Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Центральный банк на рынке ценных бумаг

Операции Центрального банка на фондовом рынке

В России работа по созданию современного рынка ценных бумаг, способного выполнять функции, свойственные аналогичным рынкам в развитых странах, началась с 1992 г. В результате была создана соответствующая инфраструктура, включающая в себя торговую, депозитарную и расчетную системы, развернута компьютерная система, обеспечивающая проведение электронных торгов. Данный рынок государственных долговых обязательств получил название Организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ).

Участниками рынка являются Министерство финансов РФ как эмитент ценных бумаг, Банк России, выполняющий функции агента Правительства РФ по обслуживанию выпусков, дилера, контролирующего органа и организатора денежных расчетов, и кредитные организации.

Функции Центрального Банка на рынке государственных ценнтых бумаг

Банк России на рынке государственных ценных бумаг:

  • выполняет роль Генерального агента по обслуживанию выпусков государственных ценных бумаг;
  • проводит операции в качестве дилера и регулятора денежно- кредитной политики;
  • организует денежные расчеты по сделкам с государственными ценными бумагами;
  • осуществляет контроль и надзор за рынком государственных ценных бумаг;
  • заключает договоры с организациями на выполнение функций дилера на рынке государственных ценных бумаг.

Банк России по поручению Министерства финансов РФ проводит размещение и погашение государственных ценных бумаг, однако в соответствии с действующим законодательством он не имеет права приобретать эти ценные бумаги на первичном рынке, осуществляя тем самым, по сути, прямое кредитование дефицита государственного бюджета. Участие Банка России в торгах в качестве дилера (покупка и продажа государственных ценных бумаг из собственного портфеля) проводится на вторичном рынке.

Кроме того, в целях предоставления кредитным организациям дополнительной ликвидности Банк России проводит операции «прямое РЕПО», покупая на срок (от одного дня до одного года) у кредитных организаций ценные бумаги (на аукционной основе либо на фиксированных условиях). При необходимости изъятия у банков (абсорбирования) избыточной ликвидности Центральный банк РФ имеет возможность проводить обратные операции (по продаже на срок ценных бумаг с обязательством обратного выкупа). В целях развития открытого рынка, предоставления кредитным организациям новых ликвидных инструментов, особенно в условиях, когда у правительства нет необходимости в выпуске государственных долговых обязательств (например, при профиците государственного бюджета), центральными банками выпускаются собственные облигации.

Выпуск центральным банком собственных ценных бумаг

В развивающихся же странах выпуск центральными банками собственных ценных бумаг и операции с ними являются важным оперативным инструментом монетарной политики в связи с недостаточным развитием рынков ценных бумаг. Банк России начал выпускать собственные ценные бумаги (облигации Банка России — ОБР) с 2004 г. и включил их в Ломбардный список. Операции с ОБР позволяют Банку России расширить возможности по оперативному воздействию на конъюнктуру денежного рынка. Коммерческим банкам тоже выгодно размещать свободные ресурсы в такие ценные бумаги, инвестиции в которые являются для банков высоколиквидными, по существу, безрисковыми и довольно доходными денежными активами.

Деятельность Банка России как участника рынка корпоративных ценных бумаг осуществляется по двум основным направлениям: — надзорная; — проведение операций на фондовом рынке. Надзорные функции в области эмиссии ценных бумаг сводятся к контролю за соблюдением банками предписанных нормативными документами процедур эмиссии ценных бумаг. В Федеральном законе О Центральном банке РФ (Банке России) указано, что Банк России регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.

Для установления процедуры государственной регистрации выпуска в обращение акций коммерческих банков, созданных (создаваемых) в виде акционерных обществ, и облигаций банков, Банк России разработал Инструкцию от 27 декабря 2013 года №148-И «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации».

Регулирование инвестиционной деятельности

Регулирование инвестиционной деятельности банков Банком России как органом банковского регулирования и надзора направлено на обеспечение стабильности банковской системы в целом, на защиту интересов инвесторов и эмитентов. В рамках данных ему полномочий Банк России устанавливает для банков ряд ограничений:

  • устанавливает обязательные экономические нормативы, определяет порядок расчета кредитного и рыночного рисков кредитных организаций и ограничивает их размер;
  • определяет правила проведения сделок с ценными бумагами, их отражения по счетам бухгалтерского учета, устанавливает периодичность и формы отчетности по ним с учетом действующего законодательства;
  • устанавливает правила переоценки вложений в ценные бумаги и создания резервов под различные виды риска по операциям с ценными бумагами;
  • устанавливает требования к организации банками службы внутреннего контроля.

Функции и операции центрального банка на рынке ценных бумаг

Центральный банк на рынке ценных бумаг выполняет двоякую роль:

· с одной стороны, он является профессиональным участником данного рынка, то есть активно в рамках своих полномочий проводит операции с ценными бумагами;

· с другой стороны, центральный банк как государственный орган осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, выполняя ряд соответствующих функций.

Функции центрального банка на рынке ценных бумаг дифференцируются по странам. В наиболее общем виде центральный банк на фондовом рынке выполняет следующие функции:

1. является финансовым агентом Правительства;

2. осуществляет операции с использованием ценных бумаг для целей регулирования денежного обращения и решения текущих и долгосрочных задач денежно-кредитной политики;

3. выступает органом государственного регулирования для коммерческих банков – профессиональных участников рынка ценных бумаг;

4. принимает участие в развитии институциональной и правовой инфраструктуры рынка ценных бумаг;

5. является консультантом Правительства и парламентских органов, соавтором разработки законодательных актов о финансовом рынке, координатором в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами.

Выступая в качестве финансового агента правительства, центральный банк, как правило:

· организует первичное размещение и обращение государственных ценных бумаг;

· может выполнять функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг;

· выступает агентом по платежам, связанным с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг;

· может устанавливать требования к торговой и депозитарной системе, заключает договоры с организациями на выполнение функций соответствующих систем;

· устанавливает правила проведения и проводит аукционы по продаже государственных облигаций на первичном рынке;

· хранит сведения (глобальные сертификаты) о каждом выпуске государственных облигаций, присваивая каждому выпуску государственный регистрационный номер;

· осуществляет по поручению Министерства финансов дополнительную продажу на вторичном рынке государственных облигаций, не проданных в период их первичного размещения;

· осуществляет погашение государственных облигаций по поручению Министерства финансов в день погашения;

· передает по требованию Министерства финансов в порядке, установленном в договоре между центральным банком и Министерством финансов, информацию о состоянии счетов «депо» дилеров и инвесторов, полученную на основании соответствующей отчетности;

· осуществляет торговлю государственными облигациями на вторичном рынке путем выставления во время торгов заявок на покупку и продажу государственных облигаций.

Центральный банк использует операции с государственными ценными бумагами в качестве одного из инструментов денежно-кредитной политики при проведении операций открытого рынка: размещает государственные облигации на вторичном рынке или покупает их с целью корректировки объёма денежного предложения.

Читать еще:  Ценные бумаги гп

В рамках осуществления государственной денежно-кредитной политики центральный банк также эмитирует собственные облигации для целей оттока ресурсов с денежного рынка. Помимо этого, для формирования золотовалютных резервов банк может выпускать векселя, номинированные в иностранной валюте.

Контрольные функции центрального банка также существенно отличаются по странам, однако в наиболее общем виде их можно представить следующим образом:

· контроль за размещением и обращением государственных облигаций;

· получение информации о ходе торгов государственными облигациями, имеющейся в торговой системе, об остатках на счетах «депо» дилеров в депозитарии, о движении средств по счетам в торговой системе;

· приостановление операции любого дилера с государственными облигациями при обнаружении в операциях данного дилера нарушения действующего законодательства или настоящего положения;

· установление порядка учета операций, совершаемых банками на рынке ценных бумаг.

Роль Национального банка в регулировании рынка ценных бумаг в наиболее общем виде сводится к следующему:

1. законодательная роль (разработка проектов законов, выпуск подзаконных актов, определяющих правила и стандарты совершения операций на рынке ценных бумаг в пределах компетенции Национального банка, установление требований к участникам рынка, операционных и учетных стандартов);

2. контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка путем:

· установления экономических нормативов, регулирующие деятельность банков-профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· осуществления надзора за финансовым состоянием банков-профессиональных участников рынка ценных бумаг, принятия мер по их оздоровлению;

3. формирование системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвесторов);

4. предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

5. предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающего часть денежного приложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.

Национальный банк в соответствии с законодательством Республики Беларусь выполняет следующие функции и операции:

· выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь по обслуживанию государственного долга Республики Беларусь;

· оказывает посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных ценных бумаг, участвует в организации их первичного размещения и обращения Данное направление деятельности Национального банка является одним из важнейших, так как операции по размещению на первичном рынке государственных ценных бумаг позволяет финансировать дефицит республиканского бюджета на безинфляционной основе;

· выполняет функцию организатора денежных расчетов по сделкам с государственными облигациями в соответствии с действующим законодательством. Это означает, что, осуществляя операции по кассовому исполнению государственного бюджета, Национальный банк выступает агентом по платежам, связанным с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг, ведёт расчёты по выплате процентов и погашению государственных ценных бумаг, осуществляет учёт для Правительства операций с ними;

· выступает в роли консультанта Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга Республики Беларусь с учетом их воздействия на состояние банковской системы Республики Беларусь и приоритетов денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

· выступает органом государственного регулирования для коммерческих банков — профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· регулирует обращение ценных бумаг – валютных ценностей как в части банковских, так и небанковских операций;

· в рамках регулирования ликвидности банков использует операции с ценными бумагами в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, осуществляет операции рефинансирования банков под залог государственных ценных бумаг (или другое обеспечение, определяемое Правлением Национального банка);

· осуществляет эмиссию собственных ценных бумаг, а также операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке (аукционы, доразмещение, сделки на вторичном рынке, депозитарные операции, выдача кредитов под залог ценных бумаг). При осуществлении эмиссии ценных бумаг Национальный банк отдает предпочтение краткосрочным облигациям, которые выпускаются, как правило, на срок до трех месяцев и во многом идентичны государственным краткосрочным облигациям Республики Беларусь.

Национальный банк принимает активное участие в развитии и поддержании на необходимом уровне инфраструктуры рынка ценных бумаг Республики Беларусь. К настоящему времени здесь созданы и функционируют основные элементы его институциональной инфраструктуры.

Так, вторичное обращение государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, эмитированных на безбумажной основе, совершается через ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Торги проводятся в соответствии с правилами и регламентами, согласованными с Национальным банком.

Функции расчетного банка по денежным средствам выполняет Национальный банк, переводы государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка осуществляются через центральный депозитарий, который выполняет и функции расчетного депозитария. Данная система позволяет участникам биржевых торгов производить пополнение резерва ценных бумаг и денежных средств и уменьшение резервов во время торговых сессий.

Учет, хранение и расчеты по государственным ценным бумагам в Республике Беларусь обеспечивает двухуровневая депозитарная система, состоящая из центрального депозитария (РУП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг»), и депозитариев-банков, установивших корреспондентские отношения с центральным депозитарием. В настоящее время около 14 банковских депозитариев уполномочены выполнять вышеуказанные функции с государственными ценными бумагами и ценными бумагами Национального банка.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Центральный банк и открытый рынок ценных государственных бумаг

Государственный инструмент

Фондовый рынок является не только средством заработка для инвесторов и местом размещения собственных акций для эмитентов, но и выполняет функции важного государственного экономического регулятора.

При помощи рынка, процессы вложения инвестиционных средств в тех или иные структуры если не абсолютно равномерны, то, по крайней мере, подпитывают некоторые отрасли. Продажа ценных бумаг также позволяет государству пополнять свою бюджет. Происходит это посредством размещения облигаций – ценных бумаг представляющих собой определенное долговое обязательство.

Определяется обязательство суммой и сроками. Сумма характеризуется конкретным вложением за одну единицу облигаций, а сроки указываются контрактом, чаще всего от нескольких месяцев до нескольких лет. Существует бессрочный вариант.

Инвестор получает свой доход как методом перепродажи облигации на вторичной торговой площадке, так и благодаря закрытию долгового обязательства эмитентом и уплатой назначенных процентов, которые были оговорены в процессе проведения долга.

Национальный посредник

Размещение государственных ценных бумаг на рынке проводится при помощи соответствующего органа. В России данные функции берет на себя Банк России – центральный финансовый институт страны.

Стоит отметить, что помимо представительства, эдакого национального брокера, БР еще и берет на себя контроль и мониторинг выполнения законодательной базы участниками торгов. Также он проводит аттестацию и регистрацию всех лиц, которые хотят принимать участие в торгах в качестве профессионалов. Сюда входят брокеры, регистраторы, депозитарии и другие лица.

Конечно, на этом список задач не заканчивается. Банк России является ответственным лицом за выпуск денежных знаков. В том числе и контроль ее, нормализация инфляции и другой функционал экономического значения.

Читать еще:  Механизм функционирования рынка ценных бумаг

Продавая ценные бумаги государственного значения, БР пополняет тем самым бюджет страны. Помимо всего вышеперечисленного, деятельность БР как регулятора экономических отношений не заканчивается.

Регулятор банковской сферы

Крайне важное значения для экономического здоровья государства остается параметр банковской деятельности. Финансовые институты в разные периоды могут оказываться распорядителями слишком больших финансовых масс. Либо могут испытывать острую недостатку финансовой подпитки.

И ту, и другую проблему способен решать центральный банк. Его действия часто могут напоминать спасение определенных банков. В такой ситуации ЦентроБанк выкупает определенное количество облигаций банка, которые размещены им на фондовой бирже.

Таким образом, бедственное финансовое учреждение получает новую порцию оборотного капитала, которую может реализовать посредством собственных инвестиций, либо выдачей кредитов и задолженностей по депозитарным накоплением своих клиентов.

Обратная ситуация возможна путем выкупом богатым банком довольно крупной суммы определенных государственных облигаций. В таком масштабе банк передает денежную массу в пользование государственного бюджета. Осуществляется покупка долговых обязательств. Подобные мероприятия называются банковскими операции на открытом рынке ценных бумаг.

Открытый рынок

В широкой теоретической трактовке, открытый рынок представляет собой свободное от большинства ограничений торговое пространство. Здесь могут проводиться любые сделки. Касаемо биржевого дела – покупка и продажа ценных бумаг.

Теоретика сторонников открытого рынка гласит, что отсутствие ограничений позволит рынку максимально капитализироваться и обрести решающее значение в экономике. Такая концепция предполагает снятие всех ограничений по налогам, регистрациям, биржевой марже и тарифам. Исключение по ограничениям организуются лишь в ситуациях, противоречащих моральным и законодательным ценностям.

Данная идея была внесена как базовая в некоторые современные экономические теории, утверждающие, что самоуправление рыночных вопросов вполне возможно собственноручно решить путем действий самого рынка.

Такая теория становится открывает дорогу новому витка капиталистической структуры, на которой можно купить все и всех. Часто проводятся параллели с популярными идеалистическими концепциями, в которых все граждане получают доступ к неограниченной торговле на финансовой бирже. Таким образом формируя пассивный доход для себя с отказом от трудовой занятости.

В более материальном, узком понимании, открытый рынок являет собой описание торговой деятельности между ЦентроБанком и другими финансовыми институтами, представленными на одной торговой площадке с ним.

Банки на открытом рынке

БР, выходя на торговую площадку, чаще всего имеет одну из следующих мотиваций:

  • Операции на открытом рынке проводятся для регулирования всей банковской деятельности. Происходит это путем покупки в других банковских структурах и заполнения их резервных счетов. В подобной ситуации ЦентроБанк снижает объемы собственных резервов и получает шанс расширить объем активных сделок банков с их клиентами.
  • БР может увеличить количественную массу средств в собственном фонде. Происходит это путем продажи государственных ценных бумаг на бирже. Итогом становится падение объема средств в банковской системе. Но таким методом наращивается государственный бюджет, идущий на выполнение обязательств перед населением. Посредством корректировки спроса и предложения на активы ЦБ может воздействовать не только на объем резервов других банков и их способность к предоставлению займа, но и на общий объем денег в обороте (для конкретного региона).

Виды операций

Операции на открытом рынке в зависимости от условий сделок подразделяются на прямые сделки (купля-продажа за наличные) и срочные сделки (купля-продажа на срок с обязательной обратной продажей — операции РЕПО). Объекты сделок — операции с государственными или частными ценными бумагами. При прямых сделках купля-продажа ценных бумаг совершается с немедленной поставкой, а процентные ставки устанавливаются на аукционе.

Выполняются репо-сделки на условиях соглашения обратного выкупа. При этом различают прямые сделки РЕПО и обратные (или парные). В данной ситуации, прямые означают покупку активов центральным банком с обязательством дилера или коммерческого банка выкупить их обратно через определенный срок. При заключении обратных сделок РЕПО центральный банк продает бумаги и принимает на себя обязательства выкупить их у дилера или коммерческого банка через определенный срок.

Еще по одному параметру, по целям проведения операции открытого рынка делятся на защитные и на динамические. Динамические операции используют прямые сделки и направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Защитные же используют сделки РЕПО и проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня.

Купля-продажа ценных бумаг позволяет не только контролировать количество денег в обращении, но и изменять его в необходимых параметрах.

Процентное регулирование

Одним из таких параметров является регулирование процентных ставок. Отражение свое они находят также и среди граждан, в потребительских кредитах и депозитах. Называется данный инструмент ставкой рефинансирования, или, как еще говорят, учетной ставкой.

Формально данной ставкой считается та, под которую сам ЦентроБанк выдает кредиты коммерческим финансовым учреждениям. Те, в свою очередь, переносят ее на свои потребительские товары – выдачу кредитов и депозитов. При этом коммерческие банки немного (в разрешенных БР пределах) увеличивают ставки по кредитам и снижают по депозитам, тем самым формируя свою собственную прибыль.

Применение данного инструмента разнообразно:

  • Выполняет роль ориентира для рыночных процентных ставок по депозитам и кредитам. Это своего рода индикатор намерений Центрального Банка.
  • Является индикатором в подоходном налогообложении граждан, в процессах расчета подоходного налога с материальной выгоды, образующейся по кредитным договорам, при выплате страхового возмещения, при начислении процентного дохода по депозиту; используется также при налогообложении конкретной прибыли.
  • Является одним из факторов котировок национальной валюты.
  • Становится инструментом регулирования плавающего валютного курса.
  • Может быть использован как прогноз центрального банка по инфляции.

В целом, при помощи данной ставки правительство может гибко регулировать объем денежной массы в используемом обращении. Вместе с тем изменение ставки рефинансирования может иметь неоднозначные экономические последствия.

К примеру, существенное повышение ставки рефинансирования часто используется как антиинфляционная мера. В то же время увеличение ставки рефинансирования при бюджетном дефиците увеличивает государственный долг за счет растущих процентных выплат по государственным ценным бумагам, что в конечном счете способно раскрутить инфляционный процесс (особенно если бюджетный дефицит значителен).

Регулятивная роль Банка России на рынке ценных бумаг

Деятельность Банка России как участника рынка ценных бумаг осуществляется по двум основным направлениям:

— проведение операций на фондовом рынке.

Надзорные функции в области эмиссии ценных бумаг сводятся к контролю за соблюдением банками предписанных нормативными доку ментами процедур эмиссии ценных бумаг. В Федеральном законе О Центральном банке РФ (Банке России) указано, что ЦБ регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.

Для установления процедуры государственной регистрации выпуска в обращение акций коммерческих банков, созданных (создаваемых) в виде акционерных обществ, и облигаций банков, Банк России разработал Инструкцию № 102 О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации.

Регулирование инвестиционной деятельности банков Банком Рос сии как органом банковского регулирования и надзора направлено на обеспечение стабильности банковской системы в целом, на защиту ин тересов инвесторов и эмитентов. В рамках данных ему полномочий Банк России устанавливает для банков ряд ограничений:

Читать еще:  Биржевой и внебиржевой рынок ценных бумаг

— устанавливает обязательные экономические нормативы, опреде ляет порядок расчета кредитного и рыночного рисков кредитных организаций и ограничивает их размер;

— определяет правила проведения сделок с ценными бумагами, их отражения по счетам бухгалтерского учета, устанавливает периодичность и формы отчетности по ним с учетом действующего законодательства;

— устанавливает правила переоценки вложений в ценные бумаги и создания резервов под различные виды риска по операциям с ценными бумагами;

— устанавливает требования к организации банками службы внут реннего контроля.

Обязательные экономические нормативы представляют собой ко личественные лимиты риска, принимаемого на себя кредитными органи зациями по различным типам рисковых активов, в том числе по ценным бумагам. Предельным случаем лимита риска является установление его на нулевом уровне, т.е. полный запрет на совершение некоторых видов операций кредитными организациями. Обязательные экономические нормативы ограничивают активность банков на рынках ценных бумаг следующим образом.

Вопервых, путем установления требований к капиталу (нормати ва достаточности капитала) по различным видам ценных бумаг (ограни чение рисков неплатежеспособности).

Вовторых, прямым ограничением размера вложений в ценные бумаги, в том числе одного эмитента (ограничение рисков концентрации).

В соответствии с Инструкцией Банка России 110И, при расчете норматива достаточности капитала Н1 вложения в корпоративные акции и облигации, а также в депозитные сертификаты в случае, если они предназначены для перепродажи, учитываются в составе рисковых активов с коэффициентом риска 70%, во всех остальных случаях – с коэффициентом 100%.

При расчете норматива достаточности капитала (Н1) банки также должны учитывать размер рыночного риска, т.е. риска возникновения у кредитной организации финансовых потерь (убытков) вследствие изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля.

Согласно Положению Банка России О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков № 89П совокупный размер рыночного риска рассчитывается по следующей формуле:

РР = 12,5 × ( ПР+ФР+ВР), где

РР совокупный размер рыночных рисков;

ПР размер рыночного риска по финансовым инструментам, чув ствительным к изменениям процентных ставок, за исключением балан совых инструментов, приобретенных для инвестирования, т.е. процент ный риск;

ФР размер рыночного риска по финансовым инструментам, чувствительным к изменению рыночных цен на фондовые ценности, за ис ключением балансовых инструментов, приобретенных для инвестирова ния, т.е. фондовый риск;

ВР размер рыночного риска по открытым позициям в иностранных валютах уполномоченным банком, т.е. валютный риск.

Следует отметить, что расчет показателей ПР. и ФР. производится в том случае, если совокупная балансовая стоимость торгового портфеля превышает 200% величины собственных средств (капитала) банка на да ту составления отчетности.

Банк России кредитным организациям при расчете рыночных ак тивов и их взвешивании предложил использовать методику, основанную на разделении процентных, фондовых и валютных рисков по финансовым инструментам. При определении своих подходов к ограничению рыночных рисков Банк России отказался от установления жестких мето дик их расчета, привязанных к счетам бухгалтерского баланса.

Банки должны выработать и закрепить во внутренних регламентах собственные критерии отнесения ценных бумаг к торговому портфелю, учитывая рекомендации Банка России и перспективы развития своей торговой деятельности на рынке ценных бумаг. Такой подход обеспечивает банкам необходимую свободу в управлении рыночными рисками и одновременно позволяет увязать методики их оценки и процедуры регу лирования с уже действующими в банках системами управления рисками.

Кроме ограничения рисков по ценным бумагам размерами собст венного капитала, Банк России через установление обязательных эконо мических нормативов количественно ограничивает вложения банков в ценные бумаги.

Согласно Инструкции Банка России О порядке регулирования деятельности банков 110И, общий объем вложений банка в акции, приобретенные для инвестирования (за исключением вложений, умень шающих показатель собственного капитала банка), а также части вло жений банка в акции, приобретенные для перепродажи (за исключением вложений, которые составляют менее 5% зарегистрированного уставного капитала организацииэмитента), не должен превышать 25% собственного капитала банка (норматив Н12).

Вложения банков в ценные бумаги какоголибо одного эмитента ограничиваются через норматив Н6 – максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, поскольку в совокупную сумму требований банка к заемщику включаются приобретен ные долговые обязательства заемщика. Максимально допустимое значе ние этого норматива устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации и составляет 25%. При этом активы, учитываемые при расчете данного норматива, взвешиваются по степени риска, как и при расчете норматива достаточности капитала. Норматив Н6 рассчитывается по каждому эмитенту, в долговые обязательства которого банком произведены вложения, включая государство – эмитента государственных долговых обязательств. При этом он рас считывается отдельно в отношении федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и местных органов самоуправления при наличии у последних обособленного бюд жета. Если помимо приобретения ценных бумаг какоголибо эмитента банк не предоставлял ему кредитов, гарантий и поручительств, то вложения банка в долговые ценные бумаги одного эмитента ограничены:

— для федеральных органов государственной власти величиной в 250% капитала банка (25/10%);

— для субъектов Российской Федерации и местных органов само управления величиной в 125 % капитала банка (25/20%);

— для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в торговый портфель, – 36 % капитала банка (25/70%);

— для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в инвестиционный портфель (100% риск), – 25% капитала банка.

Если эмитент является акционером банка, доля которого в устав ном капитале банка превышает 5%, то вместо норматива Н6 использует ся норматив Н9, рассчитываемый по той же методике, предельно допус тимое значение которого составляет 20%. В этом случае показатели пре дельных объемов вложений составят соответственно:

— для федеральных органов государственной власти величиной в 200% капитала банка (20/10%);

— для субъектов Российской Федерации и местных органов само управления – 100 % капитала банка (20/20%);

— для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в торговый портфель, – 29% капитала банка (20/70%);

— для корпоративных облигаций и депозитных сертификатов, включенных в инвестиционный портфель (100 % риск), – 20% капитала банка.

Важнейшей функцией Банка России является обеспечение специ альных мер поддержки рынка ценных бумаг в ходе его функционирова ния:

— осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, выступает платежным агентом по обслуживанию внутреннего государственного долга в форме государственных ценных бумаг;

— выполняя функции агента Министерства финансов РФ по обслуживанию выпусков Федеральных долговых обязательств (ФДО);

— устанавливает требования к Торговой и Расчетной системам, Депозитарию и субдепозитариям;

— устанавливает требования к дилерам и определяет их качествен ный состав;

— устанавливает правила проведения торгов и проводит аукционы по первичному размещению облигаций, осуществляет их погашение.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector