможность их получить не совпадают. Ликвидной частью активов явля ются кассовые остатки, т.е. принадлежащие хозяйственному агенту как собствен нику остатки наличности и безналичных средств на счетах в банках. Спрос на день ги соответственно определяется как пропорциональная часть дохода участника денежного оборота.

В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денеж ного оборота, формируется спрос на деньги.

Первый вид потребности в деньгах, т.е. в запасе денег (трансакционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное функционирование того или иного участника денежного оборота. Для индивида — это запас денег для покупок доследующего получения доходов. Для предприятий (фирм) запас денег пред назначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы и осу ществления прочих расходов до получения следующих денежных поступлений от реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег — это валют ные резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на рас четы по внешнеэкономической деятельности.

Второй вид потребности в деньгах (мотив предосторожности) позволя ет участнику денежного оборота создавать резерв денежных средств для сниже ния рисков в условиях неопределенности и сглаживания неизбежных кассовых разрывов.

Третий вид потребности в деньгах (спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения стоимости. Определенная часть доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства платежа — кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос реализуется в приобретении нематериаль ных (финансовых) активов участниками денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также производные финансовые инструменты.

Читать еще:  Отчет о движении денежных средств курсовая

Скорость обращения денег как качественный показатель оценки спроса на деньги зависит от ряда факторов. Факторами, способствующими снижению скорости обращения денег, являются процесс повышения степени монетизации расчетов в хозяйственном обороте и рост удельного веса долгосрочных депозитов банков в структуре денежной массы. Фактором, сдерживающим снижение скоро сти обращения денег, является сохранение в структуре денежной массы высокой доли наличных денег.

Уровень насыщенности экономики деньгами определяется факторами, которые зависят прежде всего от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов.

Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных:

1) денежной базой центрального банка;

2) ставкой процента на внутреннем денежном рынке;

3) нормой обязательного резервирования.

Денежная база центрального банка (так называемые деньги высокой эффек тивности) включает в себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечи вается активами центрального банка: золотовалютными резервами, хранящими ся в его портфеле ценными бумагами, кредитами банкам.

Ставка процента на денежном краткосрочном рынке формируется в значитель ной степени благодаря оптимизации соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. На определение нормы обязательного резервирования влияет соот ношение наличных денег, находящихся в обороте, и депозитов банковской системы.

На предложение денег также оказывают влияние:

в поступления налогов и сборов от населения;

¦ поступления по банковским вкладам;

¦ поступления от реализации ценных бумаг;

¦ золотовалютные резервы (особенно при наличии дефицита государствен ного бюджета);

¦ состояние сальдо платежного баланса страны;

¦ состояние баланса центрального банка.

Предложение денег формируют все участники денежного оборота. Но бан ковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью:

¦ организации более экономичного, устойчивого денежного оборота;

¦ проведения операций на различных сегментах финансового рынка в целях влияния на структуру денежного оборота;

¦ сокращения или увеличения эмиссии денег и других средств платежа.

В экономически развитых странах значительное место в организации денеж ного оборота занимает формирование национального финансового рынка с раз витой инфрастуктурой и соответствующими механизмами функционирования.

В развивающихся странах существенная роль принадлежит формированию национальной денежной системы, что регламентируется законами прямого дей ствия.

Центральные банки влияют на предложение денег посредством:

¦ эмиссии наличных денег, при которой центральный банк фиксирует свою способность контролировать денежную массу;

¦ рефинансирования банков, когда центральный банк как «банк банков» путем н [э! дач и кредита поддерживает в определенных рамках деятельность ком мерческих банков в целом и их ликвидность;

¦ операций на открытом рынке, когда центральный банк осуществляет на нем куплю и продажу ценных бумаг и (или) куплю-продажу валюты в форме движения валюты за границу и из-за границы в виде компенсационных затрат.

Благодаря проведению перечисленных операций формируются механизм денежно-кредитного регулирования и потенциал его использования.

71 Система денежно-кредитного регулирования и ее элементы

Денежно-кредитное регулирование это совокупность мероприятий, проводимых центральным банком, направленных на изменение параметров денежной массы, для достижения целей, поставленных перед денежно-кредитной политикой, при этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота.

Денежно-кредитное регулирование представляют как систему взаимосвязанных элементов, к которым следует отнести принципы, задачи, субъекты, объекты, методы и инструменты и механизм регулирования.

К принципам организации денежно-кредитного регулирования относятся:

1.принцип независимости центрального банка от исполнительной власти;

2.принцип прозрачности денежно-кредитной политики для субъектов рынка;

3.принцип безусловности денежно-кредитной политики;

4.принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования; 5.принцип построения иерархии целей при разработке денежно-кредитной политики;

6.единство и взаимодополняемость денежно-кредитной политики.

К задачам денежно-кредитного регулирования относят:

-поддержание устойчивости национальной валюты, сдерживание инфляции;

-обеспечение стабильности денежно-кредитной системы;

-координацию деятельности центрального банка с деятельностью других государственных органов и содействие решению социальных и экономических задач, стоящих перед государством.

Следующим элементом денежно-кредитного регулирования являются субъекты, к которым в широком смысле относятся все владельцы денежных средств, в узком смысле субъектами являются лица, осуществляющие денежно-кредитное регулирование, а именно, центральный банк, законодательные органы, государственные министерства и ведомства.

Объектами денежно-кредитного регулирования являются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием денежно-кредитного регулирования. К таким показателям относятся денежная масса, ее агрегаты; объем и структура денежных доходов населения; объем и структура налично-денежного оборота, проходящего через коммерческие банки; скорость оборота денег; коэффициент банковской мультипликации; объем кредитов центрального банка правительству; объем кредитов кредитным организациям; объем кредитов, выдаваемых физическим и юридическим лицам.

К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или запреты, устанавливаемые Центральным банком в отно­шении разнообразных параметров деятельности банков по различным направлениям. При использовании административных методов воз­действия наиболее широко используются следующие виды ограниче­ний: квотирование отдельных видов операций, введение лимитов на выдачу различных категорий ссуд и на привлечение кредитных ре­сурсов, ограничение на открытие филиалов и отделений,определение процентных ставок, а также лицензирование отдельных направлений бан­ковской деятельности (например, лицензирование операций с валю­той и драгоценными металлами).

К экономическим методам регулирования совокупного денежного оборота относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие на решения,принимаемые хозяйс­твующими субъектами и не предполагает установление прямых запретов или лимитов.

К нормативным методам относятся все виды отчислений и коэф­фициентов, обязательных к исполнению и устанавливаемых в виде норматива. Основным нор­мативным инструментом является изменение нормы обязательных ре­зервов, которая во многом определяет размер денежного мультипли­катора.

В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы:

-процентные ставки по операциям центрального банка;

-операции на открытом рынке.

Инструменты процентной политики (или урегулирование уровня процентных ставок) — за счёт изменения стоимости предоставляемого банкам заимствования позволяют центральному банку влиять на уровень спроса и предложения кредитных ресурсов на денежном рынке, на объём и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков и т.д.

Процентная политика призвана обеспечить устойчивость национальной денежной единицы. В этих целях центральным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Её изменение ведёт к затруднению или облегчению возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке, что в свою очередь влияет на ликвидность кредитных учреждений. А также изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление предоставления кредитов и депозитов коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Читать еще:  Денежные средства в балансе

Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях. Операции на открытых рынках.

Продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков, а следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы.

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Тема. Система денежно-кредитного регулирования и ее элементы

Денежно-кредитная политика (ДКП) является важным элементом макроэкономического регулирования современной экономики. Она обеспечивает устойчивое функционирование платежной, денежной, кредитной систем и создает условия для развития реального сектора экономики. ДКП основывается на объективных экономических процессах, определяемых закономерностями развития хозяйственной системы. Реализуемые в ее рамках меры оказывают существенное влияние на динамику основных макроэкономических показателей.

Денежно-кредитная политика — это важнейшее направление экономической политики государства, представляющая собой сово­купность разработанных центральным банком совместно с правитель­ством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей и решение других стра­тегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.

Основными задачами ДКП являются:

Денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится Центральным банком России (ЦБР) во взаимодействии с Правительством РФ. Правовой основой денежно-кредитной политики в России является Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Цели данной политики, как следует, определяются задачами общей экономической политики государства. Конечной целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции. Однако, следует отметить, что ЦБР не в состоянии достичь конечной цели напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, достижение которой повлияет на конечную цель. Промежуточной целью может выступать достижение целевых ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок. В качестве промежуточной выбирается какая-либо одна цель, так как достижение всех целей одновременно невозможно.

Методы денежно-кредитной политики — это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кре­дитной политики воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей.

Классификацию методов денежно-кредитной политики мож­но проводить по различным признакам.

В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают прямые (административные) и кос­венные (экономические) методы.

Прямые методы это административные меры в форме раз­личных директив центрального банка, касающихся объема денежно­го предложения и цены на финансовом рынке. Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг (временные лаги — это определенный период времени между момен­том возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознанием этой потребно­сти, а также между осознанием потребности, выработкой меры воз­действия и началом ее реализации), последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка, а эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.

В мировой экономической практике центральные банки ис­пользуют следующие основные инструменты денежно-кредитной политики[1]:

· изменение норматива обязательных резервов, или так на­зываемых резервных требований;

· процентную политику центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у цент­рального банка или депонирования средств коммерческих банков в центральном банке;

· операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Читать еще:  Заменители денег это денежные

Обязательные резервы — это процентная доля от обязательств коммерческого банка, которые они должны хранить в центральном банке.

Процентная политика центрального банка может быть пред­ставлена двумя направлениями: как политика регулирования зай­мов коммерческих банков у центрального банка и как депозитная политика центрального банка. Иначе ее можно назвать политикой учетной ставки, или ставки рефинансирования. Ставка рефинанси­рования — это процент, под который центральный банк предостав­ляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, высту­пая как кредитор в последней инстанции.

Операции центрального банка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расши­рение кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг. При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредит­ных ресурсов с ссудного рынка, центральный банк снижает цену продажи или поднимает цену покупки, тем самым соответственно увеличивает или уменьшает ее отклонение от рыночного курса.

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция.

Согласно ст. 41 Закона о Банке России, под валютными ин­тервенциями Банка России понимается купля-продажа им иност­ранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения — скупает ее в обмен на национальную валюту.

Отметим, что согласно ст. 35 Закона о Банке России, основными инстру­ментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

политика кредитной экспансии (экспансионистская политика), или «дешевых» денег — центральный банк увеличивает ресурсы коммерческих банков, ко­торые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте;

политика кредитной рестрикции (рестрикционная политика), или «дорогих» денег, ко­торая влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.

Рисунок — Виды денежно-кредитной (монетарной) политики

При этом, денеж­но-кредитная политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства РФ.

Основы организации системы денежно-кредитного регулирования

Как и любая другая, система денежно-кредитного регулирования представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных элементов, ее составляющих. К ним относятся: принципы организации, субъекты, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования.

Принципы организации денежно-кредитного регулирования являются основополагающим элементом всей системы. Они представляют собой набор правил, на которых базируются все другие элементы системы и соблюдение которых делает систему устойчивой, эластичной и экономичной.

Рассмотрим эти принципы на примере системы денежно-кредитного регулирования в России.

1.Принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования означает, что деятельность всей системы денежно-кредитного регулирования управляется из единого центра – ЦБ Российской Федерации.

2.Принцип единства денежно-кредитной политики состоит в том, что все субъекты системы денежно-кредитного регулирования руководствуются единой денежно-кредитной политикой независимо от того, находятся они в центре или на местах

3.Принцип неподчиненности центрального банка органам исполнительной власти и подотчетности его органам законодательного власти – парламенту. Применение этого принципа связано с тем, что, хотя правительственные органы, как и центральный банк, являются частью государственного аппарата, главная приоритетная задача центрального банка – поддержание устойчивости национальной валюты – может расходиться с текущими политическими задачами правительства и его органов. Отсюда возникает опасность, что центральный банк, если он будет подчинен правительственным органам, окажется втянутым в решение сиюминутных, конъюнктурных задач в ущерб его главной стратегической задаче.

Субъектов денежно-кредитного регулирования можно рассматривать в широком и узком смыслах. Если рассматривать их в широком смысле, то следует включать в их состав юридических и физических лиц, как осуществляющих денежно-кредитное регулирование, так и тех, на которых денежно-кредитное регулирование воздействует. Субъекты денежно-кредитного регулирования обычно рассматриваются в узком смысле, т.е. к ним относят только юридических лиц, осуществляющих денежно-кредитное регулирование.

К субъектам денежно-кредитного регулирования относятся прежде всего центральные банки или аналогичные институты, законодательные органы, поскольку они могут издавать законы и подзаконные акты, затрагивающие систему денежно-кредитного регулирования, государственные министерства и ведомства, например министерства экономики, финансов, которые также обладают правом издавать нормативные акты, влияющие на денежно-кредитное регулирование.

Объектами денежно-кредитного регулирования называются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием денежно-кредитного регулирования:

• объем денежной массы, находящейся в обороте (М, М1, М2, М3);

• структура денежной массы;

• объем и структура денежных доходов и расходов населения;

• объем и структура налично-денежного оборота, проходящего через банк;

• скорость оборота денег;

• коэффициент банковской мультипликации;

• объем кредитов, предоставляемых центральными банками правительствам;

• объем кредитов, предоставляемых центральными банками другим кредитным организациям;

• объем кредитов, выдаваемых юридическим и физическим лицам.

Механизм денежно-кредитного регулирования как элемент системы представляет собой совокупность методов и инструментов денежно-кредитного регулирования, а также условия и порядок их использования, включая организацию соответствующей деятельности центральных банков.

Экономические методы включают в себя набор инструментов, оказывающих экономическое воздействие на объекты денежно-кредитного регулирования. Их особенностью является определенная свобода выбора субъектов денежно-кредитного регулирования в принятии решений, вытекающих из применения экономических инструментов, т. е. данные методы действуют с позиции стимулирования желательного с точки зрения регулятора поведения экономических субъектов. Административные методы включают в себя набор инструментов, оказывающих административное воздействие на объекты денежно-кредитного регулирования. Они являются директивными, т.е. обязывающими принимать только строго определенные решения и не оставляющими свободы выбора для субъектов денежно-кредитного регулирования. Данные методы в отличие от экономических действуют с позиции жестких предписаний и запретов для экономических субъектов.

Кроме того, существуют методы тотального и селективного воздействия. При тотальной политике мероприятия центрального банка распространяются на всех регулируемых субъектов, при селективной — на отдельные институты, их группы или на отдельные виды деятельности. Так, тотальный характер имеет повышение нормы обязательного резервирования, а селективный характер имеют операции на открытом рынке.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector