Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бюджетом называется система императивных денежных отношений

CATBACK.RU

СПРАВОЧНИК

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

Бюджетная система. Государственный бюджет

Бюджет – это центральное звено системы финансов, выражающее все её основные качественные признаки. Поскольку государственные финансы – это система императивных (требовательных) денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Бюджетный фонд – это централизованный денежный фонд, предназначенный для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) – отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д. Бюджетный план — это документ, в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно (суммарно). Иными словами, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план – основной финансовый документ страны. В процессе исполнения “бюджетного плана” образуется и используется ”бюджетный фонд” основной государственный централизованный денежный фонд.

Сущность любой экономической категории, в т.ч. и бюджета, проявляется в её функциях. Функции бюджета:

1 образование бюджетного фонда (бюджетные доходы), т.е. налоги, займы, доходы от государственной собственности, доходы от эмиссии бумажных денег;

2 использование бюджетного фонда (бюджетные расходы), т.е. конкретные целевые бюджетные расходы;

3 контрольная, т.е. обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы (просвещение, культура, здравоохранение, оборона и пр.). Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ).

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и юридических нормах взаимосвязанная совокупность всех видов бюджетов государства. Целью бюджетной системы является такое распределение государственной доли национального дохода, которое позволит наиболее рационально решить все государственные задачи.

Бюджетная система Российской Федерации определена Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК), принятым 31 июля 1998 г. (с последующими изменениями) и введенным в действие с 1 января 2000 г. В настоящее время существуют самостоятельные части бюджетной системы, к которым относятся:

  • федеральный бюджет: республиканский бюджет России;
  • республиканские бюджеты республик в составе России;
  • краевые и областные бюджеты;
  • городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
  • областные бюджеты автономных областей и округов в составе России.

Последние четыре вида бюджетов представляют собой бюджеты субъектов федерации. Местные бюджеты включают:

  • городские бюджеты;
  • районные бюджеты сельских районов;
  • районные бюджеты в районах городов;
  • бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Отдельные аспекты функционирования бюджетной системы регламентируются бюджетным правом: совокупностью законодательных и подзаконных актов, регламентирующих компетенцию соответствующих органов государственного управления в бюджетной сфере. Бюджетное право определяет границы бюджетов, как с точки зрения источников их образования, так и направлений расходования. В результате обеспечивается реализация двух основополагающих принципов организации бюджетной системы: самостоятельности и единства.

Принцип самостоятельности заключается в том, что любой бюджет любого уровня располагает собственными источниками доходов и правом определять конкретный состав статей расходов и объемы денежных средств по ним.

Принцип единства заключается в том, что бюджетная система действует в рамках единой правовой базы, на основе единой классификации бюджетных статей, с едиными требованиями к бюджетному учету и отчетности и передаче бюджетной информации с нижних уровней на верхние.

Бюджет формируется на основе системы взаимосвязанных финансовых и экономических документов страны:

1) перспективного финансового плана (ст. 174 БК РФ);

2) баланса финансовых ресурсов (ст. 175 БК РФ);

3) долгосрочных целевых программ (ст. 179 БК РФ);

4) документов и материалов, составляемых одновременно с проектом бюджета (ст. 182 БК РФ) и др.

Составление проекта бюджета основывается на следующих документах:

1) бюджетное послание Президента РФ;

2) прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;

3) основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

4) прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

5) план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

В состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона (решения) о бюджете входят следующие основные характеристики бюджета, которые должны содержаться в его проекте:

1) общий объем доходов бюджета;

2) общий объем расходов бюджета;

3) дефицит бюджета.

При этом под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, а расходы бюджета представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами. Доходы государственного бюджета выражают ту часть бюджетных отношений, которая заключается в передаче государству физическими и юридическими лицами части национального дохода – формировании бюджетного фонда.

В соответствии со ст.49 БК РФ установлены следующие виды доходов федерального бюджета:

1) в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

2) в доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы:

— доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, — в полном объеме;

• части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;

• прибыль Банка России — по нормативам, установленным федеральными законами;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;

• иные неналоговые доходы.

3) в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, другие безвозмездные перечисления.

Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

В структуре доходов федерального бюджета РФ наибольший удельный вес приходится на налоговые статьи доходов (около 94% от общей суммы доходов) такие, как: НДС, таможенные пошлины, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами и пр. На долю неналоговых доходов приходится около 6 % всех доходов федерального бюджета, среди которых выделяются: доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от внешнеэкономической деятельности и пр.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Читать еще:  Ведомость на сбор денежных средств бланк

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Источник — Бокова И.В., Дядичко С.П., Крымова И.П., Мусина Л.А., Резник И.А. Финансы и кредит: Краткий курс лекций. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004 — 185 с.
Голубев А.А., Гаврилов Н.П. Финансы и кредит: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2006. – 95 с.

Электронная библиотека

Бюджет необходим каждому государству, поскольку имеются объективные потребности в денежном фонде с целью вы­полнения его экономической, социальной и политической функций. Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и пр., содержание которых не изменяется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Это обстоятельство позволяет определить бюджет как экономическую категорию. Таким образом, бюджет является центральным звеном системы финансов и потому отражает все основные качественные признаки финансов. Но по­скольку «финансы» — система императивных денежных отно­шений, в процессе которых образуются и используются государ­ственные централизованные денежные фонды, то «бюджет» также представляет собой систему денежных отношений, но более уз­кую. Бюджет это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд, являющийся централизованным денежным фон­дом, предназначенным для финансирования широкого круга об­щественных потребностей — отраслей хозяйства, социальных нужд и пр.

«Бюджетом» не следует называть документ, для которого давно используют термины «рос­пись государственных доходов и расходов», «государственная рос­пись», «смета доходов и расходов государства», «баланс доходов и расходов». Более правильно такой документ называть бюджетным планом — основным финансовым документом страны. В процессе исполнения «бюджетного плана» образуется и используется «бюджетный фонд» — основной государственный централизованный денежный фонд. Сущность любой экономической категории, в том числе и бюд­жета, проявляется в ее функциях. Под функциями финансов понимают форму проявления общественного назначения, а поскольку бюджет является бо­лее широкой финансовой категорией, то ему принадлежат все функции, присущие финансам:

1) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

2) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включаю­щие: налоги с доходов хозяйствующих субъектов; займы; доходы от государственной собственности (предпри­ятий); доходы от эмиссии бумажных денег. Основным источником бюджетных доходов являются полученные в результате первичного рас­пределения чистого национального продукта доходы хозяйствую­щих субъектов:

· заработная плата работников;

· доходы лиц, работающих не по найму;

· предпринимательская прибыль (промышленности, сельско­го хозяйства, торговли и других отраслей);

· рента собственников земли;

· ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).

Структура бюджетных доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами, например, изме­нение соотношения между налогами и займами в сторону увели­чения доли последних отражает спад производства, изме­нение соотношения между потреблением и накоплением.

Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Как совокупный хозяйствующий субъект, государство учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, поэтому бюджетные расходы охватывают всю экономику. Потребность со­блюдения макроэкономических пропорций в народном хозяйстве требует бюджетного финансирования отдельных отраслей хозяй­ства, учреждений непроизводственной сферы, экономических регионов, раз­личных форм собственности и отдельных хозяйствующих субъек­тов. Еще более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов,

подвержена структура бюджетных расходов. Изменение соот­ношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада эко­номического производства. Поэтому структура бюджетных доходов и расходов, в которой проявляется сущность бюджета государства, на­ходит свое отражение в бюджетном плане.

Контрольная функция бюджета сосуществует одновре­менно либо с первой функцией, либо со второй, и обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичные, хотя и взаимосвязанные понятия: первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, а второе — присущее финансам свойство, соз­дающее объективную основу для осуществления контроля.

Бюджет играет важную экономическую, социальную и полити­ческую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет позволяет перераспределять национальный доход между от­раслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей пере­распределяются в отрасли с низкой рентабельностью, например, из промышленности — в сельское хозяйство. Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводствен­ной сферы играет большую роль в воспроизводстве рабочей силы. Кроме того, через бюджет перераспределяются доходы между административными территориями (субъектами Федерации), а различные хозяйствующие субъекты могут полу­чить бюджетное финансирование. Таким образом, через бюджет перераспределяется до 30-40 % национального дохода.

Раздел № 2 Финансовая система страны, ее сферы и звенья

1. Бюджетом называется:

а) система императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, нацио­нального дохода) в процессе образования основного общегосударствен­ного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизвод­ства;

б) система императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, националь­ного дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наи­более важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства;

в) система императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, националь­ного дохода) в процессе использования основного общегосударственно­го фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на дан­ном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

2. Бюджет развития определяет:

а) расходы бюджета, обеспечивающие инвестиционную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления;

б) расходы бюджета, обеспечивающие деятельность органов государ­ственной власти и местного самоуправления по повышению научного потенциала страны;

в) расходы бюджета, обеспечивающие внешнеэкономическую дея­тельность органов государственной власти и местного самоуправления.

3. Дефицит бюджета — это:

а) превышение расходов бюджета над его доходами;

б) превышение доходов бюджета над его расходами;

в) сбалансирование расходов бюджета его доходами.

4. Профицит бюджета — это:

а) превышение расходов бюджета над его доходами;

б) превышение доходов бюджета над его расходами;

в) сбалансирование расходов бюджета его доходами.

Рассчитайте суммы начисленных взносов в государственные внебюджетные фонды в целом за период январь—июнь 2015 г., если на предприятии, числен­ность работников которого 7 чел., размер базы, на которую начислялись страховые взносы во внебюджетные фонды за первое полугодие 2015 г., составил 184 тыс. р.

Читать еще:  Что входит в денежное содержание госслужащего

Рассчитайте суммы начисленных взносов в государственные внебюджетные фонды по­месячно, если на предприятии, численность работников которого 5 чел., размер базы, на которую начислялись страховые взносы во внебюджет­ные фонды, подлежащие уплате с 01.03.2015 по 31.05.2015, если предприятие создано 01.03.2015г.

За март работникам была на­числена заработная плата в размере 175 тыс. р. в целом по предприятию, за апрель — 185 тыс. р., за май —195,3 тыс. р.

Рассчитайте суммы начисленных взносов в государственные внебюджетные фонды за I квартал 2015 г., если на предприятии со среднесписочной численно­стью работников 26 чел. фонд оплаты труда за I квартал 2015 г. составил 263,4 тыс. р., выплаты в виде материальной помощи управленческому персоналу – 12 тыс. р.

Подберите каждому термину его определение.

а) капитальные вложения; б) издержки производства и обращения; и) затраты; г) амортизация; д) арендные отношения; е) воспроизвод­ство; ж) заемный капитал; з) лизинг; и) основные средства; к) смета.

1) финансовый документ, содержащий информацию об образовании и расходовании средств;

2) форма долгосрочного кредитования покупки, представляющая собой долгосрочную аренду;

3) денежные отношения, существующие в форме имущественного найма помещения, оборудования и др. имущества на договорных началах;

4) непрерывно возобновляемый процесс производства, сопровожда­емый кругооборотом капитала;

5) долговременные затраты, обеспечивающие расширенное воспро­изводство основных средств в заранее выбранных форме и составе;

б) средства, вложенные в совокупность вещественных ценностей, от­носящихся к средствам труда;

7) совокупность производственных выплат в наличной и безналич­ной формах в связи с производством продукции, оказанием услуг, вы­полнением работ и их реализацией;

8) капитал, используемый предприятием в денежном обороте на ус­ловиях возвратности и платности по кредитному договору;

9) процесс перенесения стоимости основных средств на производи­мую или реализуемую продукцию по мере их износа;

10) совокупность денежных расходов на производство и реализацию товаров.

1. При осуществлении капитальных вложений экономические крите­рии:

а) являются важными и единственными;

б) являются важными, но не единственными;

в) не столь важны.

2. Капитальные вложения можно рассчитывать:

а) в денежных единицах;

б) в натуральных единицах;

в) в денежных и натуральных единицах.

3. Финансирование капитальных вложений может осуществляться за счет:

а) собственных и привлеченных источников;

б) доходов от внереализационной деятельности;

в) поощрительных выплат работникам.

4. Внешними источниками финансирования капитальных вложений являются:

а) амортизационные отчисления;

б) доходы от реализации основных средств;

в) полученные кредиты.

5. Финансирование и кредитование капитальных вложений предпола­гает перечень необходимых документов:

а) для открытия финансирования и для открытия кредитования (пол­ный пакет документов);

б) кредитный договор и титульные списки;

в) типовой договор подряда и смета на строительство.

6. Лизинг может использоваться при капитальных вложениях в проекты:

а) с длительным периодом эксплуатации;

б) низкой степенью изменяемости технологий;

в) небольшим периодом эксплуатации и высокой степенью изменя­емости технологий.

7. Кредитное финансирование выступает в формах:

а) получения долгосрочных банковских ссуд и облигационных зай­мов;

б) получения краткосрочных займов;

в) выпуска собственных акций.

8. Базой для составления плана капитального ремонта основных средств являются:

а) графики проведения ремонтных работ;

б) сметно-технологическая документация (нормы, цены, тарифы);

в) показатели эксплутационных качеств объекта.

9. Преимущество кредитного метода финансирования по сравнению с бюджетным связано:

а) с возвратностью средств;

б) срочностью сделки;

в) выгодой для заемщика.

10. Начисление амортизации на полное восстановление определяется:

а) делением среднегодовой стоимости основных фондов на нормы амортизации на капитальные вложения;

б) умножением среднегодовой стоимости основных фондов на нор­мы амортизации на капитальные вложения;

в) умножением общей стоимости основных фондов на ускоренные нормы амортизации.

1. Коммерческие организации преследуют в качестве основной цели своей деятельности:

а) решение задач благотворительности;

б) извлечение прибыли;

в) осуществление управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

2. Главным источником денежных доходов коммерческой организа­ции является:

а) выручка от реализации продукции (работ, услуг);

б) членские взносы;

в) средства государственного и местного бюджетов.

3. Какое ограничение существует по удельному весу членов производ­ственного кооператива, принимающих финансовое участие?

б) ограничения нет;

4. Каков размер членского взноса каждого члена профсоюза?

б) размер не ограничен;

5. Целевые поступления некоммерческой благотворительной органи­зации составляют:

а) доходы от предпринимательской деятельности;

б) доходы от реализации основных фондов организации;

в) вступительные и членские взносы.

6. Главное отличие производственного кооператива от хозяйственных обществ и товариществ состоит в том, что:

а) это учреждение, созданное для решения задач благотворительнос­ти собственником;

б) это преимущественно объединение лиц, а не капиталов, основан­ное на добровольном объединении граждан, не являющихся частными предпринимателями;

в) это общество, уставный капитал которого разделен на определен­ное число акций.

7. Что означает прямое финансирование деятельности некоммерчес­кой организации:

а) оплата социального заказа, выполняемого некоммерческой орга­низацией;

б) предоставление налоговых льгот;

в) средства бюджета предоставляются на возвратной основе.

По результатам работы в 3-м квартале текущего года ОАО «НОВАР» от сдачи объектов заказчикам получил прибыль в сумме 108600 руб.
Согласно действующему законодательству в бюджет предприятием

перечислено 20% налога на прибыль. В соответствии с внутренним положением об оплате труда работников

утверждены главой правления, что месячная прибыль распределяется:
6 % в фонд развития производства;
4 % в фонд социального развития;
68 % в фонд оплаты труда;
Необходимо определить размеры денежных сумм в вышеназванные фонды экономического стимулирования.

1. Какой текущий бюджет является отправной точкой в процессе раз­работки общего бюджета:

а) бюджет коммерческих расходов;

б) бюджет продаж;

в) бюджет производства;

г) бюджет закупки/использования материалов.

2. Какой текущий бюджет должен быть подготовлен, чтобы оценить количество материалов, которое необходимо закупить:

1. История возникновения бюджета

Бюджет является центральным звеном финансовой системы государства. С его помощью могут осуществляться цели и задачи, обусловленные экономической политикой. При этом значение государственного регулирования трудно переоценить. Существуют основные категории входящие в бюджет любого государства — это налоги, займы, расходы, которые всегда остаются неизменными.

Однако история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Во всех европейских государствах, в том числе и России, собирались доходы и проводились расходы, т.е. на юридических нормах существовала система доходов и расходов. Полностью бюджет сформировался тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало составлять систему доходов и расходов на определённый период.

Когда палата общин в Англии 14-15 вв. утверждала субсидию королям, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открыл портфель, в котором хранилась бумага с соответствующем законопроектом. Это действие условно называлось открытием бюджета. С конца 17 в. бюджетом стал называться документ, который содержал, утверждаемый парламентом, план доходов и расходов государства. Этот документ также называли «росписью денежных доходов и расходов государства», «сметой доходов и расходов гос-ва», «государственной росписью».

Чтобы дать точное определение бюджету, я обратилась к понятию «финансов». И выяснила, что финансы — это система императивных денежных отношений, в процессе которых аккумулируются, распределяются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Поэтому

бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

Теперь создался общий образ о понятии, которое будет мной рассматриваться на протяжении всего реферата. И я снова хочу обратиться к истории.

Читать еще:  Денежный оборот входит в платежный оборот

Глубокие перемены, произошедши в конце 18в.- начале 19в. В политике, социальных отношениях и в сфере экономики, повлекли за собой коренные перемены в государственном порядке. Одним из общих признаков новых условий государственной жизни было быстрое увеличение госбюджетов и долгов. В начале этот рост казался явлением исключительным. Финансисты начала 19в. Считали, что с наступлением спокойных времён бюджет уменьшится, однако рост бюджетов превзошёл все ожидания. В связи с этим возник вопрос о необходимости планомерной деятельности государства, и средством такой планомерности стал госбюджет. Он представлял собой государственную роспись доходов и расходов в цифровом выражении. Бюджет превратился в необходимое условие развития государственного хозяйства.

Итак, существует признак бюджета — это плановость. Бюджет

( в теории и на практике) — это план государственного хозяйства на предстоящий период. Момент плановости есть родовой признак, объединяющий бюджет с другими видами финансовых планов. Плановая природа бюджета хорошо просматривается на фоне нерегулируемого народного хозяйства, каким оно было до первой половины 20в.

Как и любой другой план, государственный бюджет должен составляться на определённый период. Во многих государствах таким периодом был избран один год, который получил название финансового. Финансовым годом, или периодом, называется время, протекающее между открытием и закрытием государственного счетоводства. В большинстве стран он соответствует календарному году (страны СНГ, Италии, Франции и др.), а в некоторых начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта (Великобритания, Япония), или длится с 1 июля до 30 июня (Канада), с 1 октября до 30 сентября

(США), с 1 марта по 28 февраля (Турция). Отличие финансового года от календарного объясняется исторически сложившейся практикой, сроками созыва сессий парламентов.

Бюджетные отношения, как и финансовые, осуществляются на базе определённых правовых норм, что нашло отношение в становлении и развитии бюджетного права. Под бюджетным правом подразумевается совокупность прав народа как высшего субъекта государства через своих представителей (депутатов) в Государственной Думе, рассматривать проект бюджета, утверждать его и контролировать его исполнение (ст. 106 Конституции Р.Ф.)

Основой бюджетно-правого статуса государства и его территориальных подразделений является право государства на самостоятельность бюджета.

Таким образом, бюджетным правом называют совокупность всех тех законов, которые определяют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Бюджет — это ещё политический акт, т.е. план управления на будущий период, программа управления, предложенная исполнительной властью на одобрение парламента.

В России порядок становления «госросписи», или «сметы доходов и расходов», ведёт начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в России не существовало, т.к. бюджетная практика отрицала все его принципы.

Реформы 60-ых годов 19 в. способствовали развитию бюджетного законодательства.

После Февральской революции при Временном правительстве расходы производились с использованием кредитов. До середины 1918г. Продолжали действовать кредиты, ассигнованные по сметам 1917г. Буквально с первых дней 1918г. Был издан первый нормативный акт советского бюджетного права — Правила составления, рассмотрения и утверждения смет на январь — июль 1918г., утверждённый СНК 11 июля 1918г. Он положил начало формированию системы полугодовых бюджетов. В 1920 — 1921гг. правительство вернулось к годовому бюджету.

Основы бюджетного устройства государства были сформулированы в Конституции РСФСР 1918г., в которой 5 раздел так и назывался «Бюджетное право».

Конституция 1918г. Установила федеративное устройство РСФСР, а именно единый госбюджет, включавший в себя государственные доходы и расходы.

Всероссийский съезд Советов или Всероссийский центр исполнительный Комитет Советов определяют, какие виды доходов и сборов входит в общегосударственный бюджет, и какие поступают в распоряжения местных советов, и равно устанавливают пределы обложения.

Ни один расход из средств государственного казначейства не может быть произведён без установления на него кредита в росписи дохода и расхода или путём издания особого постановления центральной власти.

Местные советы составляют полугодовые и годовые счёты расходов и доходов на местные нужды, сметы городских, губернских и областных органов Советской власти утверждаются Всероссийским Центральным комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров.

Бюджеты в условиях «военного коммунизма» не имели реального значения. Реальными были ежемесячные планы распределения эмиссий. В условиях обесценивания советских денежных знаков бюджеты носили характер невыполнявшихся планов. К концу 1920г. Денежный бюджет стал отмирать. Планировался переход к нетто-бюджету.

В 1921г. С переходом к новой экономической политике (НЭП) Декретом ВЦИК о мерах по упорядочению финансового хозяйства от 10 октября 1921г. Бюджет был восстановлен в своих правах. Самым крупным успехом этого курса была финансовая реформа. В её ходе был восстановлен Государственный банк, появились кооперативные банки, кредитные и страховые товарищества, частные банки на концессионной основе. Восстановилась система налогов, пошлин и платежей за пользование транспортом, введена устойчивая валюта — червонец.

В 1925г. Продналог был заменён денежным продналогом. Деньги в России вновь стали товаром. После проведения денежных реформ бюджет приобретал значение твёрдого и реального финансового плана.

С выходом в 1924г. Конституции СССР были внесены изменения в банковскую систему. Р.Ф., столкнувшись с проблемой дефицита государственного бюджета, в 90-ые годы перешла к разработке и утверждению консолидированного бюджета. Он включал федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Р.Ф. Консолидированный бюджет субъекта Федерации состоит из бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории. Такой бюджет не утверждается законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются, прежде всего статистическим сводом бюджетных показателей, которые характеризуют суммированные показатели по доходам и расходам, источникам поступления средств и направления их использования на территории РФ отдельных её субъектов.

С.Ю. Витте писал, что требования гласности бюджета вытекает из понятия бюджетного финансового закона, обязательного к выполнению.

Кроме того, следует назвать ещё одно свойство бюджета — специализацию. Бюджетные росписи должны подразделяться на категории, главы, параграфы и статьи.

Из всего этого можно сделать вывод, что государственный бюджет представляет сложное явление. Он одновременно касается и экономики, и финансов, и права, и политики. Эта многосторонность бюджета обуславливалась трудностью исследования государственного бюджета, устройства и установления самого понятия бюджета.

Безусловно, бюджет понятие широкое и его нельзя сводить только к росписи. Роспись относится к бюджету, как часть к общему. В этом смысле роспись есть только как приложение бюджетного закона к данному конкретному случаю. Бюджет определяет общие нормы составления и утверждения финансового плана, а роспись представляет собой финансовый план на данный период.

Подчёркивая такой признак бюджета, как плановость, исследователи определили его как финансовый или хозяйственный план государства. Заслуга немецкого финансиста Шанца заключается в том, что он первым отметил плановую природу бюджета. В своей конструкции Шанц не только показал значение баланса бюджета, но дал картину самого бюджетного процесса. Тождественность бюджета и хозяйственного плана встречаются и у росписи учёных — И.А. Озерова, М.Д. Загряцкого.

В «Финансовой энциклопедии», изданной в Москве в 1924г., бюджет определяется как «утверждённое в законодательном порядке общее предположение исчисления в принятой денежной единице предстоящих в определённом периоде времени государственных расходов и ожидаемых для покрытия их доходов с подведением баланса. Государственный бюджет — государственная роспись расходов и доходов».

Содержание бюджета как экономической категории везде сводится к тому, что «государственный бюджет выражает финансовое отношение, связанное с образованием и использованием централизованного фонда денежных ресурсов страны».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector