Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Расчеты наличными денежными средствами рб

С 1 июня 2019 года новые правила ведения кассовых операций

Постановлением Правления Нацбанка от 19.03.2019 N 117 утверждена Инструкция о порядке ведения кассовых операций и расчетов наличными денежным средствами (далее — Инструкция N 117). Данный документ вступает в силу с 1 июня 2019 г.

В Инструкции N 117 объединены положения по ведению кассовых операций в белорусских рублях и иностранной валюте, порядку расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях, а также организации наличного денежного обращения. Сейчас эти положения содержатся в отдельных НПА, которые с указанной даты утрачивают силу .

Внесены дополнения и изменения в процесс установления порядка и сроков сдачи, выдачи наличных белорусских рублей.

Так, для организаций, подразделений, ИП, которые установили сроки сдачи наличных денег, за исключением ежедневной сдачи, предусмотрено новшество. У них появится право не сдавать наличные белорусские рубли в день срока их сдачи в банк, если сумма в кассе не превышает две базовые величины .

Закреплено, что порядок сдачи наличных белорусских рублей, устанавливаемый субъектом хозяйствования самостоятельно в письменной форме, должен предусматривать определение места и способа их сдачи .

Отметим, что устанавливать порядок и сроки сдачи наличных белорусских рублей:

— будут обязаны, как и ранее, субъекты, которые имеют постоянные или ежедневные поступления наличных белорусских рублей (более пяти дней в предыдущем календарном месяце) ;

— смогут субъекты хозяйствования, имеющие непостоянные поступления наличных белорусских рублей (не более пяти дней в предыдущем календарном месяце). По своему усмотрению они будут определять порядок и сроки сдачи и (или) сроки выдачи наличных белорусских рублей из своих касс. До 01.06.2019 такие субъекты определяют только сроки выдачи наличных белорусских рублей из своих касс .

Кроме того, субъекты с непостоянными поступлениями наличных самостоятельно в письменной форме, как и ранее, могут определять остаток наличных белорусских рублей. Это максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассах по состоянию на конец рабочего дня .

Субъекты, установившие остаток наличных белорусских рублей, должны будут хранить наличные деньги в своих кассах в пределах установленного остатка. А при его превышении излишние деньги должны быть сданы на следующий рабочий день в банк, работникам службы инкассации, на почту. Превышение допускается только в дни выдачи зарплаты, пособий, алиментов, стипендий, пенсий .

Банки больше не будут устанавливать организациям и ИП лимит остатка кассы в наличной иностранной валюте, а также порядок и сроки сдачи наличной иностранной валюты.

Субъекты хозяйствования, которые получают с банковских счетов наличную валюту на расходы, связанные с зарубежными командировками, самостоятельно в письменной форме будут :

— определять необходимость установления остатка наличной иностранной валюты в своих кассах;

— устанавливать размер этого остатка на конец рабочего дня в номинале каждой иностранной валюты или в эквиваленте одного вида валюты.

Хранить наличную валюту в кассе можно будет в пределах установленного остатка. При его превышении валюта должна быть сдана в банк на следующий рабочий день .

Если же субъект не установит остаток наличной иностранной валюты, то остаток будет считаться нулевым. Вся поступившая в кассу за день валюта будет подлежать сдаче в банк на следующий рабочий день .

Не предусмотрена необходимость определения остатка наличной иностранной валюты для уполномоченных лиц, включая кассиров.

Субъекты хозяйствования будут самостоятельно в письменной форме определять для уполномоченных лиц (при необходимости — кассиров) порядок и сроки сдачи наличной иностранной валюты (при наличии таких операций). При наступлении сроков сдачи наличной валюты уполномоченные лица должны будут сдать ее, за исключением установленного им размера потребности в разменной валюте .

Если же уполномоченные лица (кассиры) нарушат установленные им сроки сдачи иностранной валюты, то сумма валюты, находящаяся у них, будет включена в фактический остаток наличной иностранной валюты организации, подразделения, ИП .

Не будут устанавливать остаток наличной иностранной валюты также субъекты хозяйствования, которые получают наличную иностранную валюту за реализованные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Вся поступившая в их кассы наличная иностранная валюта подлежит сдаче в банк на следующий рабочий день .

Расширен перечень условий, ограничивающих право субъектов хозяйствования на использование поступивших в их кассы наличных белорусских рублей на текущие нужды. Этим правом нельзя будет воспользоваться не только при аресте денег на счетах, наличии картотеки, приостановлении операций по счетам, но также в случаях замораживания денег и блокирования банковских операций .

Закреплена норма, устанавливающая запрет на использование наличных белорусских рублей, поступивших в кассы субъекта по внешнеторговым операциям. Это связано с тем, что, например, при экспорте денежные средства должны поступать на счета экспортеров .

Будут отменены установленные формы:

— заявления на взнос наличной иностранной валюты ;

— заявления на получение наличной иностранной валюты .

Формы этих документов, а также форму заявления на получение наличных белорусских рублей будет разрабатывать обслуживающий банк .

При использовании корпоративных дебетовых карточек их держателям будет разрешено самостоятельно:

— вносить наличные белорусские рубли для зачисления на банковские счета субъекта хозяйствования с применением программно-технических средств, обеспечивающих обслуживание держателей карточек (например, через инфокиоски с функцией пополнения наличными cash-in), а также в кассы объектов «Белпочты» ;

— получать наличные деньги с применением программно-технических средств, обеспечивающих обслуживание держателей карточек (например, банкоматов), для последующей их выдачи работникам и (или) иным лицам. Наличные белорусские рубли можно будет получать на текущие нужды организации, включая командировки, наличную иностранную валюты — только для зарубежных командировок .

Подразделения организаций должны будут вести кассовую книгу в случае выдачи из касс этих подразделений наличных денежных средств. Это не касается сдачи наличных денег. То есть обязанность вести кассовую книгу не будет распространяться на подразделения, в которых все поступившие наличные деньги полностью (за исключением разменных денег) сдаются самостоятельно в банк, работникам службы инкассации, кассу организации .

Организациям, применяющим УСН и ведущим учет в книге учета доходов и расходов, разрешат не вести кассовую книгу в иностранной валюте .

Будет упрощен порядок оформления кассовых операций.

Основанием для записей в кассовую книгу будут являться не только ПКО и РКО, но и другие документы, в том числе применяемые банками для оформления приема и выдачи наличных денег .

Например, при получении наличных денег в банке запись в кассовую книгу можно будет вносить на основании РКО банка. Свой ПКО можно не оформлять .

Документом для записи в кассовую книгу при сдаче наличных денег в кассу банка будет являться квитанция к объявлению на взнос наличными в белорусских рублях. А при инкассации кассовую книгу можно будет заполнять на основании препроводительной ведомости. РКО в этих случаях можно не оформлять .

При приеме наличных денег в кассу за товары, работы, услуги без кассового оборудования в установленных случаях достаточно будет оформленной квитанции о приеме наличных денег .

Разрешительная надпись о выдаче наличных денег на платежных ведомостях будет обязательна только в случае, если это определит руководитель организации, подразделения, ИП .

Коммерческие микрофинансовые организации смогут оформлять один РКО на общую сумму микрозаймов, выданную за день, на основании самостоятельно разработанных документов .

Незначительно изменится форма журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров в наличной иностранной валюте. В новой форме нет графы для отражения прихода (расхода) иностранной валюты на оплату труда .

Незначительные изменения внесены также в форму кассовой книги в иностранной валюте. Из нее исключены строки для отражения курса валют и эквивалента оборота валют за день .

Изменится форма книги учета принятых и выданных белорусских рублей. По сравнению с прежней формой в ней предусмотрено больше граф. Это позволит субъектам отражать полную информацию по наличию и движению наличных денег у главного (старшего по должности) кассира .

Читать еще:  Возврат ошибочно перечисленных денежных средств рб

Кроме того, законодательно закреплены следующие положения :

— организации самостоятельно в письменной форме определяют необходимость ведения книги учета принятых и выданных белорусских рублей, в том числе в подразделениях;

— на суммы наличных денег, которые кассиры сдают главному (старшему по должности) кассиру под расписку в указанной книге, не требуется оформлять ПКО и РКО;

— указанную книгу можно заполнять по строкам на каждого кассира в отдельности либо вести отдельную книгу на каждого кассира;

— разменные деньги можно хранить у главного (старшего по должности) кассира, в кассах организаций, подразделений, в ящике для денег кассового оборудования. Решение о том, где хранить разменные деньги, организации, подразделения определяют самостоятельно в письменной форме.

Вводится новый документ — расписка о приеме наличных белорусским рублей . Ее будет оформлять лицо, имеющее полномочие на сбор наличных денег от подразделений (с численностью работников не более двух человек), уполномоченных лиц (включая кассиров). Расписка будет оформляться в двух экземплярах: первый — предназначен для того, кто принимает деньги, второй — вручается лицу, сдавшему их .

Изменения затронут также сферу расчетов с подотчетными лицами по суммам, выданным на предстоящие текущие расходы.

В частности, перечислять аванс на указанные нужды можно будет в том числе на личную дебетовую банковскую карточку работника. Сейчас на эти цели можно выдавать только наличные деньги или корпоративную банковскую карточку .

Установлен единый срок использования подотчетных денег — не более 10 рабочих дней, включая день выдачи (получения). В настоящий момент он составляет 3, 10 и 30 рабочих дней в зависимости от места осуществления расходов и суммы выданных денег .

Скорректирован срок представления отчета об израсходованных суммах. Такой отчет работник будет представлять не позднее 15 рабочих дней по истечении срока, на который выданы деньги, независимо от способа обеспечения работника авансом. Сейчас, например, при получении аванса наличными деньгами работник должен отчитаться не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы .

В части наличных расчетов между организациями и ИП предусмотрены следующие изменения.

Все оптовые организации смогут принимать наличные рубли за проданные товары от других организаций и ИП в сумме не более 100 базовых величин по каждому платежу. Количество субъектов при этом не будет ограничено. Принятую наличку в указанных размерах оптовики не будут включать в свой фактический размер расчетов наличными. В настоящее время такая возможность есть только у оптовиков, которые продают товары за наличные через магазины самообслуживания .

Кроме того, не будут включаться в фактический размер расчетов наличными суммы личных денег, израсходованные работниками в интересах организации, подразделений, а также ИП путем проведения безналичных расчетов с использованием личных дебетовых карточек, электронных денег, иных платежных инструментов .

Расчеты наличными денежными средствами рб

Что надо помнить о расчетах наличными денежными средствами.

С 19 апреля 2015 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг не вправе принимать платеж наличными денежными средствами от физического лица в размере, превышающем предельный размер платежа наличными денежными средствами, установленный Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2014 № 493 (1 000 базовых величин; далее – БВ). На что еще следует обращать внимание организации, осуществляющей расчеты с помощью наличных денежных средств, – подскажет подборка документов по данной теме.

Расчеты наличными денежными средствами законодательно регулируются

1. Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359, с учетом изменений от 21.02.2014 № 87 (далее – Порядок № 359)

Расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь осуществляются в белорусских рублях наличными денежными средствами в порядке, в т.ч. размерах, определяемых Нацбанком (п. 4).

2. Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Нацбанка Республики Беларусь от 29.03.2011 № 107, с учетом изменений от 31.03.2014 № 199

Инструкцией установлены порядок и размеры расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями за товары (работы, услуги), а также по иным обязательственным правоотношениям, осуществляемым на территории Республики Беларусь (п. 67).

Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями осуществляются при соблюдении очередности платежей, установленной п. 2 Порядка № 359 (п. 68).

Юридическое лицо, его обособленное подразделение, индивидуальный предприниматель независимо от наличия у него текущего (расчетного) банковского счета осуществляет расчеты наличными деньгами с другими юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями на территории Республики Беларусь, в т.ч. путем внесения наличных денег непосредственно в кассы банков с последующим зачислением их на текущие (расчетные) банковские счета получателей, в общей сумме не более 100 БВ на протяжении одного дня, за исключением случаев, указанных в настоящей Инструкции, и случаев, установленных законодательством.

Количество юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми юридическое лицо, его обособленное подразделение, индивидуальный предприниматель проводят расчеты наличными деньгами в общей сумме не более предельно допустимого размера расчетов, не ограничивается (п. 69).

Расчеты наличными деньгами по платежам в бюджет, государственные внебюджетные фонды осуществляются без ограничения размеров как для плательщика, так и для получателя (п. 70).

Пунктом 72 Инструкции закреплены случаи возможного приема наличных денег от юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей в сумме не более 100 БВ по каждому платежу, например, при осуществлении выставочной деятельности – за оказываемые ими услуги, аренду площадей.

Расчеты наличными деньгами проводятся за счет следующих источников:

– наличные деньги, полученные с текущих (расчетных) банковских счетов, счетов клиентов, к которым выданы корпоративные (личные) дебетовые карточки;

– наличные деньги, поступившие в кассу юридического лица, обособленного подразделения, индивидуального предпринимателя;

– личные денежные средства физических лиц, используемые в интересах юридических лиц, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми указанные физические лица состоят в трудовых отношениях (п. 73) |*|.

3. Указ Президента Республики Беларусь от 04.09.2003 № 376 «Об осуществлении юридическими лицами, их обособленными подразделениями расчетов наличными денежными средствами с физическими лицами и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359», с учетом изменений от 01.03.2007 № 116

В целях нормализации расчетов юридических лиц, их обособленных подразделений с физическими лицами наличными денежными средствами установлено, что юридические лица, их обособленные подразделения при отсутствии задолженности по платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды, включая ФСЗН Минтруда и соцзащиты, могут производить из выручки, поступившей в их кассы, расчеты наличными денежными средствами с физическими лицами, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, за закупаемую сельскохозяйственную и дикорастущую продукцию, вторичное сырье, возвратную стеклотару, если Президентом Республики Беларусь не установлен иной порядок расчетов за закупаемую у физических лиц сельскохозяйственную продукцию.

В целях увеличения в Республике Беларусь доли безналичных расчетов, осуществляемых физическими лицами, установлено, что предельный размер одного платежа наличными денежными средствами при проведении физическим лицом расчетов, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, по оплате товаров (работ, услуг), реализуемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, составляет 1 000 БВ (подп. 1.1 п. 1).

Действие подп. 1.1 п. 1 не распространяется на платежи физических лиц за товары (работы, услуги), осуществляемые путем внесения наличных денег непосредственно в кассы банков для зачисления на банковские счета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг не вправе принимать платеж наличными денежными средствами от физического лица в размере, превышающем предельный размер платежа наличными денежными средствами, т.е. 1 000 БВ.

Читать еще:  Бланк товарно денежного отчета скачать бесплатно

При реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет необходимо обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством (подп. 1.13 п. 1 ст. 22). Принимать наличные денежные средства в счет уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней также необходимо в порядке, установленном законодательством (подп. 1.1 1 п. 1 ст. 81).

6. Порядок расчетов по оплате оказываемой адвокатами юридической помощи, нотариального тарифа за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами, тарифов за услуги технического характера, оказываемые работниками нотариальных архивов, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.02.2014 № 163

Расчеты по оплате оказываемой адвокатами юридической помощи производятся в следующем порядке:

– юридические лица перечисляют денежные средства за оказание юридической помощи в безналичном порядке платежным поручением;

– физические лица имеют право оплачивать оказанную юридическую помощь как в безналичном порядке, так и за наличные деньги через кассу юридической консультации, адвокатского бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую деятельность индивидуально (п. 2).

Для приема наличных денежных средств при оплате юридической помощи, оказанной физическому лицу адвокатами, данным постановлением установлена форма квитанции согласно приложению к настоящему постановлению.

Рекомендовано банкам устанавливать плату за услуги по выдаче с текущих (расчетных) банковских счетов наличных денежных средств организациям, названным в приложении 2 к настоящему Указу, в размере не более 0,3 % от суммы этих средств для расчетов с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, за закупаемые картофель, фрукты и ягоды свежие (включая дикорастущие), овощи и грибы (включая дикорастущие) (п. 6).

Ответственность за нарушение порядка наличных расчетов

Осуществление расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в суммах, превышающих установленный законодательством размер, влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 100 % от суммы такого превышения.

Иные нарушения установленного законодательством порядка расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от 10 до 30 БВ (ст. 12.19) |*|.

10. Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», с учетом изменений от 06.05.2015 № 188

При внеплановой тематической оперативной проверке проверяются в т.ч. вопросы соблюдения проверяемыми субъектами:

– порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, использования кассового оборудования, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов, платежных терминалов, в т.ч. использования и учета на них средств контроля;

– законодательства в области порядка расчетов наличными денежными средствами (п. 84).

Особенности наличных и безналичных расчетов при реализации товаров, работ и услуг

Реализация товаров, работ, услуг за наличные деньги в основном осуществляется с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем. В декабре 2012 года в порядок использования кассового оборудования и приема наличных денежных средств и банковских платежных карточек внесены изменения и дополнения. Что это за изменения? Когда они вступают в силу? Где обязательно должны устанавливаться платежные терминалы? На эти и другие вопросы о порядке ведения кассовых операций, порядке расчетов наличными при реализации товаров, выполнении работ и оказании услуг ответят начальник управления электронных систем контроля реализации товаров главного управления контроля подакцизных товаров, игорного бизнеса и электронных систем контроля реализации товаров Министерства по налогам и сборам кандидат экономических наук Дарья Дрозд и главный государственный налоговый инспектор управления электронных систем контроля реализации товаров МНС Сергей Колыкин.

Конференция организована Министерством по налогам и сборам Беларуси при поддержке Центра бухгалтерской аналитики ООО «ЮрСпектр».

Вопросы конференции

Постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 11 декабря 2012 года № 1139/16 внесены изменения в постановление от 6 июля 2011 года № 924/16, которым регулируется порядок использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Беларуси при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В соответствии с постановлением срок возобновления действия нормы о замене зарегистрированных в налоговом органе кассовых суммирующих аппаратов и билетопечатающих машин по истечении 6 лет с даты их первой регистрации переносится с 1 июля 2013 года на 1 октября 2015 года. Такое решение принято с целью сокращения расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на замену кассового оборудования с учетом проводимой работы по совершенствованию контроля за работой такого оборудования. Но этот перенос не затрагивает используемые в автомобилях-такси кассовые суммирующие аппараты, совмещенные с таксометрами. Поэтому в ближайшее время замене будут подлежать такие аппараты модели ТАЭ-3Ф, не соответствующей действующим стандартам на кассовое оборудование

Кроме того, в соответствии с постановлением с 16 июня 2013 года вступают в силу следующие изменения.

Во-первых, дополнен перечень торговых объектов, где должна быть обеспечена возможность рассчитаться банковской платежной карточкой.

Во-вторых, в два раза снижается размер выручки за предыдущий календарный год, при которой у субъекта хозяйствования возникает обязанность устанавливать платежные терминалы для регистрации операций с использованием банковских платежных карточек: для торговых и иных объектов — с 15000 базовых величин до 7500 базовых величин, объектов системы потребительской кооперации – с 30000 до 15000 базовых величин, объектов бытового обслуживания населения – с 7500 до 3750 базовых величин.

В-третьих, сокращается перечень случаев, когда прием наличных денежных средств может осуществляться субъектами предпринимательской деятельности без использования кассового оборудования. Из перечня, в частности, исключены:
розничная торговля товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, с численностью два-три продавца (сохранено право не применять кассовое оборудование только в случае осуществления розничной торговли в таких объектах одним продавцом);
розничная торговля на торговых местах на рынках запасными частями к автомобилям;
развозная торговля товарами;
торговля по образцам с доставкой товаров на дом или в иное оговоренное место;
оказание бытовых услуг в объектах с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену, не расположенных в сельских населенных пунктах (право оказания бытовых услуг без применения кассового оборудования сохранено только в отношении объектов, расположенных в сельских населенных пунктах).

Применение кассового оборудования позволит исключить бумажное оформление каждого факта приема наличных денег, повысит скорость и качество оформления таких расчетов, будет способствовать легализации выручки субъектов хозяйствования и укрепит потребительские гарантии покупателя.

В-четвертых, с трех до одной базовой величины уменьшен размер порогового значения стоимости единицы продаваемого непродовольственного товара, продажу которого необходимо оформлять документом установленного образца. Это документы, бланки которых включены в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. Эта мера также направлена на обеспечение полноты учета выручки субъектов хозяйствования и дополнительных гарантий для покупателя.

Платежные терминалы обязаны будут устанавливать во всех вновь открываемых и расположенных в районных центрах, городах областного подчинения, областных центрах и г. Минске стационарных объектах общественного питания (за исключением объектов, расположенных в учреждениях общего среднего и профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах и школах-интернатах); почти всех объектах бытового обслуживания (за исключением расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих бытовые услуги, не более трех человек в одну смену); розничных торговых объектах, расположенных в капитальных строениях (за исключением передвижных средств разносной торговли), кассах метрополитена.

Если перечисленные объекты уже действуют, то терминалы в них должны устанавливаться при превышении порога выручки за прошлый год.

Читать еще:  К денежным эквивалентам относятся

Оснащаться этими устройствами будут и вновь открываемые объекты придорожного сервиса независимо от их месторасположения.

Перечень расширен также за счет снижения в два раза порогового значения выручки, при котором становится обязательной установка платежных терминалов.

Расширение перечня подлежащих оснащению платежными терминалами объектов торговли и услуг позволит дополнительно обеспечить гражданам возможность оплачивать товары и услуги банковскими платежными карточками и будет способствовать увеличению объема безналичных платежей.

С 16 июня 2013 года все вновь открываемые объекты придорожного сервиса (независимо от их месторасположения) должны оснащаться платежными терминалами. Таким образом, в объектах придорожного сервиса, в том числе общественного питания, будет предусмотрена возможность расплатиться банковской платежной карточкой.

Учитывая, что в европейских странах широко применяются безналичные расчеты с покупателями (потребителями), расширение в Беларуси возможности расчетов банковскими платежными карточками, помимо прочего, позволит иностранным болельщикам на чемпионате мира по хоккею 2014 года использовать привычный способ расчетов за товары и услуги. Безналичные расчеты – это, в определенной мере, показатель платежной культуры общества.

Что касается расчетов в иностранной валюте, то в соответствии с действующим законодательством в установленных случаях объекты торговли и услуг вправе получать иностранную валюту в оплату товаров и услуг, оказываемых на территории Беларуси, на основании разрешения Национального банка на осуществление субъектом валютных операций за иностранную валюту.

Порядок осуществления расчетов в Республике Беларусь

В рыночной экономике между субъектами экономических отношений возникают долговые обязательства в результате совершения определенных сделок, результатом закрытия которых является их оплата.

Таким образом совершаются расчеты по совершенным сделкам.

ГК (гл 46 ст 775) и БК (ст.231) определяет формы проведения расчетов.

Расчеты могут проводиться в безналичной или наличной форме.

Под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке.

Расчеты в безналичной форме проводятся в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо.

Данные расчеты регулируются Указом Президента РБ от 29.06.200 № 359 и Инструкциями НБ «О банковском переводе» от 29.03.2001 № 66 и «об организации исполнения платежей с текущих счетов» от 29.03.2001 № 63

Порядок проведения расчетов наличными денежными средствами регулируется Указом Президента РБ от 29.06.200 № 359, инструкциями НБ от 24.08.2007 № 166, от 17.01.08 № 4, от 21.09.09. № 155.

При осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях юридические лица, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать следующую очередность:

УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ОЧЕРЕДНОСТИ ПЛАТЕЖЕЙ

2.2. платежи в счет неотложных нужд в размере до 20 процентов средств, поступивших на указанные счета (за исключением сумм банковских кредитов) за предыдущий месяц;

Пример: на счет ООО «Заря» в феврале месяце поступило 400 000 000= руб.. ООО не полностью рассчиталось по платежам в бюджет. Расчетный счет заблокирован распоряжениями ИМНС. ООО не может свободно распоряжаться счетом. В таком случае ему предоставлено право использовать средства на неотложные нужды – любые платежи по усмотрению клиента. ООО предоставляет в банк ЗАЯВЛЕНИЕ на использование средств с расчетного счета на неотложные нужды

Банк производит расчет необходимой суммы и предоставляет клиенту

Бронирование денежных средств осуществляется банком на основании заявления субъекта предпринимательской деятельности, начиная с указанной в заявлении даты, но не ранее первого банковского дня месяца, в котором будут осуществляться расчеты для неотложных нужд. Банк предоставляет субъекту предпринимательской деятельности забронированные денежные средства в течение месяца, в котором согласно его заявлению будут осуществляться расчеты для неотложных нужд.

Накопленные и не использованные в текущем месяце денежные средства для неотложных нужд не позднее первого банковского дня следующего месяца направляются на осуществление платежей в очередности, установленной законодательством.

2.3. погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения

исходя из списочной численности работников

+ размеру оплаты отпусков,

+ выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты,

+ выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию,

+ а также подоходного налога.

Для получения денежных средств на оплату труда (далее — заработная плата) клиент представляет в обслуживающий банк заверенную подписями должностных лиц и оттиском печати согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати копию или выписку из коллективного договора (соглашения), трудовых договоров (контрактов) либо иные документы, в которых указаны сроки выплаты заработной платы и определена дата (даты) расчета по заработной плате за месяц. При изменении в установленном порядке сроков выплаты заработной платы субъект предпринимательской деятельности должен представить в банк новые документы, в которых указаны сроки выплаты заработной платы.

Банки выдают субъектам предпринимательской деятельности или перечисляют с их текущих счетов денежные средства на заработную плату в расчете за месяц при одновременном представлении ими в банки платежных инструкций на перечисление:

обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд;

страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — страховые взносы страховщику);

денежных средств, удержанных из заработной платы работников на основании их письменных заявлений.

При отсутствии (недостаточности) денежных средств на текущем счете субъекта предпринимательской деятельности выдача (перечисление) денежных средств на заработную плату в пределах установленного минимума осуществляется в следующем порядке:

1. субъект предпринимательской деятельности представляет в обслуживающий его банк заявление на бронирование денежных средств на заработную плату

2. бронирование денежных средств начинается со следующего банковского дня после представления заявления.

3. денежные средства на заработную плату в пределах установленного минимума субъект предпринимательской деятельности может получать (перечислять) полностью или частями

4. ответственный исполнитель банка ведет учет частичных выплат (перечислений) денежных средств на заработную плату в пределах установленного минимума

2.4. погашения банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в пределах 1,5 размера утвержденного бюджета прожиточного минимума на одного работающего,

3. в первоочередном порядке производить платежи:

3.1.платежей по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет средств, полученных от реализации заложенного имущества в соответствии с законодательством, и кредитов

3.2. в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды (налоги, неналоговые платежи, ссуды, займы, обязательства, возникшие в случае осуществления Правительством Республики Беларусь, областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами платежей по погашению и обслуживанию кредитов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии, выданные областными, Минским городским, районными и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами, и проценты по ним);

по исполнительным документам о взыскании (выплате) заработной платы, алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, сумм по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, а также в случае потери кормильца и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

за реализованное (переданное для собственного либо иного использования) имущество, обращенное в доход государства или взыскание на которое обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней;

за реализованные материальные ценности государственного и мобилизационного материальных резервов;

в счет погашения задолженности по кредитам, выданным банками Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также под гарантии областных, Минского городского, районных и городских исполнительных комитетов, и процентам по ним;

4. во вторую очередь осуществлять платежи:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector