Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежно кредитный механизм

РАЗДЕЛ IV. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА
ГЛАВА 23. СИСТЕМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ
23.1. ЦЕЛИ, ОБЪЕКТЫ И МЕХАНИЗМ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Денежно-кредитное регулирование — это осуществление кратко- и долго срочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государ ства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздейству ющих па динамику денежного оборота.

Па макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:

1) поддержание стабильности цен;

2) достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);

3) обеспечение экономического роста;

4) обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;

5) поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финан сового рынка;

6) обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Первая цель денежно-кредитного регулирования — поддержание стабиль ности цен — в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Уменьшение негативного влияния инфляционных процессов способству ет улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долго срочного экономического роста.

Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:

¦ уменьшение макроэкономических рисков;

¦ расширение внутреннего кредита;

¦ концентрация капиталов, необходимых для модернизации основ ных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономическо го роста.

Б силу отсутствия у современных центральных банков законодательно уста новленных функций по реализации второй и третьей из названных выше целей

задачи их достижения решаются опосредованно. Последние три пели фактически сводятся к задаче сглаживания конъюнктурных колебаний на отдельных сегмен тах финансового рынка.

Реализуя государственные и общественные интересы в области управле ния денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования является неотъемлемой частью денежной системы государства.

Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет се орга низационный блок и призвана обеспечивать:

¦ удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельно сти участников денежного оборота;

¦ защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота;

¦ уменьшение издержек участников денежного оборота, повышение каче ства оказываемых услуг;

¦ создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проин- фляционных) процессов в денежном обороте;

¦ формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;

¦ развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конку рентных отношений;

¦ расширение рынка банковских уел у с и улучшение их качества;

¦ совершенствование системы безналичных расчетов.

Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования

являются объекты регулирования.

В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:

¦ спрос на деньги и предложение денег;

¦ объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;

я скорость оборота денег;

¦ объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;

¦ коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;

¦ объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;

¦ курс национальной денежной единицы.

Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показате лей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регули рования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.

Основываясь на показателях, определяемых па макроуровне (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составля ют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и дол госрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со сторо ны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.

Механизм реализации денежной программы как элемент денежной систе мы включает следующие элементы:

¦ стратегическое планирование и прогнозирование (определение направ лений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом);

¦ экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения.

Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота.

Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным факто ром денежно-кредитного регулирования.

Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложе ния денег и общих ценовых условий предоставления кредита.

Спрос иа деньги и их предложение являются наиболее трудпопредсказу- емыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсо лютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно все остальные величины относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.

Увеличение спроса на деньги со стороны участников денежного оборота определяется:

¦ дальнейшим ростом экономики;

¦ снижением инфляции и инфляционных ожиданий;

¦ ростом доверия к банковской системе.

Со стороны агентов экономической деятельности спрос па деньги представ лен как спрос на ликвидную часть собственных активов. Однако желание иметь деньги и возможность их получить не совпадают. Ликвидной частью активов явля ются кассовые остатки, т.е. принадлежащие хозяйственному агенту как собствен нику остатки наличности и безналичных средств на счетах в банках. Спрос на день ги соответственно определяется как пропорциональная часть дохода участника денежного оборота.

Читать еще:  Письмо о взаимозачете денежных средств образец

В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денеж ного оборота, формируется спрос на деньги.

Первый вид потребности в деньгах, т.е. в запасе денег (трансакционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное функционирование того или иного участника денежного оборота. Для индивида — это запас денег для покупок доследующего получения доходов. Для предприятий (фирм) запас денег пред назначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы и осу ществления прочих расходов до получения следующих денежных поступлений от реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег — это валют ные резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на рас четы по внешнеэкономической деятельности.

Второй вид потребности в деньгах (мотив предосторожности) позволя ет участнику денежного оборота создавать резерв денежных средств для сниже ния рисков в условиях неопределенности и сглаживания неизбежных кассовых разрывов.

Третий вид потребности в деньгах (спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения стоимости. Определенная часть доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства платежа — кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос реализуется в приобретении нематериаль ных (финансовых) активов участниками денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также производные финансовые инструменты.

Скорость обращения денег как качественный показатель оценки спроса на деньги зависит от ряда факторов. Факторами, способствующими снижению скорости обращения денег, являются процесс повышения степени монетизации расчетов в хозяйственном обороте и рост удельного веса долгосрочных депозитов банков в структуре денежной массы. Фактором, сдерживающим снижение скоро сти обращения денег, является сохранение в структуре денежной массы высокой доли наличных денег.

Уровень насыщенности экономики деньгами определяется факторами, которые зависят прежде всего от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов.

Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных:

1) денежной базой центрального банка;

2) ставкой процента на внутреннем денежном рынке;

3) нормой обязательного резервирования.

Денежная база центрального банка (так называемые деньги высокой эффек тивности) включает в себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечи вается активами центрального банка: золотовалютными резервами, хранящими ся в его портфеле ценными бумагами, кредитами банкам.

Ставка процента на денежном краткосрочном рынке формируется в значитель ной степени благодаря оптимизации соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. На определение нормы обязательного резервирования влияет соот ношение наличных денег, находящихся в обороте, и депозитов банковской системы.

На предложение денег также оказывают влияние:

в поступления налогов и сборов от населения;

¦ поступления по банковским вкладам;

¦ поступления от реализации ценных бумаг;

¦ золотовалютные резервы (особенно при наличии дефицита государствен ного бюджета);

¦ состояние сальдо платежного баланса страны;

¦ состояние баланса центрального банка.

Предложение денег формируют все участники денежного оборота. Но бан ковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью:

¦ организации более экономичного, устойчивого денежного оборота;

¦ проведения операций на различных сегментах финансового рынка в целях влияния на структуру денежного оборота;

¦ сокращения или увеличения эмиссии денег и других средств платежа.

В экономически развитых странах значительное место в организации денеж ного оборота занимает формирование национального финансового рынка с раз витой инфрастуктурой и соответствующими механизмами функционирования.

В развивающихся странах существенная роль принадлежит формированию национальной денежной системы, что регламентируется законами прямого дей ствия.

Центральные банки влияют на предложение денег посредством:

¦ эмиссии наличных денег, при которой центральный банк фиксирует свою способность контролировать денежную массу;

¦ рефинансирования банков, когда центральный банк как «банк банков» путем н [э! дач и кредита поддерживает в определенных рамках деятельность ком мерческих банков в целом и их ликвидность;

¦ операций на открытом рынке, когда центральный банк осуществляет на нем куплю и продажу ценных бумаг и (или) куплю-продажу валюты в форме движения валюты за границу и из-за границы в виде компенсационных затрат.

Благодаря проведению перечисленных операций формируются механизм денежно-кредитного регулирования и потенциал его использования.

Денежно-кредитная политика: определение, механизм, инструменты и виды

Для устойчивой и стабильной денежно-кредитной системы необходим гибкий механизм денежно-кредитного регулирования экономики. С этой целью проводят денежно-кредитную политику представляющую собой совокупность мероприятий, осуществляемых Центральным банком и направленных на регулирование денежной массы, обращающейся в данный момент в стране. Денежно-кредитная политика, направленная на расширение денежной массы, кредитных отношений и стимулирование денежно-кредитной эмиссии, называется кредитной экспансией. Если денежно-кредитная политика направлена на снижение деловой активности в периоды экономического подъема или сдерживание инфляционных

Читать еще:  Организация денежного обращения в россии

процессов. и соответственно на ограничение денежно-кредитной эмиссии, то она называется кредитной рестрикцией.

Инструментами денежно-кредитной политики являются:

установление обязательных резервных норм (требований);

операции с государственными ценными бумагами.

Установление минимальных резервных норм (требований).

Минимальные резервные нормы — это обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном банке, устанавливаемая в законодательном порядке и определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от вида вкладов (срочные, бессрочные депозиты), их величины.

Резервная норма = (Обязательные резервы банка) / (Обязательства банка по депозитам)

Данный инструмент денежно-кредитной политики предполагает достижение более тесной связи между эмиссией денег и потребностью в них.

Центральный банк предоставляет кредитные ресурсы коммерческим банкам, осуществляя тем самым операции рефинансирования. В свою очередь, коммерческие банки также кредитуют уже хозяйствующие субъекты и население с целью получения прибыли в виде ссудных процентов. Таким образом, чем выше будет ставка рефинансирования для коммерческих банков, тем дороже будут кредитные ресурсы для субъектов рынка и наоборот. Применяя данный инструмент денежно-кредитной политики, увеличивая или уменьшая ставку рефинансирования, Центральный банк имеет в распоряжении гибкий механизм регулирования предложения денег, а также косвенно воздействует на ссудные ставки коммерческих банков.

Кредиты рефинансирования дают коммерческим банкам возможность минимизировать запасы своих ликвидных активов, которые можно позаимствовать у Центробанка. Различают учетные и ломбардные кредиты рефинансирования.

Учетные (дисконтные) кредиты — ссуды, предоставляемые ЦБ банковским организациям под учет векселей, т.е. выдаваемые ЦБ посредством покупки у банков векселей до истечения срока обращения. Ломбардные кредиты — предоставляемые ЦБ кредитным организациям процентные ссуды под залог государственных бумаг.

Учетная операция Центрального банка — это действия Центробанка по покупке высоколиквидных ценных бумаг раньше срока их погашения у коммерческих банков. Таким образом, официальная учетная ставка Центрального банка — это плата, взимаемая им при покупке у коммерческих банков государственных облигаций, векселей с удержанием в свою пользу определенного процента. Назначая величину учетной ставки, Центральный банк определяет низшую планку учетной ставки коммерческих банков. Величина учетной ставки напрямую влияет на ставку рефинансирования. Чем выше уровень учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефинансирования ЦБ и наоборот.

Проведение операций на открытом рынке.

Данные операции предполагают аукционную куплю продажу государственных ценных бумаг. При покупке ценных бумаг Центробанком на открытом рынке увеличивается объем ресурсов. коммерческих банков, и, наоборот, при продаже ценных бумаг денежная масса будет уменьшаться. Как следствие, данные действия в конечном итоге влияют на величину стоимости кредитных ресурсов. в банковской системе в целом.

В зависимости от экономической ситуации Центральный банк, используя название инструмента, проводит политику «дешевых» и «дорогих» денег. Дж. Кейнс считал, что для борьбы с растущей безработицей и спадом производства необходимо проводить политику «дешевых» денег. Таким образом, политика «дешевых» денег включает следующие меры:

1) понижение величины обязательных резервных норм;

2) понижение ставки по кредитам рефинансирования;

3) повышение учетной ставки;

4) покупка государственных бумаг на открытом рынке.

Конечным итогом действий Центрального банка будет создание благоприятных условий роста инвестиций.

Политика «дорогих» денег по мнению Дж. Кейнса должна проводиться в случае усиливающегося роста инфляции для чего применяют следующие действия:

повышение величины обязательных резервных норм

повышение ставки по кредитам рефинансирования

понижение учетной ставки

продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке

Данные действия ограничивают рост предложения денег а кредитные ресурсы коммерческих банков становятся дорогими.

Концептуальные основы денежно-кредитной политики в данном ее виде получили широкое распространение в странах с рыночной экономикой, особенно монетарные принципы распространены в Евросоюзе. Это свидетельствует об ее эффективности и способности решать экономические проблемы.

22. Механизм денежного регулирования как часть денежно-кредитной политики государства

22. Механизм денежного регулирования как часть денежно-кредитной политики государства

Денежно-кредитная (монетарная) политика является наиболее подходящим для демократического общества инструментом государственного регулирования национальной экономики.

Высшая конечная цель монетарной политики – обеспечение стабильности цен, полной занятости населения, роста реального объема ВНП. Денежно-кредитная политика предполагает следующее:

1) развитую рыночную экономику;

2) эффективные институциональную и юридическую инфраструктуры;

3) укоренившуюся предпринимательскую психологию. Другими словами, наиболее эффективно она работает в условиях массового логичного с хозяйственной и юридической точек зрения поведения экономических субъектов, высокой степени зависимости юридических и физических лиц от кредита, низких и прогнозируемых показателей инфляции или при полном ее отсутствии.

Главная задача монетарной политики – создать такие условия для деятельности, чтобы частные лица, предприниматели, общественные и государственные органы при свободе выбора производили действия, совпадающие с целями экономической политики. Это осуществляется посредством регулирования процентной ставки, минимальных резервов и др.

Читать еще:  Фонд денежных средств это

Денежная политика является частью монетарной политики, куда, помимо нее, входит валютная и кредитная политика. Среди этих видов политики важнейшее положение занимает кредитная политика, содержание которой составляет регулирование условий кредитования экономики для достижения ею сбалансированного развития. Денежная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее средство государственного регулирования экономики и занимает важное место в жизни общества.

Основное назначение денежной политики состоит в обеспечении экономического оборота достаточной и необходимой денежной массой. Она призвана обеспечивать экономический рост.

Объектами денежной политики выступают спрос и предложение на денежном рынке.

Мероприятия денежной политики осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменения рыночной конъюнктуры.

Денежная политика ориентируется на такие цели, как:

1) фиксация денег, находящихся в обращении;

2) определение уровня обязательных резервов и т. д. В большинстве стран имеется официальное учреждение, которое наделено правом контроля над денежной массой, находящейся в экономике, и кредитом. Обычно эту функцию выполняют центральные банки страны и министерства финансов или министерства экономики. Кроме того, т. к. внутренний денежный рынок связан с внешним, то центральные банки проводят политику стерилизации, т. е. увеличивает или уменьшает денежную массу посредством операций с валютой.

Между ними происходит разделение обязанностей, его конкретные формы в разных странах отличаются друг от друга, чаще всего центральный банк является независимым государственным учреждением, отвечающим за стабильность денежного обращения. Министерство финансов сосредоточивается на сборе налогов и распределении бюджетных средств, проводит первичное размещение государственных ценных бумаг.

Центральный банк в основном формирует предложение денег высокой эффективности, т. е. наличности, обращающейся в экономике в совокупности с объемом резервов, хранимых банками в центральном банке.

Для стран с переходной экономикой (к каким принадлежит наша страна) регулирование экономики посредством денежной политики приобретает особый смысл. Такая политика формирует необходимые условия и предпосылки для реализации стратегической цели всякой переходной экономики – воспроизводственной структуры, адекватно формируемой общественной модели.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Денежно-кредитная система

Денежно-кредитная система – составляющая экономики государства, основная функция которой состоит в обеспечении стабилизации макроэкономики. Реализуется она путем изменения количества денег, находящихся в обращении.

Денежно-кредитная политика — это специфическая деятельность государства, цель которой заключается в разработке и осуществлении мероприятий, которые будут регулировать денежно-кредитную систему.

В Беларуси денежно-кредитная система регулируется на основании документа «Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь», который каждый год разрабатывается и утверждается Правлением Нацбанка.

Складывается денежно-кредитная система из двух составляющих:

  • Денежная система – это свойственная каждому государству, складывающаяся в течение длительного времени и регламентируемая законом форма обращения денежных средств. Она определяет валюту, которая будет иметь хождение.
  • Кредитная система – комплекс кредитно-финансовых институтов, которые аккумулируют и мобилизуют финансы и функционируют на рынке. К ней относятся также формы и методы кредитования.

Основную роль в денежно-кредитной системе любого государства играют банки. Их совокупность также является частью экономической системы.

Современная кредитная система любой страны является механизмом, который аккумулирует и перераспределяет активы банков. Как правило, она состоит из трех частей, однако в каждом государстве кредитная система обладает своими особенностями.

На основании закона в РБ установлена двухуровневая банковская система. Первый уровень представлен Нацбанком, а второй – это иные банки и финансовые организации, зарегистрированные в установленном порядке.

Роль центрального банка в РБ

Центральный банк Беларуси — это Нацбанк. Как и во всем мире он является госорганом и занимает особую позицию. Национальный банк РБ занимается разработкой и реализацией денежно-кредитной политики. Еще одна его функция состоит в регулировании кредитных отношений и обращения денег. Нацбанк также определяет порядок проведения расчётов и имеет исключительное право на эмиссию, т.е, выпуск в оборот, и изъятие из обращения денег. Также Национальным банком РБ обеспечивается стабильность оборота денег и устойчивость национальной валюты.

Функции иных банков заключаются в хранении вкладов граждан и выдаче ссуд. Также они могут заниматься покупкой/продажей ценных бумаг.

Показатели функционирования банковской системы Беларуси

Основными показателями функционирования банков в Республике Беларусь являются:

  • Ставка рефинансирования, которая указывается в процентах
  • Прирост международных резервных активов
  • Увеличение количества денег в процентах
  • Увеличение нормативного капитала в процентах
  • Увеличение банковских требований к экономике в процентах
  • Процент проблемных активов, подверженных кредитному риску
  • Коэффициент доступности автоматизированной системы расчетов для банков, определяемый в процентах

Согласно указу N359, «денежно-кредитная политика в 2017 году сохранит преемственность и будет содействовать устойчивому и сбалансированному развитию экономики Беларуси посредством поддержания ценовой стабильности».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector