Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конечные цели денежно кредитной политики

Цели и принципы денежно-кредитной политики

Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание ценовой стабильности, то есть стабильно низкой инфляции.

Ценовая стабильность — важный элемент благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, так как она:

  • защищает доходы и сбережения в национальной валюте от непредсказуемого обесценения. Это позволяет поддерживать уровень жизни, а также более уверенно планировать ежедневные и долгосрочные расходы;
  • защищает граждан с невысоким уровнем дохода. Такие семьи в основном покупают недорогие товары первой необходимости. Стабильно низкая инфляции позволяет поддерживать уровень потребления;
  • способствует повышению доступности заемного финансирования для компаний, так как снижает инфляционную премию, которые банки закладывают в процентные ставки;
  • упрощает финансовое и инвестиционное планирование для бизнеса;
  • увеличивает доверие к национальной валюте и создает условия для снижения валютизации активов и обязательств в экономике. Это, в свою очередь, снижает влияние изменения внешних условий на экономику.

Основные принципы денежно-кредитной политики

Для достижения цели по инфляции Банк России реализует денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции (от англ. target — «цель»). При проведении денежно-кредитной политики важна последовательность, предсказуемость и прозрачность действий центрального банка, поэтому Банк России проводит свою политику в соответствии с рядом принципов.

    Банк России устанавливает постоянно действующую публичную количественную цель по инфляции, чтобы население, бизнес, участники финансового рынка могли учитывать ее при планировании своей деятельности и принятии решений. Цель по инфляции установлена для годового темпа прироста потребительских цен, то есть изменения за последние 12 месяцев общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением.

Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4% постоянно. Формулировка «вблизи 4%» отражает допустимость небольших колебаний инфляции вокруг цели.

Если инфляция существенно отклоняется от цели, Банк России оценивает причины и продолжительность отклонения и исходя из этого принимает решения об использовании мер денежно-кредитной политики для возвращения инфляции к цели.

Совет директоров Банка России регулярно принимает решения по ключевой ставке — восемь раз в год в соответствии с заранее утвержденным и опубликованным графиком.

Решение по ключевой ставке обязательно сопровождается объяснением его логики и причин, а также, как правило, дополняется сигналом о возможных дальнейших шагах по денежно-кредитной политике. Разъяснение Банком России принятых решений и будущих намерений является важным инструментом управления инфляционными ожиданиями, так называемой привязки их к цели по инфляции.

Привязка инфляционных ожиданий как населения, так и бизнеса к цели по инфляции имеет большое значения для действенности мер, принимаемых центральным банком.

Банк России принимает решения по денежно-кредитной политике на основе макроэкономического прогноза с учетом анализа широкого круга информации. Денежно-кредитная политика влияет на динамику цен не сразу, а со временем, через длинную цепочку взаимосвязей. Поэтому для оценки влияния решения по ключевой ставке на экономику и инфляцию необходим макроэкономический прогноз.

Для разработки прогноза Банк России использует современные макроэкономические модели. В рамках подготовки макроэкономического прогноза Банк России оценивает продолжительность действия факторов, влияющих на экономику и динамику цен, и устойчивость сформировавшихся экономических тенденций.

Меры, принимаемые по другим направлениям внутренней экономической политики, а также меры экономической политики в крупнейших зарубежных странах являются важными факторами, которые учитывает Банк России при подготовке макроэкономического прогноза.

При формировании предпосылок макроэкономического прогноза и оценке рисков на текущем этапе Банк России использует консервативный подход, придавая несколько большее значение проинфляционным факторам и рискам. Это связано с тем, что инфляционные ожидания в России пока остаются повышенными и чувствительными даже к временному повышению цен на отдельные товары. В такой ситуации недооценка проинфляционных факторов и рисков может привести к устойчивым и продолжительным отклонениям инфляции вверх от цели.

Банк России придерживается информационной открытости в области денежно-кредитной политики, чтобы повысить понимание и доверие к проводимой денежно-кредитной политике, сформировать предсказуемую экономическую среду для всех участников экономических отношений. Понимание и доверие к принимаемым мерам имеет большое значение для повышения их действенности.

В рамках политики информационной открытости Банк России прежде всего стремится максимально оперативно и полно раскрывать информацию о целях, принципах, мерах и результатах денежно-кредитной политики, об оценке экономической ситуации и перспектив ее развития. Банк России также работает над расширением охвата коммуникации по денежно-кредитной политике и повышением ее адресности.

Цели и задачи денежно-кредитной политики

Совокупность мероприятий денежной политики (регулирует изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики государства.

Цели кредитно–денежной политики:

1) устойчивые темпы роста национального производства;

2) стабильные цены;

3) высокий уровень занятости населения;

4) равновесие платежного баланса.

Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством страны, ее проводником является Центральный банк. Он располагает набором средств, которые называются инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.

Под денежно-кредитной политикой понимается совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов Она является составной частью единой государственной экономической политики. Объектом в системе денежно-кредитного регулирования выступают денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров (услуг) и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направления движения и т.д.

Субъектами денежно-кредитной политики в широком смысле являются все участники денежных отношений (субъекты денежно-кредитного сектора экономики): субъекты хозяйствования, включая институты денежного рынка; государство (государственные структуры).

В процессе разработки денежно-кредитной политики Центральный банк страны формулирует её цели и задачи, определяет набор инструментов для достижения целей, устанавливает определенные условия (параметры), механизмы использования данных инструментов.

Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности ставки процента, стабильности на финансовом рынке и стабильности валютного курса . Однако текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем эта глобальная задача. Эти конкретные цели включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более того) временных интервалах.

Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики включает следующие этапы. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

На втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей (чистый внутренний рублевый кредит ЦБ, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия ЦБ).

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, резервы центрального банка и др.).

На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики.

28. Бюджетное регулированиесоциально-экономических процессов —

Бюджетное регулирование социально-экономических процессов — организованная государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений по поводу формирования и использования бюджетных средств с целью корректировки процессов общественного воспроизводства.

Основная задача, решаемая в процессе бюджетного регулирования, связана с установлением оптимальных пропорций распределения валового внутреннего продукта, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества как на макро-, так и на микроуровне. Это требует согласования и наиболее оптимального сочетания личных, коллективных и общественных интересов и отражает финансовый аспект проблемы сочетания системы государственного воздействия с эффективно функционирующим рыночным механизмом.

Во все времена экономистами уделялось значительное внимание вопросам макроэкономического регулирования с использованием государственных финансов. Основным стабилизирующим фактором общественного воспроизводства рассматривался бюджет. Маневрируя разницей между доходами и расходами бюджета в зависимости от конкретных экономических условий государство целенаправленно влияла на объем совокупного спроса, а через него на величину предложения.

Таким образом, через укрепление государственных финансов путем мобилизации дополнительных доходов и сокращения государственных расходов достигалась макроэкономическая стабилизация в обществе. Вместе с проведением других мероприятий это должно способствовать процессам ускоренного экономического роста.

Читать еще:  Зарплата в неденежной форме

Система управления расходами формировалась на протяжении длительного периода времени, отражая задачи государства на разных этапах ее развития. Традиционно управление государственными расходами рассматривался как система контроля за правильностью расходования бюджетных средств. Со временем влияние на содержание управления расходами оказали экономические трудности, задачи в этом направлении расширялись и усложнялись.

С нынешних позиций взвешенный подход к управлению государственными расходами требует комплексного подхода. Такое управление начинается с этапа составления бюджета и заканчивается формированием отчетности об использовании бюджетных средств. Бюджет воспринимается как основной рычаг экономического планирования, макроэкономической стабильности и роста. Его составление происходит в тесной взаимосвязи с макроэкономическим прогнозированием.

Эффективное управление государственными расходами оказывает существенное влияние на размеры и структуру совокупного спроса. Так, расходы государства на социально-культурные мероприятия являются своего рода инвестициями в подготовку квалифицированной рабочей силы, а следовательно, стратегической мере уменьшения издержек производства и поддержки предпринимательской сферы. Через предоставление социальных субсидий обеспечивается устойчивый платежеспособный спрос населения в части потребленных им благ. Существенных изменений рыночная конъюнктура приобретает и в процессе реализации других государственных функций, в частности, при субсидировании и кредитовании промышленных предприятий, сельского хозяйства, создание и улучшение объектов инфраструктуры, погашении и выплате процентов по государственным долгам.

Только при условии производительного использования государственные расходы будут оказывать положительное влияние на совокупный спрос. Если в государственных расходах большой удельный вес занимают расходы на обслуживание долговых обязательств государства, национальную оборону они будут увеличивать только фиктивный общественный спрос, что в конечном счете неизбежно приведет к кризисному состоянию (мировой практике известно много таких примеров, в частности, инфляция, охватившая весь мир в 70-е-80-е годы прошлого века, финансовые кризиса в августе 1998 года, второй половине 2008 года).

Участие государства в воспроизводственных процессах обеспечивается в значительной степени за использования фондов денежных средств, которые мобилизуются из различных источников. Возможность регулировать общепроизводственные показатели через манипулирование объемами и составом государственных доходов можно объяснить следующими объективными предпосылками:

— огосударствление части ресурсов, которыми обладают юридические лица и которые используются ими для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень доходности этих субъектов и изменяет структуру совокупного потребления;

— изъятие части дохода позволяет корректировать степень социальной дифференциации и устанавливать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства.

Регулирование макроэкономических показателей с помощью государственных доходов достигается:

— во-первых, путем предоставления определенных льгот малоимущим слоям населения, а также убыточным и низкорентабельным предприятиям;

— во-вторых, через отчуждение части слишком высоких доходов, когда трудовая вознаграждение или имущество, которое передается в порядке наследования или дарения обеспечивают формирование доходов в значительно больших размерах, чем это необходимо для создания нормальных условий жизнедеятельности. Разнообразие видов доходов и механизмов их изъятия предоставляют государству возможность целенаправленно регулировать спрос на определенные товары и услуги, выбирать наиболее оптимальные технологии, продукцию импорта и тому подобное.

Как известно, в большинстве современных государств, основная масса централизованных денежных потоков формируется посредством налогов. Единственным смыслом и оправданием налогов в демократическом обществе считается максимальное удовлетворение спроса налогоплательщиков на общественные блага и признанных гражданами данного государства принципов перераспределения доходов.

Налоги являются одним из важнейших рычагов воздействия государства на экономику. С их помощью определяются темпы накопления и пропорции распределения валового внутреннего продукта, осуществляется влияние на платежеспособный спрос населения, уровень его благосостояния и тому подобное. Поэтому вопросы налоговой политики всегда находится в центре внимания парламента и правительства. Проводимая в Украине налоговая реформа имеет целью стимулировать отечественного производителя и усиление налоговой и платежной дисциплины, а также своевременного поступления налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет.

Каждый из конкретных видов налогов вызывает регулирующее воздействие на отдельную сферу деятельности. Так, освобождение от налогов или предоставление значительных налоговых льгот хозрасчетным организациям социально-культурной сферы может способствовать росту культурно-образовательного потенциала общества. Усиление социальной ориентации в налогообложении доходов и имущества населения (уменьшение налоговой базы и ставок налогов для многодетных семей, инвалидов, ветеранов) равнозначно по сути увеличению государственных расходов на соответствующие цели, служит усилению социальной стабильности в обществе. Высокие ставки налогообложения доходов предприятий делает выгодным повышения капиталоемкости производства, тогда как рост налогов на имущество предприятий подталкивает хозяйствующие субъекты к уменьшению доли имущественных объектов.

Важным элементом макроэкономического регулирования является государственная пошлина. Оно позволяет регулировать доступность юридических услуг для тех или иных лиц, заинтересованных в совершении сделок. Таможенные тарифы влияют на конкурентоспособность национальных и зарубежных производителей. их повышение приводит к удорожанию товаров и уменьшение внешнеторгового оборота. При снижении и отмене таможенных тарифов создаются благоприятные условия для расширения внешней торговли, задержки роста цен, обострение конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Только в комплексе с другими формами государственного воздействия на общественное воспроизводство (уровень таможенных тарифов, цен на продукцию государственных предприятий, валютный курс, объем и структуру денежной массы, административно-законодательную деятельность) бюджетное регулирование может обеспечить положительные тенденции в динамике основных макроэкономических показателей. Обязательным условием положительного эффекта-политическая стабильность в государстве и хорошо продуманная и взвешенная экономическая стратегия экономического развития.

29. связь бюджетного планирования со стратегическими проблемами развития экономики

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1087 ;

Денежно-кредитная политика. Цели и инструменты;

Цели денежно-кредитной политики классифицируются на конечные и промежуточные.

Конечные цели: а) экономический рост; б) полная занятость; в) стабильность цен; г) устойчивый платежный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры: а) денежная масса; б) ставка процента; в) обменный курс.

Инструменты денежно-кредитной политики включают:

а) лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;

б) изменение нормы обязательных резервов;

в) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

г) операции на открытом рынке.

Существует различие между инструментами прямого (а) и косвенного (б, в, г) регулирования. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Конечные цели реализуются денежно-кредитной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой, структурной и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности Центрального (Национального) банка и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.

Рассмотрим инструменты косвенного регулирования денежной системы.

Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке (формы хранения могут различаться по странам). Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального банка, а также для межбанковских расчетов.

Банки могут хранить и избыточные резервы — некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить, пуская эти деньга в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает Центральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

На практике нормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку сама процедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента через мультипликатор значительна.

Другим инструментом денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у Центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Читать еще:  Кредитные денежные средства это

Учетная ставка обычно бывает ниже ставки межбанковского рынка. Но получение кредита у Центрального банка может быть сопряжено с определенными административными ограничениями. Часто Центральный банк выступает как последний кредитор для коммерческих банков, испытывающих серьезные затруднения. Однако к «учетному окну» Центрального банка допускаются не все банки: характер финансовых операций заемщика или причины обращения за помощью могут оказаться неприемлемыми, с точки зрения Центрального банка.

Краткосрочные ссуды обычно предоставляются для пополнения резервов коммерческих банков. Среднесрочные и долгосрочные ссуды Центрального банка выдаются для особых нужд (сезонные потребности) или для выхода из тяжелого финансового положения.

В отличие от межбанковского кредита ссуды Центрального банка, попадая на резервные счета коммерческих банков, увеличивают суммарные резервы банковской системы, расширяют денежную базу и образуют основу мультипликативного изменения предложения денег. Следует заметить, однако, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками у Центрального банка, составляет обычно, лишь незначительную долю привлекаемых ими средств. Изменение учетной ставки Центральным банком стоит рассматривать скорее как индикатор политики Центрального банка. Во многих развитых странах существует четкая связь между учетным процентом Центрального банка и ставками частных банков. Например, повышение учетной ставки Центральным банком сигнализирует о начале ограничительной денежно-кредитной политики. Вслед за этим растут ставки на рынке межбанковского кредита, а затем и ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору. Все эти изменения происходят по цепочке достаточно быстро.

Операции на открытом рынке — третий способ контроля за денежной массой. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

Когда Центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в Центральном банке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступают дополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если Центральный банк продает ценные бумаги, процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.

Наряду с косвенными инструментами могут применяться и административные методырегулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль над отдельными видами кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики.

К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно-кредитной политики центральный банк использует одновременно совокупность инструментов.

Различают два основных типа денежно-кредитной политики, каждый из которых характеризуется определенными целями и набором инструментов регулирования. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на ужесточение условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

Как уже отмечалось, Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег. Так, рост процентной ставки на денежном рынке может вызвать снижение избыточных резервов (уменьшение коэффициента , где R – включает и обязательные, и избыточные резервы), а также побудить население хранить относительно большие средства на депозитах и меньше в наличности, что отразится на снижении коэффициента cr (). В результате увеличится денежный мультипликатор и, соответственно, предложение денег.

Выбор вариантов денежно-кредитной политики зависит во многом от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика поддержания денежной массы, что соответствует вертикальной или крутой кривой предложения денег. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то вероятно, предпочтительной окажется политика поддержания ставки процента, связанной непосредственно с инвестиционной активностью (горизонтальная или пологая кривая предложения денег L S ). В зависимости от угла наклона кривой L S изменение спроса на деньги будет в большей степени сказываться либо на денежной массе (рис. 23.1), либо на ставке процента (рис.23.2).

Очевидно, что Центральный банк не в состоянии одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента. Например, для поддержания относительно устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги Центральный банк вынужден будет расширить предложение денег, чтобы сбить давление вверх на ставку процента со стороны возросшего спроса на деньги (это отразится сдвигом вправо кривой L D и перемещением точки равновесия вправо вдоль кривой L S ).

Цели и задачи денежно-кредитной политики

Совокупность мероприятий денежной политики (регулирует изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики государства.

Цели кредитно–денежной политики:

1) устойчивые темпы роста национального производства;

2) стабильные цены;

3) высокий уровень занятости населения;

4) равновесие платежного баланса.

Хотя денежно-кредитная политика определяется правительством страны, ее проводником является Центральный банк. Он располагает набором средств, которые называются инструментами денежно-кредитной политики. Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в виде банковских депозитов, либо на процентные ставки.

Под денежно-кредитной политикой понимается совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов Она является составной частью единой государственной экономической политики. Объектом в системе денежно-кредитного регулирования выступают денежные средства, обеспечивающие процесс воспроизводства товаров (услуг) и характеризуемые комплексом количественных и качественных параметров: объем, форма, цена, направления движения и т.д.

Читать еще:  Безотзывность перевода денежных средств

Субъектами денежно-кредитной политики в широком смысле являются все участники денежных отношений (субъекты денежно-кредитного сектора экономики): субъекты хозяйствования, включая институты денежного рынка; государство (государственные структуры).

В процессе разработки денежно-кредитной политики Центральный банк страны формулирует её цели и задачи, определяет набор инструментов для достижения целей, устанавливает определенные условия (параметры), механизмы использования данных инструментов.

Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, экономического роста, высокого уровня занятости, стабильности ставки процента, стабильности на финансовом рынке и стабильности валютного курса . Однако текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем эта глобальная задача. Эти конкретные цели включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более того) временных интервалах.

Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики включает следующие этапы. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

На втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей (чистый внутренний рублевый кредит ЦБ, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия ЦБ).

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, резервы центрального банка и др.).

На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики.

28. Бюджетное регулированиесоциально-экономических процессов —

Бюджетное регулирование социально-экономических процессов — организованная государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений по поводу формирования и использования бюджетных средств с целью корректировки процессов общественного воспроизводства.

Основная задача, решаемая в процессе бюджетного регулирования, связана с установлением оптимальных пропорций распределения валового внутреннего продукта, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества как на макро-, так и на микроуровне. Это требует согласования и наиболее оптимального сочетания личных, коллективных и общественных интересов и отражает финансовый аспект проблемы сочетания системы государственного воздействия с эффективно функционирующим рыночным механизмом.

Во все времена экономистами уделялось значительное внимание вопросам макроэкономического регулирования с использованием государственных финансов. Основным стабилизирующим фактором общественного воспроизводства рассматривался бюджет. Маневрируя разницей между доходами и расходами бюджета в зависимости от конкретных экономических условий государство целенаправленно влияла на объем совокупного спроса, а через него на величину предложения.

Таким образом, через укрепление государственных финансов путем мобилизации дополнительных доходов и сокращения государственных расходов достигалась макроэкономическая стабилизация в обществе. Вместе с проведением других мероприятий это должно способствовать процессам ускоренного экономического роста.

Система управления расходами формировалась на протяжении длительного периода времени, отражая задачи государства на разных этапах ее развития. Традиционно управление государственными расходами рассматривался как система контроля за правильностью расходования бюджетных средств. Со временем влияние на содержание управления расходами оказали экономические трудности, задачи в этом направлении расширялись и усложнялись.

С нынешних позиций взвешенный подход к управлению государственными расходами требует комплексного подхода. Такое управление начинается с этапа составления бюджета и заканчивается формированием отчетности об использовании бюджетных средств. Бюджет воспринимается как основной рычаг экономического планирования, макроэкономической стабильности и роста. Его составление происходит в тесной взаимосвязи с макроэкономическим прогнозированием.

Эффективное управление государственными расходами оказывает существенное влияние на размеры и структуру совокупного спроса. Так, расходы государства на социально-культурные мероприятия являются своего рода инвестициями в подготовку квалифицированной рабочей силы, а следовательно, стратегической мере уменьшения издержек производства и поддержки предпринимательской сферы. Через предоставление социальных субсидий обеспечивается устойчивый платежеспособный спрос населения в части потребленных им благ. Существенных изменений рыночная конъюнктура приобретает и в процессе реализации других государственных функций, в частности, при субсидировании и кредитовании промышленных предприятий, сельского хозяйства, создание и улучшение объектов инфраструктуры, погашении и выплате процентов по государственным долгам.

Только при условии производительного использования государственные расходы будут оказывать положительное влияние на совокупный спрос. Если в государственных расходах большой удельный вес занимают расходы на обслуживание долговых обязательств государства, национальную оборону они будут увеличивать только фиктивный общественный спрос, что в конечном счете неизбежно приведет к кризисному состоянию (мировой практике известно много таких примеров, в частности, инфляция, охватившая весь мир в 70-е-80-е годы прошлого века, финансовые кризиса в августе 1998 года, второй половине 2008 года).

Участие государства в воспроизводственных процессах обеспечивается в значительной степени за использования фондов денежных средств, которые мобилизуются из различных источников. Возможность регулировать общепроизводственные показатели через манипулирование объемами и составом государственных доходов можно объяснить следующими объективными предпосылками:

— огосударствление части ресурсов, которыми обладают юридические лица и которые используются ими для оплаты своих текущих расходов и инвестирования, уменьшает уровень доходности этих субъектов и изменяет структуру совокупного потребления;

— изъятие части дохода позволяет корректировать степень социальной дифференциации и устанавливать пределы необоснованно низкой или высокой эффективности производства.

Регулирование макроэкономических показателей с помощью государственных доходов достигается:

— во-первых, путем предоставления определенных льгот малоимущим слоям населения, а также убыточным и низкорентабельным предприятиям;

— во-вторых, через отчуждение части слишком высоких доходов, когда трудовая вознаграждение или имущество, которое передается в порядке наследования или дарения обеспечивают формирование доходов в значительно больших размерах, чем это необходимо для создания нормальных условий жизнедеятельности. Разнообразие видов доходов и механизмов их изъятия предоставляют государству возможность целенаправленно регулировать спрос на определенные товары и услуги, выбирать наиболее оптимальные технологии, продукцию импорта и тому подобное.

Как известно, в большинстве современных государств, основная масса централизованных денежных потоков формируется посредством налогов. Единственным смыслом и оправданием налогов в демократическом обществе считается максимальное удовлетворение спроса налогоплательщиков на общественные блага и признанных гражданами данного государства принципов перераспределения доходов.

Налоги являются одним из важнейших рычагов воздействия государства на экономику. С их помощью определяются темпы накопления и пропорции распределения валового внутреннего продукта, осуществляется влияние на платежеспособный спрос населения, уровень его благосостояния и тому подобное. Поэтому вопросы налоговой политики всегда находится в центре внимания парламента и правительства. Проводимая в Украине налоговая реформа имеет целью стимулировать отечественного производителя и усиление налоговой и платежной дисциплины, а также своевременного поступления налогов, сборов, других обязательных платежей в бюджет.

Каждый из конкретных видов налогов вызывает регулирующее воздействие на отдельную сферу деятельности. Так, освобождение от налогов или предоставление значительных налоговых льгот хозрасчетным организациям социально-культурной сферы может способствовать росту культурно-образовательного потенциала общества. Усиление социальной ориентации в налогообложении доходов и имущества населения (уменьшение налоговой базы и ставок налогов для многодетных семей, инвалидов, ветеранов) равнозначно по сути увеличению государственных расходов на соответствующие цели, служит усилению социальной стабильности в обществе. Высокие ставки налогообложения доходов предприятий делает выгодным повышения капиталоемкости производства, тогда как рост налогов на имущество предприятий подталкивает хозяйствующие субъекты к уменьшению доли имущественных объектов.

Важным элементом макроэкономического регулирования является государственная пошлина. Оно позволяет регулировать доступность юридических услуг для тех или иных лиц, заинтересованных в совершении сделок. Таможенные тарифы влияют на конкурентоспособность национальных и зарубежных производителей. их повышение приводит к удорожанию товаров и уменьшение внешнеторгового оборота. При снижении и отмене таможенных тарифов создаются благоприятные условия для расширения внешней торговли, задержки роста цен, обострение конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Только в комплексе с другими формами государственного воздействия на общественное воспроизводство (уровень таможенных тарифов, цен на продукцию государственных предприятий, валютный курс, объем и структуру денежной массы, административно-законодательную деятельность) бюджетное регулирование может обеспечить положительные тенденции в динамике основных макроэкономических показателей. Обязательным условием положительного эффекта-политическая стабильность в государстве и хорошо продуманная и взвешенная экономическая стратегия экономического развития.

29. связь бюджетного планирования со стратегическими проблемами развития экономики

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1088 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector