Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Денежно кредитная и налоговая политика государства

Бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика государства.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (МОНЕТАРНАЯ) ПОЛИТИКА

Монетарная политика означает контроль за денежной мас­сой в экономике. Ее цель — поддержка стабильного развития экономики. Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъ­еме.

Проводи и ком денежно-кредитной политики государства вы­ступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками. (Вспомните, какие функции банки выполняют в со­временной экономике.) В экономической практике используют­ся следующие инструменты регулирования денежной массы: установление учетной ставки процента, установление нормы обя­зательных резервов. Рассмотрим различные варианты денежно кредитной политики.

Центральный банк выдает денежные средства коммерче­ским банкам, а последние — своим клиентам плату, называемую «процент за кредит». Учетная ставка процен­та— норма процента, по которой центральный банк дает креди­ты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную став­ку, центральный банк делает кредит более дорогим или дешевым.

Если кредиты становятся более дорогими, то соответствен­но уменьшается количество желающих их брать. Это приводит к уменьшению денег в обращении и помогает снизить темпы инфляции, но усиливает спад производства, так как фирмы ли­шаются возможности получить кредит.

Понижая учетную ставку процента и делая кредит деше­вым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производ­ства. Но увеличение денежной массы в обращении ведет к уси­лению инфляции.

Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимули­руя или ограничивая производство и потребление.

По закону коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществ­лять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Устанавливая норму обязательных резервов, централь­ный банк оказывает влияние па возможность банков предостав­лять кредиты, изменяя тем самым общее количество денег в об­ращении.

Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению денег у банков для кредитования, что делает кре­дит «дорогим», сокращает число заемщиков и соответственно уменьшает денежную массу в обращении.

Уменьшение нормы резервирования, наоборот, позволяет увеличить объемы кредитования фирм, что ведет к увеличению денежной массы. К каким последствиям в экономике зто при­водит, вы уже знаете.

Таким образом, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обра­щении, помогают экономике развиваться стабильно.

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) ПОЛИТИКА

Деятельность государства в области налогообложения, ре­гулирования государственных расходов и государственного бю­джета называется фискальной политикой. Она направлена на

обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Государственный бюджет — сводный план доходов государ­ства и использование полученных средств на покрытие всех ви­дов государственных расходов. Он утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета. Ос­новное место в расходах российского правительства занимают социальное обеспечение, культура, экономическое развитие, обо­рона, здравоохранение. Главные источники доходов государст­ва — налог на прибыль предприятий, налог на добавленную сто­имость, социальный налог.

Через бюджет государство перераспределяет созданные об­ществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социаль­ные процессы. Основные рычаги этого влияния — регулирова­ние налогообложения и государственных расходов.

Основным источником доходов бюджета являются налоги.

Как влияет налоговая политика государства на экономи­ку? Если экономика страдает от высокой инфляции, для сни­жения ее, как вы уже знаете, необходимо уменьшить денежную массу в обращении. Для этого государство увеличивает налоги, снижая тем самым экономическую активность фирм и населе­ния.

Если в экономике наблюдается спад производства и потреб­ления, то государство стремится уменьшить налоговое бремя. Это способствует оживлению экономики. У фирм появляются дополнительные средства для выпуска товаров, а потребитель­ская активность населения возрастает в результате роста его платежеспособности.

Регулирование государством своих расходов может способ­ствовать преодолению спада и застоя в производстве. Так, в кризисных ситуациях в экономике государство старается увеличить расходы на поддержку особо нуждающихся в помощи предпри­ятий и отраслей хозяйства, расширяет государственную закуп­ку товаров и услуг, стимулируя производителей в развитии про­изводства и сокращая безработицу.

Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор на­логов приводит к дефициту бюджета, одному из негативных экономических показателей.

В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать кредиты, которые могли бы быть использова­ны фирмами, а это сдерживает экономический рост. Государст­во может покрыть дефицит бюджета, выпустив в обращение до­полнительные деньги или взяв в долг у фирм и населения. Но возможности кредитования государства национальным банком обычно ограниченны, а выпуск новых денег, не обеспеченных товарами, как вы знаете, ведет к инфляции, т. е. к увеличению количества бумажных денег.

Поэтому большинство правительств предпочитает занять деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных). Сумма задолженности госу­дарства внешним и внутренним кредиторам называется государ­ственным долгом. Различают внешний и внутренний государст­венный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания — про­дажа государственных ценных бумаг. Сумма задолженности государств владельцам его цепных бумаг представляет часть го­сударственного долга. Умелое проведение операций с государст­венными ценными бумагами позволяет не только выгодно при­влекать деньги в государственный бюджет, но и влиять на развитие всей экономики. Так, путем покупки и продажи госу­дарственных ценных бумаг центральный банк может либо вли­вать резервы в кредитную систему государства, либо изымать оттуда. К каким последствиям в экономике это приводит, вы уже знаете, познакомившись с действием основных механизмов денежно-кредитной политики государства.

Дефицит бюджета и величина государственного долга — важнейшие показатели состояния экономики.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные ме­ханизмы воздействия на экономику.

14. Этапы развития мировой экономики и их характеристика. Этапы развития российской экономики

Первый этап становления современной мировой экономики связан с появлением первых элементов мирового хозяйства — мировой торговли, зарождением, становлением и развитием ми­рового товарного рынка. Исторические рамки этого процесса: XVI в. — первая половина XIX в.

Второй этап становления мировой экономики обусловлен развитием капиталистических отношений и переходом капита­лизма к стадии империализма. Этот этап связан с монополиза­цией производства, резким увеличением вывоза капитала за гра­ницу, территориальным и экономическим разделом мира (вто­рая половина XIX в. — первая половина XX в.). Таким образом, расширились формы международного экономического общения, международный обмен товарами стал активно дополняться дру­гими формами экономического взаимодействия между страна­ми — международной миграцией факторов производства. Были заложены основы организации производства отдельных матери­альных благ на предприятиях, расположенных в нескольких странах (добыча и первоначальная обработка сырья в колонии и производство готовой продукции в метрополии). Это этап ста­новления мирового хозяйства.

Третий этап обусловлен рядом факторов. Из-за разбалансирования мирового хозяйства после экономического кризиса 30-х гг. (Великой депрессии) и Второй мировой войны с середи­ны XX в. стало ясно, что мировое хозяйство не может стабильно функционировать без каких-то общих для всех стран механиз­мов координации и управления. На микроуровне фирмы стали активнее создавать вертикальные схемы управления воспроиз­водственными процессами и постепенно переросли в междуна­родные корпорации. На макроуровне возникла система эконо­мических и финансовых организаций, отслеживающих и регули­рующих мировое экономическое развитие (МВФ, Мировой банк, ООН, Мировая торговая организация). В 50-е гг. XX в. разрушилась колониальная система, связывающая экономики колоний и метрополий. На рубеже 90-х гг. произошел крах сис­темы «реального социализма». Переход бывших колоний и со­циалистических стран к рынку сделал экономику этих государств более открытой. Итак, во второй половине XX в. мировая экономика перешла в новое, более высокое, чем мировое хозяй­ство, качество, стала международной.

Денежно-кредитная и бюджетно налоговая политика государства

Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства призваны регулировать макроэкономическую ситуацию в стране. При помощи этих рычагов влияния происходит борьба с инфляцией, регулирование устойчивости банковского сектора, поддержка отдельных секторов производства и т. д.

Читать еще:  Ошибочно перечисленные денежные средства проводки

Виды бюджета

Бюджетно-налоговая политика государства помогает сбалансировать государственный бюджет. Он утверждается парламентом, а исполнительная власть обязана в точности его исполнить. Термин «государственный бюджет» понимается как совокупный план расходов и доходов государства. Существует три его категории в зависимости от экономической ситуации:

  • профицитный (доходы выше расходов);
  • сбалансированный (равны нулю);
  • дефицитный (доходы ниже расходов).

Правительство любой страны стремится к тому, чтобы бюджет был сбалансированным. Одним из инструментов для достижения этой задачи и служит бюджетно-налоговая политика государства, а достигается цель через регулирование налогообложения. Более подробно об этом — далее.

Бюджетно-налоговая политика государства: цели и задачи

Данный политический инструмент влияния на экономику призван сглаживать циклы колебания. Отсюда цели можно выделить следующие:

  • стабильное экономическое развитие всей макроэкономики в целом;
  • максимальная занятость трудоспособного населения;
  • баланс в показателях между инфляцией, доходами населения и уровнем цен.

Инструменты бюджетно-налоговой политики

Основными источниками государственного бюджета являются налоги. Они и есть главный инструмент данной политики. Но, кроме налогов, к ним также относятся акцизные сборы, лицензирование, трансферты, государственные закупки и гранды. Следовательно, существует регулятор расходов и доходов. К доходам, естественно, относятся акцизные сборы, лицензирования, налоги. Их снижение стимулирует деловую активность той или иной отрасли, но уменьшает поступления в казну. Это негативно может отразиться на социальных выплатах населению. Это заработные платы бюджетникам (учителя, врачи, армия, полиция), а также пенсии по старости, нетрудоспособности и т. д. Рост же налогов сдерживает производство и, наоборот, наполняет бюджет. Снижение трансфертов и выдача грандов также сохранят казну. Но сохранение или увеличение бюджета за счет завышенных налоговых ставок — негативное явление. Оно лишь приносит плоды на первых налоговых поступлениях. На долгосрочной перспективе это сказывается отрицательно, так как падает производство, растет безработица, а с ней возрастает и нагрузка на бюджет.

Что такое кейнсианство

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства, по мнению многих экономистов, является наиболее действующим инструментом влияния на экономику. В отличие, например, от монетарной или кредитно-денежной. Это направление в экономической науке получило название «кейнсианство» от фамилии известного экономиста Дж. М. Кейса. Аргумент их в том, что все инструменты данной политики влияют на экономическую ситуацию.

Пример влияния на экономику

Пример — влияние государственных закупок на поведения игроков рынка. Допустим, государство дополнительно закупило товаров на сумму в миллиард. Напомним, что товаром является не то, что можно физически потрогать. К этой категории можно отнести рост фонда заработной платы работникам бюджетной сферы, что достигается путем увеличения объема их деятельности. Через открытие дополнительных вакансий врачам, например. Далее этот миллиард попадает в экономику, увеличивая на эту же сумму доход продавцов (врачи в этом примере также выступают как продавцы). Этот миллиард подразделяется на потребление и сбережение. Естественно, часть этой суммы останется у рыночных игроков на сохранении, тем самым увеличив общее сбережение. Но психологический эффект, по мнению Кейнса, заключается в том, что люди увеличивают доход по мере роста расхода. Но пропорционально коэффициенты разные. Таким образом, с увеличением, например, дохода на 20 процентов расходы увеличиваются на гораздо меньшую сумму.

Виды бюджетно-налоговой политики государства

В первую очередь они зависят от фазы цикла экономического развития. Их два. При фазе рецессии, или падении, экономических показателей применяют стимулирующую политику. Но не всегда только спад губителен для страны. Иногда быстрый подъем, связанный с резким изменением макроэномической ситуации, может способствовать негативному развитию в будущем. В качестве примера можно привести резкое падение российской валюты в два раза в 2014-2015 гг. Обесценивание рубля негативно сказалось лишь на российских производителях, которые закупали товары в долларах. Это привело к наплыву покупателей из ближнего зарубежья, которые буквально сметали «подешевевшие» для них в два раза товары. Внешне произошел громадный подъем продаж, но все понимали, что это после распродажи всех товаров на складе негативно отразится на экономике. Чтобы предотвратить подобные ситуации, применяют сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая политика

Направление бюджетно-налоговой политики государства при стимулировании ориентировано на увеличение деловой активности и роста продаж. А также на снижение уровня безработицы. Это достигается путем снижение налогов, полной их отмены в определенной отрасли или регионе, а также увеличения государственных закупок некоторых товаров и услуг.

Сдерживающая политика

Бюджетно-налоговая политика государства при сдерживающей модели поведения направлена, наоборот, на удержании развития. Дело в том, что иногда происходит бум в определенной отрасли. Пример с обесцениваем валюты далеко не единственный. Взять хотя бы тот же бум строительного рынка в России в 2000-х. Он привел к сильному дисбалансу в экономике. Это разогнало уровень инфляции. Пострадали работники других сфер. Например, все бюджетники, средняя зарплата которых сильно отстала по стране. Для предотвращения подобных ситуаций и нужны инструменты сдерживания. Увеличение налогов в определенной сфере, сокращение государственных заказов и закупок и являются такими рычагами влияния.

Способы воздействия на экономику

Выделяют также основные направления бюджетно-налоговой политики государства по способу воздействия на экономику:

  • дискреционная фискальная политика;
  • автоматическая фискальная политика.

Первая является сознательным изменением исполнительной власти объема закупок, налогов для стабилизации.

Автоматическая фискальная политика

Уже встроена в систему и работает автономно. К ее инструментам относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, косвенные налоги, пособия по безработице, пенсии.

Интересный факт: в США к автоматической фискальной политике относятся пособия фермерам. В России же это единичные субсидирования, зависящие от воли исполнительных властей, которые при недостатке бюджета урезают помощь сельскому хозяйству.

Бюджетно-налоговая политика государства очень эффективна при прогрессирующей шкале налогообложения. Тогда уменьшаются дисбаланс и перегибы в экономической и социальной сферах. Яркий пример — Швеция, которая до автоматизма довела такую систему. Там предприятия и граждане, имеющие низкий уровень прибыли и дохода, освобождаются от налогов. Кроме того, некоторые из них даже получают поддержку и субсидирование. А те корпорации, которые имеют сверхдоходы, облагаются налогами, которые иногда переходят отметку в 50 процентов. Все это ведет с снижению социальной дифференциации и, следовательно, к сниженной опасности революционных событий и волнений.

Единая налоговая ставка на все отрасли производства, наоборот, увеличивает дисбаланс в экономике, приводит к увеличению дифференциации общества. Это отражается не только на политическом положении, приводя к росту оппозиции, но и снижает покупательскую способность граждан. Так как малая часть предпринимателей, удерживающих большую часть доходов страны, неизбежно выводит свои капиталы из экономики, снижая денежный фонд. Возобновление недостатка ликвидной валюты приводит к неизбежному росту эмиссии денег, что приводит к высокому уровню инфляции. Маховик раскручивается до полного коллапса экономики. Итог – дефолт и полный крах всех сфер общественной жизни.

Что касается пособий по безработице, пенсии, субсидий малообеспеченным гражданам, то они полностью зависят от состояния экономики. От того, насколько эффективно собираются налоги. Поэтому нужно грамотно подходить к этому вопросу. При повышении налогов многие предприятия могут не выдержать нагрузки. Это приводит к их закрытию. Пополняется армия безработных и малообеспеченных граждан, а предприятие перестает уплачивать налоги. Но и их низкий уровень приводит к дефициту бюджета. Тем самым ощущается нехватка денег для социальной защиты нетрудоспособного населения.

В развитых странах экономика лишь на одну треть регулируется за счет встроенных стабилизаторов. Остальное – при помощи дискреционной фискальной политики.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного функционирование всей экономической системы нужна грамотная финансовая политика государства. Бюджетная налоговая является ключевым инструментом для решения этой задачи.

Рынок и государство. Бюджетно-налоговая и денежно — кредитная политика государства

Рынок и государство. Бюджетно-налоговая и денежно — кредитная политика государства.

Современная рыночной экономика невозможна без активной регулирующей роли государства. Для осуществлении этой роли оно использует раз­личные рычаги воздействия па экономику,

Читать еще:  Инструменты кредитно денежной политики цб рф

Масштабы государственного регулирования, его конкрет­ные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, и масштабы страны, и дру­гие факторы.

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путем разно­образных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целен. К наиболее об­щим экономическим целям государства можно отнести следую­щие: обеспечить экономический рост; создать условия экономической свободы;

обеспечивать эко­номическую безопасность и экономическую эффективность (спо­собность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов); заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, дол­жен иметь работу); оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

в экономической политике выделяют фи­нансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику.

Какие экономические задачи и функции выполняет госу­дарство в современном обществе? За государством всегда сохра­няются такие классические функции, как стабилизация эконо­мики; защита прав собственности; регулирование денежного обращения; перераспределение доходов; регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками; контроль за внешнеэкономической деятельностью; производство общественных благ и т. д.

С развитием общества происходит обогащение, уточнение функций государства. Этот процесс идет по следующим направ­лениям: последовательный переход от прямых к косвенным ме­тодам регулирования экономики; усиление роли государства в решении социальных проблем (снижение дифференциации до­ходов населения, обеспечение стабильности в обществе, регули­рование трудовых отношений).

Возникают и качественно новые функции государства, свя­занные со становлением постиндустриального общества. Это под­держка фундаментальной науки, участие в решении таких из­вестных вам глобальных проблем человечества, как преодоление экологического кризиса и его последствий, устранение экономи­ческого отставания стран третьего мира от ведущих держав За­пада, сокращение гонки вооружений.

Реализация экономической политики предполагает приме­нение определенного инструментария (методов, форм регулиро­вания). Его выбор определяется состоянием национальной эко­номики, приоритетным направлением экономической политики, господствующей в данный момент теоретической концепцией ре­гулирования.

бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика

В государственной экономической политике можно выде­лить два главных направления: стабилизационное и структурное. Первое включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику.

Структурное направление использует такие методы влия­ния на экономику, как государственная поддержка особо важ­ных для развития всего хозяйства страны отраслей, производ­ство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др. Если стабилизационная поли­тика направлена преимущественно па оздоровление «заболев­шей» экономики, то структурная — на поддержание ее сбалан­сированного развития, т. е. здорового образа жизни.

В спорах ученых-экономистов о способах и масштабах вме­шательства государства в экономику можно выделить два взгля­да, отражающих различные направления в экономической тео­рии: монетаризм и кейнсианство.

Позиция монетаристов (Д. Юм. М. Фридмен): возможно больше освободить экономику от опеки государства, сократить налоги и государственные расходы, давая возможность рыноч­ному механизму самому обеспечивать устойчивую экономичес­кую систему.

Правительства, придерживающиеся этой теоретической кон­цепции, осуществляют воздействие на экономику преимущест­венно с помощью денежно-кредитной политики. Контроль над ин­фляцией и стимулирование экономического роста достигается с помощью контроля за количеством денежной массы (количест­во денег в обращении на территории страны). Единственно пра­вильная политика правительства и банков, считают монетарис­ты,— увеличивать количество денег’ в экономике не быстрее, чем растет производительность хозяйства страны. Тогда свобод­ный рынок сам отрегулирует все пропорции в экономике, и она будет развиваться нормально.

Представители кейнсианского направления. связанного с именем английского экономиста Дж. Кейнса (1883—1946), счи­тают, что только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике. Они считают необходимым большее вмешатель­ство государства в рыночную экономику, ей регулирование пу­тем увеличения или сокращения спроса посредством изменения денежной массы. Это направление укрепило свои позиции в пе­риод Великой депрессии в начале 30-х годов XX в. Экономиче­ский кризис показал, что судьбу государства нельзя бросать на произвол рыночных сил. Государство должно принимать меры но оживлению деловой активности, поощрять развитие эконо­мики. Дж. Кейнс пришел к выводу, что только активная фи­нансовая политика государства, стимулирующая спрос, способ­на справиться с массовой безработицей. Для удовлетворения современных экономических потребностей общества, считают его последователи, необходимы и неизбежны правительственные меры.

До 70-х годов главенствующую роль в экономической по­литике играло кейнсианское направление. В дальнейшем рас­пространение получил монетаризм. В практике правительства большинства государств используют широкий набор стабилиза­ционных мер, как монетарных, так и кейнсианского характера.

Воздействие государства на рыночный механизм осуществ­ляется путем прямого и косвенного регулирования. Прямое ре­гулирование предполагает использование преимущественно ад­министративных методов, а косвенное — экономических.

Проявлением прямого регулирования является прежде все­го законодательная деятельность государства, расширение госу­дарственных заказов, развитие госсектора в экономике. Косвен­ное регулирование рынка осуществляется с помощью методов кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики.

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ (МОНЕТАРНАЯ) ПОЛИТИКА

Монетарная политика означает контроль за денежной мас­сой в экономике. Ее цель — поддержка стабильного развития экономики. Государство обычно увеличивает количество денег в период экономического спада и сдерживает его рост при подъ­еме.

Проводи и ком денежно-кредитной политики государства вы­ступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками. (Вспомните, какие функции банки выполняют в со­временной экономике.) В экономической практике используют­ся следующие инструменты регулирования денежной массы: установление учетной ставки процента, установление нормы обя­зательных резервов. Рассмотрим различные варианты денежно кредитной политики.

Центральный банк выдает денежные средства коммерче­ским банкам, а последние — своим клиентам плату, называемую «процент за кредит». Учетная ставка процен­та— норма процента, по которой центральный банк дает креди­ты коммерческим банкам. Повышая или понижая учетную став­ку, центральный банк делает кредит более дорогим или дешевым.

Если кредиты становятся более дорогими, то соответствен­но уменьшается количество желающих их брать. Это приводит к уменьшению денег в обращении и помогает снизить темпы инфляции, но усиливает спад производства, так как фирмы ли­шаются возможности получить кредит.

Понижая учетную ставку процента и делая кредит деше­вым, государство увеличивает число заемщиков, стимулируя их экономическую активность, что способствует подъему производ­ства. Но увеличение денежной массы в обращении ведет к уси­лению инфляции.

Таким образом, государство может воздействовать на всю экономику путем изменения учетной ставки процента, стимули­руя или ограничивая производство и потребление.

По закону коммерческие банки обязаны часть своих средств держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществ­лять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов. Устанавливая норму обязательных резервов, централь­ный банк оказывает влияние па возможность банков предостав­лять кредиты, изменяя тем самым общее количество денег в об­ращении.

Увеличение нормы обязательных резервов приводит к уменьшению денег у банков для кредитования, что делает кре­дит «дорогим», сокращает число заемщиков и соответственно уменьшает денежную массу в обращении.

Уменьшение нормы резервирования, наоборот, позволяет увеличить объемы кредитования фирм, что ведет к увеличению денежной массы. К каким последствиям в экономике зто при­водит, вы уже знаете.

Таким образом, оба метода денежно-кредитной политики позволяют государству, воздействуя на денежную массу в обра­щении, помогают экономике развиваться стабильно.

Деятельность государства в области налогообложения, ре­гулирования государственных расходов и государственного бю­джета называется фискальной политикой. Она направлена на

обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Государственный бюджет — сводный план доходов государ­ства и использование полученных средств на покрытие всех ви­дов государственных расходов. Он утверждается парламентом страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета. Ос­новное место в расходах российского правительства занимают социальное обеспечение, культура, экономическое развитие, обо­рона, здравоохранение. Главные источники доходов государст­ва — налог на прибыль предприятий, налог на добавленную сто­имость, социальный налог.

Через бюджет государство перераспределяет созданные об­ществом блага от непосредственных производителей к другим группам. Государство, используя бюджет, может существенно влиять на экономику, стимулировать производство и социаль­ные процессы. Основные рычаги этого влияния — регулирова­ние налогообложения и государственных расходов.

Основным источником доходов бюджета являются налоги.

Как влияет налоговая политика государства на экономи­ку? Если экономика страдает от высокой инфляции, для сни­жения ее, как вы уже знаете, необходимо уменьшить денежную массу в обращении. Для этого государство увеличивает налоги, снижая тем самым экономическую активность фирм и населе­ния.

Читать еще:  Расчет процентов за пользование денежными средствами

Если в экономике наблюдается спад производства и потреб­ления, то государство стремится уменьшить налоговое бремя. Это способствует оживлению экономики. У фирм появляются дополнительные средства для выпуска товаров, а потребитель­ская активность населения возрастает в результате роста его платежеспособности.

Регулирование государством своих расходов может способ­ствовать преодолению спада и застоя в производстве. Так, в кризисных ситуациях в экономике государство старается увеличить расходы на поддержку особо нуждающихся в помощи предпри­ятий и отраслей хозяйства, расширяет государственную закуп­ку товаров и услуг, стимулируя производителей в развитии про­изводства и сокращая безработицу.

Бюджетная политика также направлена на балансирование (достижение количественного равенства) доходов и расходов, так как значительный рост государственных расходов и недобор на­логов приводит к дефициту бюджета, одному из негативных экономических показателей.

В этой ситуации государство для покрытия своих расходов вынуждено брать кредиты, которые могли бы быть использова­ны фирмами, а это сдерживает экономический рост. Государст­во может покрыть дефицит бюджета, выпустив в обращение до­полнительные деньги или взяв в долг у фирм и населения. Но возможности кредитования государства национальным банком обычно ограниченны, а выпуск новых денег, не обеспеченных товарами, как вы знаете, ведет к инфляции, т. е. к увеличению количества бумажных денег.

Поэтому большинство правительств предпочитает занять деньги у граждан, хозяйственных и финансовых организаций (отечественных и международных). Сумма задолженности госу­дарства внешним и внутренним кредиторам называется государ­ственным долгом. Различают внешний и внутренний государст­венный долг.

Наиболее часто используемая форма одалживания — про­дажа государственных ценных бумаг. Сумма задолженности государств владельцам его цепных бумаг представляет часть го­сударственного долга. Умелое проведение операций с государст­венными ценными бумагами позволяет не только выгодно при­влекать деньги в государственный бюджет, но и влиять на развитие всей экономики. Так, путем покупки и продажи госу­дарственных ценных бумаг центральный банк может либо вли­вать резервы в кредитную систему государства, либо изымать оттуда. К каким последствиям в экономике это приводит, вы уже знаете, познакомившись с действием основных механизмов денежно-кредитной политики государства.

Дефицит бюджета и величина государственного долга — важнейшие показатели состояния экономики.

Государство может проводить и фискальную, и монетарную политику, усиливая или ослабляя те или иные ме­ханизмы воздействия на экономику.

2.12 Роль государства экономике. Теория ЕГЭ по обществознанию 2019.

2.12 Роль государства экономике.

I. Экономическая политика. Экономические цели и функции государства.

Экономическая политика государства представляет собой процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей.

Наиболее общие экономические цели государства в рыночной экономике следующие:

  • стимулировать экономический рост;
  • создавать условия экономической свободы (право хозяйствующих субъектов самим выбирать форму и сферу
  • поддержание сбалансированного общественного производства
  • повышение эффективности общественного производства
  • экономической деятельности, методы её осуществления и использования дохода от неё;
  • справедливое распределение дохода
  • стабильность цен
  • недопущение инфляции
  • сохранение природной среды
  • обеспечивать экономическую безопасность и экономическую эффективность (способность всей экономики получить максимальный результат из имеющихся ограниченных ресурсов);
  • заботиться об обеспечении полной занятости (каждый, кто может и хочет работать, должен иметь работу);
  • оказывать помощь тем, кто не может себя полностью обеспечить, и др.

В экономической политике выделяют, в частности, финансовую, инвестиционную, аграрную, научно-техническую, внешнеэкономическую политику.

Экономические функции государства:

1) Стабилизация экономики
2) Защита прав собственности, частной собственности, защита прав потребителей.
3) Регулирование денежного обращения
4) Перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения и трансфертные платежи (например, пенсии, пособия, субсидии)
5) Регулирование взаимоотношений между работодателями и наемными работниками
6) Контроль над внешнеэкономической деятельностью
7) Производство общественных благ и т.д.(например, финансирование строительства медицинских центров, обеспечение охраны правопорядка, организация работы общественного транспорта
8) Компенсация внешних (побочных) эффектов
9) Поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы
10) Финансирование фундаментальной науки и охрана окружающей среды.
11) Финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка, общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания.
12) Защита конкуренции
13) Обеспечение правовой базы функционирования частного бизнеса.

Важнейшая функция государства в рыночной экономике — поддержка и обеспечение функционирования рыночной системы. Обычно государству в экономике отводят роль компенсатора несовершенств рынка. Однако оно имеет функции, относящиеся к его исключительной компетенции. С усложнением отношений между государством и предпринимательством экономические задачи современного государства не только связываются с созданием условий для функционирования рынка, но и предполагают признание его роли в соблюдении баланса общественных интересов, социальной стабильности и защите общенациональных интересов.

II. Стабилизационное и структурное направление в экономической политике.

В государственной экономической политике можно выделить два главных направления: стабилизационное и структурное. Если стабилизационная политика направлена преимущественно на оздоровление «заболевшей» экономики, то структурная — на обеспечение её сбалансированного развития.

Стабилизационное направление включает в себя в основном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (монетарную) политику.

Структурное направление использует такие методы влияния на экономику, как государственная поддержка особо важных для развития всего хозяйства страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, содействие конкуренции и ограничение монополий и др.

III. Общественные блага.

Благо — то, что удовлетворяет человеческую потребность.
Виды благ:
1. экономические — их запасы ограничены (нефть, газ)
2. неэкономические — к ним есть свободный доступ (солнце, воздух)
3. общественные — их предоставляет государство (транспорт, связь)

Общественные блага — это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.

Такие блага не могут быть предоставлены отдельным лицам без предоставления их другим. К общественным благам относятся, например, оборона, бесплатное образование, общедоступные услуги муниципальных поликлиник, посещение библиотек, парков и др. Эти блага одинаково доступны для всех людей, и за пользование ими, как правило, не взимается плата.

Производство общественных благ берёт на себя государство, потому что в большинстве своём это производство невыгодно для частных производителей, а развитие таких, например, сфер, как здравоохранение, образование, фундаментальные науки, охрана окружающей среды, не может происходить только на основе частного предпринимательства. Для производства общественных благ необходимы значительные финансовые средства, и государство получает их, собирая налоги. Тем самым все граждане вносят свой вклад в оплату общественных благ.

IV. Фискальная и монетарная политика.
Методы государственного регулирования
Финансово-экономические методы управ­ле­ния вклю­ча­ют налоговые, бюджетные, инвестиционные, кредитные, венчурные, страховые, кон­троль­ные и це­ле­вые методы, а также си­сте­му государственно-частного парт­нер­ства и сти­му­ли­ро­ва­ния роста до­хо­дов населения.

Правовые методы опи­ра­ют­ся на си­сте­му нор­ма­тив­ных актов, тре­бо­ва­ни­ям ко­то­рых в обыч­ных усло­ви­ях долж­ны сле­до­вать все субъ­ек­ты хо­зяй­ствен­ной деятельности. Речь идет, например, о пра­во­вых нормах, опре­де­ля­ю­щих усло­вия за­клю­че­ния контрактов, функ­ци­о­ни­ро­ва­ния предприятий; вза­им­ных обя­за­тель­ствах в об­ла­сти тру­до­вых отношений; нор­ма­тив­ных тре­бо­ва­ни­ях к ка­че­ству и сер­ти­фи­ка­ции опре­де­лен­ных тех­но­ло­гий и про­дук­ции и т. п.
Воздействие государства на рыночный механизм осуществляется путём прямого и косвенного регулирования.

Прямое регулирование предполагает использование преимущественно административных методов, косвенное — экономических.

Проявлением прямого регулирования является прежде всего законодательная деятельность государства, расширение государственных заказов, развитие госсектора в экономике.

Косвенное регулирование рынка осуществляется с помощью методов фискальной и монетарной политики. Именно ему принадлежит приоритет в рыночной экономике.

Монетарная политика — экономическая политика государства, основанная на определяющей роли регулирования объёма наличной и безналичной денежной массы, находящейся в обращении, с целью обеспечения последовательного эволюционного роста национальной экономики.
Пред­ста­ви­те­ли тео­рии мо­не­та­риз­ма при­дер­жи­ва­ют­ся по­зи­ции со­кра­ще­ния вли­я­ния го­су­дар­ства на экономику.
Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный банк во взаимодействии с коммерческими банками.

Фискальная политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета.

Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращение инфляции, обеспечение занятости населения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector