Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методы регулирования денежно кредитного обращения

Методы регулирования денежно кредитного обращения

Банковское право: Шпаргалка

1. ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОГО ПРАВА И БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Банковское право – самостоятельная комплексная отрасль права.

Предмет банковского права – банковские правоотношения как вид общественных отношений, которые возникают в процессе функционирования банковской системы, обслуживающей платежно-расчетные отношения, привлечение денежных средств юридических и физических лиц и размещение их от своего имени на определенных условиях.

Банковские правоотношения – это урегулированные нормами банковского права отношения, возникающие в процессе осуществления кредитными организациями банковской деятельности, в которых субъекты связаны между собой взаимными правами и обязанностями.

Признаки банковских правоотношений:

• основание возникновения – нормы гражданского и банковского права, корпоративные акты, договоры;

• специальные субъекты (кредитные организации), осуществляющие правоотношения;

• объект – банковская деятельность, включающая операции и сделки;

• предмет – деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, а также права требования по денежным обязательствам;

• опосредованность кредитно-денежной политики государства.

Метод регулирования банковского права носит комплексный характер и сочетает два подхода:

1) отношения «власти и подчинения». Этот базируется на иерархическом подчинении кредитных организаций от Центрального банка РФ (ЦБ РФ), когда осуществляется государственное регулирование;

2) отношения, основанные на равноправии сторон (т.е. договорные отношения). Равноправные отношения возникают и функционируют в случае заключения ЦБ РФ, кредитными организациями и их клиентами гражданско-правовых договоров.

Государственное регулирование банковских отношений – это комплекс методов, способов, мер, действий, нормативно-правовых актов, исходящих от ЦБ РФ и по отдельным аспектам – от компетентных государственных органов, в том числе Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

2. ИСТОЧНИКИ БАНКОВСКОГО ПРАВА

Общей нормативно-правовой базой курса «Банковское право» служит российское конституционное, гражданское, финансовое и банковское законодательство.

Специфика источников банковского права в следующем:

• многие сферы банковской деятельности урегулированы в большей степени нормативными актами ЦБ РФ, чем законами;

• применяются законы из разных отраслей права;

• банковское законодательство находится в стадии формирования и нуждается в систематизации. Конституция РФ устанавливает:

1) правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться исключительно федеральными законами. Регулирование на уровне субъектов РФ не допускается;

2) денежной единицей является рубль, введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются;

3) независимость ЦБ РФ от других органов государственной власти при выполнении им функции по защите и обеспечению устойчивости рубля.

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет признаки предпринимательской деятельности, виды юридических лиц, в том числе акционерных обществ, объекты гражданских, в том числе банковских правоотношений (например, ценные бумаги), вещные права (например, право собственности), виды обязательств и сделок (в том числе договоров).

Кроме Конституции РФ и ГК РФ, ведущую роль в системе источников банковского права играют федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О защите конкуренции», «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О кредитных историях» и другие федеральные законы, нормативные акты Правительства РФ и ЦБ РФ.

3. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выделяют следующие принципы банковской деятельности, как:

1. Принцип экономической свободы определен в ст. 8 и 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

2. Принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. В ст. 8 Конституции в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

3. Принцип единого экономического пространства. Согласно ст. 8 Конституции РФ в России гарантируется свободное перемещение финансовых средств. В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения монополизации и недобросовестной конкуренции. Данный конституционный принцип получил дальнейшее развитие в ФЗ «О защите конкуренции».

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

6. Принцип законности лежит в основе построения правового государства. Принцип законности обязателен как для кредитных организаций, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность. Законность обеспечивает стабильность экономики и особенно ее финансовой системы. Во исполнение данного принципа действуют правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу.

7. Принцип инициативности и добросовестности банкира является основой его подхода к делу и к отношениям с партнерами, конкурентами и потребителями, а также этот принцип определяет качество этих отношений.

8. Принцип свободы договора означает, что участники банковских правоотношений свободны в выборе партнера при заключении договора, в определении вида и условий договора, в установлении для регулирования своих взаимоотношений определенных правил.

9. Принцип информационной безопасности означает наличие общего для предпринимателей информационного пространства, включающего установленные правила операций с информационными продуктами, единую информационную систему (сведения о добросовестных и недобросовестных кредиторах и заемщиках, а также сведения о некачественных услугах), наличие коммерческой тайны.

Читать еще:  Анализ движения денежных средств организации

10. Принцип защиты прав и интересов предпринимателя. Кредитная организация может использовать как юрисдикционные, так и неюрисдикционные способы защиты, причем можно обращаться в суд с иском о возмещении убытков к государственным и муниципальным органам, если незаконными действиями этих органов был причинен ущерб.

4. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Согласно ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – юридическое лицо (вид финансовой организации), которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным законом.

Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и ведет книгу государственной регистрации (ст. 12 Закона о банках).

Кредитная организация, не получившая лицензию ЦБ РФ, не имеет права осуществлять банковские операции.

Характеристика кредитной организации:

1) тип – коммерческая организация, т.е. ее цель – получение прибыли;

2) образуется на основе любой формы собственности;

3) организационно-правовая форма – хозяйственное общество (ООО, ЗАО, ОАО);

Методы регулирования денежно-кредитной системы РФ

Регулирование денежного обращения в РФ возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О центральном банке Российской федерации» от 12 апреля 1995г. основные инструменты денежно-кредитной политики банка:

— процентные ставки по операциям Банка России;

— нормативы обязательных резервов;

— операции на открытом рынке;

— установление ориентиров роста денежной массы;

— прямые количественные ограничения.

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.

Применяются также выборочные (селективные методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитование различных отраслей). К выборочным методам относятся:

— ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (кредитные потолки)

— регламентация условий выдачи конкретных видов кредита, в частности, установление размеров маржи, т. е разницы между суммой обеспечения и размером выданной суммы.

Банк России выдает кредиты коммерческим банкам. В Законе говорится, что Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

Процентные ставки по операциям Банка России (ставки рефинансирования). Законом предусматривается возможность установления одной или нескольких процентных ставок по разным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Под системой рефинансирования понимаю формы, порядок, условия, сроки лимиты кредитования Банком России банков и кредитных учреждений для регулирования ликвидности банковской системы. Процентная политика является методом регулирования кредитно-денежной системы. Повышая ставку на учетно-ссудный операциям, центральный банк уменьшает возможности коммерческим банков и их клиентов получить кредит, что приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это, в свою очередь, отражается на состоянии платежного баланса, уровне валютного курса. Повышение ставок способствует привлечения в страну иностранного краткосрочного капитала, что приводит к активизации платежного баланса, увеличению предложения иностранной валюты, в результате чего происходит снижение курса иностранной валюты и повышение курса национальной валюты. Снижение ставки ЦБ приводит к противоположным результатам.

Социально-экономические последствия при повышении спроса конъюнктуры на денежные ресурсы выражается снижением роста цен, замедление инвестиций и роста производства, провоцирует рост безработицы. При таком положении Банк России проводит кредитно-денежную политику: снижает ставку рефинансирования, удешевляет кредит для банков и их клиентов, расширяет его, а значит, увеличивает количество денег в обращении, расширяет спрос на товары и услуги, стимулирует инвестиции и рост производства, что сокращает безработицу, но не может провоцировать рост цен.

Высший уровень ставки рефинансирования был в декабре 1993г – 3101, к августу 1994г – 1401, в 1997 году она снизилась с 48 до 21%, летом 1998г снова был отмечен всплеск на уровнях 90, 150, 60, 80%. С августа 2002г ставка рефинансирования Банка России составляет 21% , с октября 2006г – конца 2007г ставка рефинансирования снижена до 11%. С июня 2009г установлена новая ставка рефинансирования Банка России в размере 11,5% годовых.

Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах Центрального Банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредита. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

Роль обязательного кредита двоякая: во-первых, тормозит эмиссии коммерческими банками; во-вторых, является инструментами текущего регулирования ликвидности на денежном рынке. Нормы обязательных резервов неодинаковы в разных странах, они зависят от «качества» привлекаемых ресурсов, устойчивости банковской системы и состояния дел в экономике и на денежном рынке.

Читать еще:  Сроки проведения инвентаризации денежных средств

Самыми неустойчивыми ресурсами банков являются вклады до востребования (бессрочные вклады), следовательно, по ним и нормы резервирования выше. По срочным вкладом нормы резервирования зависят от срока вклада. Так, в США высшая норма резервирования по текущим счетам составляет 12%, по срочным и сберегательным счетам 3%, в Японии-2,5; 1,75 и 0. В России размер обязательных резервов, порядок их депонирования устанавливаются советом директоров ЦБ РФ.

Согласно закону высшая граница нормы обязательных резервов в РФ установлена равной 204. нормативы могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Они не могут быть единовременно изменены более чем на 5%, т. е главным инструментом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если ЦБ продает имеющиеся у них ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы и возможности последних предоставлять ссуды клиентам уменьшаются. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг. Для регулирования краткосрочных процентных ставок, применяются операции ЦБ с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями.

Заключение

Современная денежно-кредитная система представляет собой совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процентов, сроки кредита, ставки рефинансирования и др.) и институтов денежно-кредитного регулирования.

Роль денежного обращения проявляется в следующем:

· Отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы, при отсутствии которой на пути движения денег возникают препятствия, замедляется хозяйственный и денежный оборот, растут неплатежи.

· Способность обеспечить сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке, не допускать дефицита товаров, для чего необходимо определить оптимальное количество денег в обращении.

· Характер и степень влияния денежной массы на рост цен и инфляции. Избыток денег в хозяйственном обороте приводит к росту цен, ослаблению конкуренции. Недосбыток денежной массы порождает натурализацию товарного оборота (бартер, взаимозачеты) нарушает основные пропорции, подрывает действенность налоговой системы, поскольку платежи в бюджет совершаются не «живыми» деньгами, а в натуральном эквиваленте.

· Недостаток денежных средств у субъектов для выплаты заработной платы, финансовых оборотных средств.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменение ставки Центрального Банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.

Кредитной системе РФ предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития страны. За 80-летний период существования денежно-кредитная система России претерпела ряд реформ, в результате которых изменялась ее структура, формы собственности, системы управления. Периодически двухъярусная система менялась на трехъярусную. Командно-административное функционирование денежно-кредитной системы, длившееся с 30х – 90е гг. показало ее слабую эффективность, особенно в период обострения финансово-экономических проблем. Кредит, По-существу, перестал играть роль активного инструмента на научно-техническое обновление экономики.

Финансовый кризис России в 1998 году нанес удар по банковской системе по двум причинам:

1. Большинство отечественных коммерческих банков сосредоточились на операциях на финансовом рынке, приносивших немедленную прибыль на операциях с валюты, ценными бумагами и другими финансовыми инструментами.

2. Низкий уровень банковского капитала. Чрезмерная концентрация усилий на развитие тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный в основном спекулятивный доход.

Начало нового реформирования денежно-кредитной системы в 2001 году можно охарактеризовать, как полное завершение вывода с рынка кредитных организаций имевших признаки несостоятельности (банкротство):

· Необходимо сделать принципиальный поворот во взаимоотношениях банков со сферой материального производства.

· Следует в банковском бизнесе ограничить рыночный риск.

· Важным направлением является восстановление доверия к банковской системе, для чего принят закон о гарантированных вкладах граждан в банках, что соответствует мировой банковской практике.

Список литературы

1. Деньги. Кредит. Банки.: Учебник для вузов»/Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред., академ. РАЕН Е.Д. Жукова- 2-е издание, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНО, 2003г.-600с.

2. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. — М.: «Статут», 2002. -555с.

3. Полищук А.И. Кредитная система: опыт, новые явления, прогнозы и перспективы. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 216с.

4. Общая теория денег и кредита: Учебник для вузов/Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 423с.

5. Финансы и кредит субъектов Российской Федерации: Учебник/ Л.И.Сергеев, А.Н.Соколов, В.П.Жданов, А.Г.Мнацаканян и др.; Под ред. проф. Л.И.Сергеева. – Калининград, Балтийский институт экономики финансов (БИЭФ), 1999. -1036с.

6. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.К.Сенчагов, А.И.Архипов и др.; под ред. В.К. Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.- 720с.

Читать еще:  Анализ движения денежных потоков предприятия

Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования и особенности их применения в современной России.

Денежно-кредитное регулирование экономики– это комплекс мероприятий, проводимых Центральным банком (ЦБ), направленных на изменение параметров денежной массы.

Это значит, что Центральный банк влияет на денежную массу в экономике. И эта мера воздействует на динамику денежного оборота. Чуть ниже мы подробнее разберем методы денежно-кредитного регулирования

цели регулирования:

1. Создание условий для экономического роста.

2. Поддержание стабильных цен.

3. Обеспечение устойчивости процентных ставок на внутреннем денежном рынке, курса валют.

4. Достижение максимального уровня занятости населения.

5. Главная цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильных цен. Всё остальное является производными от них.

В условиях российской экономики поддержание стабильных цен зависит от последовательного снижения уровня инфляции. Именно она влияет на инвестиционный климат в стране и укрепление долгосрочного экономического роста

Инфляция – это снижение покупательной способности валюты вследствие ее обесценивания. Например, годовая инфляция зафиксирована на уровне 10%. Из этого следует то, что на 1000 рублей сегодня можно будет купить столько же товара, что и на 1100 через год. Денежно-кредитное регулирование ЦБ направлено в первую очередь на снижение уровня инфляции. Не стоит удивляться тому, что российские банки предоставляют дорогие кредиты. Это происходит по причине высокой инфляции. Также невозможно концентрировать в своих руках крупные суммы, так как с каждым днем капитал будут «съедать» невидимые законы рынка.

У ЦБ отсутствуют законодательные функции, поэтому его задача сводится лишь к сглаживанию конъюнктурных колебаний на отдельных сегментах финансового рынка.

ЦБ проводит денежно-кредитное регулирование:

1. Повышать эффективность деятельности участников денежного оборота.

2. Защищать интересы баланса участников рынка.

3. Ограждать от искусственного увеличения их издержек.

4. Создавать условия для инвестиций.

5. Развивать конкурентную среду на рынке.

6. Расширять рынок банковских услуг и улучшать их качество.

Роль денежно-кредитного регулирования огромна как для макроэкономики в целом, так и для каждого отдельного гражданина в частности. Сегодня мы наблюдаем ситуацию, когда инфляция снижена. Это привело к уменьшению ставок по банковским депозитам, которые сегодня редко превышают 8% годовых. Однако в то же самое время экономические регуляторы искусственно снижают реальный баланс участников рынке через другие методы, например через девальвацию национальной валюты. Т.е. искусственное снижение стоимости рубля приводит к снижению его покупательской способности на мировых рынках. Учитывая тот факт, что наша страна все товары конечного потребления импортирует, мы наблюдаем значительный рост цен. Отсюда понятно, что денежно-кредитное регулирование в России имеет свою специфическую особенность, в отличие от других стран. Поэтому нельзя говорить о том, что для каждой страны есть универсальный рецепты правильной стратегии. Эффективные для одной страны методы могут привести к полному финансовому краху в другой.

Денежно-кредитное регулирование направлено на следующие объекты:

· Скорость оборота денег.

· Курс национальной валюты.

· Спрос и предложение национальной валюты.

· Объем денежной массы в экономике.

· Коэффициенты денежной мультипликации.

Денежно-кредитное регулирование каждого из этих показателей имеет временные рамки. Они устанавливаются на различных уровнях государственной власти.

Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования:

— методы прямого контроля (административные). Направлены на ограничение сферы деятельности кредитно-банковских институтов, имеют форму директив, предписаний, инструкций, издаваемых центральным банком.

— рыночные (косвенные) методы. Они влияют на объекты регулирования (денежную массу, процентные ставки, валютный курс) при помощи рыночных механизмов, оказывают косвенное воздействие на рынок и не связаны с установлением прямых запретов или лимитов.

В Законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» (статья 35) определены основные инструменты и методы ДКП Банка России:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование банков;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование);

7) прямые количественные ограничения.

8) выпуск от своего имени облигаций

Различают 2 типа ДКП:

1.Рестрикционная ДКП (ограничительная или политика «дорогих денег») направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, ужесточение условий и сокращение объема кредитных операций банков, повышение уровня процентных ставок. Ее проведение обычно «подкрепляется» бюджетно-налоговыми мероприятиями: увеличением налогов, сокращением государственных расходов и др. Целями проведения рестрикционной денежно-кредитной политики являются: сдерживание инфляции, оздоровление платежного баланса, сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъемов, сопровождаемых «перегревом» конъюнктуры рынка. (кредиты -, %ставки+, ден.масса -, инвестиции -, объем пр-ва -, ц/б и ин.вал.покупка)

2.Экспансионистская денежно-кредитная политика (политика «дешевых денег») означает расширение масштабов кредитования, ослабление контроля за приростом количества денег в обращении, понижение уровня процентных ставок. Она сопровождается сокращением налоговых ставок, ростом непроизводительных расходов государственного бюджета. В качестве целей осуществления экспансионистской ДКП выступают стимулирование деловой активности и экономического роста, сокращение безработицы.

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 772 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector