Bynets.ru

Журнал финансиста
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Внутренние и внешние государственные ценные бумаги

Государственные ценные бумаги

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) – инструмент (в виде бумаг) выпущенный государством. Чаще всего – это различные виды облигаций, которые выпускаются под государственное обеспечение, размещают на рынке для решения различных макроэкономических задач, к примеру, финансирование дефицита бюджета или стерилизации денежной массы. Эти бумаги являются долговыми ценными бумагами. По сути, это долговое обязательство эмитента перед приобретателем этого обязательства, которое эмитент обязуется погасить в срок и по полной мере, выплачивать по нему проценты, если они причитаются в соответствии с договором, а также выполнять прочие обязательства, которые оговорены в договоре, при покупке ценных бумаг.

Основная черта гос-облигаций — доходность, которая образуется вследствие годового дохода по ценной бумаге к ее рыночной цене.

Сейчас существуют ценные бумаги как — государственные долгосрочные обязательства , государственные краткосрочные обязательства (ГКО) , облигации государственного сберегательного займа , облигации федерального займа , краткосрочные обязательства , золотые сертификаты , облигации внутреннего валютного займа и.т.д.

Основным пониманием является то, что гос-облигации это финансовый инструмент с фиксированным доходом, при котором доходность обратно пропорциональна их рыночной цене.

Государственные ценные бумаги

Они могут выпускаться центральным органом , органом власти на месте, отдельного, относительно независимого, государственного учреждения, а так же организацией, которая пользуется государственной поддержкой . Поэтому некоторые ценные бумаги, которые были выпущены частными юридическими лицами, в определенной мере, могут иметь, статус государственных бумаг, если гарантируется по ним государственная доходность.

Цель выпуска ГЦБ

Эмиссию (выпуск) ГЦБ используют для решения следующих задач:

Существуют следующие разновидности ГЦБ, которые зависят от целей выпуска:

1.) Долговые ценные бумаги , нужны чтобы покрывать постоянный дефицит государственного бюджета. Эти бумаги, как правило, долгосрочные и среднесрочные.
2.) Ценные бумаги, которые покрывают временный дефицит бюджета (кассовый разрыв) . Он появляется в связи с тем, что, с одной стороны поступают неравномерно налоги, а с другой стороны, постоянные расходы государства. И по этой причине время от времени (в конце-начале квартала) проявляется временный дефицит бюджета, чтобы ликвидировать его выпускают краткосрочные ценные бумаги . Это могут быть финансовые векселя , сроком на 60 дней обращающиеся в Японии, и векселя управления наличностью со сроком 50 дней, которые выпускаются в США.
3.) Целевые облигации , выпускают, чтобы реализовать конкретные проекты. К примеру, Великобритания выпускала для формирования необходимых денежных ресурсов по национализации транспорта — транспортные облигации . Япония практикует выпуск строительных облигаций , которые формируют денежные средства для крупномасштабного строительства.
4.) Ценные бумаги для предприятий, которые покрывают долг перед государством. Например, в 1994—1996 годах такие бумаги были выпущены в Российской Федерации в виде казначейских обязательств . Данные казначейские обязательства, в условиях дефицита бюджета использовались государством как расчет за работу, которые выполняли по государственному заказу и затем профинансированные из федерального бюджета. Предприятия, получавшие казначейские обязательства вместо оплаты продавали их на вторичном рынке. Те, кто приобретал казначейские обязательства, имел возможность рассчитаться по своим долгам перед государством этими бумагами (уплатить налоги).

Государство использует ценные бумаги для развития, регулирования экономики и решает такие задачи как:

К государственным ценным бумагам и вообще к ценным бумагам, причастны денежные документы:

ГЦБ и определение их назначения

Итак, в основе мировой практики, к числу государственных ценных бумаг, можно отнести следующие ценные бумаги: государственные облигации , казначейские векселя , сберегательные сертификаты .

Во-первых , они используются государством для мобилизации сбережений граждан, временно свободных денежных (финансовых) средств институциональных инвесторов (пенсионных фондов, страховые компании и.т.д.), чтобы финансировать расход бюджета, превышающий его доход.

Во-вторых , при помощи ценных бумаг регулируется денежное обращение.

В США, например, эмиссию наличных денег осуществляет центральный банк — Федеральная резервная система (ФРС) под приемлемое обеспечение, в основном государственными облигациями. После того как ГЦБ были размещены на первичном рынке, их обращение переходит на вторичный рынок. Если это необходимо, то ФРС скупает их у коммерческих банков. Результатом такой операции становиться увеличение резервов коммерческих банков в ФРС. И за счет этого у коммерческих банков появляется возможность выдавать значительные суммы кредитов предпринимателям. Таким образом, изменяя учетные ставки по кредитам и скупки ценных бумаг и суммы выпуска, ФРС регулирует обращение денежных средств.

Виды государственных ценных бумаг

В России в силу различных этапов развития рынка выпускали следующие виды ГЦБ:

Государственные ценные бумаги: что это такое, их виды, особенности

Государственные ценные бумаги — это важнейший инструмент финансовой политики любого государства земного шара. Они выпускаются правительством страны или ее местными органами управления и служат для покрытия дефицита бюджета. Они выполняют кредитно-денежную функцию, поэтому обеспечены гарантиями.

Суть эмиссии бумаг государством

Выпуск бумаг регулируется законами страны . Он представляет собой сложный комплекс различных специальных экономических и юридических процедур, направленных на выгодное перераспределение облигаций между инвесторами.

Эмиссия преследует важную цель размещения и обращения всех вариантов ценных документов.

К ее компетенции относятся следующие важнейшие задачи:

  • аккумуляция различных финансовых ресурсов, направленных на решение крупных государственных проектов;
  • влияние на обращение денег в России;
  • восполнение возникающих кассовых разрывов в бюджете страны;
  • инвестирование в акции и облигации;
  • возможность обеспечения сбережений граждан и учреждений государства;
  • обеспечение различных коммерческих финансовых организаций ликвидными резервными активами ;
  • погашение долгов по обязательствам России;
  • получение дохода от выпуска бумаг;
  • привлечение большого количества средств для реализации местных целевых программ;
  • управление общим объемом денежной массы РФ;
  • устранение временного дефицита бюджета России;
  • финансирование ее социальной сферы и др.

Организация выпуска приводится в действие профессиональными специалистами в области фондового рынка, которые называются андеррайтерами.

Таким понятием характеризуется лицо , которое обладает экономическими знаниями и финансовыми способностями для полноценного участия в фондовом рынке. Специалист организует юридически верный договор с эмитентом, взяв на себя ряд обязательств по выпуску и размещению бумаг. За свою работу он получает полагающееся ему вознаграждение.

Профессионал высокого уровня обеспечивает исполнение всех этапов эмиссии. Он делает обоснование, выбирает необходимые критерии для выбора акций или облигаций и готовит документацию для их выпуска.

Затем андеррайтер регистрируется согласно закону в государственных органах, выполняя все нужные условия и правила. После он размещает акции и облигации среди потенциальных инвесторов.

В некоторых случаях специалист подбирает команду субандеррайтеров, эффективно помогающих ему выполнять все этапы процесса эмиссии бумаг.

Виды бумаг

Экономистами различаются следующие варианты:

  1. Государственные долгосрочные облигации. Подобная государственная ценная бумага, использовавшаяся в рамках радикальных реформ, вступила в обращение 01.07.1991 г. Она была рассчитана на 30 лет. Целью ее эмиссии было покрытие долга бюджета республик перед Центральным банком страны.
  2. Облигации внутреннего государственного валютного займа. Они были выпущены в оборот в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1993 г. № 222, а также 04.03.1996 г. № 229. Заемщиком выступило государство от лица Министерства Финансов.
  3. Государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ. Эти бумаги выпустила та же организация. Они эмитировались в качестве именных дисконтных облигаций. ГКО имели бездокументарную форму. Генеральным агентом по их непосредственному обслуживанию являлся ЦБ страны.
  4. Облигации Федерального Займа были выпущены Минфином Российской Федерации. Они представляли собой среднесрочные купоны, предусматривающие соответствующие процентные выплаты. Некоторые выпуски, приуроченные к специальным числам, давали частичную амортизацию задолженности.
  5. Облигации государственного сберегательного займа выпускаются в связи с Постановлением правительства страны и соответствуют Генеральным условиями их эмиссии и обращения.
  6. Облигации государственных нерыночных займов введены с 1996 г. Министерством финансов страны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21.03.1996 г. Оно же определяет периодичность выпуска и выплату дохода.

Бумага 1996 г. дает своему обладателю право использовать погашение облигацией всей суммы основного долга. Владелец также приобретает процентный доход, который начисляется с номинальной стоимости бумаги. На вторичный рынок подобный вид облигаций не допускается. Продавать их обладатель не имеет права.

Зачем государству выходить на рынок финансовых инструментов

Бумаги выпускаются для того, чтобы устранить важнейшие вопросы экономической политики страны.

Они быстро позволяют устранить дефицит бюджета. Правительство с их помощью покрывает возникающие в нем на небольших временных отрезках кассовые разрывы. Они возникают из-за того, что налоговые поступления и требующиеся траты распределяются неравномерно.

Читать еще:  Становление рынка ценных бумаг в россии

Эмиссия позволяет оперативно получить большие дополнительные средства для финансирования крупных проектов России. Она же покрывает государственный целевой расход.

Выпуск ценных документов страны обеспечивает ей приток необходимых ресурсов для постепенной выплаты задолженностей по иным видам эмитируемых документов.

Государство в полной мере должно представлять на существующем фондовом рынке важнейшие функции:

  1. Контролирующую . Посредством ее исполнения появляется возможность применять меры для поддержания и развития рыночной экономики страны.
  2. Эмиссионную . Она позволяет получить бюджету Российской Федерации дополнительные доходы.

Ежегодно в РФ возникают некоторые разрывы между поступающими доходами и исходящими расходами казны, нуждающимися в немедленном покрытии.

Их формирование объясняется тем, что наибольшее число обязательных налоговых платежей в России чаще всего поступает в строго установленные периоды отчетного года . Они связаны с правилами подачи деклараций гражданами страны и выплатами по ним назначенных денежных средств.

Расходы же требуется рассредоточивать по всем месяцам равномерно. Поэтому в некоторые периоды в государственном бюджете возникает некоторая нехватка финансов. Какой период будет связан с привлечением облигаций, решает Правительство страны.

Ликвидация задолженности посредством эмиссии требует меньших расходов, чем кредитование. Такое расхождение связано с тем, что государственные и муниципальные акции или облигации Российской Федерации являются высоколиквидными. Поэтому лица, инвестирующие в них свои денежные средства, при первой же необходимости быстро реализуют бумаги.

Государство выходит на рынок финансовых инструментов ради полного устранения любой внутренней задолженности перед бюджетом. Акции и облигации должны выпускаться постоянно для стабилизации функционирования экономики страны.

Координация действий на рынке

Регулирование различных экономических механизмов фондового рынка Российской Федерации осуществляется посредством приведения в действие различных административных рычагов.

К ним относятся:

  • денежная политика РФ;
  • ее налоговая сфера;
  • капиталы государства;
  • ресурсы страны;
  • собственность Российской Федерации.

Регуляцию государственных ценных документов выполняют антимонопольный комитет РФ , ГЦБ, Министерство финансов России, ее налоговая инспекция. Они надзирают за всеми организациями, эмитирующими различные бумаги, профессиональными участниками экономического рынка, занимающимися инвестициями, а также частными инвесторами.

Осуществление регулирующими органами своевременного воздействия на участников позволяет защитить полноценных инвесторов от недобросовестных и обеспечить работу рынка облигаций посредством стимулирования бизнес-активности предпринимательского сообщества.

Экономисты различают прямое и косвенное влияние на обращение ценных бумаг России.

Прямое влияние направлено на отслеживание их выпуска и обеспечение выполнения правил к функционированию акций и облигаций на фондовом рынке.

Косвенное влияние включает в себя применение специальных финансовых рычагов регулирования экономики.

Подводим итоги

Государственный или муниципальный ценный документ является прямым обязательством страны. Он обеспечивает лицам, которые инвестируют в него свои деньги, высокую ликвидность. А надзорные органы дают гарантии сохранности вложенных средств.

Но ценные бумаги не способны принести их владельцам высокий доход. Обязательства по ним даются государством, поэтому их реализация активизируется чаще всего в периоды кризисных ситуаций. Тогда их номинальная и рыночная стоимость резко возрастает.

Когда же наступают более спокойные и стабильные периоды жизни страны , участники рынка быстро пускают их в свободную продажу, используя инструменты наибольшей доходности, которые связаны с большим риском. Поэтому котировка ценных бумаг в подобное время падает.

Для того чтобы их непосредственное обращение окончательно не вышло из-под контроля, Российская Федерация постоянно следит за их эмиссией .

Ценные бумаги государства являются твердой гарантией получения дохода. Но он не будет высоким по сравнению с более действенными финансовыми инструментами рыночной экономики страны.

Лекция 4. Государственные и муниципальные ценные бумаги

Государственные ценные бумаги — это любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления.

Государственные ценные бумаги выпускают многие страны с рыночной экономикой. Цели выпуска государственных ценных бумаг – это, прежде всего, финансирование дефицита государственного бюджета, управление наличной денежной массой, финансирование определенных инвестиционных проектов (например, в Японии выпускаются государственные «строительные» облигации, за счет которых осуществляются социальные проекты). Могут быть и иные цели. Так в1988 г. в Великобритании были выпущены государственные облигации, номинированные в ЭКЮ. Эти бумаги не были связаны с финансированием государственного бюджета, цель их выпуска – пополнение валютных резервов страны. В некоторых странах государственные ценные бумаги широко используются для проведения денежной политики путем операций на открытом рынке. Операции на открытом рынке -–это покупка и продажа Центральным банком страны ценных бумаг, чаще всего – государственных. При покупке ценных бумаг Центральным банком денежная масса в обороте расширяется, при продаже – сжимается.

В настоящее время в России принят закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». В соответствии с этим законом можно выделить:

Федеральные государственные ценные бумаги

Государственные ценные бумаги субъектов федерации

Муниципальные ценные бумаги.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпускаться в форме облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг, именными и на предъявителя. Государственные ценные бумаги могут составлять как внутренний, так и внешний долг и быть номинированы как в рублях, так и в иностранной валюте. Муниципальные ценные бумаги внешний долг составлять не могут и выпускаются только с рублевым номиналом.

До августа 1998 г. рынок государственных ценных бумаг был наиболее развитым сегментом российского фондового рынка. Государство во все времена является одним из крупнейших заемщиков. Даже в Советском Союзе, несмотря на практически полную централизацию финансовых ресурсов в руках государства и отсутствие финансового рынка, тем не менее, осуществлялись выпуски облигаций государственных займов (так, за период с 1922 по 1957 год в СССР было выпущено около 60 государственных облигационных займов, в 1957 – 1990 годах – 5 таких займов). Инвесторами этих займов было население.

Рынок государственных ценных бумаг в России в 90-х годах 20 века развивался стремительно. Приватизационный чек («ваучер») – государственная ценная бумага на предъявителя, появившаяся в 1992 году, стала первой массовой ценной бумагой, стихийный вторичный рынок которой сформировался практически немедленно после выпуска ее в обращение. Именно ваучер «привил вкус» россиянам к операциям на финансовом рынке.

В начале 90-х годов 20 века Российское государство столкнулось с очень серьезными финансовыми проблемами, одной из которых был колоссальный дефицит федерального бюджета, который покрывался за счет эмиссии денег. В результате Россия оказалась на пороге гиперинфляции, инфляция исчислялась сотнями процентов в год. Попытка найти неинфляционные источники покрытия бюджетного дефицита привела к быстрому развитию рынка государственных ценных бумаг. Было форсировано формирование технологического обеспечения торгов, в результате чего российская торговая система Московской межбанковской валютной биржи, а позднее и региональных бирж, через которую сначала осуществлялись только сделки с государственными краткосрочными обязательствами (ГКО), а позднее и с другими бумагами (облигациями федеральных займов с переменными и постоянными купонами, облигациями акционерного общества «Высокоскоростные магистрали») является одной из лучших в Европе и мире. Этот рынок – «рынок ГКО», быстро завоевал популярность не только у российских, но и у иностранных инвесторов, в первую очередь за счет высокой доходности вложений в эти финансовые инструменты. Однако «перегретый», высокодоходный и, как следствие, высокорискованный рынок ГКО не мог не рухнуть, что и произошло в августе 1998 года. Государство отказалось платить по своим долгам.

Означает ли это, что рынок государственных ценных бумаг перестал существовать? Конечно же, нет. «Этого не может быть, потому что не может быть никогда» (даже во времена директивной централизованной экономики). Надеемся, этот сегмент финансового рынка будет развиваться более цивилизованно, в строгих рамках закона. И эмитенты, и инвесторы, пережившие ряд дефолтов по внутренним российским долгам, станут «осмотрительнее», решения о выпуске ценных бумаг и инвестировании в них – более взвешенными, основанными на знании (и не только понаслышке) объективных закономерностей развития финансового рынка, а не на стремлении получить деньги любым путем. Ведь рынок государственных ценных бумаг, как и финансовый рынок вообще – объективно необходимый элемент рыночной экономики, механизм перераспределения финансовых ресурсов. И если этот механизм будет работать «как часы», без сбоев и остановок, от этого выиграет и эмитент, и инвестор, и российская экономика в целом.

В настоящий момент в обращении находятся и краткосрочные, и среднесрочные, и долгосрочные государственные ценные бумаги, выпущенные как от имени Российской Федерации, так и отдельных субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, выпускались и облигации Банка России в конце 1998 г. В обращении находятся российские государственные ценные бумаги, номинированные как в российской валюте, так и в валютах других государств (например, в долларах США, немецких марках). В обращении находятся как «обычные» по конструкции купонные и дисконтные облигации, так и более интересные облигации с плавающим купоном, облигации, обращение которых предполагает наличие «особой недели» (Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 года), выигрышные облигации. Ранее выпускались «Золотые сертификаты», номинированные в золоте (1993 год), Казначейские обязательства (1994 год), сочетающие в себе свойства облигации, векселя, налогового освобождения.

Читать еще:  Рынок драгоценных металлов это

В настоящее время в обращении находятся следующие виды государственных ценных бумаг, выпущенные от имени Российской Федерации:

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО)

Облигации федеральных займов (ОФЗ)

Облигации государственного внутреннего валютного займа (так называемые «вэбовки»)

Облигации государственного сберегательного займа

Еврооблигации – облигации, номинированные в иностранной валюте и обращающиеся на международном рынке.

Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) выпускаются в России с 1993 г. как дисконтные именные бездокументарные ценные бумаги. Их конструкция «списана» с казначейских векселей США (кстати, выражение «ставка без риска» относится именно к этим казначейским векселям. Оно означает, что казначейские векселя США «свободны от риска банкротства эмитента» – но не от других видов рисков). Торговля ГКО осуществляется только через торговую систему Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) и системы региональных валютных бирж (в С.-Петербурге, Екатеринбурге, Владивостоке, Новосибирске, Самаре, Ростове, Нижнем Новгороде). Срок их обращения – до 1 года.

Облигации федерального займа (ОФЗ) появились в 1995 г. как среднесрочные именные бездокументарные купонные облигации. Срок их обращения – более 1 года. Доход по этим облигациям выплачивается в виде процентных выплат с разной периодичностью для разных выпусков (1, 2 и 4 раза в год). Купон может быть фиксированным и плавающим. Обращаются ОФЗ, как и ГКО, через торговую систему ММВБ.

«Вэбовки» появились в 1993 г. Дело в том, что в 1991 г. Внешэкономбанк СССР оказался неплатежеспособным, в нем были заморожены валютные счета юридических и физических лиц. В 1993 г. задолженность перед юридическими лицами была оформлена в виде облигационного займа Облигаций государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ). Данный заем был оформлен как 5 траншей облигаций с разными сроками погашения (от 1 до 15 лет), номинирован в долларах США. Облигации были выпущены как документарные предъявительские ценные бумаги с ежегодными купонными выплатами в размере 3 %. Позднее выли выпущены еще 2 транша этих облигаций. ОГВВЗ – это пример секьюритизации задолженности. Секьюритизация – это превращение (переоформление) задолженности в обращаемые ценные бумаги.

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) предназначались в первую очередь для физических лиц. Впервые они были выпущены в 1995 г. Это документарные предъявительские купонные облигации со сроком обращения более одного года. Платежным агентом по этим облигациям выступает Сбербанк России, куда инвесторы обращаются для получения процентных платежей и погашения основной суммы долга (самой облигации).

В 1996 г. Россия вышла на внешний рынок облигационных заимствований – на рынок еврооблигаций.

Рынок евробумаг начал формироваться примерно в 60-е годы 20 века. Название «евро» — это дань традиции, поскольку первые такие бумаги появились в Европе. В настоящее время – это поистине мировой рынок ценных бумаг, где и эмитентами, и инвесторами, и посредниками выступают представители самых разных стран.

Евробумаги – это ценные бумаги, выпущенные в валюте, иностранной для эмитента, и размещаемые среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта также является иностранной. Различают евроакции, еврооблигации и краткосрочные евробумаги (простые обращающиеся векселя). Эмитентами этих бумаг могут быть не только государства, но и частные компании.

Основными финансовыми центрами рынка евробумаг являются Лондон, Люксембург, Цюрих. Расчеты по сделкам осуществляются через две депозитарно-клиринговые системы – Седел и Евроклир (в 2000 г. произошло объединение Седел с клиринговой организацией Франкфуртской фондовой биржи и образовалась суперсистема Клеарстрим).

Рынок евробумаг – это регулируемый рынок. В 1969 г. образовалась ISMA – Ассоциация участников международных фондовых рынков. Этой ассоциацией разработана детальная и масштабная система регулирования, включая правила совершения сделок, улаживания сделок, этики поведения и процедур разрешения конфликтов.

В настоящее время в обращении находится 11 выпусков российских еврооблигаций, номинированных в американских долларах, немецких марках и итальянских лирах. Самый «длинный» из них имеет срок погашения в 2030 г., самая высокая купонная ставка – 12,75 % (срок погашения – 2028 г.)

Государственные ценные бумаги.

Государственные ценные бумаги— это форма существования государственного внутреннего и внешнего долга. Эмитентами выступают федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Федерации и исполнительный орган местного самоуправления, инвесторами — юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. Целью выпуска го­сударственных ценных бумаг является покрытие дефицита госу­дарственного бюджета, регулирование денежного обращения страны, финансирование государственных целевых программ, реструктуризация внутреннего и внешнего долга России. Эмиссия государственных ценных бумаг осуществляется в соответствии с Федеральным за­коном «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ.

Государственные ценные бумаги различают:

• по срокам погашения — краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

• по видам эмитентов — ценные бумаги прави­тельства, государственных учреждений; ценные бумаги, которым придан статус государственных;

• по видам доходов — процентные, дисконтные, индексиру­емые (номинальная стоимость возрастает на темп инфляции), вы­игрышные, комбинированные;

• по формам существования бумажные и безбумажные (пре­обладают безбумажные);

Рассмотрим основные виды государственных, ценных бумаг.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)выпускались по постановлению Правительства РФ «О вы­пуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 8 февраля 1993 г. № 107. Номинальная стоимость — 1000 руб. Срок обращения — 3, 6 и 12 мес. Облигации считались именными. Форма выпуска — безбумажная.

Основные участники рынка ГКО — эмитент, инвестор, дилер.

Эмитент — Министерство финансов РФ. Инвестор — юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты, купившие ГКО на правах собственности. Официальный дилер — инвестиционный институт, заключивший с Банком России договор на обслужива­ние ГКО. Он мог выступать от своего имени и за свой счет или за счет клиента, т. е. выполнять функции финансового брокера. Рынок ГКО обслуживали более 200 официальных дилеров.

Инфраструктура рынка ГКО включала в себя:

• депозитарий ГКО. Каждый из официальных дилеров от­крывал в депозитарии два счета «депо»: счет «А» — для облигаций, принадлежащих самому дилеру, счет «Б» — для облигаций клиентов;

• компьютерную торговую систему, осуществлявшую техни­ческое обеспечение и регистрацию купли-продажи ГКО;

• расчетную систему, которая осуществляла расчетные опе­рации по купле-продаже ГКО.

Рынки ГКО бывают первичные и вторичные. Первичный ры­нок — аукцион. В день проведения аукциона в 10 часов утра в си­стему вводились данные. Если деньги под заявку были на счете расчетной системы, то заявка допускалась к торгам. Дилеры по­давали заявки двух видов: конкурентные (по цене покупателя) и неконкурентные (по средневзвешенной цене аукциона). Заявки сводились в один реестр по мере уменьшения цены заявки, на ос­нове реестра и объемов выпуска ГКО определялась цена отсече­ния. Конкурентные заявки с ценами выше цены отсечения удов­летворялись по указанным в них ценам. Неконкурентные заявки удовлетворялись по средневзвешенной цене аукциона. Очеред­ной выпуск считался размещенным, если на торгах было прода­но не менее 20% общего номинального объема данного выпуска.

Вторичный рынок — фондовая биржа. Во время торгов дилер вводил свою заявку в свой компьютер на покупку или продажу ГКО. В случае покупки торговая система проверяла, есть ли не­удовлетворенные заявки в очереди на продажу с ценой, равной или меньшей, чем у поступившей заявки. Если есть, то фиксиро­вались сделки по цене заявок из очереди на продажу до тех пор, пока есть такие заявки или пока поступившая заявка не удовлет­ворена полностью. Неудовлетворенные заявки ставились в оче­редь на покупку, т. е. каждый акт купли-продажи имел свою цену. Поэтому в официальных сообщениях об итогах торгов сообща­лась минимальная и максимальная цена, цена последней сделки. После окончания торгов производились взаи­морасчеты.

В июле 1998 г. в связи с тем, что расходы по обслуживанию рынка ГКО превзошли доходы от их эмиссии, выпуск ГКО был прекращен. Выпуск ГКО возобновлен в де­кабре 1999 г. для нерезидентов, в феврале 2000 г. — для резидентов.

Читать еще:  Виды депозитариев на рынке ценных бумаг

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. № 790 утверждены новые «Генеральные усло­вия эмиссии и обращения государственных краткосрочных бес­купонных облигаций». По этим условиям ГКО стали выпускать­ся в документарной форме, с обязательным централизованным хранением в депозитариях (причем владельцы ГКО не имеют пра­ва требовать их выдачи на руки). Генеральным агентом по об­служиванию выпусков ГКО является Банк России. Через этот банк осуществляются расчеты по сделкам с ГКО.

Государственные жилищные сертификатывыпускаются в со­ответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. с целью привлечения инвестиций на жилищное строительство. Жилищ­ный сертификат — это особый вид облигации с индексированной номинальной стоимостью. Его владелец имеет право на получе­ние квартиры или индексированной номинальной стоимости. Эмитенты — юридические лица, резиденты (застройщики и муни­ципалитеты). Номинал — не менее 0,1 м 2 в денежном эквиваленте. Это именные ценные бумаги.

• наименование «Жилищный сертификат»;

• дата и государственный номер регистрации;

• срок действия, дата приобретения первым собственником;

• размер площади, соответствующий одному сертификату;

• цена приобретения сертификата первым владельцем;

• схема индексации номинальной стоимости;

• предварительные условия договора купли-продажи квар­тиры;

• порядок окончательного согласования договора купли-про­дажи квартиры;

• полное наименование эмитента;

• подпись и печать;

• полное наименование собственника жилищного сертифи­ката;

• полное наименование банка, контролирующего целевое использование привлеченных средств;

• условия, дающие право заключать договор купли-продажи квартиры.

Государственные сберегательные облигации (ГСО).Выпуск этих облигаций производится в соответствии с постановлением Правительства РФ «Условия эмиссии и обращения государствен­ных сберегательных облигаций» от 6 ноября 2001 г. № 771. Эми­тентом является Министерство финансов РФ. Инвесторами — юридические лица, резиденты: страховые организации, негосу­дарственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, управ­ляющие компании паевых инвестиционных фондов. Облигации среднесрочные и долгосрочные, именные, выпускаются в доку­ментарной форме. Эмиссия осуществляется отдельными выпус­ками, объемы которых определяются Правительством РФ на со­ответствующий год. Облигации не обращаются на вторичном рынке, а размещаются на добровольной основе на аукционе. Вла­делец облигаций при их погашении получает их номинальную стоимость, а также проценты, исчисляемые на номинальную сто­имость облигаций. Погашение и купонные выплаты осуществля­ются за счет средств федерального бюджета. Это федеральная государственная ценная бумага, выраженная в рублях.

Облигации Банка России (ОБР).Банку России в целях реализации денежно-кредитной политики дано право от своего имени осуществлять эмиссию об­лигаций. Эти облигации размещаются и обращаются только среди кредит­ных организаций.

Облигации являются краткосрочными эмиссионными ценны­ми бумагами, закрепляющими право их владельца на получение в предусмотренный ими срок средств в размере, равном их номи­нальной стоимости. Доходом от облигации является разница между номинальной стоимостью и ценой покупки облигации. Облигации выпускаются в документарной форме на предъявите­ля. Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. Каждый выпуск имеет регистрационный номер. Обслуживание и погашение облигаций производит Банк России.

Производные ценные бумаги (дериваты)

К производным ценным бумагам относятся опционы, фью­черсы, и др.

Опцион — это двусторонний контракт. Покупатель опциона — держатель опциона, продавец опциона — надписатель опциона. Финансовый опцион — одностороннее обязательство, дающее сво­ему владельцу право купить или продать финансовые инструмен­ты в установленные сроки и по согласованной заранее цене. Это означает, что держатель опциона может его исполнить, может его проигнорировать, может его продать. Надписатель опцион­ного контракта обязан его исполнить. Договорная цена, по ко­торой заключается опционная сделка, называется ценой испол­нения или ценой страйк. Внутренняя стоимость опциона — это разность между той ценой, которую пришлось бы уплатить за ценные бумаги без опциона, и той, которую платят при исполне­нии опциона, т. е. ценой исполнения. Внутренняя стоимость оп­циона не может быть отрицательной величиной. Если рыночная цена ниже цены исполнения, то опцион не будет исполняться, его внутренняя стоимость будет нулевой. Надбавка к опциону равна разнице между рыночной ценой и его внутренней стоимостью. Это премия. Ее платит держатель опциона надписателю сразу же после заключения контракта.

При исполнении опционного контракта возможны три слу­чая:

1) цена исполнения равна рыночному курсу, это опцион с па­ритетом;

2) цена исполнения выгоднее рыночной цены, это опцион в деньгах;

3) цена исполнения не выгоднее рыночной цены, это опцион вне денег.

Пример.Заключен контракт на покупку 100 акций по цене 500 руб. за одну акцию через 3 мес. Премия равна 20 руб. на одну акцию, на 100 акций она составит 2000 руб. Через 3 мес. факти­ческая цена на рынке составит 800 руб. Держатель опциона ку­пит 100 акций по цене 500 руб. и продаст их по цене 800 руб., при этом он получит прибыль (800 -500) * 100= 3000 руб. Чистый до­ход составит 3000 — 2000 = 1000 руб.

Если фактическая цена на рынке равняется 450 руб., то дер­жатель опциона не исполнит контракт. Он потеряет только пре­мию — 2000 руб. Если бы он исполнил контракт, то потерял бы гораздо больше — (450-500) * 100=5000 руб.

Этот пример показывает, что опционный контракт выполня­ет функции страхования рисков (хеджирования). Риск покупате­ля опциона находится в пределах выплачиваемой им премии. Риск продавца не ограничен, а его доход основывается на премии. Другими словами, продавец опциона принимает на себя риски покупателя и получает за это премию, которая является ценой опциона.

Существуют два типа опционов:

• европейский (исполняется в определенный день);

• американский (исполняется в любой день до оговоренной в контракте даты).

Используют два вида опционных контрактов:

• опцион «колл», который дает право купить в будущем оп­ределенное количество ценных бумаг;

• опцион «пут», позволяющий продать в будущем определен­ное количество ценных бумаг.

Фьючерс— двусторонний контракт, двустороннее обязатель­ство по проведению сделки купли-продажи оговоренных финан­совых инструментов в установленные сроки по согласованной заранее цене. Финансовый фьючерсный контракт — это стандар­тизированный контракт (стандартизируются количество, каче­ство, срок исполнения). Особенностью фьючерсных контрактов является то, что они редко исполняются (менее 2% всех заклю­ченных сделок). Обычно про­изводится выплата разницы одной стороне за счет другой.

При фьючерсных сделках используется маржирование. При­меняется несколько видов маржи. Первоначальная маржа — за­лог, вносимый покупателем и продавцом контракта при заклю­чении сделки. Она составляет небольшой процент от суммы кон­тракта, вносится или в виде наличности, или в виде ценных бумаг (чаще всего это государственные ценные бумаги). Вариационная маржа — это сумма, которую вносит покупатель или продавец ежедневно в Клиринговую палату в зависимости от рыночных колебаний. Одна сторона вносит определенную сумму, которая возвращается другой стороне. Маржа поддержания — установлен­ная минимальная величина первоначальной маржи, ниже кото­рой она не должна опускаться.

В настоящее время в России используются фьючерсы на ак­ции. Торговля фьючерсами на курсы акций осуществляется на Российской бирже и Московской центральной фондовой бирже с осени 1996 г. В основном это акции предприятий первого эшелона, таких как НК «Лукойл», «Мосэнерго», «Ростелеком» и др.

Закладная — это именная ценная бумага, удостоверяющая права ее вла­дельца в соответствии с договором об ипотеке на получение де­нежного обязательства или указанного в нем имущества. Обяза­тельные реквизиты закладной: название «Закладная»; имя зало­годателя и его адрес; имя первоначального залогодержателя и его адрес; название денежного обязательства, обеспечиваемого ипотекой; имя должника и его адрес; сумма обязательства или порядок ее определения; сроки уплаты суммы обязательства; опи­сание имущества, передаваемого в залог, его местонахождение и денежная оценка; наименование права (собственность, аренда) и органа регистрации этого права; наличие права третьих лиц на закладываемое имущество; подписи залогодателя и должника; время и место нотариального удостоверения договора об ипоте­ке и сведения о его государственной регистрации.

Закладная составляется лицом, которое передает в залог свое имущество другому лицу. Она передается первоначальному за­логодержателю органом государственной регистрации догово­ра об ипотеке только после самой регистрации. Передача прав по закладной осуществляется так же, как по векселю, т. е. путем совершения на ней передаточной надписи — индоссамента. Зак­ладная может передаваться в залог, покупаться и продаваться, переходить по наследству и т.д.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector