Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кредитно денежная политика сущность и виды

Лекция 24. Денежно-кредитная политика и ее инструменты

1. Сущность и виды денежно-кредитной политики.

2. Основные инструменты денежно-кредитной политики.

3. Типы денежно-кредитной политики и меры ее регулирования.

4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь.

1. Сущность и виды денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная (монетарная) политика – политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику НБ РБ. Денежно-кредитная политика НБ РБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации через укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики и осуществляется посредством осуществления денежно-кредитного регулирования – совокупности конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

НБ РБ совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, которые включают в себя характеристику состояния экономики Республики Беларусь; прогноз социально-экономического развития и прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год; основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год; оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году; мероприятия НБ РБ на очередной год по совершенствованию банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

НБ РБ ежеквартально информирует Президента и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, о размерах золотовалютных резервов.

Виды монетарной политики:

– жесткая монетарная политика – направлена на поддержание определенного размера денежной массы;

– гибкая монетарная политика – направлена на регулирование процентной ставки;

– стимулирующая монетарная политика – проводится в период спада с целью стимулирования деловой активности и борьбы с безработицей;

– сдерживающая монетарная политика – проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Методы денежно-кредитной политики – совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Виды методов денежно-кредитной политики:

а) Прямые методы – административные меры в форме различных директив (установление лимитов роста кредитования, лимиты привлечения депозитов) Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены кредитных ресурсов на финансовом рынке. Реализация этих методов дает наиболее быстрый экономический эффект.

б) Косвенные методы – методы, воздействующие на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Данные методы имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Их применение не приводит к деформациям рынка, поэтому использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации банковской деятельности.

Различают общие и селективные методы: общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом; селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, такие как ограничение выдачи ссуд некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

2. Основные инструменты денежно-кредитной политики. В развитых экономических системах косвенными инструментами денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки.

Операции на открытом рынке – продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков и, следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Резервная норма – установленный в виде процента норматив депозитных обязательств, которые коммерческий банк должен хранить в центральном банке либо в собственных хранилищах. Повышение резервной нормы увеличивает объем обязательных резервов. При этом банки теряют избыточные резервы, что снижает их способность создавать деньги путем кредитования. Снижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Учетная ставка – ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешевых» и «дорогих» денег.

3. Типы денежно-кредитной политики и меры ее регулирования.Существует два типа денежно-кредитной политики:

1) Политика дешевых денег. Проводится в период низкой конъюнктуры. ЦБ увеличивает предложение денег путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

2) Политика дорогих денег. Проводится ЦБ прежде всего как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учетная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования.К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг, кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмену квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь.Самостоятельный денежный рынок в Республике Беларусь начал формироваться с момента обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь» и др., которые определили экономические и правовые основы функционирования денежного рынка Республики Беларусь. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.

Читать еще:  Расходование денежных средств из кассы

Начиная с 2000 г. и по настоящее время НБ РБ проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. Ее приоритетными задачами были снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; создание условий для эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. В 2001–2004 гг. НБ РБ, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. Для регулирования денежной массы НБ РБ использовал операции на открытом рынке, которые осуществлялись с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. В 2007–2008 гг. сохранилась тенденция к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Укреплению банковской системы будет способствовать прирост собственного капитала банков на 13–17 %.

Цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь. Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики НБ РБ и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

Основные направления денежно-кредитной политики Беларуси:

– реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников СНГ;

– работа по вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства, включая формирование и развитие договорно-правовой базы;

– взаимодействие НБ РБ и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

Кредитная эмиссия Национального банка проводится исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков. Ресурсная база банков увеличивается за счет привлечения средств резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ I. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

Сущность и виды денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная (или монетарная) политика

– это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Денежно – кредитная политика

– проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, а также выборочные методы регулирования отдельных видов кредита.[1]

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Денежно-кредитное регулирование – это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада – в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляцией, – в ограничении предложения денег для ограничения расходов

Проводя денежно – кредитную политику, центральный банк не оказывает прямого воздействия на состояние реального сектора экономики. Его главная задача – создать объективные предпосылки для формирования сбережений предприятиями и населением и последующей их трансформации в производительные инвестиции.

Виды и методы монетарной политики

Жесткая монетарная политика – политика, направленная на поддержание на определенном уровне денежной массы; графически как крайний случай представляется вертикальной кривой предложения денег на уровне заданного показателя денежной массы.

Гибкая монетарная политика – политика направленная на поддержание на определенном уровне ставки процента; как крайний случай графически может быть продемонстрирована горизонтальной кривой предложения денег на уровне заданного значения процент ной ставки.

Выбор варианта монетарной политики определяется причиной изменения спроса на деньги. Если такой причиной является изменение скорости обращения денег, то реализуется гибкая монетарная политика, соответствующая горизонтальной или пологой кривой предложения денег (рисунок а).

Если же такой причиной является инфляция, то реализуется жесткая монетарная политика, соответствующая относительно вертикальной или крутой предложения денег (рисунок б).

Различают виды монетарной политики:

1. Стимулирующая – проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

2. Сдерживающая – проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

— снижение нормы резервных требований

— снижение учетной ставки процента

— покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

— повышение нормы резервных требований

— повышение учетной ставки процента

— продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики.

Методы денежно-кредитной политики

– совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют тактическими целями денежно-кредитной политики. Это воздействие осуществляется с помощью соответствующих инструментов.

Под инструментом денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия ЦБ как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В рамках денежно-кредитной политики применяются прямые и косвенные методы.

§ Прямые методы – административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги – это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Читать еще:  Журнал передачи денежных средств между кассирами

Порядок открытия валютных счетов
По действующему законодательству на территории России могут быть открыты валютные счета как резидентам, так и нерезидентам в любом банке, имеющем право на проведение операций с иностранной валютой. При этом количество открываемых валютных .

Государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг
5.1 Эмитент представляет в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг не позднее 30 дней после окончания срока размещения ценных бумаг, указанного в зарегистрированном решении о выпуске (дополнител .

Сущность и функции клиринга и расчетов
Клиринг вообще — это зачет взаимных требований и обязательств. Биржевой клиринг — это клиринг между участниками биржевой торговли, основанный на установлении того, кто, кому и в какие сроки должен уплатить деньги и поставить биржевой ак .

Денежно-кредитная политика: сущность и цели, инструменты и типы;

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Методы денежно-кредитной политики:Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Виды монетарных политик

Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.

Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.

Различают виды монетарной политики:

Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

снижение нормы резервных требований

снижение учетной ставки процента

покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

повышение нормы резервных требований

повышение учетной ставки процента

продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Лекция 24. Денежно-кредитная политика и ее инструменты

1. Сущность и виды денежно-кредитной политики.

2. Основные инструменты денежно-кредитной политики.

3. Типы денежно-кредитной политики и меры ее регулирования.

4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь.

1. Сущность и виды денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная (монетарная) политика – политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику НБ РБ. Денежно-кредитная политика НБ РБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации через укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны. Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики и осуществляется посредством осуществления денежно-кредитного регулирования – совокупности конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

НБ РБ совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год, которые включают в себя характеристику состояния экономики Республики Беларусь; прогноз социально-экономического развития и прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год; основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год; оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году; мероприятия НБ РБ на очередной год по совершенствованию банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы Республики Беларусь.

НБ РБ ежеквартально информирует Президента и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, о размерах золотовалютных резервов.

Виды монетарной политики:

– жесткая монетарная политика – направлена на поддержание определенного размера денежной массы;

– гибкая монетарная политика – направлена на регулирование процентной ставки;

– стимулирующая монетарная политика – проводится в период спада с целью стимулирования деловой активности и борьбы с безработицей;

– сдерживающая монетарная политика – проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Читать еще:  Обряд на денежный поток

Методы денежно-кредитной политики – совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

Виды методов денежно-кредитной политики:

а) Прямые методы – административные меры в форме различных директив (установление лимитов роста кредитования, лимиты привлечения депозитов) Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены кредитных ресурсов на финансовом рынке. Реализация этих методов дает наиболее быстрый экономический эффект.

б) Косвенные методы – методы, воздействующие на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов. Данные методы имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Их применение не приводит к деформациям рынка, поэтому использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации банковской деятельности.

Различают общие и селективные методы: общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом; селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, такие как ограничение выдачи ссуд некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

2. Основные инструменты денежно-кредитной политики. В развитых экономических системах косвенными инструментами денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки.

Операции на открытом рынке – продажа (покупка) ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческими банками уменьшает (увеличивает) резервы банков и, следовательно, уменьшает (увеличивает) кредитные возможности банков, увеличивая (уменьшая) процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Резервная норма – установленный в виде процента норматив депозитных обязательств, которые коммерческий банк должен хранить в центральном банке либо в собственных хранилищах. Повышение резервной нормы увеличивает объем обязательных резервов. При этом банки теряют избыточные резервы, что снижает их способность создавать деньги путем кредитования. Снижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает способность банков создавать деньги путем кредитования. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Учетная ставка – ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешевых» и «дорогих» денег.

3. Типы денежно-кредитной политики и меры ее регулирования.Существует два типа денежно-кредитной политики:

1) Политика дешевых денег. Проводится в период низкой конъюнктуры. ЦБ увеличивает предложение денег путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

2) Политика дорогих денег. Проводится ЦБ прежде всего как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учетная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования.К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг, кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмену квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

4. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь.Самостоятельный денежный рынок в Республике Беларусь начал формироваться с момента обретения независимости. В 1992 г. были приняты законы «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь», «О Национальном банке Республики Беларусь» и др., которые определили экономические и правовые основы функционирования денежного рынка Республики Беларусь. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь. Ежегодно разрабатываются и утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, в которых определяются цели, показатели, инструменты денежно-кредитного регулирования.

Начиная с 2000 г. и по настоящее время НБ РБ проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. Ее приоритетными задачами были снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; создание условий для эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы страны. В 2001–2004 гг. НБ РБ, сохраняя преемственность целей денежно-кредитного регулирования, продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. Для регулирования денежной массы НБ РБ использовал операции на открытом рынке, которые осуществлялись с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. В 2007–2008 гг. сохранилась тенденция к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Укреплению банковской системы будет способствовать прирост собственного капитала банков на 13–17 %.

Цель денежно-кредитной политики Республики Беларусь – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь. Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики НБ РБ и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

Основные направления денежно-кредитной политики Беларуси:

– реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников СНГ;

– работа по вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства, включая формирование и развитие договорно-правовой базы;

– взаимодействие НБ РБ и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

Кредитная эмиссия Национального банка проводится исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков. Ресурсная база банков увеличивается за счет привлечения средств резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ I. БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector