Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Механизм денежно кредитного регулирования

РАЗДЕЛ IV. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
ГЛАВА 23. СИСТЕМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ
23.1. ЦЕЛИ, ОБЪЕКТЫ И МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Денежно-кредитное регулирование — это осуществление кратко- и долго срочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государ ства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздейству ющих па динамику денежного оборота.

Па макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:

1) поддержание стабильности цен;

2) достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);

3) обеспечение экономического роста;

4) обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;

5) поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финан сового рынка;

6) обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Первая цель денежно-кредитного регулирования — поддержание стабиль ности цен — в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Уменьшение негативного влияния инфляционных процессов способству ет улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долго срочного экономического роста.

Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:

¦ уменьшение макроэкономических рисков;

¦ расширение внутреннего кредита;

¦ концентрация капиталов, необходимых для модернизации основ ных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономическо го роста.

Б силу отсутствия у современных центральных банков законодательно уста новленных функций по реализации второй и третьей из названных выше целей

задачи их достижения решаются опосредованно. Последние три пели фактически сводятся к задаче сглаживания конъюнктурных колебаний на отдельных сегмен тах финансового рынка.

Реализуя государственные и общественные интересы в области управле ния денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования является неотъемлемой частью денежной системы государства.

Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет се орга низационный блок и призвана обеспечивать:

¦ удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельно сти участников денежного оборота;

¦ защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота;

¦ уменьшение издержек участников денежного оборота, повышение каче ства оказываемых услуг;

¦ создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проин- фляционных) процессов в денежном обороте;

¦ формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;

¦ развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конку рентных отношений;

¦ расширение рынка банковских уел у с и улучшение их качества;

¦ совершенствование системы безналичных расчетов.

Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования

являются объекты регулирования.

В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:

¦ спрос на деньги и предложение денег;

¦ объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;

я скорость оборота денег;

¦ объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;

¦ коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;

¦ объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;

¦ курс национальной денежной единицы.

Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показате лей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регули рования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.

Основываясь на показателях, определяемых па макроуровне (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составля ют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и дол госрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со сторо ны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.

Механизм реализации денежной программы как элемент денежной систе мы включает следующие элементы:

¦ стратегическое планирование и прогнозирование (определение направ лений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом);

¦ экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения.

Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота.

Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным факто ром денежно-кредитного регулирования.

Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложе ния денег и общих ценовых условий предоставления кредита.

Спрос иа деньги и их предложение являются наиболее трудпопредсказу- емыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсо лютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все остальные величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.

Увеличение спроса на деньги со стороны участников денежного оборота определяется:

¦ дальнейшим ростом экономики;

¦ снижением инфляции и инфляционных ожиданий;

¦ ростом доверия к банковской системе.

Со стороны агентов экономической деятельности спрос па деньги представ лен как спрос на ликвидную часть собственных активов. Однако желание иметь деньги и возможность их получить не совпадают. Ликвидной частью активов явля ются кассовые остатки, т.е. принадлежащие хозяйственному агенту как собствен нику остатки наличности и безналичных средств на счетах в банках. Спрос на день ги соответственно определяется как пропорциональная часть дохода участника денежного оборота.

В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денеж ного оборота, формируется спрос на деньги.

Первый вид потребности в деньгах, т.е. в запасе денег (трансакционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное функционирование того или иного участника денежного оборота. Для индивида — это запас денег для покупок доследующего получения доходов. Для предприятий (фирм) запас денег пред назначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы и осу ществления прочих расходов до получения следующих денежных поступлений от реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег — это валют ные резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на рас четы по внешнеэкономической деятельности.

Второй вид потребности в деньгах (мотив предосторожности) позволя ет участнику денежного оборота создавать резерв денежных средств для сниже ния рисков в условиях неопределенности и сглаживания неизбежных кассовых разрывов.

Третий вид потребности в деньгах (спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения стоимости. Определенная часть доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства платежа — кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос реализуется в приобретении нематериаль ных (финансовых) активов участниками денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также производные финансовые инструменты.

Скорость обращения денег как качественный показатель оценки спроса на деньги зависит от ряда факторов. Факторами, способствующими снижению скорости обращения денег, являются процесс повышения степени монетизации расчетов в хозяйственном обороте и рост удельного веса долгосрочных депозитов банков в структуре денежной массы. Фактором, сдерживающим снижение скоро сти обращения денег, является сохранение в структуре денежной массы высокой доли наличных денег.

Уровень насыщенности экономики деньгами определяется факторами, которые зависят прежде всего от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов.

Читать еще:  Денежная сумма или другая имущественная ценность

Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных:

1) денежной базой центрального банка;

2) ставкой процента на внутреннем денежном рынке;

3) нормой обязательного резервирования.

Денежная база центрального банка (так называемые деньги высокой эффек тивности) включает в себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечи вается активами центрального банка: золотовалютными резервами, хранящими ся в его портфеле ценными бумагами, кредитами банкам.

Ставка процента на денежном краткосрочном рынке формируется в значитель ной степени благодаря оптимизации соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. На определение нормы обязательного резервирования влияет соот ношение наличных денег, находящихся в обороте, и депозитов банковской системы.

На предложение денег также оказывают влияние:

в поступления налогов и сборов от населения;

¦ поступления по банковским вкладам;

¦ поступления от реализации ценных бумаг;

¦ золотовалютные резервы (особенно при наличии дефицита государствен ного бюджета);

¦ состояние сальдо платежного баланса страны;

¦ состояние баланса центрального банка.

Предложение денег формируют все участники денежного оборота. Но бан ковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью:

¦ организации более экономичного, устойчивого денежного оборота;

¦ проведения операций на различных сегментах финансового рынка в целях влияния на структуру денежного оборота;

¦ сокращения или увеличения эмиссии денег и других средств платежа.

В экономически развитых странах значительное место в организации денеж ного оборота занимает формирование национального финансового рынка с раз витой инфрастуктурой и соответствующими механизмами функционирования.

В развивающихся странах существенная роль принадлежит формированию национальной денежной системы, что регламентируется законами прямого дей ствия.

Центральные банки влияют на предложение денег посредством:

¦ эмиссии наличных денег, при которой центральный банк фиксирует свою способность контролировать денежную массу;

¦ рефинансирования банков, когда центральный банк как «банк банков» путем н [э! дач и кредита поддерживает в определенных рамках деятельность ком мерческих банков в целом и их ликвидность;

¦ операций на открытом рынке, когда центральный банк осуществляет на нем куплю и продажу ценных бумаг и (или) куплю-продажу валюты в форме движения валюты за границу и из-за границы в виде компенсационных затрат.

Благодаря проведению перечисленных операций формируются механизм денежно-кредитного регулирования и потенциал его использования.

Денежно-кредитное регулирование и денежно-кредитная политика

Денежно-кредитное регулирование представляет собой один из механизмов государственного регулирования экономики, оно направлено на изменение объемов денежной массы, процентных ставок, объемов кредитования и других параметров, определяющих спрос и предложение денег и стоимость национальной денежной единицы.

Субъектами денежно-кредитного регулирования являются так называемые «монетарные власти»− органы, наделенные полномочиями принимать решения, влияющие на денежную сферу и стабильность национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, министерство финансов и ЦБ.

Объектами денежно-кредитного регулирования выступают спрос и предложение денег. Функция спроса на деньги формируется под влиянием многих факторов, контролировать которые монетарные власти прямо и непосредственно не могут, они оказывают лишь косвенное воздействие на формирование спроса и учитывают функцию спроса на деньги, выбирая механизмы денежно-кредитного регулирования. Предложение денег, напротив, может контролироваться монетарными властями и особенно ЦБ. Но под полным контролем ЦБ находится только денежная база.

Формирование же денежной массы и ее отдельных агрегатов Ml, М2 и М3− это результат взаимодействия ЦБ, коммерческих банков и небанковского сектора. При этом эффективность влияния, которое оказывает ЦБ на объем денежной массы, зависит от трансмиссионного механизма, связывающего денежную базу и денежные агрегаты.

Примечание:

В экономической теории под деньгами в узком смысле понимаются М1и деньги до востребования.

М1– наличные деньги;деньги до востребования

М2 – М1 +сберегательные и срочные мелкие вклады

М3 – М2 +крупные срочные вклады (свыше 100 тыс.дол.)

М4 – М3 + депозитные сертификаты в крупных коммерческих банках

М3 – М2+депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Отношение денежной массы к денежной базе называется денежным мультипликатором.

Денежная масса – сумма наличных денег + депозиты (больше денежной базы);

Денежная база – сумма наличных денег + резервные требования

Вектором, задающим направление управляющим воздействиям ЦБ на денежную базу и денежную массу, служит уровень реального производства. Исходящее от ЦБ предложение денег должно быть таким, которое не препятствует повышению реального выпуска, но в то же время и не провоцирует роста цен. Таким образом, управление денежным предложением для ЦБ задано своеобразным коридором возможностей: нижний уровень роста денежной массы обусловлен ростом экономики (реального и финансового сектора), а верхний − допустимым уровнем инфляции.

Денежно-кредитная (монетарная) политика – направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, поддерживания макроэкономического равновесия, сглаживания цикличности производства. Ее суть – воздействие на уровень инфляции, безработицы, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей через денежное обращение и кредит.

Главным звеном денежно-кредитной политики является Центральный банк.

Мероприятия монетарной политики ведут к росту ВВП, а следовательно и к экономическому росту. Ее инструменты (операции на открытом рынке ценных бумаг, учетно-процентная политика и регулирование обязательной нормы банковского резерва) делают все, чтобы привлекать инвестиции в национальную экономику, т.е. опять же это приводит к росту ВВП.

Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банк Росси) определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) Процентные ставки по операциям Банка России; Исходя из оценки общего состояния экономики и его прогноза на ближайшую перспективу, Центральный банк разрабатывает ϲʙᴏюпроцентную политику, кᴏᴛᴏᴩая будет важнейшим методом денежно-кредитного регулирования. Стоит заметить, что она предполагает установление Центральным банком шкалы процентных ставок поϲʙᴏим операциям с кредитными организациями и оказание ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего воздействия на рыночные процентные ставки. При ϶ᴛᴏм традиционно выбирается одна официальная процентная ставка по предоставлению ресурсов кредитным организациям, кᴏᴛᴏᴩая служит базой для расчета остальных ставок.

Учитывая зависимость от применяемых инструментов рефинансирования официальная ставка, устанавливаемая Центральным банком, называется ключевой ставкой (7,75%).

2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования).Обязательные резервы (резервные требования) − один из традиционных инструментов денежно-кредитной политики центральных банков, используемый для регулирования общей ликвидности банковской системы. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и недопущения неограниченного роста денежной массы в обращении. Центральный банк устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банков, а также порядок их депонирования на специальных счетах по учету обязательных резервов либо на корреспондентских счетах банков в Центральном банке.

Обязательные резервы относятся к «грубым» инструментам денежной политики, поскольку даже небольшое изменение резервных ставок оказывает сильное воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и в конечном счете на размеры денежного предложения. Чтобы не усиливать неопределенность функционирования банков, не осложнять им управление своей ликвидностью, центральные банки развитых стран существенно снизили размеры резервных требований и стали относительно редко прибегать к изменению резервных ставок. В ряде стран (в Великобритании, Канаде, Швеции и др.) ϶ᴛᴏт инструмент признали малоэффективным и устаревшим и полностью отказались от его применения.

Читать еще:  Формы денежных средств

3) Операции на открытом рынке ценных бумаг − это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Предположим, что в экономике наблюдается инфляция, т.е. излишний рост денежной массы и центральный банк решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать государственные обязательства. Предложение ГЦБ увеличивается, их рыночная цена падает, доходность для покупателя растет (по ним платится процент) – спрос на ценные бумаги правительства увеличивается. Клиенты коммерческих банков снимают деньги со своих счетов, происходит замещение денег ценными бумагами. Если центральный банк покупает ценные бумаги, то цены на них растут, процентные ставки снижаются, а денежная масса, находящаяся в обращении, растет.

Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно влияют на денежную массу, они порождают вторичный эффект.

4) Рефинансирование кредитных организаций;

5) Валютные интервенции−значительное разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путём продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Валютная интервенция осуществляется для регулирования курса иностранных валют в интересах государства. Коротко говоря, валютная интервенция − это воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс путём закупки или продажи большого количества иностранной валюты.

6) Установление ориентиров роста денежной массы;

7) Прямые количественные ограничения;

8) Эмиссия облигаций от своего имени.

Также можно отметить, что Центральный банк может применять инструменты прямого контроля (административно-количественные инструменты), традиционно имеющих форму директив, инструкций, направленных на ограничение сферы деятельности кредитных институтов в целях контроля количества или цены денег, депонированных в коммерческих банках и предоставленных ими кредитов. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов будут примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам будут примерами контроля в области процентных ставок (цены денег).

Административно-количественные инструменты могут применяться выборочно (селективно) по отношению к отдельным банкам, группам кредитных организаций, либо по отношению к отдельным видам банковских операций (установление максимальных темпов роста или максимальных процентов по отдельным видам кредитов, например, ипотечных, депозитов и т.д.).

Меры прямого контроля применяются традиционно в условиях недостаточного развития финансовых рынков или иных инструментов денежно-кредитной политики, а также в кризисных ситуациях, требующих быстрого и жесткого воздействия на финансовую сферу. Вместе с тем длительное применение данных инструментов может оказывать искажающее влияние на рынки, содействовать оттоку финансовых ресурсов на неконтролируемые (так называемые серые) рынки, т.е. в «теневую» экономику или за рубеж, появлению денежных суррогатов, а также усилению бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России стремится основной упор делать на применение рыночных (косвенных) инструментов регулирования. Вместе с тем законодательно предусмотрена возможность применения Банком России и прямых количественных ограничений, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. При ϶ᴛᴏм Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

22. Механизм денежного регулирования как часть денежно-кредитной политики государства

22. Механизм денежного регулирования как часть денежно-кредитной политики государства

Денежно-кредитная (монетарная) политика является наиболее подходящим для демократического общества инструментом государственного регулирования национальной экономики.

Высшая конечная цель монетарной политики – обеспечение стабильности цен, полной занятости населения, роста реального объема ВНП. Денежно-кредитная политика предполагает следующее:

1) развитую рыночную экономику;

2) эффективные институциональную и юридическую инфраструктуры;

3) укоренившуюся предпринимательскую психологию. Другими словами, наиболее эффективно она работает в условиях массового логичного с хозяйственной и юридической точек зрения поведения экономических субъектов, высокой степени зависимости юридических и физических лиц от кредита, низких и прогнозируемых показателей инфляции или при полном ее отсутствии.

Главная задача монетарной политики – создать такие условия для деятельности, чтобы частные лица, предприниматели, общественные и государственные органы при свободе выбора производили действия, совпадающие с целями экономической политики. Это осуществляется посредством регулирования процентной ставки, минимальных резервов и др.

Денежная политика является частью монетарной политики, куда, помимо нее, входит валютная и кредитная политика. Среди этих видов политики важнейшее положение занимает кредитная политика, содержание которой составляет регулирование условий кредитования экономики для достижения ею сбалансированного развития. Денежная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее средство государственного регулирования экономики и занимает важное место в жизни общества.

Основное назначение денежной политики состоит в обеспечении экономического оборота достаточной и необходимой денежной массой. Она призвана обеспечивать экономический рост.

Объектами денежной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке.

Мероприятия денежной политики осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменения рыночной конъюнктуры.

Денежная политика ориентируется на такие цели, как:

1) фиксация денег, находящихся в обращении;

2) определение уровня обязательных резервов и т. д. В большинстве стран имеется официальное учреждение, которое наделено правом контроля над денежной массой, находящейся в экономике, и кредитом. Обычно эту функцию выполняют центральные банки страны и министерства финансов или министерства экономики. Кроме того, т. к. внутренний денежный рынок связан с внешним, то центральные банки проводят политику стерилизации, т. е. увеличивает или уменьшает денежную массу посредством операций с валютой.

Между ними происходит разделение обязанностей, его конкретные формы в разных странах отличаются друг от друга, чаще всего центральный банк является независимым государственным учреждением, отвечающим за стабильность денежного обращения. Министерство финансов сосредоточивается на сборе налогов и распределении бюджетных средств, проводит первичное размещение государственных ценных бумаг.

Центральный банк в основном формирует предложение денег высокой эффективности, т. е. наличности, обращающейся в экономике в совокупности с объемом резервов, хранимых банками в центральном банке.

Для стран с переходной экономикой (к каким принадлежит наша страна) регулирование экономики посредством денежной политики приобретает особый смысл. Такая политика формирует необходимые условия и предпосылки для реализации стратегической цели всякой переходной экономики – воспроизводственной структуры, адекватно формируемой общественной модели.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Система денежно-кредитного регулирования и характеристика ее элементов.

Тема 8. Организация денежно-кредитного регулирования

Система денежно-кредитного регулирования – это организованная государством в лице Центрального банка регулирование денежного оборота в целях поддержания устойчивости национальной валюты и решения других макроэкономических задач.

Элементами системы денежно-кредитного регулирования являются:

1. Принципы денежно-кредитного регулирования. Принципы денежно-кредитного регулирования выражают наиболее общие правила, на которых базируются другие элементы системы, и соблюдение которых делает систему устойчивой, эластичной и экономически обоснованной.

Первый принцип – принцип централизованного управления системой денежно-кредитного регулирования.

Читать еще:  Типы денежного обращения

Второй принцип – принцип единства денежно-кредитной политики.

Третий принцип – неподчиненности Центрального банка органам исполнительной власти и подотчетности органам законодательной власти.

2. Цели денежно-кредитного регулирования. Следует различать три уровня целей – конечные, промежуточные и операционные.

Конечные цели связаны с целями экономической политики государства такими, как экономический рост, более полная занятость населения, стабильность цен и внешнеэкономическое равновесие. Большинство ЦБ ставит перед собой общую конечную цель – снижение инфляции.

Промежуточные цели представляют собой показатели, которые находятся под непосредственным контролем органов денежно-кредитного регулирования:

– совокупный объем денежной массы или отдельные агрегаты (М, М1, М2);

– регулирование процентных ставок (для стран с хорошо развитым финансовым рынком и сбалансированной экономикой);

– валютный курс (для стран с фиксированным или управляемым валютным курсом).

В качестве операционной цели, т.е. краткосрочного параметра для регулирования используется денежная база.

3. Задачи денежно-кредитного регулирования. Главная приоритетная задача Центрального банки при организации денежно-кредитного регулирования заключается в поддержании устойчивости национальной валюты. Кроме того, задачи денежно-кредитного регулирования включают:

– координирование деятельности Центрального банка с другими органами государственной власти (в частности, с Минфином, Минэкономразвития);

– содействие решению социальных и экономических задач, стоящих перед государством, используя инструменты денежно-кредитного регулирования.

4. Субъекты денежно-кредитного регулирования.Субъектов денежно-кредитного регулирования принято рассматривать в широком и узком смыслах. В широком смысле под субъектами денежно-кредитного регулирования понимают юридических и физических лиц, как осуществляющих денежно-кредитное регулирование, так и тех, на кого денежно-кредитное регулирование воздействует.

В узком смысле к субъектам относят только юридических лиц, которые осуществляют денежно-кредитное регулирование, а именно: Центральный банк и аналогичные институты, законодательные органы, государственные министерства и ведомства. При этом первостепенная роль отводится Центральному банку.

Функции Центрального банка при организации денежно-кредитного регулирования заключаются в:

– организации процессов управления операциями банков на макроуровне;

– поддержание стабильности функционирования банковской и денежной систем страны.

5. Объекты денежно-кредитного регулирования. Объектами денежно-кредитного регулирования являются конкретные показатели денежного оборота, изменяющиеся под влиянием денежно-кредитного регулирования. К ним относят:

– объем денежной массы в обороте;

– структура денежной массы;

– объем и структура денежных доходов и расходов населения;

– объем и структура налично-денежного оборота, проходящего через банки;

– скорость оборота денег;

– коэффициент банковской мультипликации;

– объем кредитов, выданных Центральным банком Правительству и коммерческим банкам, а также кредитов, выданных коммерческими банками юридическим и физическим лицам.

6. Методы денежно-кредитного регулирования. Методы денежно-кредитного регулирования представляют собой совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитного регулирования воздействуют на объекты денежно-кредитного регулирования для достижения поставленных целей. Методы денежно-кредитного регулирования можно классифицировать по различным признакам.

Во-первых, в зависимости от связи метода ДКР с поставленной целью различают прямые и косвенные методы. Прямые методы – это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Прямое регулирование предполагает использования количественных ограничений кредитов и депозитов, контроля процентных ставок путем установления их максимальных границ.

Применение прямых методов дает наиболее быстрый эффект за счет сокращения временных лагов. Кроме того, возможно непосредственное влияние на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Прямые методы наиболее привлекательны для государственных органов особенно в условиях финансового кризиса, они наиболее предсказуемы и требуют меньше затрат.

Вместе с тем, прямые методы денежно-кредитного регулирования являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Негативные последствия применения прямых методов денежно-кредитного регулирования зачастую превалируют над преимуществами, поскольку деформируют рыночный механизм.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Они имеют большой временной лаг и менее предсказуемы, однако их применение не приводит к деформации рынка. Эффективность косвенных методов во многом зависит от степени развития денежного рынка.

В экономической литературе прямые и косвенные методы также получили названия административных и экономических методов.

Во-вторых, в зависимости от сферы распространения различают общие и селективные методы. Общие методы являются методами тотального распространения и оказывают влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы носят избирательный характер, регулируют конкретные виды кредитов, носят в основном директивный характер и воздействуют на отдельные банковские операции. Посредством этих методов решаются частные задачи такие, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или некоторых видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. В условиях финансового кризиса также повышается значимость селективных методов регулирования.

В-третьих, различают методы денежно-кредитного регулирования, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке.

7. Инструменты денежно-кредитного регулирования. Под инструментом денежно-кредитного регулированияпонимают средство, способ воздействия Центрального банка на объекты денежно-кредитного регулирования.

Ключевыми инструментами денежно-кредитного регулирования в мировой практике являются:

– изменение норматива обязательных резервов, или так называемых «резервных требований»;

– процентная политика центрального банка, т.е. изменение механизма заимствования средств коммерческими банками у Центрального банка или депонирования средств коммерческих банков в Центральном банке;

– операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Согласно российскому законодательству Банк России может использовать следующие инструменты денежно-кредитного регулирования:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы (таргетирование);

7) прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций);

8) эмиссия облигаций от своего имени (облигаций Банка России).

8. Механизм денежно-кредитного регулирования. Механизм денежно-кредитного регулирования включает в себя условия и порядок использования инструментов и методов денежно-кредитного регулирования, а также организацию деятельности Центрального банка по их использованию. Механизм определяется в отношении каждого инструмента в отдельности и предполагает их эффективное сочетание для достижения поставленных целей. Порядок применения каждого из инструментов закреплен в нормативных документах Центрального банка.

Денежно-кредитная политика (ДКП) представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране

В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

– политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

– политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики денежными ресурсами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector