Bynets.ru

Журнал финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды российских государственных ценных бумаг

Виды российских государственных ценных бумаг

Динамичное развитие рынка ценных бумаг в России ведет не только к увеличению его объема, но и к расширению перечня долговых обязательств. Это в полной мере относится к рынку государственных ценных бумаг, отличающихся высокой надежностью, ликвидностью и налоговыми льготами.

До сих пор государственные ценные бумаги по своим масштабам преобладают на фондовом рынке в России. На их долю приходится более 80% рынка ценных бумаг.

Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения средств в государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путем дополнительной денежной эмиссией, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов. [7, с. 26]

С 1992 года с целью привлечения денежных ресурсов и покрытия растущего дефицита федерального бюджета были выпущены следующие государственные ценные бумаги:

государственные долгосрочные бескупонные облигации (ГДО);

государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);

государственные среднесрочные облигации;

государственные казначейские векселя и казначейские обязательства;

облигации государственного внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

сберегательная бумага для населения (СБН);

другие государственные ценные бумаги.

Все они регулируются различными правовыми актами, законами РФ. Наиболее значимые из них: Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 07.08.2001г.) «О рынке ценных бумаг»; Федеральный закон от 29.07.1998 №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 15.07.1998).

В 1991г. Центральный банк России приступил к размещению облигаций государственного внутреннего займа сроком на 30 лет исходя из условий его выпуска, утвержденных Постановлением Президента Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991г. №1697-1. Общая величина займа составляет 80 млрд. рублей. Он разделен на несколько частей с различными условиями обращения на рынке ценных бумаг: разные цены погашения при едином купонном доходе, различные плавающие цены выкупа и реализации. Согласно последующим измененным условиям обращения государственных долгосрочных облигаций они размещаются под 15% годовых с ежегодной выплатой процентов; доход по ним освобожден от налогов. [7, с. 26]

Инвестор может погасить облигации досрочно по фиксированной цене, объявленной заранее, что позволяет исчислить доходность и выбрать любой срок инвестирования, не дожидаясь официального 30-летнего срока погашения. Инвесторами могут быть только физические лица, которые имеют право переуступать или продавать свои бумаги юридическим лицам. При этом должна быть проведена регистрация сделки в том учреждении банка, где облигации были первоначально приобретены, так как они являются именными.

Банкам предоставлена право получить в Центральном банке ссуду под залог приобретенных ими облигаций. Причем ссуда выдается на срок до 3 месяцев в размере до 90% от нарицательной стоимости принятых в залог ценных бумаг.

Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006г. в течение последующих 15 лет ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются только до 31 декабря 2021 года.

В условиях высокой инфляции и растущего дефицита федерального бюджета Правительством РФ было принято Постановление «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» (от 8 февраля 1993г. № 107).

Эмитентом именных государственных краткосрочных облигаций является Министерство финансов. Номинальная стоимость ценных бумаг составляет 1 млн. рублей. Они выпускаются в безбумажной форме, каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, который хранится в Центральном банке, являющемся генеральным агентом по обслуживанию выпуска ГКО.

Размещение ГКО осуществляется с дисконтом, который является видом дохода (процента), получаемого эмитентом. По срокам обращения ГКО делятся на трехмесячные, полугодовые и рассчитанные на один год. Размещаются они на аукционе, который проводит Центральный банк. Обращение облигации на вторичном рынке происходит только в форме совершения сделок купли-продажи через фондовую биржу.

ГКО – высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. Дополнительное преимущество инвестиции в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от налога на прибыль. [7, с. 27]

Наметившаяся в 1995 году тенденция стабилизации финансового рынка позволила приступить к выпуску новой государственной среднесрочной ценной бумаги – облигации федерального займа (ОФЗ) с переменным купоном. Выпуск этих среднесрочных ценных бумаг необходим для увеличения сроков государственной задолженности.

Эмитентом облигации федеральных займов от имени государства выступает Министерство финансов РФ. Порядок выпуска и обращения ценных бумаг определен Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995г. № 458 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов». Эмиссия ОФЗ осуществляется в виде отдельных выпусков. Общий объем эмиссии определяется Министерством финансов в переделах лимита государственного внутреннего долга. Инвесторами могут быть юридические и физические лица. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций является Центральный банк РФ. Все сделки с облигациями федеральных займов заключаются и исполняются в порядке, установленном Центральным банком по соглашению с Министерством финансов.

ОФЗ – первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в России. Они выпущены сроком на один год и две недели, что объясняется особенностями российского законодательства (нужен срок более года, чтобы бумага считалась среднесрочной), так и удобством начисления доходности (плюс две недели). По этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причем доход привязан к доходу на рынке ГКО: берут четыре последних выпуска ГКО, исчисляется средняя взвешенная и по этой величине ОФЗ продается (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Цены на ОФЗ ставят инвесторы, а Минфин определяет устраивает ли министерство цена или нет.

Появление на фондовом рынке России казначейских векселей определено Постановлением Правительства РФ от 14.04.1994г. «О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством финансов РФ». [7, с. 28]

Министерство финансов выпустило в 1996 году векселя для восстановления взамен централизованных кредитов погашенных с их корреспондентских счетов. Срок обращения векселей – 8 лет, они погашаются ежегодно равными долями с 31 августа 1998 года с уплатой 10% годовых. Векселедержатели имеют право быть Центральный банк РФ, коммерческие банки и юридические лица.

Государственные казначейские обязательства являются финансовым инструментом переходного периода. Их выпуск обусловлен жестким правительственным курсом, направленным на снижение инфляции и планомерное сокращение доходности по основным финансовым инструментам.

Начало выпуска казначейских обязательств (КО) – август 1994 г., эмитентом является Министерство финансов. КО выпускаются сериями в бездокументарной форме в виде записи в уполномоченном депозитарии (банках-агентах Минфина). Каждая серия имеет единые даты выпуска обязательств, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку, то есть представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом. Ставка процентного дохода по обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения. Процентный доход выплачивается Минфином (Главным управлением федерального казначейства) одновременно с погашением казначейских обязательств. Владельцами КО могут быть юридические и физические лица. КО могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога. КО могут обмениваться на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный бюджет. В результате банкротства Банка внешнеэкономической деятельности СССР на его счетах остались «замороженными» средства юридических и физических лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего долга бывшего СССР было определено, что погашение задолженности физическим лицам происходит с 1 июля 1993г. в полном объеме, а задолженность перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ) со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ валюта займа – доллары США, процентная ставка – 3 %. [7, с. 29]

Читать еще:  Бессрочные ценные бумаги примеры

Общий объем займа составил 7885 млн. долларов США. Номинал облигации – одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска займа является 14 мая 1993 года. Купонная ставка 3% годовых – выплачивается 14 мая каждого года.

Сберегательная бумага для населения (СБН) внешне похожа на облигацию №% займа, но с купонами на получение каждые три месяца (бумага выпускается на год), при этом доход по купонам будет привязан к ОФЗ, но поскольку это будет для населения, прибавляется еще один процент.

Эта бумага была выпущена в сентябре 1995 г. раньше ее не было смысла выпускать, так как доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. На рынке денег было очень много, а предложений со стороны Минфина – значительно меньше. В таких условиях население мало что получило бы. А если бы была выпущена долларовая бумага, то в связи с понижением курса был бы чистый убыток для инвестора.

При подготовке СБН Министерство финансов руководствовалось тем, что по бумагам для населения должна существовать прибыль, пусть не самая большая, но близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс еще какой-нибудь процент. В крайнем случае, доход должен полностью компенсировать потер от инфляции.

Государственные ценные бумаги: что это такое, их виды, особенности

Государственные ценные бумаги — это важнейший инструмент финансовой политики любого государства земного шара. Они выпускаются правительством страны или ее местными органами управления и служат для покрытия дефицита бюджета. Они выполняют кредитно-денежную функцию, поэтому обеспечены гарантиями.

Суть эмиссии бумаг государством

Выпуск бумаг регулируется законами страны . Он представляет собой сложный комплекс различных специальных экономических и юридических процедур, направленных на выгодное перераспределение облигаций между инвесторами.

Эмиссия преследует важную цель размещения и обращения всех вариантов ценных документов.

К ее компетенции относятся следующие важнейшие задачи:

  • аккумуляция различных финансовых ресурсов, направленных на решение крупных государственных проектов;
  • влияние на обращение денег в России;
  • восполнение возникающих кассовых разрывов в бюджете страны;
  • инвестирование в акции и облигации;
  • возможность обеспечения сбережений граждан и учреждений государства;
  • обеспечение различных коммерческих финансовых организаций ликвидными резервными активами ;
  • погашение долгов по обязательствам России;
  • получение дохода от выпуска бумаг;
  • привлечение большого количества средств для реализации местных целевых программ;
  • управление общим объемом денежной массы РФ;
  • устранение временного дефицита бюджета России;
  • финансирование ее социальной сферы и др.

Организация выпуска приводится в действие профессиональными специалистами в области фондового рынка, которые называются андеррайтерами.

Таким понятием характеризуется лицо , которое обладает экономическими знаниями и финансовыми способностями для полноценного участия в фондовом рынке. Специалист организует юридически верный договор с эмитентом, взяв на себя ряд обязательств по выпуску и размещению бумаг. За свою работу он получает полагающееся ему вознаграждение.

Профессионал высокого уровня обеспечивает исполнение всех этапов эмиссии. Он делает обоснование, выбирает необходимые критерии для выбора акций или облигаций и готовит документацию для их выпуска.

Затем андеррайтер регистрируется согласно закону в государственных органах, выполняя все нужные условия и правила. После он размещает акции и облигации среди потенциальных инвесторов.

В некоторых случаях специалист подбирает команду субандеррайтеров, эффективно помогающих ему выполнять все этапы процесса эмиссии бумаг.

Виды бумаг

Экономистами различаются следующие варианты:

  1. Государственные долгосрочные облигации. Подобная государственная ценная бумага, использовавшаяся в рамках радикальных реформ, вступила в обращение 01.07.1991 г. Она была рассчитана на 30 лет. Целью ее эмиссии было покрытие долга бюджета республик перед Центральным банком страны.
  2. Облигации внутреннего государственного валютного займа. Они были выпущены в оборот в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1993 г. № 222, а также 04.03.1996 г. № 229. Заемщиком выступило государство от лица Министерства Финансов.
  3. Государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ. Эти бумаги выпустила та же организация. Они эмитировались в качестве именных дисконтных облигаций. ГКО имели бездокументарную форму. Генеральным агентом по их непосредственному обслуживанию являлся ЦБ страны.
  4. Облигации Федерального Займа были выпущены Минфином Российской Федерации. Они представляли собой среднесрочные купоны, предусматривающие соответствующие процентные выплаты. Некоторые выпуски, приуроченные к специальным числам, давали частичную амортизацию задолженности.
  5. Облигации государственного сберегательного займа выпускаются в связи с Постановлением правительства страны и соответствуют Генеральным условиями их эмиссии и обращения.
  6. Облигации государственных нерыночных займов введены с 1996 г. Министерством финансов страны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21.03.1996 г. Оно же определяет периодичность выпуска и выплату дохода.

Бумага 1996 г. дает своему обладателю право использовать погашение облигацией всей суммы основного долга. Владелец также приобретает процентный доход, который начисляется с номинальной стоимости бумаги. На вторичный рынок подобный вид облигаций не допускается. Продавать их обладатель не имеет права.

Зачем государству выходить на рынок финансовых инструментов

Бумаги выпускаются для того, чтобы устранить важнейшие вопросы экономической политики страны.

Они быстро позволяют устранить дефицит бюджета. Правительство с их помощью покрывает возникающие в нем на небольших временных отрезках кассовые разрывы. Они возникают из-за того, что налоговые поступления и требующиеся траты распределяются неравномерно.

Эмиссия позволяет оперативно получить большие дополнительные средства для финансирования крупных проектов России. Она же покрывает государственный целевой расход.

Выпуск ценных документов страны обеспечивает ей приток необходимых ресурсов для постепенной выплаты задолженностей по иным видам эмитируемых документов.

Государство в полной мере должно представлять на существующем фондовом рынке важнейшие функции:

  1. Контролирующую . Посредством ее исполнения появляется возможность применять меры для поддержания и развития рыночной экономики страны.
  2. Эмиссионную . Она позволяет получить бюджету Российской Федерации дополнительные доходы.

Ежегодно в РФ возникают некоторые разрывы между поступающими доходами и исходящими расходами казны, нуждающимися в немедленном покрытии.

Их формирование объясняется тем, что наибольшее число обязательных налоговых платежей в России чаще всего поступает в строго установленные периоды отчетного года . Они связаны с правилами подачи деклараций гражданами страны и выплатами по ним назначенных денежных средств.

Читать еще:  Национальный рынок ценных бумаг это

Расходы же требуется рассредоточивать по всем месяцам равномерно. Поэтому в некоторые периоды в государственном бюджете возникает некоторая нехватка финансов. Какой период будет связан с привлечением облигаций, решает Правительство страны.

Ликвидация задолженности посредством эмиссии требует меньших расходов, чем кредитование. Такое расхождение связано с тем, что государственные и муниципальные акции или облигации Российской Федерации являются высоколиквидными. Поэтому лица, инвестирующие в них свои денежные средства, при первой же необходимости быстро реализуют бумаги.

Государство выходит на рынок финансовых инструментов ради полного устранения любой внутренней задолженности перед бюджетом. Акции и облигации должны выпускаться постоянно для стабилизации функционирования экономики страны.

Координация действий на рынке

Регулирование различных экономических механизмов фондового рынка Российской Федерации осуществляется посредством приведения в действие различных административных рычагов.

К ним относятся:

  • денежная политика РФ;
  • ее налоговая сфера;
  • капиталы государства;
  • ресурсы страны;
  • собственность Российской Федерации.

Регуляцию государственных ценных документов выполняют антимонопольный комитет РФ , ГЦБ, Министерство финансов России, ее налоговая инспекция. Они надзирают за всеми организациями, эмитирующими различные бумаги, профессиональными участниками экономического рынка, занимающимися инвестициями, а также частными инвесторами.

Осуществление регулирующими органами своевременного воздействия на участников позволяет защитить полноценных инвесторов от недобросовестных и обеспечить работу рынка облигаций посредством стимулирования бизнес-активности предпринимательского сообщества.

Экономисты различают прямое и косвенное влияние на обращение ценных бумаг России.

Прямое влияние направлено на отслеживание их выпуска и обеспечение выполнения правил к функционированию акций и облигаций на фондовом рынке.

Косвенное влияние включает в себя применение специальных финансовых рычагов регулирования экономики.

Подводим итоги

Государственный или муниципальный ценный документ является прямым обязательством страны. Он обеспечивает лицам, которые инвестируют в него свои деньги, высокую ликвидность. А надзорные органы дают гарантии сохранности вложенных средств.

Но ценные бумаги не способны принести их владельцам высокий доход. Обязательства по ним даются государством, поэтому их реализация активизируется чаще всего в периоды кризисных ситуаций. Тогда их номинальная и рыночная стоимость резко возрастает.

Когда же наступают более спокойные и стабильные периоды жизни страны , участники рынка быстро пускают их в свободную продажу, используя инструменты наибольшей доходности, которые связаны с большим риском. Поэтому котировка ценных бумаг в подобное время падает.

Для того чтобы их непосредственное обращение окончательно не вышло из-под контроля, Российская Федерация постоянно следит за их эмиссией .

Ценные бумаги государства являются твердой гарантией получения дохода. Но он не будет высоким по сравнению с более действенными финансовыми инструментами рыночной экономики страны.

Самые надежные облигации: ценные бумаги Российской Федерации

Биржа как место действия

Инвестиции в биржевые товары имеют большое значение не только для благосостояния пользующихся этой возможностью граждан. Огромное влияние торговля на биржевых площадках оказывает и на экономическую ситуацию в стране.

Котировки акций крупнейших корпораций, часто именуемые “голубыми фишками”, по сути своей, представляют крупную часть от внутреннего валового продукта, а значит благосостояние этих гигантов обеспечивает капитализацию экономических объемов.

Капитализация – это совокупность всех имеющихся на фондовом рынке капиталовложений. Они могут быть выражены как конкретными денежными массами инвесторов, так и финансовых эквивалентом расположенных на рынке активов – ценных бумаг. Говоря о рынке ценных бумаг невозможно обойти стороной его участников. Представлены они несколькими сторонами:

  • Самой биржей, как юридическим лицом – регулятор всех сделок. В целях контроля и учета использует предусмотренные регламенты. Опирается на законодательство Российской Федерации и ее нормативно-правовые акты.
  • Эмитентами – предприятиями, размещающими свои ценные бумаги на бирже. Эмитент чаще всего юридическое лицо, корпорация, компания, фонд, который торгует своими же акциями и облигациями с целью пополнения собственного оборотного капитала.
  • Инвесторы – лица, покупающие активы с целью получения прибыли. Формируют выручку либо с владения бумагой – то есть получения дивидендов по ней или реализации права на требования выполнения долгового обязательства, либо за счет перепродажи данных сертификатов.
  • Брокеры – посредники, связывающие торговую площадку и инвесторов.

Крупнейшее лицо

Но самым интересным для изучения участником торговых процессов является государство. В финансовых институтах, в число которых входят и торговые площадки, закон изданный государственными органами является первостатейным документам ведения деятельности.

Законодательство – одна из функций, которое выполняет государство по отношению к экономике. Другая функция состоит в размещении собственных ценных бумаг на бирже для инвестирования в них обычными гражданами, инвестиционными фондами и заинтересованными в этом компаниями.

Также Россия может иметь представительство в международной биржевой торговли. Не только как непосредственный торговец собственными товарами, но и как инвестиционное лицо. Например, Российская Федерация может выдавать деньги в долг другим странам, что по сути своей, является инвестицией. Происходит это как конкретными траншами финансовых масс, так и закупкой государственных облигаций других стран.

Роль законотворца

Регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации выполняется соответствующими уполномоченными органами и законодательством. Рынок ценных бумаг постоянно мониторится на наличие правонарушений. Выполняют функции контроля сразу несколько инстанций.

В первую очередь, пожалуй за это ответственно Министерство Финансов РФ. Под его контролем находятся аппараты выполняющие как общие, так и сугубо специализированные миссии.

Базовый закон, оформляющий положения по деятельности в этой сфере именуется как федеральный закон “О рынке ценных бумаг” от 22.04.1996. Так, согласно ему, государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

  • Установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ЦБ и ее стандартов;
  • Государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ЦБ и проспектов сертификатов и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • Лицензирования деятельности профессиональных участников торгов торговли биржевыми активами;
  • Создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками торговли сертификатов владения и долговых обязательств;
  • Запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на платформах ЦБ без соответствующей лицензии.

Банк России

Формально Банк России является подконтрольным высшим органам власти юридическим лицом, чья задача состоит в представлении всех биржевых интересов государства, выпуске денежных знаков, представлении госактивов на торговых площадках, регуляция курса национальной валюты и многое другое. В отношении конкретных сертификатов, товаров трейдинга на торговых платформах. функционал БР состоит из нескольких конкретных задач.

  • Разрабатывает во взаимодействии с Правительством Российской Федерации основные направления развития финансового направления.
  • Утверждает стандарты эмиссии ЦБ, проспектов эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию активов на территории Российской Федерации, и порядок государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ЦБ, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) сертификатов.
  • Устанавливает обязательные требования к операциям с документацией, нормы допуска ЦБ к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности, правила ведения учета и составления отчетности (за исключением бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности) эмитентами и профессиональными участниками торговли.
  • Устанавливает порядок и сроки согласования документов саморегулируемой организации профессиональных участников, подлежащих согласованию в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
  • Осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками торговли, саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка требований законодательства Российской Федерации о сертификатах, стандартов и требований, утвержденных Банком России.
  • Обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках биржевых ценностей, профессиональных участниках торгов ЦБ и регулировании их.
  • Обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на биржевых площадках.
Читать еще:  Этапы процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг

Государство как продавец

Другая роль Банка России состоит в представительстве государства на биржевых торгах. По сути своей, БР становится брокером страны. В его обязанности входит изготовление и размещение облигаций России. Другая функция это реестр ценных бумаг, контроль за ним и ведение учета.

Как и коммерческие предприятия, РФ способна размещать свои собственные активы на рынке. Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации представляют собой облигации. Облигации – сертификаты, подтверждающие наличие долгового обязательства эмитента перед инвестором – держателем облигации.

Доход по такому типу бланков формируется как за счет возможной перепродажи, так и благодаря естественному процессу возврата денежных масс по ним. Плюс ко всему выплачивается процент вознаграждения.

Государственные облигации считаются крайне надежным методом инвестирования, так как покрытие задолженностей по ним производится непосредственно страной и ее бюджетом. То есть даже в самых невозможных условиях, для покрытия долга может использоваться изготовление денежных знаков. Конечно, слишком большое количество денег влечет инфляцию. Подобный сценарий представлен лишь гипотетическим, так как бюджета обычно хватает для того, чтобы заплатить долги инвесторам.

Зачем и как страна берет в долг?

Задачи, которые ставятся перед Центральным Банком, при формировании денежного капитала путем привлечения подобных инвестиций чаще всего ставятся следующие:

  • покрытие дефицита государственного бюджета;
  • покрытие кассовых разрывов в бюджете;
  • привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;
  • привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным долговым обязательствам.

Проводится процесс покупки данных облигаций как на фондовых платформах, так и в обычных банковских структурах тех предприятий, которые были лицензированы для продажи облигаций.

Формально любой желающий гражданин может дать в долг Родине. Для этого достаточно обратиться в соответствующий банк и обменять определенную сумму денежных банкнот на сам сертификат. По истечению срока его действия, вы можете потребовать назад свои кровные а также заработанный вами бонус, в размере установленных процентов.

Долговые расписки страны могут быть как срочными – то есть обладать определенным сроком действия, так и бессрочными. Второй вариант подходит для долгосрочного инвестирования, сохранения собственного капитала а также накопления его. Таким образом, купив сегодня долговую расписку от РФ, вы можете обеспечить неплохую прибавку к своей пенсии, либо вовсе оставить его до тех пор, пока не вырастут ваши внуки. Тогда скопится действительно полезная сумма, при сохранении процентной ставки на текущем счету.

Виды возможных долгов

Виды облигаций на разных этапах экономического развития страны представляли собой различные варианты, но с одной и той же формулой. Даже во времена СССР, при плановой экономике, подобные инвестиции были актуальны, путем покупки следующих “товаров народного потребления”:

  • Облигации Государственного военного займа
  • Займа восстановления народного хозяйства;
  • Займа развития народного хозяйства СССР.
  • Государственного 3 % внутреннего выигрышного займа и другие.

Российские же вариации выглядят следующим образом:

  • Облигации Российского внутреннего выигрышного займа
  • Приватизационные чеки (ваучеры);
  • Государственные краткосрочные бескупонные (ГКО);
  • Федерального займа;
  • Сберегательного займа;
  • Казначейские обязательства;
  • Внутреннего валютного займа:
  • Государственные долгосрочные;
  • Золотые сертификаты.

Виды государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) — это форма существования государственного внутреннего долга, т.е. долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых ценных бумаг ГЦБ, хотя по своей экономической сути все виды ГЦБ есть долговые ценные бумаги

Функции ГЦБ. Выпуск ГЦБ преследует следующие цели:

· финансирование дефицита государственного бюджета на инфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение, а именно: когда по итогам года доходы меньше его расходов и этот дефицит не покрывается за счет поступлений в бюджет в следующем году.

· финансирование ценных государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры.

· регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, экономический рост, платёжный баланс.

Преимущества ГЦБ. Ценные бумаги государства имеют два главных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами; Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами. Зачастую на ГЦБ отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Размещение ГЦБ. Обычно осуществляется:

· через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, пенсионные и страховые компании и аренды, банки.

· в бумажной (бланковой) или безбумажной формах (в виде записи на счетах в уполномоченных депозитариях). Имеется тенденция к увеличению выпуска ГЦБ в безбумажной форме.

· разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определённого круга инвесторов и т.д.

На всём рынке ценных бумаг преобладают облигации, а доля ГЦБ доходит до 50%. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации.

Каждая страна имеет свою историю и практику рынка ГЦБ. На российском рынке ГЦБ отслеживаются следующие основные проблемы:

· Обеспечение единой технологии первичного размещения ГЦБ и их вторичных торгов на базе государственного депозитарного обслуживания.

· Налогообложение ГЦБ. Различные виды ГЦБ имеют различную её основу. Необходимо унифицировать порядок налогообложения ГЦБ.

· Государственный статус ценных бумаг. В Российской Федерации статус государственных ценных бумаг имеют как ценные бумаги Федерального правительства, так и муниципальные ценные бумаги.

· Краткосрочный характер ГЦБ. Сроки погашения государственных облигаций составляют обычно 1 год и менее. Это связано с высоким уровнем инфляции в стране. В нормальной рыночной ситуации ГЦБ будут иметь средне- и долгосрочный характер.

· Организация региональных рынков ГЦБ, что позволяет вовлечь свободные капиталы территорий на рынок ГЦБ.

· Необходимость вовлечения свободных денежных средств населения на рынок ГЦБ, в результате чего частные лица получают возможность защиты своих сбережений от инфляции, а экономика страны в конечном счёте приобретёт искомые источники инвестирования .

· Гипертрофирование рынка ГЦБ в силу слабого развития рынка корпоративных ценных бумаг.

Российский рынок ГЦБ имеет всего двух- трёхлетнюю историю. Прежде при командной системе управления экономикой выпускались государственные выигрышные займы. В настоящее время рынок ГЦБ предоставлен несколькими видами государственных долговых обязательств, которые ещё несут черты переходного периода к рынку.

В России (на данный период) выпускаются следующие виды государственных ценных бумаг (приведены в табл. 1).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector