Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежное поощрение педагогических работников

Денежное поощрение педагогических работников

Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа «боевой готовности»?

Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Опрос

Хотели бы вы принять участие в федеральной программе «Земский учитель»?

Да, но только на пять лет по контракту, потом уехала(а) бы обратно в город

Да, я мечтаю жить в селе. Это здоровье, простота и доброта людей, близость к природе, малая наполняемость классов и другие плюсы

Хотел(а) бы, но не подхожу по условиям программы. Необходимо их расширить, в частности, по возрасту участников и их образованию

Всего проголосовало: 114

Текущий номер

О подготовленности учителей и образовании

номер 14, от 7 апреля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

У педагогов на карантине выходных нет. Они не сидят без дела в соцсетях, не читают хронику эпидемии, не смотрят фильмы, которые рекламируются для скрашивания досуга. Они заняты освоением платформ и составлением видеоуроков, подбором дистанционных заданий, налаживанием каналов обратной связи. И несмотря на загруженность, они с тревогой думают о будущем. Когда и каким будет первый недистанционный урок? Какими вернутся дети? Сможет ли школа выйти из кризиса без потерь?

«Если человек имеет высшее образование как элемент общей культуры, хочет работать в школе и готов потратить время на подготовку к сдаче экзамена на профстандарт, его вполне можно допустить к преподаванию даже авансом при наличии обязательства, скажем, в течение года пройти соответствующие курсы без отрыва от производства», – считает академик РАО Виктор Болотов. Сложностям профстандарта посвящена его авторская колонка в новом номере.

Российские вузы вот уже несколько недель находятся на дистанционном обучении. Что думают о новом формате студенты? Страдает ли качество обучения при удаленной работе? Появилось ли больше времени для личной жизни и дополнительной подготовки? Читайте мнения ребят из разных регионов страны в рубрике «Студсовет»!

В самоизоляции у многих появилось появилось больше времени для чтения. Чтобы перевести внимание, прикованное к пандемии, в более конструктивное русло, представляем авторский обзор книг об эпидемиях, написанных в разное время. Невозможно не заметить, насколько обстоятельства и реалии эпидемий прошлых эпох перекликаются с днем сегодняшним.

Наши приложения

Виды денежных поощрений педагогическим работникам

Справочно

2. Денежное поощрение лучших учителей
Ежегодно по результатам конкурса выплачивается 29 премий в размере 200 тыс. рублей в рамках денежного поощрения лучших учителей за счет бюджета города Москвы (постановление Правительства Москвы от 10.12.2013 №803-ПП «О денежном поощрении лучших учителей государственных образовательных организаций города Москвы и муниципальных образовательных организаций внутригородских муниципальных образований — городских округов Троицк и Щербинка в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»).
В 2017 году на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 августа 2017 г. №805 47 московских учителей получили денежное поощрение в размере 200 тыс. руб. за счет федерального бюджета.

3. Гранты за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа»
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08.11.2017 №844-ПП «О грантах за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа» учреждены соответствующие гранты.
Размер гранта зависит:
— от количества использований педагогическими работниками каждого конкретного электронного образовательного материала (а это может быть простой (атомарный) электронный образовательный материал, сценарий урока, электронное учебное пособие). В данном случае размер гранта составляет от 5 до 150 тысяч рублей;
— от места в рейтинге востребованности электронного образовательного материала. В данном случае размер гранта составляет от 10 до 100 тысяч рублей.
Также участникам проекта «Московская электронная школа» в связи с востребованностью педагогическими работниками образовательных организаций электронного образовательного материала, разработанного в виде комплексного образовательного приложения, предоставляется грант в размере, определяемом как произведение количества использований электронного образовательного материала в прошедшем квартале и размера выплаты за одно использование электронного образовательного материала.

4. Конкурс «Московские мастера» (поощрение мастеров производственного обучения московских колледжей)
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15 сентября 2017 г. №677-ПП «Об осуществлении поощрительных денежных выплат победителям городского конкурса профессионального мастерства «Московские мастера», в котором принимают участие мастера производственного обучения московских колледжей, за первое место победителям выплачено 300,0 тысячи рублей, за второе — 200,0 тысячи рублей, за третье — 150,0 тысячи рублей.

5. Премия в области образования
Указом мэра Москвы от 30.08.2002 №35-УМ «О мерах по выполнению Закона города Москвы «О наградах и почетных званиях города Москвы» установлено, что ежегодно в канун праздника Дня учителя наиболее талантливым учителям, преподавателям, воспитателям и руководителям образовательных организаций, достигшим наивысших результатов в обучении и воспитании детей, внесшим значительный вклад в развитие образования в городе Москве и получившим общественное признание, присуждается до 22 премий в области образования в размере 1 млн рублей каждая.

6. Стимулирующие выплаты в соответствии с Положением по оплате труда школы
Сейчас каждая московская школа самостоятельно разрабатывает положение об оплате труда работников, моральном и материальном стимулировании с учетом Рекомендаций по разработке систем оплаты труда образовательных учреждений, утвержденных приказами Департамента образования города Москвы от 12.02.2015 №39, 40, 41, 42.
Размеры и виды стимулирующих выплат устанавливаются школой самостоятельно и напрямую зависят от результатов работы учителя.

Маргарита БУТЫРСКАЯ,
директор школы №1532

Стимулирующие выплаты для учителей в 2020 году

Сфера образования является одной из самых важных для развития любого государства. А качество обучения в России напрямую связано с уровнем заработков педагогических работников. Правительство РФ заявило целью повышение доходов учителей в 2020 году до среднего уровня по региону.

Помочь в ее достижении призвана оптимизация структуры начисления зарплаты, важной частью которой являются стимулирующие выплаты педагогам (СВ).

Скачать для просмотра и печати:

Законодательство о структуре дохода педагога

Доход тружеников бюджетной сферы в целом регулируется общероссийскими и региональными законами и подзаконными актами. Эта методика не вполне отвечает условиям рыночных отношений. Потому в основном кадровом законе — Трудовом кодексе — содержится правило о передаче части полномочий по формированию выплат предприятиям, в том числе в сфере образования. То есть коллективы получают возможность влиять на суммы к выдаче.

Суть денежного стимулирования деятельности педагогов состоит в формировании условий для повышения интереса:

  • к квалификационному росту в рамках одного образовательного учреждения;
  • профессиональному развитию;
  • улучшению качества обучения;
  • развитию творческого потенциала молодежи.

Сумма к получению в ведомости каждого учителя формируется индивидуально. Она состоит из нескольких частей, расшифрованных в 129-м параграфе ТК . Они таковы:

  • базовая ставка;
  • компенсации;
  • стимулирующие.

Скачать для просмотра и печати:

Каждая составляющая формируется отдельно и регулируется постановлениями Правительства РФ и региональных властей. Причем на величину части влияют определенные факторы. Основные приведены в таблице:

количество занятых часов в неделю (норма 18)

индивидуальная работа с учениками льготных категорий в домашних условиях;

применение компьютерной техники в образовательном процессе;

ответственность за кабинет;

участие в организации:

  • общественно полезного труда;
  • деятельности комиссий, кафедр, консилиумов

Порядок формирования заработка бюджетников

Учителя и педагоги дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) получают средства из бюджета. А это требует нормативного регулирования порядка их распределения. Процесс начислений основывается на перечне взаимосвязанных актов. А именно:

Читать еще:  Облагается ли налогом дарение денежных средств

Получается довольно сложная нормативная структура, призванная урегулировать вопросы начисления зарплат. Однако на практике она оказалась удобной и жизнеспособной.

Логика процесса формирования размеров бюджетных трансфертов на доходы работников данной сферы такова:

  • правила начисления сумм установлены в законодательстве;
  • конкретизируются они Правительством РФ вместе с профсоюзными организациями и представителями профсообщества (трехсторонняя комиссия) в ходе совещаний и переговоров;
  • по результатам выше обозначенной работы издается нормативный акт;
  • последним руководствуются:
    • бухгалтера и комиссии, действующие в ОУ ;
    • местные советы для выделения средств из соответствующих бюджетов.

Подсказка: норма о необходимости участия представителей трудовых коллективов и профсообществ в начислении зарплаты приведена в 135-м параграфе ТК. Скачать для просмотра и печати:

Порядок стимулирования бюджетников

Общая методика начисления СВ приведена в законодательстве (те же параграфы ТК ) и расшифрована в документах трехсторонней комиссии. К примеру, на 2017 год нормы приведены в протоколе № 11 от 23.12.16. На основании рекомендаций каждое профильное министерство издает регулирующий документ для подведомственных организаций. Так, СД в сфере образования начисляются по рекомендациям Минобрнауки РФ, изложенным в письме № АП-1073/02 от 20.06.13.

В частности, структура начисления стимулирующих приведена в приказе Минздравсоцразвития № 818 от 29.12.07.Она такова:

  • доплаты за:
    • непрерывный стаж и выслугу;
    • качество работы;
  • премирование:
    • по результатам трудовой деятельности;
    • за интенсивность и достижения.

Скачать для просмотра и печати:

О критериях оценивания достижений в профессиональном труде

Порядок разработки критериев в ОУ также регулируется ведомственными актами. Так, в Приказе Минтруда содержится рекомендация об установлении перечня требований каждому специалисту индивидуально (№ 167 от 26.04.13). А примерный список для педагогов приведен в разъяснении Минобрнауки (реквизиты указаны выше).

  1. Создается специальная комиссия, в полномочия которой входит:
    • разработка критериев;
    • применение их на практике для установления СВ каждому педагогу.
  2. Проведение заседаний комиссии ежемесячно.
  3. Оформление работы коллегиального органа протоколами.

Скачать для просмотра и печати:

Деятельность комиссий рекомендуется обеспечивать на таких принципах:

  • равноправного взаимодействия трудовых коллективов с руководителями и профсоюзными органами;
  • общедоступности информации о критериях оценивания;
  • оповещения коллектива и широкого круга общественности о результатах деятельности (итогах оценивания).

Подсказка: выдержки из протоколов заседания комиссии, касающиеся СВ , рекомендуется публиковать на официальных сайтах ОУ в интернете.

Особенности начисления СВ педагогам

Сутью начисления допвыплат учителям является улучшение качества работы всего учреждения в целом. Достигается это путем повышения заинтересованности каждого члена трудового коллектива в результатах работы (общей и индивидуальной).

Поэтому на членов комиссии возлагаются такие задачи:

  • определение перечня показателей эффективности;
  • утверждение количественной системы их оценки;
  • выработка общего алгоритма учета показателей в системе начислений.

Внимание: при разработке принципов стимулирования необходимо учесть:

  • категории работников;
  • разнообразие задач, стоящих перед педагогами;
  • условия трудовой деятельности каждого.

Самим труженикам необходимо обеспечить:

  • доступность информации о работе коллегиального органа;
  • возможность вносить предложения, касающиеся критериев;
  • понятность и объективность предъявляемых требований.

Подсказка: критерии оценивания необходимо довести до каждого учителя под подпись. Причем закон требует получения его согласия на исполнение выдвинутых требований.

Поощрение учителей и воспитателей ДОУ

Минобрнауки РФ рекомендовал проводить оценивание педработников при помощи создания специального документа — оценочного листа. В него включаются индивидуальные критерии и количественные показатели. Итоги подводятся с помощью балльной системы. То есть каждый труженик наглядно видит:

  • что от него требуется со стороны руководства и коллектива;
  • способен планировать свои действия по достижению целей;
  • понимает объективность оценки, влияющей на его заработок.

В рекомендациях министерства содержится приблизительный перечень требований к педработникам. Он таков:

  • инициирование и ведение дополнительных проектов, влияющих на развитие кругозора учеников;
  • создание:
    • комфортной атмосферы в ученическом коллективе;
    • наглядных пособий;
    • условий для выявления способностей детей;
  • организация полноценного сотрудничества с родителями;
  • внесение предложений, способствующих совершенствованию образовательного процесса;
  • индивидуальная работа с учениками из неблагополучных семейств;
  • популяризация здорового образа жизни;
  • отслеживание положительной динамики успеваемости;
  • участие педагога и учеников в общешкольных мероприятиях.

Подсказка: немаловажным показателем деятельности учителя является участие подопечных во внешних мероприятиях, позволяющих выявить уровень достижений учеников (в олимпиадах, соревнованиях и других).

На практике каждый показатель оценивается определенным количеством баллов (устанавливает комиссия). Перед окончанием отчетного периода (раз в месяц) производится их подсчет путем простого суммирования. Количество баллов влияет на начисление СВ в отчетном месяце.

Кто стимулирует руководителей образовательных учреждений

Директора ОУ являются работниками местного подразделения образования. Они принимаются на службу муниципальным органом, его специалисты ведут персональные дела руководителей ОУ . Следовательно, премирование директоров осуществляется отделом образования.

Величина поощрения устанавливается по следующим критериям (из рекомендаций Минобрнауки):

Подсказка! Критичными для руководителя школы являются показатели:

  • работы с неблагополучными семьями;
  • результатов ЕГЭ;
  • выбытия учеников из учреждения до окончания курса и другие.

Тонкости начисления премиальных

Существенным фактором, влияющим на суммы к выплате, является размер фонда оплаты труда учреждения. Большинство школ и лицеев принимает сходные критерии оценивания, используя рекомендации профильного министерства. То есть для педагогов одной направленности они могут практически не отличаться. Однако в зарплатной ведомости у этих людей оказываются различные цифры. Разница может измеряться порядком:

  • учитель физики в школе А получает 1000,0 руб. в месяц;
  • а специалист того же уровня профессионализма из лицея С — всего 100,0 руб.

Это объективный показатель. Он не зависит от решения комиссии или придирок руководства. Каждому УО устанавливается фонд оплаты труда. Делается это в конце отчетного года на следующий. Величина фонда зависит:

  • от наличия средств в бюджете;
  • количества охваченных услугами детей;
  • профессиональной подготовки директора и бухгалтера.

Последние изменения

В 2019 году методика стимулирования опять подверглась изменениям. Правительство анонсировало планы на повышение уровня обеспеченности педработников за счет увеличения СВ . С этой целью будут пересматривать как методику расчета бюджетных трансфертов, так и критерии оценки деятельности педагогов.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Денежное поощрение лучших учителей

Денежное поощрение лучших учителей

В рамках приоритетного национального проекта “Образование“ для материальной поддержки и стимулирования педагогических работников были введены такие виды поощрений, как вознаграждение за выполнение функций классного руководителя и денежное поощрение лучших учителей образовательных учреждений. На страницах журнала неоднократно рассматривался порядок учета и налогообложения вознаграждения за классное руководство. В данной статье речь пойдет о денежном поощрении лучших учителей.

Денежное поощрение выплачивается лучшим учителям образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального, основного, среднего (полного) общего образования, за высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования. Согласно Указу Президента РФ N 324*(1) целью назначения этой выплаты является стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей.

выплачивается по результатам конкурса. Приказом Минобразования РФ N 102*(2) утверждены правила его проведения. Принять участие в конкурсе могут учителя со стажем преподавательской работы не менее трех лет, основным местом работы которых являются указанные образовательные учреждения. Однако в конкурсе не могут участвовать лица, осуществляющие только административные или организационные функции. Выдвижение учителей на участие в конкурсе в целях получения денежного поощрения производится с их согласия:

— органами самоуправления (советом образовательного учреждения, попечительским советом, управляющим советом или др.), обеспечивающими государственно-общественное управление образовательным учреждением;

— профессиональной педагогической ассоциацией или объединением, созданными в установленном порядке (предметные методические объединения, ассоциации по образовательным технологиям, профессиональные союзы).

Читать еще:  Отчет о движении денежных средств ржд

Приказом Минобразования РФ N 102 определено, что победитель конкурса может принять в нем участие повторно не ранее чем через пять лет. Поощрение выплачивается каждому победителю конкурса ежегодно ко Дню учителя в размере 100 000 руб. Согласно Приказу Минфина РФ N 168н*(3) расходы по выплате денежного поощрения учителям образовательных учреждений следует относить на подстатью 290 “Прочие расходы“ ЭКР.

Кроме того, в некоторых субъектах РФ в качестве поощрения образовательных учреждений и учителей, участвовавших в конкурсном отборе на предоставление мер государственной поддержки на внедрение инновационных образовательных программ, но не выигравших его, предоставляется поддержка из соответствующего бюджета в виде грантов. Например, Постановлением Правительства Нижегородской обл. N 306*(4) общеобразовательным учреждениям, участвовавшим в конкурсном отборе на предоставление мер государственной поддержки на внедрение инновационных образовательных программ, но не выигравшим его, установлены гранты губернатора Нижегородской обл. в размере 100 тыс. руб. Каждому учителю образовательных учреждений Нижегородской области, также участвовавшему в конкурсном отборе, но не выигравшему его, денежное поощрение определяется в размере 20 тыс.

Налогообложение денежного поощрения

Налог на доходы физических лиц

Облагается ли выплата рассматриваемого вида денежного поощрения НДФЛ? В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Вместе с тем Налоговый кодекс содержит перечень доходов, с которых не удерживается НДФЛ. Так, согласно ст. 217 НК РФ в сфере образования освобождаются от взимания этого налога, в частности:

— суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, предоставляемых для поддержки науки и образования в РФ международными или иностранными организациями, по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;

— суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ.

Кроме того, согласно п. 28 ст. 217 НК РФ освобождаются от обложения НДФЛ доходы, не превышающие 4 000 руб., полученные за налоговый период, в виде:

— стоимости подарков налогоплательщикам от организаций и индивидуальных предпринимателей;

— стоимости призов в денежной и натуральной форме, полученных налогоплательщиками на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;

— суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту.

Как видим, денежное поощрение, выплачиваемое лучшим учителям в соответствии с Указом N 324, не входит в перечень доходов, с которых не следует удерживать НДФЛ. Таким образом, сумма такого поощрения облагается НДФЛ на общих основаниях по ставке 13%. Аналогичный вывод содержится в письмах Минфина РФ от 01.03.2007

N ГИ-6-04/151, от 29.03.2007 N 03-04-05-01/96, 03-04-06-01/97, от 12.04.2007 N 04-1-02/289, от 08.05.2007 N 03-04-05-01/136.

Единый социальный налог

Является ли денежное поощрение лучших учителей объектом обложения ЕСН? В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для налогоплательщиков — лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Однако денежное поощрение лучшим учителям выплачивается по итогам конкурса. Следовательно, оно не может быть предусмотрено трудовым договором с образовательным учреждением и начисляться на его основании.

Таким образом, денежное поощрение лучшим учителям не является объектом обложения ЕСН. Поэтому при выделении средств из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на его выплату средства на уплату ЕСН не предусматриваются.

эксперт журнала “Бюджетные организации: бухгалтерский учет и
налогообложение“

“Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение“, N 10, октябрь 2007 г.

*(2) Приказ Минобразования РФ от 10.05.2006 N 102 “Об утверждении правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей“.

*(3) Приказ Минфина РФ от 08.12.2006 N 168н “Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“.

*(4) Постановление Правительства Нижегородской обл. от 14.09.2006 N 306 “О мерах поддержки образовательных учреждений Нижегородской области, принявших участие в конкурсном отборе на получение мер государственной поддержки на внедрение инновационных образовательных программ, но не ставшим победителями, и о выплате вознаграждения учителям Нижегородской области, принявшим участие в конкурсном отборе на получение денежного поощрения лучших учителей Нижегородской области, но не попавших в

Поощрения за труд в сфере общего образования

Признание значимости и важности педагогической деятельности, публичное одобрение ее результатов выражаются в виде поощрения. В профессиональной деятельности поощрение – это один из важнейших элементов дисциплины труда, оно играет большую роль в активизации деятельности педагога и представляет собой совокупность мер позитивного воздействия на учителя, способствует развитию моральных и материальных стимулов к труду.

Трудовое законодательство (ст. 191 ТК РФ) устанавливает следующие виды поощрений работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности:

– объявление благодарности;
– выдача премии;
– награждение почетной грамотой;
– представление к званию лучшего по профессии.

Разделяя меры поощрения на материальные и моральные, Трудовой кодекс не исключает одновременного применения к работнику нескольких мер поощрения.

Данный перечень мер поощрения работодателем лучших работников не является исчерпывающим. Так, ч. 2 ст. 191 ТК РФ определяет, что за особые заслуги работники могут быть представлены к государственным наградам.

В РФ система поощрения педагогических работников представлена двумя типами: отраслевые награды Министерства образования России и государственные награды в сфере образования. В свою очередь каждый тип поощрения может быть представлен в виде премии (которые могут быть выражены как в денежном эквиваленте, так и ценным подарком) либо награды. К последним указ Президента РФ «О государственных наградах РФ» от 02.03.1994 № 442 (ред. 21.12.2000) относит почетные звания и ордена, медали, знаки отличия РФ.

В настоящее время поощрение работников отраслевыми наградами регулируется приказом Министерства образования России от 13.01.1999 № 44, утвердившим Положение об отраслевых наградах Министерства общего и профессионального образования РФ («Вестник образования», 1999, № 6).

Отраслевые награды как форма поощрения и стимулирования работников сферы образования за заслуги и достижения в воспитании, образовании, науке, экономике представлены следующими видами наград:

– медаль К.Д.Ушинского;
– нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ»;
– нагрудный знак «Почетный работник начального профессионального образования РФ»;
– нагрудный знак «Почетный работник среднего профессионального образования РФ»;
– нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»;
– нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»;
– Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования РФ;
– Благодарность Министерства общего и профессионального образования РФ.

Из указанных видов наград особые требования к стажу работы и квалификации работника предъявляются в случае награждения учителей:

– нагрудным знаком «Почетный работник общего образования» (не менее 12 лет стажа работы в образовательных учреждениях и высшая либо первая квалификационная категория);
– Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования РФ (не менее 5 лет стажа работы в системе учреждений Минобразования России);
– нагрудным знаком «За милосердие и благотворительность» (не менее 12 лет работы в дошкольных, общеобразовательных учреждениях, специальных – коррекционных – учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), учреждениях дополнительного образования детей).

Читать еще:  Наращение капитала и денежные потоки

Помимо отраслевых наград в системе поощрения учителей предусмотрены государственные награды и премии РФ в сфере образования. Эта высшая форма поощрения граждан предусмотрена для морального и материального стимулирования труда работников за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, просвещении и иные заслуги перед государством

Указом Президента РФ от 30.12.1995 № 1341 (ред. 23.12.2001) «Об установлении почетных званий РФ, утверждении положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям РФ» («Собрание законодательства РФ» от 25.03.1996, № 13, ст. 1302) установлены почетные звания «Заслуженный учитель РФ» и «Народный учитель РФ».

Почетное звание «Заслуженный учитель РФ» присваивается высокопрофессиональным учителям, преподавателям и воспитателям за заслуги в педагогической и воспитательной деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками глубоких знаний, развитие и совершенствование их творческого потенциала, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ, авторских методик, участии в научно-методическом обеспечении образовательного процесса и работающим по специальности 15 и более лет.

Письмо Минобразования России от 14.04.1999 № 93 ин/18-02 «Об упорядочении представления документов на награждение государственными и отраслевыми наградами работников сферы образования» («Вестник образования», 1999, № 7) уточняет порядок присвоения данного почетного звания требованием наличия у претендента на награду помимо педагогического стажа еще и высшей квалификационной категории по оплате труда.

Порядок присвоения почетного звания «Народный учитель РФ» определяется указом Президента РФ от 02.03.2000 № 463 «О внесении дополнения в указ Президента РФ от 20.12.1995 № 1341 РФ» («Собрание законодательства РФ» от 06.03.2000, № 10, ст. 1116). Почетное звание «Народный учитель РФ» присваивается не ранее, чем через пять лет после присвоения почетного звания «Заслуженный учитель РФ», работникам образовательных учреждений, которые внесли выдающийся вклад в отечественное образование и получили широкое общественное признание. И хотя документ не уточняет других требований к претендентам, из процедуры представления к наградам следует, что работник, выдвинутый к награждению данным почетным званием, должен иметь педагогический стаж не менее 20 лет и высшую квалификационную категорию по оплате труда.

Системой государственного поощрения работников в сфере образования предусмотрены премии Президента РФ и премии Правительства РФ.

Премии Президента РФ в области образования регулируются указом Президента РФ от 18.03.1996 № 388 «Об утверждении Положения о премиях Президента РФ в области образования и порядка представления работ на соискание премий Президента РФ в области образования» («Собрание законодательства РФ» от 25.03.1996, № 13, ст. 1302).

Премию Президента присуждают не только за внедрение инновационных разработок в сфере образования, за создание эффективных технологий обучения, но и за участие в конкурсе «Учитель года России». Согласно указу Президента Российской Федерации от 6 июня 1994 г. № 1144 «О премиях работникам образования – лауреатам конкурса “Учитель года России” и обучающимся в общеобразовательных учреждениях – победителям международных олимпиад по учебным предметам» (ред. 2001 г.) («Собрание законодательства РФ», 1994, № 7, ст. 686; 08.10.2001, № 41, ст. 3937), 15 лауреатов конкурса получают премии Президента РФ.

Премии Правительства РФ в области образования регулируются постановлением Правительства РФ от 12.12.1995 № 1221 (ред. от 07.05.2001) «Об учреждении премий Правительства РФ в области образования» («Собрание законодательства РФ» от 18.12.1995, № 51, ст. 5068).

Каким образом все вышеуказанные формы поощрения труда учителя влияют на его социальное обеспечение? К примеру, лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ», устанавливается ежемесячная поощрительная надбавка в размере до 20% включительно от должностного оклада за счет средств образовательного учреждения (п. 3.11 «Положения об отраслевых наградах Минобразования РФ»).

Специалистам и руководителям образовательных учреждений, имеющим почетные звания «Народный учитель» и «Заслуженный учитель», устанавливается оплата труда на один разряд выше, согласно Постановлению Минтруда РФ от 22.11.1995 № 65 «О согласовании изменений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ, а также согласно письму Минобразования РФ и профсоюза работников народного образования и науки № 20-58-196/20-5/7 от 16.01.2001 “О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений”» («Официальные документы в образовании». № 5/01.)

Лицам, награжденным ведомственными наградами, в том числе награжденным до 1995 г. согласно «Отраслевому тарификационному соглашению по учреждениям образования РФ на 2001–2003 гг.» («Официальные документы в образовании». № 8/01), могут быть установлены надбавки к ставкам заработной платы (должностным окладам) исходя из средств образовательного учреждения, что должно быть зафиксировано в коллективном договоре. Это право корреспондируется с положением ст. 32 закона РФ «Об образовании», где отмечено, что в компетенции образовательного учреждения лежит право устанавливать надбавки и доплаты к должностным окладам работников данного учреждения, определять порядок и размер их премирования.

Лауреаты премий Президента и Правительства в области образования, а также лауреаты конкурса «Учитель года России» имеют право при получении пенсии, ежемесячного пожизненного содержания на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение. Оно назначается в соответствии с федеральным законом РФ № 21 ФЗ от 06.02.2002 «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ» по заявлению лица, обратившегося за указанным обеспечением. Размер дополнительного материального обеспечения составляет 330% размера базовой части трудовой пенсии по старости. Выплата производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии.

В целом лица, удостоенные как государственных, так и отраслевых наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законом РФ. Так, в соответствии со ст. 7 закона РФ «О ветеранах» для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо иметь какую-либо награду, звание СССР или РФ либо ведомственный знак отличия труда. При этом в письме Минтруда РФ от 7.10.1998 № 5635 КС приводится обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда». Здесь же приводится перечень почетных званий, нагрудных знаков, значков, почетных грамот, похвальных грамот, дипломов, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда».

Кроме рассмотренных нами наград и премий при присвоении звания «Ветеран труда» учитываются также звания «Заслуженный педагог», «Отличник народного просвещения», нагрудный значок ЦС ВПО
им. Ленина «За активную работу с пионерами», почетные грамоты Министерства просвещения РСФСР и Республиканского комитета профсоюзных работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР «За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся».

В этом письме Министерство труда РФ сообщает, что приведенный перечень не является исчерпывающим, поэтому отказ в присвоении звания «Ветеран труда» только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным. При присвоении звания «Ветеран труда» учитываются нагрудные знаки министерств и ведомств за многолетнюю и плодотворную работу в системе данных министерств и ведомств. Однако награды, учрежденные и выданные предприятиями (учреждениями, организациями), войсковыми частями, общественными организациями, а также медали ВДНХ (ВСХВ) не учитываются при присвоении звания «Ветеран труда».

В процедуре поощрения за труд следует отметить еще один важный момент. Все поощрения за труд, применяемые по отношению к учителю, оформляются изданием соответствующего приказа (распоряжения) директора (за какие конкретные успехи в труде поощряется работник) с указанием конкретного вида поощрения. Приказ доводится до сведения коллектива образовательного учреждения.

Материал подготовлен при информационной поддержке компании «Консультант Плюс»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector