Bynets.ru

Журнал финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Региональные ценные бумаги

Ценные бумаги региональных органов государственной власти России

Региональные ценные бумаги

Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» делит государственные ценные бумаги в России на три вида:

  1. федеральные государственные ценные бумаги, то есть ценные бумаги, выпускаемые федеральным правительством; их основные виды рассмотрены в предыдущем параграфе
  2. государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, то есть ценные бумаги, выпускаемые этими субъектами государственного управления
  3. муниципальные ценные бумаги, то есть ценные бумаги, выпускаемые от имени муниципального органа государственного управления

Юридический статус государственных ценных бумаг имеют федеральные бумаги и бумаги субъектов Федерации, а муниципальные ценные бумаги лишены этого статуса.

Однако, по существу, все перечисленные группы ценных бумаг есть государственные бумаги, так как они выпускаются от лица государственного органа управления.

В свою очередь ценные бумаги субъектов Федерации и муниципальных органов власти есть ценные бумаги, выпускаемые региональными органами государственной власти, поэтому их можно называть региональными ценными бумагами.

Региональные ценные бумаги (РЦБ) – это способ привлечения финансовых ресурсов региональными органами государственной власти в случае дефицита регионального бюджета или на инвестиционные цели путём выпуска долговых ценных бумаг.

Цели выпуска региональных ценных бумаг:

  • покрытие временного дефицита регионального бюджета
  • финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных вложений крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек и тому подобное) и объектов региональной инфраструктуры (дорог, мостов, водосетей и прочей инфраструктуры)
  • финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счёт получаемой от них прибыли
  • финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья на основе их самоокупаемости, то есть затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фонда

Формы региональных займов

Существуют две главные формы региональных займов:

  1. выпуск региональных ценных бумаг
  2. ссуды

Региональные ценные бумаги обычно выпускаются в виде облигаций, реже векселей.

Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов), либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, то есть та плата, которую орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой – наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счёт предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Региональные ценные бумаги имеют обычно статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Кто покупает региональные ценные бумаги

Основными покупателями региональных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам:

  1. более высокая их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счёт налоговых льгот
  2. надёжность этих ценных бумаг по сравнению с ценными бумагами коммерческих компаний или региональных банков

Ещё большей надежностью, чем ценные бумаги региональных органов власти, обладают только ценные бумаги федерального правительства.

Обеспечение региональных ценных бумаг

Обеспечением этих ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определённые виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены региональные облигации.

Согласно законодательству 2000 года, предельный объём расходов по обслуживанию регионального займа не может превышать 15% объёма расходов бюджета соответствующего уровня, а предельный размер заёмных средств не может превышать 30% доходов бюджета субъектов Федерации и 15% от доходов бюджета муниципального органа управления (местного бюджета) без учёта в обоих случаях поступлений из федерального бюджета и привлеченных заёмных средств.

Механизм выпуска и обращения

  1. Решение о региональном займе и форме его выпуска (обычно в виде муниципальных облигаций) принимает руководящий орган местного самоуправления.
  2. Размещение облигационного займа проходит через один или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других коммерческих структур. Выбор таких посредников для размещения займов должен сотворятся на конкурсной основе с учётом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций.
  3. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он, в свою очередь, заключает договоры на размещение регионального займа, реализует муниципальные облигации органа власти их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам. Обычно региональные облигации являются свободно обращаемыми, то есть их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный заём.
  4. По окончании срока обращения облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

В целом на региональные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще, как одного из главных видов ценных бумаг.

Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации, наравне с другими ценными бумагами, могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынках.

Российская практика

Облигации региональных органов власти обычно обеспечивают уровень доходности, сравнимый с федеральными облигациями, и на них в настоящее время распространяются те же налоговые льготы.

Разновидностью российских облигаций являются жилищные облигации, цель которых – финансирование строительства жилья.

Указанные облигации в зависимости от условий предоставления жилья могут быть либо низкодоходными, либо бездоходными, так как для их владельцев важно получить квартиру, а не доход на вложенный капитал. Это очень актуально для многих жителей городов и поселков России.

Самыми крупными эмитентами региональных облигаций являются Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Тюменская область.

Электронная библиотека

Рынок ценных бумаг (РЦБ) является эффективным регулятором процесса инвестирования капитала, который способствует перераспределению инвестиционных ресурсов, обеспечивает их концентрацию в наиболее доходных и перспективных отраслях. В результате в экономике происходит постоянная структурная перестройка, и капитал размещается, главным образом, в производствах, необходимых обществу. Следовательно, региональный рынок ценных бумаг служит тем средством, с помощью которого работает механизм миграции капиталов в более перспективные отрасли экономики региона. Таким образом, основной целью регионального рынка ценных бумаг является аккумулирование временно свободных финансовых ресурсов и их перераспределение между сферами экономики на коммерческой основе путем совершения участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами.

В задачи функционирования регионального рынка ценных бумаг входит:

· мобилизация временно свободных финансовых ресурсов путем осуществления инвестиций в ценные бумаги различных эмитентов;

· эффективное перераспределение привлеченных финансовых ресурсов между сферами экономики;

· трансформация отношений собственности;

· уменьшение инвестиционных рисков;

· формирование портфельных стратегий ин­весторов различных категорий;

· развитие ценообразования и формирование равновесных цен на ценные бумаги;

· формирование рыночной инфраструктуры, позволяющей участникам РЦБ быстро и эффективно осуществлять разнообразные операции и сделки с ценными бумагами;

· обеспечение контроля над фондовым рынком на основе государственного регулирования.

К основным функциям регионального рынка ценных бумаг относятся:

· инвестиционная функция – состоит в мобилизации и перераспределении денежных средств между отраслями и сферами рыночной экономики для целей организации и расширения производства;

Читать еще:  Бронза драгоценный металл или нет

· стимулирующая функция – заключается в определении мотивации юридических и физических лиц стать участниками рынка ценных бумаг, например путем приобретения права на участие в управлении акционерным обществом или права на получение дохода (процентов по облигациям, дивидендов по акциям);

· регулирующая функция – означает регулирование экономических процессов с помощью использования различных фондовых операций. Например, посредством проведения операций с государственными ценными бумагами Центральный банк России регулирует объем денежной массы в обращении. Продажа государственных ценных бумаг на рынке сокращает объем денежной массы, а их покупка, наоборот, увеличивает этот объем;

· перераспределительная функция – заключается в перераспределении денежных средств между юридическими, физическими лицами и государством. Например, при финансировании дефицита федерального, областных и местных бюджетов за счет выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг осуществляется перераспределение свободных финансовых ресурсов предприятий и населения в пользу государства;

· информационная функция – заключается в доведении до всех участников рынка ценных бумаг информации об объектах торговли и ее участниках в целях принятия адекватных инвестиционных решений;

· функция страхования ценовых и финансовых рисков. Появление этой функции стало возможным благодаря появлению класса производных ценных бумаг – фьючерсных и опционных контрактов;

· контрольная функция – предполагает проведение контроля со стороны государства за соблюдением норм законодательства участниками рынка.

Выполняя перечисленные функции и решая поставленные задачи, рынок ценных бумаг формирует эффективный инвестиционный механизм аккумуляции и перераспределения капиталов между отраслями экономики.

Рынок ценных бумаг представляет собой сложную организационно-правовую систему. В структуре рынка ценных бумаг принято выделять две составные части:

· первичный рынок ценных бумаг;

· вторичный рынок ценных бумаг.

Первичный рынок ценных бумаг – это рынок первых и повторных выпусков эмиссионных ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.

Вторичный рынок ценных бумаг – это рынок, на котором обращаются в течение своего жизненного цикла все ранее выпущенные ценные бумаги. Важнейшей чертой вторичного рынка ценных бумаг является ликвидность, т.е. возможность успешной и обширной купли-продажи ценных бумаг. Механизм вторичного рынка ценных бумаг ориентирован на поддержание стабильного рынка, на ограничение спекулятивных явлений. Вторичный рынок ценных бумаг включает два сектора: биржевой и внебиржевой рынок.

Биржевой рынок – это торговля ценными бумагами на фондовых биржах.

Внебиржевой рынок – это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу.

Рынок ценных бумаг может быть сегментирован и по другим признакам, например,

1) по видам ценных бумаг выделяют рынки:

2) по эмитентам выделяют рынки:

— частных ценных бумаг;

— государственных ценных бумаг;

— международных ценных бумаг.

3) по инвесторам выделяют рынки ценных бумаг:

4) по территориальному признаку выделяют рынки ценных бумаг:

5) в зависимости от сроков заключения сделок выделяют:

— кассовый рынок ценных бумаг с немедленным исполнением заключенных сделок в течение 2 – 5 рабочих дней;

— срочный или форвардный рынок, на котором заключаются сделки с ценными бумагами со сроком исполнения, как правило, через три месяца.

Основными субъектами регионального рынка ценных бумаг являются:

· местные хозяйствующие субъекты, масштабы деятельности которых, как правило, не выходят за рамки территории, где они расположены и в пределах которой известны. Однако по мере развития бизнеса и получения региональной или национальной известности их ценные бумаги могут перемещаться на национальный фондовый рынок;

· региональные органы власти – государственные органы и органы местного самоуправления. Они прибегают к займам, в том числе посредством ценных бумаг разной срочности, для покрытия дефицита бюджета и финансирования отдельных региональных социально-экономических программ;

· население региона, заинтересованное инвестировать свои сбережения;

· профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Первые региональные займы в России зарегистрированы в 1992 году, их объем тогда составлял 5,6 млрд. рублей по номинальной стоимости. В дальнейшем происходил рост как количества, так и объема зарегистрированных выпусков. Вслед за ухудшением конъюнктуры рынка федеральных обязательств ситуация на рынке региональных и муниципальных облигаций также претерпела значительное ухудшение. Резкий рост доходности на этом рынке сделал практически невозможным дальнейшее использование регионами внутреннего долгового рынка в качестве источника относительно дешевых кредитных ресурсов.

В настоящее время рынок региональных и муниципальных облигаций восстановился и функционирует. Эмитентами ценных бумаг являются более 60 % субъектов РФ, однако более половины объема рынка занимают облигации Московского и Санкт-Петербургского займов. Ценные бумаги органов государственной власти федерального уровня потеряли свою привлекательность по причине низкой доходности (14 – 16 % годовых) и недоступности для мелких частных инвесторов (коммерческие банки-дилеры рынка устанавливают ограничения на размер первоначального капитала). Ситуация осложняется тем, что частные инвесторы потеряли доверие к ценным бумагам как инструменту вложения денежных средств из-за большого количества случаев, связанных с махинациями и мошенничеством в этом сегменте финансового рынка.

В отношении корпоративных ценных бумаг, присутствующих на региональном рынке, можно сказать следующее. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг издала постановление от 23 апреля 2003 года «О нормативах достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг». Этот документ регламентирует общий объем собственных средств, необходимых для получения лицензии на тот или иной вид деятельности. Нижний порог вступления на фондовый рынок в качестве профессионального участника – 500 тыс. рублей.

Для получения брокерской лицензии, которая, согласно федеральному закону «О рынке ценных бумаг», предусматривает возможность «совершать сделки купли-продажи ценных бумаг от имени клиента и за его счет или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом», требуется уже 5 млн. рублей собственных средств. Одной из самых «дорогих» лицензий является депозитарная. Ее не дают, если объем собственных средств организации ниже 30 млн. рублей. Теоретически без депозитарной лицензии с клиентами работать можно. Но на практике этого почти никто не делает. Брокерская комиссия оказывается непомерно велика, так как в нее закладывается оплата услуг стороннего депозитария.

Еще одним препятствием развитию брокерского бизнеса операторы называют малое количество клиентов. Например, в компании, которая является лидером на Омском рынке, их около 200. Брокерской комиссии, получаемой от клиентов, недостаточно даже для покрытия издержек работы брокера. Сейчас к фондовому рынку наблюдается значительный интерес, что видно по общему количеству инвесторов.

Ценные бумаги региональных органов государственной власти

Региональные ценные бумаги (РЦБ) — это способ привлечения фи­нансовых ресурсов региональными органами государственной власти в случае дефицита регионального бюджета или на инвестиционные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Цели. Региональные органы власти могут привлекать дополнитель­ные финансовые средства на любые цели, которые группи­руются следующим образом:

• покрытие временного дефицита регионального бюджета;

• финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных вложений крупных средств, которыми не располагает еже­годный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек и т.п.) и объектов региональной инфраструктуры (дорог, мостов, водосетей и т.п.);

• финансирование прибыльных проектов, вложения в которые оку­паются в течение нескольких лет за счет получаемой от них прибыли;

• финансирование проектов строительства, ремонта и реконструк­ции жилья, как правило, на основе их самоокупаемости, т.е. затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фонда.

Формы региональных займов. Существуют две главные формы ре­гиональных займов:

• выпуск региональных ценных бумаг, обычно облигаций

Читать еще:  Госпошлина за регистрацию ценных бумаг

По Федеральному закону «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1991 • № 48-ФЗ государственные органы власти всех уровней имеют право выпуска векселей только в случаях, предусматриваемых Федеральным законом, что по сути означает невозможность выпуска векселей региональными органами власти. последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличает­ся от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.;

• ссуды. Могут предоставляться либо по бюджетной линии (бюджет­ные ссуды вышестоящих бюджетов), либо коммерческими банками.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной сторо­ны, его стоимость, т.е. та плата, которую орган власти должен запла­тить за привлекаемые ресурсы, а с другой — наличие в нужных разме­рах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится де­шевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляе­мых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Региональные ценные бумаги имеют обычно статус государствен­ных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юри­дических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Инвесторы. Основными покупателями региональных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пен­сионные фонды, другие организации и предприятия.

Доходность и надежность. Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам:

• более высокая конечная их доходность по сравнению с банковски­ми депозитами за счет налоговых льгот;

• надежность этих ценных бумаг по сравнению с ценными бумага­ми акционерных обществ или банков.

Еще большей надежностью, чем ценные бумаги региональных ор­ганов власти, обладают только ценные бумаги федерального прави­тельства.

Обеспечением этих ценных бумаг обычно являются доходы соответ­ствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципаль­ное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены региональные облигации.

Согласно действующему законодательству, предельный объем рас­ходов по обслуживанию регионального займа не может превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня, а предельный размер заемных средств не может превышать 30% доходов бюджета субъектов Федерации и 15% доходов бюджета муниципального органа управления (местного бюджета) без учета в обоих случаях поступлений из федерального бюджета и привлеченных заемных средств.

Механизм выпуска и обращения. Решение о региональном займе и форме его выпуска (обычно в виде муниципальных облигаций) прини­мает руководящий орган местного самоуправления. Размещение обли­гационного займа осуществляется через посредство одного или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других коммер­ческих структур. Выбор таких посредников для размещения займов дол­жен осуществляться на конкурсной основе с учетом минимизации рас­ходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Упол­номоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он, в свою оче­редь, заключает договоры на размещение регионального займа, реали­зует муниципальные облигации органа власти их конечным держате­лям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фон­дам и др. Обычно региональные облигации являются свободно обращаемыми, т.е. их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в тече­ние всего срока, на который выпущен облигационный заем. По оконча­нии срока облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нари­цательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

В целом на региональные облигации распространяются теорети­ческие положения, касающиеся облигаций вообще как одного из глав­ных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответ­ствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации, наравне с другими ценными бумагами, могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынке.

Российская практика. В настоящее время общее количество зарегист­рированных региональных займов исчисляется сотнями, а их номиналь­ная стоимость составляет десятки миллиардов рублей. Однако с уче­том того, что часть этих займов выпускалась в предшествующие годы (начиная с 1992 г.) и уже погашена, в обращении имеются муниципаль­ные облигации на меньшую сумму.

Облигации региональных органов власти обычно обеспечивают уро­вень доходности, сравнимый с федеральными облигациями, и на них в настоящее время распространяются те же налоговые льготы.

Разновидностью российских облигаций являются жилищные облига­ции, цель которых — финансирование строительства жилья. Указанные облигации в зависимости от условий предоставления жилья могут быть либо низкодоходными, либо бездоходными, так как для их владельцев важно получить квартиру, а не доход на вложенный капитал. Это очень актуально для многих жителей городов и поселков России.

Самыми крупными эмитентами региональных облигаций являются Москва, Санкт-Петербург, Татария, Тюменская область и некоторые другие.

Основные черты российского рынка облигаций региональных орга­нов власти состоят в следующем.

* Во-первых, его быстрый рост. Но в целом рынок ценных бумаг, вы­пущенных органами региональной власти, составляет менее 10% объе­мов всего рынка государственных ценных бумаг, и перспективы его роста имеют двоякий характер. Несомненно, что в абсолютном выра­жении этот рынок будет увеличиваться, однако в относительном выра­жении, т.е. в части увеличения его доли по сравнению с рынком феде­ральных облигаций, он вряд ли вырастет. С одной стороны, этому ме­шает сверхконцентрация финансовых ресурсов в Москве, а с другой — расширение рынка федеральных облигаций в направлении все больше­го охвата регионов.

Во-вторых, расширение географии выпуска региональных займов. Теперь уже большинство регионов страны зарегистрировали те или иные выпуски. Выпуск этих займов по своим качественным параметрам су­щественно и, можно сказать, выгодно отличается от федеральных зай­мов. Прежде всего, если последние носили по преимуществу краткос­рочный характер (3—6 месяцев), то региональные займы в основной своей массе сразу выпускаются на среднесрочный (1—5 лет) и долго­срочный периоды (от 5 лет и выше).

Если федеральные облигации обычно выпускаются в бездокументар­ной именной форме (исключение — облигации государственного сбере­гательного займа), то свыше ‘/з региональных облигаций выпущено на предъявителя. Предъявительская форма ценной бумаги особенно удобна, когда, с одной стороны, сам рынок (продавцов и покупателей) еще толь­ко складывается, а с другой — его инфраструктура почти отсутствует.

Следующее отличие состоит в том, что если современные российс­кие займы преследуют, как правило, только одну цель — финансирова­ние дефицита федерального бюджета, то спектр целей у региональных займов намного шире. Это не только непосредственно финансирование дефицита местного бюджета, но и финансирование производственных, социальных и экологических проектов региона, борьба с неплатежами.

Рост показателей рынка облигаций, выпускаемых регионами, будет связан с рядом причин. Во-первых, с необходимостью выполнения обя­зательств по ранее выпущенным займам и поддержанием уровня бюд­жетного финансирования в регионах в размерах, не меньших, чем преж­де. Например, если за счет региональных займов сроком на один год были профинансированы какие-то мероприятия или расходы на сумму 500 млн руб., то в следующем году необходимо погасить облигации на сумму 500 млн руб., выплатить по ним обусловленные в проекте эмис­сии проценты, кроме того, желательно снова профинансировать анало- гичные расходы хотя бы на уровне предыдущего года. Следовательно, общая сумма вновь выпускаемых облигаций должна быть удвоенной, а то и утроенной по сравнению с предшествующим годом.

Во-вторых, увеличение масштабов региональных займов обуслов­ливается ростом цен, т.е. инфляцией.

В-третьих, необходимость в использовании инструментария рынка 1 ценных бумаг может проистекать из усиления социальной направлен­ности политики государства, а значит, местных администраций, в пред­дверии различного рода выборов, включая и выборы местных органов управления, и других политических событий.

Читать еще:  Предъявительские ценные бумаги примеры

В-четвертых, масштабы рассматриваемого рынка будут возрастать по мере овладения региональными органами власти рыночными меха­низмами при проведении бюджетной политики.

В разных странах мира муниципальные ценные бумаги занимай неодинаковое место на рынке. В США, где рынок ценных бумаг развит’ в наибольшей степени, доля муниципальных облигаций, по оценкам, составляет более половины рынка ценных бумаг и превышает долю корпоративных акций и облигаций.

Субъекты Российской Федерации имеют право выпускать ценные бумаги, приводящие к росту не только внутреннего, но внешнего долга государства при условиях исполнения ими своих бюджетов, получения разрешения на осуществление валютных операций, получения между­народного кредитного рейтинга и т.п. Однако выпуск еврооблигаций федерального правительства имеет приоритет при решении вопросов о выпуске внешних займов субъектов Федерации.

Муниципальные органы власти России по действующему законодательству лишены права выпуска ценных бумаг, приводящих к образо­ванию внешнего долга страны.

Рынок ценных бумаг российских регионов – специфика и возможности для инвестора

Российский рынок ценных бумаг кроме традиционного его представления в лице Московской фондовой биржи (Мосбиржа) имеет много других форм, одной из которых являются региональные рынки ценных бумаг. На самой заре новой демократической России в начале 1990 годов, когда экономика страны стала по настоящему свободной, на всей территории страны насчитывалось несколько сот различных бирж и торговых площадок, начиная от обычных региональных валютных бирж, и заканчивая площадками, на которых торговались государственные облигации, незабываемые ваучеры, нефть, зерно и т.п.

По мере развития финансового рынка России, он стал приобретать все более централизованный характер, и к настоящему моменту существует десяток региональных товарных бирж и федеральная торговая площадка Московской биржи (и ее филиал в г. Санкт — Петербурге), а региональный рынок ценных бумаг стал еще более узок и приобрел совершенно другие формы. Тем не менее, ценные бумаги региональных компаний, объем которых превышает в несколько раз то, что торгуется на ПАО Мосбиржа, равно как и государственных и муниципальных органов власти, предоставляет интересные возможности, как для корпоративных, так и частных инвесторов.

В этой статье будет рассказано о том, что представляет собой рынок ценных бумаг в регионах, какие он имеет особенности, и как частный инвестор может участвовать в этом весьма солидном финансовом рынке.

Ценные бумаги в регионах — эмитенты на любой вкус

Как было сказано ранее, региональные рынки ценных бумаг имеют объем, как количества компаний – эмитентов, так и объем капитализации выпущенных акций и облигаций, превышает в несколько сотен раз стоимость активов, торгующихся в Москве (мосбиржа). Однако, как и всякий финансовый рынок тем, более в регионах, имеет свою специфику, о которой инвестор должен иметь хотя бы минимальное представление.

Начать следует собственно с того, кто является основными эмитентами на региональных рынках и какая существует инфраструктура оборота этой группы ценных бумаг.

Первой группой региональных ценных бумаг являются облигации и займы местных региональных (областных, краевых) и муниципальных властей. Иногда эта группа финансовых инструментов носит определение — субфедеральных облигаций.

Чем привлекателен этот инструмент для инвестора:

  • более высокая конечная их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счет налоговых льгот;
  • надежность этих ценных бумаг по сравнению с ценными бумагами акционерных обществ или банков.
  • Еще большей надежностью, чем ценные бумаги региональных органов власти, обладают только ценные бумаги федерального правительства.

Обеспечением этих ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципальное имущество, либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены региональные облигации. Пример проспекта эмиссии одной из таких региональных бумаг (облигации) представлен на рис.1.

Более интересны для многих инвесторов, в том числе и обычных — частных, представляют акции и долговые бумаги региональных и местных предприятий. Оно и понятно, жить в своем регионе и владеть частью акций предприятия, продукцией которого человек пользуется постоянно — мало, кого оставит равнодушным.

В эту группу входят не только промышленные предприятия и лидеры всякой тяжелой индустрии, но и масса молокозаводов, хлебозаводов, различные ОАО поставляющие тепло, воду и свет в дома тысяч и миллионов жителей региона.

Практически в каждом российском регионе таких компаний больших и малых, являющихся акционерными обществами, насчитывается сотни и тысячи, и очень жаль, конечно, что только малая их часть торгуется на свободном рынке, т.е. на фондовой бирже. Например, на территории Омской области зарегистрировано 2804 АО, из них 456 ОАО (ПАО).

Однако на биржах ММВБ и РТС (фондовый рынок) котируются ценные бумаги лишь одного омского эмитента – ОАО «Омская энергосбытовая компания». При этом функции регистратора выполняет ОАО «Центральный Московский Депозитарий».

В качестве примера можно рассмотреть характеристику регионального рынка ценных бумаг Сибирского Федерального Округа.

Как видно из таблицы, количество эмитентов (компаний) насчитывается тысячами. Причем, главной особенностью обращения таких бумаг является то, что количество участников, работающих с ними, остается пренебрежительно мало. В данном случае под участниками понимаются организации, через которые осуществляется оборот этих инструментов — это обычно региональные банки, страховые компании, брокерские компании и т.п.

Какими же особенностями обладает столь внушительный рынок активов:

  1. Региональные биржи, через которые осуществляется основная доля оборота, по сути, являются лишь представительствами национальных бирж, а потому главной функцией региональных бирж является предоставление технического доступа к торгам на национальной бирже. Примером может служить функционирование региональной валютно-фондовой биржи СМВБ (Сибирская валютная биржа), основным направлением деятельности которой является предоставление доступа к торгам на ММВБ. Обращение ценных бумаг эмитентов Сибирского федерального округа широкого распространения на СМВБ не получило.
  2. Основная доля обращения акций региональных компаний носит внебиржевой характер сделок. Необходимо отметить, что внебиржевой характер регионального РЦБ является одной из наиболее неоднозначных проблем. Внебиржевой рынок характеризуется меньшей прозрачностью всех его участников (в том числе в части раскрытия информации), а также сравнительно высокими рисками неисполнения или ненадлежащего исполнения сделок, мошенничества и т. п.

Кроме этого, большое количество эмитентов ценных бумаг в РФ – закрытые акционерные общества, что исключает возможность обращение их акций на фондовых биржах. Также и не все ПАО (ОАО) испытывают потребность в публичном обращении, и основная доля акционерного капитала, как правило, сосредоточена в руках владельцев компании.

  1. Многие региональные компании по факту являются если не банкротами, то, во всяком случае, испытывают определенные трудности в работе и получении прибыли.

Если в этой ситуации еще может разобраться профессиональный инвестор, внимательно изучающий финансовую отчетность и деятельность компании, то обычный частный инвестор не имеет таких возможностей. Связано это в первую очередь с тем, что многие компании, даже являющиеся акционерными, пренебрегают раскрытием достоверной финансовой отчетности, что может легко ввести в заблуждение многих инвесторов.

Если бы акции этих компаний проходили процедуру листинга (процедура доступа на фондовый рынок ценных бумаг) на фондовой бирже, то инвесторы получили бы более свободный доступ к информации о том, как на самом деле работает та или иная компания.

В заключение

Следует отметить, что несмотря на все сложности, связанные с рынком ценных бумаг региональных эмитентов, рано или поздно развитие фондового рынка страны предоставит уникальные возможности купить и инвестировать деньги в компании, которые могут принести неплохие дивиденды своим будущим акционерам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector