Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Под движением денежных средств понимается

Классификация и виды денежных потоков

47 814 просмотров

Руководители компаний заинтересованы в финансовой безопасности и стабильности бизнеса, которая во многом определяется генерируемым денежным потоком. Денежный поток («кэш-флоу») – это сумма поступлений и платежей за определенный период времени, который разбивается на отдельные интервалы.

Денежные потоки служат для обеспечения функционирования компании фактически во всех аспектах. Чтобы достичь требуемых целей в бизнесе, обеспечить стабильный рост, финансовому менеджеру необходимо оптимально организовать управление денежными потоками. С этой целью удобно классифицировать денежные потоки на виды.

Классификация денежных потоков на виды

1. По направленности движения:

  • Положительный денежный поток, сумма поступлений денежных средств от всех видов операций (иногда пользуются термином «приток денежных средств»).
  • Отрицательный денежный поток, сумма выплат денежных средств по всем видам его операций (иногда пользуются термином «отток денежных средств»).

Взаимосвязь этих видов достаточно высока. Если в течение определенного периода времени один из этих видов потоков сокращается, то это, скорее всего, повлечет за собой сокращение и второго вида. Поэтому в финансовом менеджменте два этих вида рассматривают как комплексный объект управления.

2. По уровням управления: ЦФО, проектам, видам деятельности позволяет оценить наиболее узкие места управления финансами и своевременно предпринять меры:

  • Денежный поток компании в целом. Этот денежный поток включает в себя все остальные виды и обслуживает бизнес в целом.
  • Денежный поток отдельных структурных подразделений, центров финансовой ответственности (ЦФО) предприятия.
  • Денежный поток по отдельным операциям. Это первичный объект самостоятельного управления.

Рисунок 1. Виды денежных потоков на примере программного продукта «WA: Финансист»: Консолидированный отчет о движении денежных средств по стандартам МСФО.

3. По видам деятельности:

  • Денежный поток по текущей деятельности. Включает в себя поступления от продажи по основной деятельности, авансы от покупателей, выручку по вспомогательной деятельности и погашение задолженности поставщикам, заработной платы, налоговых платежей в бюджетный фонд.
  • Денежный поток по инвестиционной деятельности. Например, включает в себя денежный оборот, связанный с приобретением имущества или продажей долгосрочных активов.
  • Денежный поток по финансовой деятельности. Включает в себя поступления кредитов и займов, погашения процентов, выплаты дивидендови т. д.

Рисунок 2. Виды денежных потоков на примере программного продукта «WA: Финансист». Сводный отчет по движению денежных средств.

4. По отношению к компании:

  • Внутренний денежный поток. Движение денежных средств в рамках компании.
  • Внешний денежный поток. Движение денежных средств между компанией и ее контрагентами.

5. По методу исчисления:

  • Совокупный денежный поток — вся сумма поступлений или выплат денежных средств за период времени по интервалам.
  • Чистый денежный поток (ЧДП) — разность между положительным и отрицательным кэш-флоу за период времени по интервалам. ЧДП – это значимый результат бизнеса, который определяет его рыночную стоимость и финансовое положение.

Формула расчета ЧДП как по компании в целом, так и по отдельным ЦФО:

Сумма чистого денежного потока за период = Сумма положительного денежного потока (поступлений денежных средств) за период — Сумма отрицательного денежного потока (выплат денежных средств) за период.

Сумма ЧДП может быть как положительной, так и отрицательной. Этот показатель влияет на размер денежных активов компании.

|Методы оценки денежных потоков

Под движением денежных средств понимаются все валовые денежные поступления и платежи предприятия. Поток денежных средств !связан с конкретным периодом [времени и представляет собой разницу между всеми поступившими иЦвыплаченными [предприятием денежными средствами за этот период.

СледуетИвыделять «притоки» и «оттоки» денежных средств по основнойиоперационной), инвестиционной и финансовой деятельности (табл. 4.1). I

Притоки и оттоки денежных средств

Когда поступления денежных средств и денежные платежи согласованы на определенную перспективу, фирма может иметь относительно небольшие запасы денежных средств. Требуемый объем наличности возрастает, если часть сделок оплачивается наличными, и снижается, если фирма может быстро получить кредит на желаемых условиях. Чем выше процентная ставка, тем больше заинтересованность фирмы в снижении денежного остатка. Минимальный уровень остатка денежных средств в распоряжении предприятия зависит от скорости инкассации, условий банковского обслуживания и необходимого запаса наличности для обеспечения бесперебойности финансовой деятельности предприятия.

Оценка движения денежных средств предприятия за отчетный период, а также планирование денежных потоков на перспективу являются важнейшим дополнением анализа финансового состояния предприятия и выполняют следующие задачи:

Читать еще:  Хранение денежных средств в кассе организации

• определение объема и источников поступивших на предприятие денежных средств;

• выявление основных направлений использования денежных средств;

• оценка достаточности собственных средств предприятия для осуществления инвестиционной деятельности;

• определение причин расхождения между величиной полученной прибыли и фактическим наличием денежных средств.

Отчет о денежных потоках обязателен для тех предприятий, которые представляют полную финансовую отчетность. В Международных стандартах бухгалтерского учета (IAS) необходимость составления подобного отчета установлена стандартом IAS 7 «Отчеты о движении денежных средств». Порядок составления отчета о движении денежных потоков в системе GAAP регламентирован несколькими стандартами.

Назначение отчета о денежных потоках — увязать прибыль, показанную в отчете о прибылях и убытках, с фактическим состоянием денежных средств на начало и конец года (или иного отчетного периода).

Отчет о денежных потоках считается крайне полезным для внешнего пользователя бухгалтерской информации, так как позволяет ответить на три важнейших вопроса, касающихся деятельности предприятия:

1. Как были использованы денежные средства в процессе хозяйственной деятельности предприятия?

2. За счет каких источников производилось инвестирование денежных средств в новые производственные мощности или иные долгосрочные кредиты?

3. Почему, несмотря на прибыль, согласно отчету о прибылях и убытках, положение дел с наличностью ухудшилось по сравнению с прошлыми периодами?

Отчет о денежных потоках включает в себя пять основных разделов:

1. Отчет о движении денежных средств в связи с основной деятельностью.

2. Отчет о движении денежных средств в результате инвестиционной деятельности.

3. Отчет о движении денежных средств в результате финансовой деятельности.

4. Отчет об изменении и состоянии денежных средств.

5. Раскрытие информации о неденежных сделках и оборотах в основной, инвестиционной и финансовой сферах деятельности.

Различия между денежными потоками и финансовыми результатами (обсуждались в гл. 2) обусловливают два основных метода расчета чистого денежного потока организации. Первый метод — прямой — определяет все поступления и выплаты за период времени и разницу между ними. Второй метод — косвенный — позволяет «восстановить» значение чистого денежного потока на основании бухгалтерского баланса компании. Кроме того, для расчета величины денежного потока, его анализа и планирования используется матричный метод.

Финансы

Финансы – синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также отношений связанных с их движением и использованием. Финансы, в переводе с французского «finances» означают «деньги». В научной литературе, под финансами понимается объединение всех экономических связей, которые возникают в процессе зарождения, распределения, перераспределения и применения денежных потоков, как центральными фондами, так и децентрализованными, которые нередко выступают в качестве государственной казны (бюджета). Таким образом, финансы выступают важным звеном в формировании государственного устройства. Сущность и функции финансов будут более подробно описаны в этом тексте.

Западная научная и учебная литература трактуют финансы в достаточно широком смысловом диапазоне. Конкретика проявляется в разновидности финансовых отношений, как неотъемлемой части финансов, которые могут быть публичными (общественными), корпоративными, или личными. Так, публичные финансы охватывают процессы и механизмы, включающие накопление и расходование денежных богатств государства, баланс, способы мониторинга.

Что же касается финансов корпоративных, которые эквивалентны финансовому и управленческому менеджменту и бизнес управлению, подразумевают под собой искусство управления деньгами, науку – изучающую в высших учебных заведениях. В основном речь идёт о литературе, служащей в качестве базы для обучения студентов Высших Учебных Заведений.

Кроме того, под термином «финансы» может подразумеваться экономическая дисциплина, занимающаяся анализом экономических действий в различных сферах социально-культурного, правового и экономического пространства. Здесь уже речь идёт о научно-исследовательских институтах, работающих на правительство.

В человеческом понимании, финансы – это, прежде всего, деньги, которые имеют определённую стоимость. Деньги можно обменять на другие деньги либо получить часть прибавочной стоимости в виде товара (услуги).

Функции финансов

Денежные средства выполняют такие особые функции, как:

  • формирующая;
  • контролирующая;
  • регулятивная;
  • стабилизационная;
  • фискальная;
  • стимулирующая.

Под распределительной функцией понимается расформирование ВВП страны, для последующего формирования разных по уровню бюджетов государства.

Контролирующая функция денег позволяет проводить мониторинг денежных ручьёв, равно как и на израсходование денег казны на обязательные нужды (здравоохранение, строительство спортивных объектов).

Читать еще:  Денежная система японии кратко

Через регулирующую функцию производится воздействие на сегменты экономических отношений посредством налогов и выдачи государственных займов.

Стабилизирующая функция обеспечивает граждан страны необходимыми условиями для формирования социальной, культурной и экономической свободы.

Фискальная и стимулирующая функции направлены на борьбу с инфляцией и прочие регрессивные факторы экономики, как стагнация, деноминация и так далее.

Управление финансами

Управление финансами подразумевает устойчивые события, в ходе которых происходит перераспределение и распределение денежных активов между всеми участниками экономической деятельности. Сюда же относятся действия, способствующие повышению экономической отдачи от применения денежных ресурсов.

Следуя теории управления денежными ресурсами, можно выделить составляющие отношений, как с одной стороны объекты и с другой стороны субъекты (специальные службы) управления, а также методы и формы менеджмента и т.д.

Аппарат менеджмента денежными ресурсами состоит из субъектов исполнительной (Минфин, налоговая организация, таможенная служба) и законодательной (Президент и Правительство РФ) власти.

Уровень участников экономической и хозяйственной деятельности управленческого аппарата определяется некоторыми формами рассматриваемые в плоскости организации и права.

Государственные финансы

Государственные финансы представлены особой формацией совокупности финансово-экономических отношений и распределения денежных ручёйков, использование которых помогает государству реализовывать ряд стратегически важных проектов.

Государственные финансы исполняют определённые функции, среди которых:

  • распределяющая;
  • контролирующая;
  • регулятивная.

В структуру государственной казны (бюджета) входит:

  • бюджет федерального значения;
  • бюджет субъектов РФ;
  • внебюджетные фонды.

Под государственные финансы также подпадают государственные займы, система налогообложения, поступление налогов в казну и различные фонды, система бюджетного регулирования.

Распределительная функция финансов

Финансы, помимо второстепенных своих функций, несут две главные – распределяющую и контролирующую. Распределительная функция финансов позволяет формировать государственную казну страны за счёт перераспределения национального богатства.

Распределение и перераспределение государственного накопления осуществляется через бюджетную сферу. Кроме того, в перераспределении участвует финансовый и страховой рынки.

Кроме того, одним из инструментов перераспределения национальных богатств государства могут выступать прошлые накопления, прибыль от внешнеэкономической деятельности, кредиты и займы.

Признаки финансов

Финансовые отношения выражают некоторые признаки финансов. Так, за основу финансов, всегда воспринимаются деньги, которые можно обменять на товар либо услугу. Кроме того, непосредственно выпускаемый продукт, и оказываемые кем-либо услуги, включены в финансовые отношения. Кроме того, финансам присущи признаки распределения государственного богатства и управления финансовыми потоками страны.

Поверхностное обращение на финансы и понятие финансов проявляет себя в движении денег. Операции в финансовой сфере сопряжены с переводом денег от одного субъекта к другому, а также с их целевой направленностью. Таким образом, основное отличие финансов от прочих экономических понятий, заключается в их денежной форме (стоимости), которая находится в перманентном движении и зависит от многих экономических и политических факторов.

Помимо движения денежных ресурсов, финансы проявляются в своей распределительной функции, когда деньги из бюджета направляются на социальные и государственные нужды первой необходимости.

В качестве распределительной стоимости ВВП выступают не только финансы, но и зарплата, цены, займы и т.д. Перечисленные категории экономической деятельности имеют под собой некоторые особенности, проявляющиеся в конкретном назначении.

Из финансовых отношений часть накоплений обособляется в виде всего и чистого дохода (прибыли). Подобные процессы распределения и перераспределения ВВП, порождают особые виды денежных ресурсов. Особенность состоит в том, что денежные потоки формируются в результате обособления денежных накоплений, с последующим использованием на целевые нужды государственных и внебюджетных фондов и организаций.

В результате получается, что распределение и перераспределение ВВП связано с движением потока денежных средств (ресурсов) в виде прибыли, налоговых отчислений, поступлений и накоплений. А это, в свою очередь, формирует специфический признак финансов, заключающийся в накоплении, обособлении и целевом расходовании государственных денег.

Децентрализованные финансы

В качестве децентрализованных финансов выступают формы денежных взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности, где в качестве денег используются фонды, образуемые за пределами границ государства в целом и городских районов в частности. Децентрализованные денежные отношения выступают неким базисом в системе финансов, преобладая в финансах государства.

Понятие децентрализованных финансов включает финансовые накопления всех субъектов финансовой и хозяйственной деятельности.

Централизованные финансы

Централизованные финансы – система, формирующая и расходующая финансовые потоки для перманентной работы всех государственных органов. Финансы централизованные относятся к бюджетной системе.

Читать еще:  Рентабельность денежных средств

Централизованные финансы порождают финансы публичного значения, которые управляются различными государственными структурами.

Местные финансы

Доля местных денег в финансовой системе доходит до 70%, что зависит от государственного устройства. Так, чем более развитая экономика страны, тем больше в ней доля местных денежных накоплений и связанных с ними отношений, что стимулирует работу органов власти на местах.

Сегодня наблюдается устойчивый рост местных финансов, что красноречиво говорит о важности органов власти на местах. Но экономическая свобода всё же ограничена у местных властей, которые вынуждена постоянно согласовывать свои действия с верховным правительством, что порождает определённую бюрократическую проволочку.

Неотъемлемой составляющей местных финансов являются местные бюджеты, фонды специального предназначения, а также деньги городских предприятий.

Структура местного бюджета ничем не отличается от центрального бюджета. Включает как доходы, так и расходы местных властей. Их действия распространяются на административной территории органа принимающего их.

Формирование доходной части местного бюджета производится за счёт налогов всех субъектов хозяйственной деятельности, а также некоторой части доходов компаний государственной формы собственности, субсидировании и дотирования централизованного бюджета, муниципальных кредитов и прочих источников.

Одна из форм местных финансов – налоги, классифицируется на некоторые составные части, формирующие местную казну, куда, например, входит множество местных налогов.

Другая составная часть местных налогов определяет саму государственную систему налогов. Так, одни налоги служат для пополнения местной казны. Другие же формируют налог на прибыль и подоходный, которые существенно пополняют государственную казну.

Удержание налогов с дарений и наследства, на осуществление торговли и выдачу специальных лицензий, направляются в местный бюджет.

Местные органы самоуправления, получая в полное распоряжение капитальную недвижимость, основные и оборотные средства, формируют дополнительные доходы в местный бюджет. Например, в аренду может предоставляться земля, муниципальные бассейны и дороги. Кроме того, местный бюджет пополняется за счёт различных поборов.

Во многих странах мира, существенный процент пополнения бюджета, представлены коммунальными платежами, а также оплатой проезда в общественном транспорте.

Однако местным бюджетам всё же не под силу финансировать многие государственные программы. В качестве помощи поступают государственные субсидии и субвенции, выделяемые из местной казны. Подобные действия именуются не иначе как дотацией.

Бюджеты местного уровня достаточно самостоятельны, но постоянно вынуждены обращать внимание на принимаемые правительством решения. Иначе, если руководствоваться действиями в слепую, можно лишиться львиной доли дотаций и субсидий, что негативно скажется на экономическом и инвестиционном климате региона. А это уже чревато шатким положением самой местной власти.

Нехватка денег из местной казны вынуждает представителей местной власти находить иные пути для финансирования своих проектов. Помимо дотирования и субсидирования местного бюджета, распространена практика получения кредитов и займов.

В качестве основного вида займа выступают муниципальные ценные бумаги (облигации), поступающие на фондовый рынок. Все операции на фондовом рынке строго контролируются правительством. Связано это с тем, что манипуляции на фондовом рынке влияют на величину денежного обращения, что нередко приводит к инфляционным скачкам.

Как и в случае финансирования местных проектов, выпуск облигаций строго контролируется верховным правительством, которое назначает лимит выпускаемых ценных бумаг. При этом срок действия облигаций может доходить до шестидесяти лет. Чем дольше срок, тем выгоднее государству. Размещение облигаций среди покупателей может происходить за пределами административных границ.

Органы управления финансами

Главный орган управления по финансам в РФ – Федеральное Собрание, Правительство РФ и Президент РФ. Именно этими органами принимается главное решение по утверждению бюджета и отчётности целевого использования государственных средств.

Государственная машина по управлению финансами, включает следующие органы:

  • комитет по бюджету, налогам, банкам и деньгам исполнительной и законодательной властей;
  • счётная палата;
  • Министерство Финансов;
  • Центральный банк;
  • Государственная налоговая служба;
  • ГТК;
  • комиссия по надзору за рынком ЦБ;
  • Министерство по имуществу.

Ключевой орган управления финансами – Министерство финансов, проводит прогнозирование обеспеченности бюджета денежными и золотовалютными запасами, как на краткосрочную, так и долгосрочную перспективы.

Также Министерством финансов проводится работа по совершенствованию законодательства в сфере налогов: разработка проектов, анализ воздействия действующей налоговой системы на пополнение доходной части казны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector