Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Положение о ценных бумагах

Основные законы и положения о ценных бумагах

Причины формирования базы

Говоря о рынке ценных бумаг нельзя не отметить огромную законодательную базу, регулирующую отношения вокруг торговли на нем. Обусловлено это несколькими параметрами. Во-первых биржа и ЦБ имеют огромное значение для экономического здоровья государства, поэтому ему крайне важно поддерживать порядок в данной сфере.

Во-вторых объемы капитализации ежегодно увеличиваются, даже в самые трудные периоды, именуемые кризисами. Рост заработков участников данной сферы влечет за собой и увеличение их налоговых обязательств.

В-третьих огромные деньги, располагающиеся в активах и биржевых товарах привлекают не только честных инвесторов, но и огромное количество мошенников. Причем данные лица могут работать как в мелком масштабе, например организовывая заранее провальные инвестиционные фонды, так и в крупных, раздувая объемные пузыри.

В-четвертых, отражение всего технологического развития человечества быстро находит свое применение на биржах. Компьютеры, программы, реестры – все быстро совершенствуется и также требует контроля. Появляются не только машины, но и инструменты торговли, вроде новых типов контрактов и сделок. Фиксация условий работы всего этого также должна быть осуществлена при помощи законов.

Основные агенты

Объектами законов становятся не только ценные бумаги и процессы, связывающие их продажу и покупку, но также и участники рынка. Эмитенты, проводящие решение о листинге ценных бумаг, должны следовать проработанному маршруту, от созыва директоров, принятия решений, печати физических акций с уплатой НДС и реализации их на бирже после проведения процедуру листинга.

Покупатели акций, в виде частных лиц, которым запрещена самостоятельная деятельность на торговой площадке. Брокеры, которые представляют их интересы. Специализированные брокерские предприятия и дополнительно специальные отделения некоторых из банков, предоставляющих такие услуги.

Участники деятельности по управлению ценными бумагами на основе передачи прав по ним в соответствии с принципами доверительного управления. Сюда входят менеджеры трастовых фондов, сами данные предприятия, частные управляющие активами, консультанты и другие помощники инвесторов.

Непосредственно инвесторы также подчиняются законам. Даже те, кто ведет вложения через паевые инвестиционные или другие вложенческие фонды. Работники этих фондов, их держатели, директора и управляющие также подчиняются выведенным для их сферы деятельности законам.

Распорядители власти

Основными разработчиками законов является Государственная Дума и совет Федерации в России. В Республике Беларусь эту обязанность берет на себя Совет Министров.

Задачи данных кабинетов состоят в составлении и реализации законодательных норм, приведенными по отношению к вышеуказанным агентам в соответствии с задачами, которые были указаны ранее.

Помимо депутатов законы также могут быть предложены Министерством Финансов, Центральным Банком, министром финансов лично, Президентом и другими уполномоченными лицами. Главным вопросом здесь является рассмотрение собранием депутатов и конституционным советом, на соответствие нормам уже существующих более старших законов, установленных в стране.

В Беларуси ответственность берет на себя Департамент по ценным бумагам, организованный в 2006 году. Рассмотреть данный объект достаточно интересно с целью понимания действий определенного органа.

Департамент по ценным бумагам

Положение о Департаменте ценных бумаг было утверждено Советом Министров Республики Беларусь соответствующим постановлением от 31.07.2006 и утверждает в себе структуру основанного учреждения как гражданско-правового, так и процессуального органа.

Согласно положению ДЦБ на правах отдельного юридического лица становится структурным подразделением аппарата Министерства Финансов РБ. Наделяется государственно-властными полномочиями и функционирует как исполнительный, координирующий, регулирующий и контрольный орган.

Руководствуется ДЦБ в первую очередь Конституцией РБ, иными актами законодательства, Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 105, 5/9328), и, собственно говоря, положением, которое и устанавливает его.

Список задач довольно глубок и сложен, но ключевые из них можно выделить следующим списком:

  • Регулирование рынка торговли сертификатами
  • Внедрение и контроль за исполнением всех законодательных актов
  • Лицензирование лиц, принимающих участие на рынке
  • Проведение проверок, как плановых, так и внеплановых
  • Регистрация листинга акций и облигаций
  • Формирование и ведение реестра ЦБ, реестра владельцев ценных бумаг и сделок
  • Аттестация специалистов
  • Отчетность перед МинФин РБ
  • Контроль за деятельностью лиц, осуществляющих торги и принимающих в них участие
  • Другие задачи, устанавливаемые МинФин РБ

Основные акты

Помимо законов о “Рынке ценных бумаг” и Гражданском Кодексе, регулирующих основные понятия, объекты, субъекты и действия данной сферы, в Российской Федерации предусматриваются некоторые другие нормативно-правовые акты. Задача подобных документов в регламентировании конкретных элементов в специализации.

Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг

Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных сертификатов, введенное Банком России 30 декабря 2014, устанавливает комплекс требований с сфере эмиссии активов на биржу и порядке информационных потоков в данной области.

Задачей является создание прозрачности в эмиссии акций. Согласно данному акты все эмитенты, как российские, так и иностранные, работающие на российских фондовых рынка и выпускающие здесь свои акции, обязаны проводить полное и максимально информативное освещение своей деятельности на русском языке. Сюда входит не только информирование о самом моменте вывода квитков, но и об их объемах и сроках. Обязуются эмитенты также к публикации материалов, в виде решения управленческих органов о выпуске ЦБ.

Освобождаются от данной ответственности только государственные эмитенты, такие как Центральный Банк Российской Федерации, плюс структуры, проводящие выпуск муниципальных облигаций.

Распространение информации должно проходить не только в средствах массовой информации, но также и в биржевых сводках, Интернет-ресурсах и прочих информационных областях. Размещать же сопутствующую документацию разрешается на своем собственном интернет-ресурсе, но с обязательным открытым доступом.

В случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с настоящим Положением, и (или) в проспекте ЦБ, в отчете (уведомлении) об итогах выхода (дополнительного размещения) ЦБ в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается.

Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ЦБ в соответствии с законодательством Российской Федерации

Читать еще:  Ценные бумаги в рб

Положение Банка России от 3 августа 2015

Положение Банка России от 3 августа 2015 под номером 428, часть вторая, именуется “О единых требованиях к правилам осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, к порядку раскрытия управляющим информации, а также требованиях, направленных на исключение конфликта интересов управляющего”.

Отчасти его можно считать таким же информационным законом, как и предыдущий. Задачей является повышение прозрачности в сделках, основанных на доверительном управлении активами.

Положение заключает участников подобной деятельности в рамки, согласно которыми они должны максимально полезно информировать друг друга. Для этого в общих положениях данного акта предусмотрен список документации, обязательной к демонстрации для ознакомления как с личностями участников, так и со структурой предлагающей услуги организации.

Регулируется не только требование по информации, но и по хранению переданных биржевых ценностей, порядке проведения действий с ними и некоторые другие аспекты.

Положение о стандартах эмиссии ценных бумаг

“Положение о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ЦБ, государственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ЦБ и регистрации проспектов ЦБ утверждено Банком России 11.08.2014 и состоит в обязательных рекомендациях по проведению размещения активов на бирже. Состоит из нескольких глав, каждая из которых, по сути, характеризует определенный аспект законодательного акта:

  • Этапы процедуры эмиссии материальный биржевых активов.
  • Принятие решения о размещении сертификатов.
  • Утверждение решения о эмиссии (дополнительном выпуске).
  • Предварительное рассмотрение документов, необходимых для государственной регистрации размещения (дополнительного выпуска) ЦБ.
  • Государственная регистрация выхода на рынок (дополнительного выпуска).
  • Присвоение размещению (дополнительному выпуску) ЦБ идентификационного номера.
  • Размещение сертификатов владения и долговых обязательств.
  • Государственная регистрация отчета об итогах выпуска.

Общие положения о бездокументарных ценных бумагах

Понятие и особенности бездокументарных ценных бумаг, виды бездокументарных ценных бумаг.

Понятие и особенности бездокументарных ценных бумаг

Бездокументарные ценные бумаги – способ фиксации или особое закрепление прав, которые предоставляют ценные бумаги, при помощи современной вычислительной техники. Ценные бумаги, согласно нормам закона, существуют не только в бумажном (документарном) виде, но и в бездокументарном. Бездокументарные ценные бумаги в виде документа на бумаге или другом материале не существуют. Обязательство бездокументарной бумагой выражается в записи на специальном счете (депо) или лицевым счетом, который открывается в реестре лиц, владеющих ценными бумагами. Записи о ценной бумаге содержат все необходимые данные о ней.

Положения, относительно бездокументарных ценных бумаг, регулируются Гражданским кодексом, нормативными актами и законом «О рынке ценных бумаг». Бездокументарные ценные бумаги эмиссионные – форма существования эмиссионных ценных бумаг, когда владельца можно установить путем проверки записи в системе реестра лиц, которые владеют ценными бумагами. Установить владельца можно при депонировании по счету.

Системе реестра ценных бумаг ведется в электронном виде и позволяет установить владельца ценных бумаг на бумажных носителях. Электронная база данных позволяет быстрее получать необходимую информацию о владельцах эмиссионных ценных бумаг – нормы, относительно функционирования данного реестра, содержатся в положениях закона «О рынке ценных бумаг».

Особенности и характерные признаки бездокументарных ценных бумаг:

  • Фиксируют права и обязательства в бездокументарном виде;
  • Бездокументарные ценные бумаги закрепляют права имущественного и неимущественного характера, которые должны быть осуществлены в порядке, установленном законом;
  • Бумаги размещаются путем выпуска, решение о котором закрепляет права;
  • Внутри выпуска права равны по объему, сроку.

Виды бездокументарных ценных бумаг

Только в бездокументарной форме могут существовать именные эмиссионные ценные бумаги. Ценные бумаги на предъявителя бездокументарными быть не могут. В данной форме существуют:
• Облигации;
• Акции;
• Инвестиционные паи;
• Сертификаты об ипотеке;
• Опционы эмитента.

Лица, ответственные за исполнение по бездокументарной ценной бумаге

Нормы, регулирующие исполнение по данным ценным бумагам, фиксируются в Гражданском кодексе, положениях закона. Статья 149 является подтверждением того, что отвечает за исполнение обязанное лицо, которое указано в учетных записях, как правообладатель. Также исполнение может осуществляться другими лицами, которые осуществляют права по ценным бумагам, согласно закону.

Исполнение правообладателем или иными лицами, которые могут осуществлять права по ценной бумаге, называется надлежащим исполнением ценной бумаги бездокументарного вида.

Порядок учета прав на бездокументарные ценные бумаги

Бездокументарные ценные бумаги подлежат учету и фиксации на основании положений закона и Гражданского кодекса Российской Федерации. Фиксация происходит путем внесения бумаг в реестр.

Реестр владельцев ценных бумаг – это данные, сформированные в единую электронную базу, фиксирующие в виде каталога владельцев ценных бумаг, существующих в бумажном (документарном) виде. Электронная база является обеспечением идентификации данных о владельце, который внесен в систему. Цель создания системы – ведение реестра, регистрация держателей ценных бумаг, учет прав, которые возникают в отношении ценных бумаг.

Система электронной фиксации данных позволяет осуществлять сбор данных, хранение информации, пополнение новыми данными. В реестре содержится список держателей ценных бумаг, данные, которые дают возможность идентифицировать владельца.

Порядок учета и фиксации требует внесения записи на специальный счет в системе. Счет действует по поручению лица, которое имеет обязательства по ценной бумаге или лица, которое получило определенные права по договору.

Порядок распоряжения и ограничения распоряжения бездокументарными ценными бумагами

Согласно нормам Гражданского кодекса, распоряжение осуществляется только путем обращения к лицу, которое занимается учетом прав. На данном лице и лице, которое выпустило бездокументарную бумагу, лежит солидарная ответственность, если в результате их деятельности были понесены убытки. Убытки могут быть последствием нарушения порядка учета прав, осуществления операций, других нарушений.

Ограничения могут быть введены путем распоряжения правообладателя или лица, которое осуществляет учет прав на бумаги бездокументарного вида.

Ответственность лица, выпустившего бездокументарную ценную бумагу

Статья 149 Гражданского кодекса фиксирует норму, согласно которой ответственность за исполнение и выпуск бездокументарной ценной бумаги лежит на лице, выпустившем данную бумагу.
Ответственность лиц, которые выпустили бумагу, фиксируется в решении о выпуске. Лица, выпускающее бумагу и осуществляющее учет прав по бумаге, несут солидарную ответственность за убытки, которые стали следствием нарушений с их стороны.

Ответственность лица, несущего исполнение по бездокументарной ценной бумаге

Согласно нормам закона, ответственность лица, которое несет исполнение по бездокументарной бумаге, фиксируется в решении о выпуске бездокументарной бумаги. Исполнения может потребовать правообладатель или иное лицо, которое имеет данное право, от лица, ответственного за исполнение. Правообладатель фиксируется в реестре владельцев ценных бумаг.

Читать еще:  Общая характеристика рынка ценных бумаг

Вопрос 10. Закон РФ «О рынке ценных бумаг». Общая характеристика.

Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996г. N 39-ФЗ — первый российский закон о ценных бумагах.

В данном Законе даются основные определения ценных бумаг, а также указываются их виды.

В Законе содержатся понятия и признаки эмиссионной ценной бумаги, акции и облигации. Определяются такие виды ценных бумаг, как именные эмиссионные ценные бумаги, ценные бумаги на предъявителя, документарные и бездокументарные формы эмиссионных ценных бумаг.

В настоящем Законе также даются понятия выпуска и дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

В настоящем Законе определен широкий круг лиц — субъектов отношений в сфере эмиссии, размещения, обращения ценных бумаг. К таковым относятся эмитенты, владельцы ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг, финансовые консультанты на рынке ценных бумаг, добросовестные приобретатели ценных бумаг.

В Законе установлен запрет на деятельность участников рынка без лицензии, на выпуск и обращение суррогатов ценных бумаг, почти целый раздел посвящен ответственности за нарушения законодательства о ценных бумагах.

Один из принципов, закрепленных в Законе — сочетание вертикально-властного государственного регулирования с саморегулированием. Саморегулируемые организации (СРО) получают блок полномочий и законный статус, а единая государственная политика на фондовом рынке обеспечивается концентрацией полномочий в этой сфере в одном органе — Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), при этом ряд функций сохраняется за Банком России (банковские операции с ценными бумагами). Комиссия подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, и этот факт свидетельствует о той значимости, которая придается фондовому рынку в экономике.

В Законе положено начало установлению ответственности за использование служебной информации, а также выделена информация на РЦБ как система отношений. В этом направлении важно то, что теперь каждый эмитент обязан публиковать сведения о фактах своей деятельности, способных влиять на курс его ценных бумаг.

Таким образом, Закон вносит упорядоченность и стабильность на рынке, без которых его интенсивное и качественное развитие практически невозможно.

Закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также определяет особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Выделяются две группы правоотношений. В первую группу входят правоотношения, связанные с эмиссией и обращением эмиссионных ценных бумаг. Нормы Закона не распространяются на иные ценные бумаги, поэтому сфера действия Закона несколько уже, чем кажется на первый взгляд из его названия.

Вторая группа правоотношений, регулируемых данным Законом, находится в рамках деятельности профессиональных участников РЦБ. Требования, установленные Законом также распространяются на всех участников независимо от типа ценных бумаг, с которыми они работают. Даже если эмитент и владелец эмиссионных ценных бумаг не являются профессиональными участниками рынка, для них в Законе установлен ряд требований (раскрытие информации о ценных бумагах, например). Одновременно они подпадают под действие Закона, поскольку вступают в отношения «по поводу» эмиссионных ценных бумаг. Субъектный состав, таким образом, расширяется и охватывает не только профессиональных участников РЦБ.

Законом определяется вид профессиональной деятельности и на основание этого дается определение понятия «профессиональный участник» как субъекта, осуществляющего этот вид деятельности. Фактически устанавливается правовая база под виды деятельности, реально сложившиеся на фондовом рынке. Всего выделено семь видов деятельности: брокерская, дилерская, депозитарная, по управлению ценными бумагами, по определению взаимных обязательств (клиринг), по ведению реестра владельцев ценных бумаг, по организации торговли. Такой вид деятельности, как консультационная деятельность, в Законе отсутствует.

В Законе допускается совмещение разных видов деятельности на РЦБ, за исключением двух случаев: деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг является исключительной и совмещать ее с другими видами профессиональной деятельности на РЦБ нельзя; организатор торговли — фондовая биржа может заниматься дополнительно лишь двумя видами деятельности: депозитарной и клиринговой.

Дополнительные ограничения на совмещение видов деятельности могут быть установлены Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель и имеющее соответствующую лицензию, может осуществлять три вида деятельности: брокерскую, деятельность по управлению ценными бумагами, а также деятельность по организации торговли (кроме фондовой биржи). Юридическое лицо вправе заниматься любым видом профессиональной деятельности с учетом ограничений по совмещению. ценный бумага рынок законодательство

Насколько Закон станет действительно работающим, зависит от того, как будет проходить процесс принятия документов, как регламентирующих процедурные вопросы, так и устанавливающих конкретные санкции. Для регулирования ответственности участников рынка за нарушения законодательства о ценных бумагах Закон традиционно прямых санкций за его нарушение не устанавливает, нормы в подавляющем большинстве случаев являются бланкетными, в которых происходит отсылка к гражданскому, административному, уголовному законодательству. Учитывая российскую практику правопримерения, а также неповоротливость судебной системы, вряд ли можно предположить, что схема, предлагаемая в Законе, будет работать.

Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. №185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (далее — Закон №185-ФЗ) внесены существенные, в некоторых случаях концептуальные, изменения в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон). Изменения во многом учли опыт практики применения прежних редакций закона и затронули все его основные разделы.

Статья 149 ГК РФ. Общие положения о бездокументарных ценных бумагах (действующая редакция)

1. Лицами, ответственными за исполнение по бездокументарной ценной бумаге, являются лицо, которое выпустило ценную бумагу, а также лица, которые предоставили обеспечение исполнения соответствующего обязательства. Лица, ответственные за исполнение по бездокументарной ценной бумаге, должны быть указаны в решении о ее выпуске или в ином предусмотренном законом акте лица, выпустившего ценную бумагу.

Право требовать от обязанного лица исполнения по бездокументарной ценной бумаге признается за лицом, указанным в учетных записях в качестве правообладателя, или за иным лицом, которое в соответствии с законом осуществляет права по ценной бумаге.

2. Учет прав на бездокументарные ценные бумаги осуществляется путем внесения записей по счетам лицом, действующим по поручению лица, обязанного по ценной бумаге, либо лицом, действующим на основании договора с правообладателем или с иным лицом, которое в соответствии с законом осуществляет права по ценной бумаге. Ведение записей по учету таких прав осуществляется лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию.

Читать еще:  Международный рынок ценных бумаг это

3. Распоряжение, в том числе передача, залог, обременение другими способами бездокументарных ценных бумаг, а также ограничения распоряжения ими могут осуществляться только посредством обращения к лицу, осуществляющему учет прав на бездокументарные ценные бумаги, для внесения соответствующих записей.

4. Лицо, выпустившее бездокументарную ценную бумагу, и лицо, осуществляющее по его поручению учет прав на такие ценные бумаги, несут солидарную ответственность за убытки, причиненные в результате нарушения порядка учета прав, порядка совершения операций по счетам, утраты учетных данных, предоставления недостоверной информации об учетных данных, если не докажут, что нарушение имело место вследствие непреодолимой силы.

Лицо, ответственное за исполнение по бездокументарной ценной бумаге, не несет ответственность за убытки, причиненные в результате нарушения порядка учета прав лицами, действующими на основании договора с правообладателем или с иным лицом, которое в соответствии с законом осуществляет права по ценной бумаге.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 149 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит общие положения о бездокументарных ценных бумагах. В целях определения понятия данного вида ценных бумаг в п. 1 ст. 142 ГК РФ указано, что ценными бумагами наряду с документарными ценными бумагами признаются также обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии с комментируемой статьей. Следует иметь в виду, что к отношениям, связанным с оборотом бездокументарных ценных бумаг, субсидиарно применяются положения ГК РФ о документарных ценных бумагах.

Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи определяет лиц, которые являются ответственными за исполнение по бездокументарной ценной бумаге, — это лицо, которое выпустило ценную бумагу (например, эмитент), а также лица, которые предоставили обеспечение исполнения соответствующего обязательства (например, поручители по облигациям с обеспечением). При этом установлено, что лица, ответственные за исполнение по бездокументарной ценной бумаге, должны быть указаны в решении о ее выпуске или в ином предусмотренном законом акте лица, выпустившего ценную бумагу. Данное правило конкретизировано положениями ст. 27.2 ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

В соответствии с абз. 2 п. 1 комментируемой статьи определяется лицо, за которым признается право требовать от обязанного лица исполнения по бездокументарной ценной бумаге, — это лицо, указанное в учетных записях в качестве правообладателя, или иное лицо, которое в соответствии с законом осуществляет права по ценной бумаге. Поскольку бездокументарная ценная бумага не является вещью, термин «владелец ценной бумаги» в данном случае не используется.

2. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает порядок осуществления учета прав на бездокументарные ценные бумаги — путем внесения записей по счетам лицом, действующим по поручению лица, обязанного по ценной бумаге, либо лицом, действующим на основании договора с правообладателем или с иным лицом, которое в соответствии с законом осуществляет права по ценной бумаге.

В данном пункте также установлено, что ведение записей по учету таких прав осуществляется лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию. Речь идет о профессиональном участнике рынка ценных бумаг, осуществляющем депозитарную деятельность, включающую учет и переход прав на ценные бумаги, или деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг. Лицензирование депозитарной деятельности, деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг предусмотрено ст. 39 ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Согласно п. 3 ст. 44 ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» допускается, что держателем реестра акционеров акционерного общества, число акционеров которого не превышает 50, может быть само это общество, а не регистратор. В связи с этим следует обратить внимание на переходное положение п. 5 ст. 3 ФЗ от 02.07.2013 N 142-ФЗ, согласно которому акционерные общества, которые на день вступления в силу данного Закона в соответствии с п. 3 ст. 44 ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» были держателями реестров акционеров этих обществ, сохраняют право вести указанные реестры в течение года после дня вступления в силу ФЗ от 02.07.2013 N 142-ФЗ, т.е. до 01.10.2014. После этой даты указанные акционерные общества обязаны передать ведение реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию.

3. В п. 3 комментируемой статьи предусмотрен единственный способ осуществления распоряжения, в т.ч. передачи, залога, обременения другими способами бездокументарных ценных бумаг, а также ограничений распоряжения ими — посредством обращения к лицу, осуществляющему учет прав на бездокументарные ценные бумаги, для внесения соответствующих записей. Порядок перехода прав по бездокументарной ценной бумаге и возникновения обременения бездокументарной ценной бумаги определен положениями ст. 149.2 ГК РФ.

4. Абзац 1 п. 4 комментируемой статьи устанавливает солидарную ответственность лица, выпустившего бездокументарную ценную бумагу, и лица, осуществляющего по его поручению учет прав на такие ценные бумаги, за убытки, причиненные в результате нарушения порядка учета прав, порядка совершения операций по счетам, утраты учетных данных, предоставления недостоверной информации об учетных данных. При этом предусмотрено освобождение данных лиц от указанной ответственности в случае, если они докажут, что нарушение имело место вследствие непреодолимой силы. Речь идет о такой же ответственности, что и в п. 5 ст. 148 ГК РФ. О понятии убытков см. ст. 15 ГК РФ.

В соответствии с абз. 2 п. 4 комментируемой статьи лицо, ответственное за исполнение по бездокументарной ценной бумаге, освобождается от ответственности за убытки, причиненные в результате нарушения порядка учета прав лицами, действующими на основании договора с правообладателем или с иным лицом, которое в соответствии с законом осуществляет права по ценной бумаге. Исполнение по бездокументарной ценной бумаге регламентировано положениями ст. 149.1 ГК РФ.

5. Применимое законодательство:

— ФЗ от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

— ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

— Приказ ФСФР России от 20.07.2010 N 10-49/пз-н.

6. Судебная практика:

— Постановление ФАС Московского округа от 09.06.2014 N Ф05-4878/2014 по делу N А40-118476/13-57-1095;

— Постановление ФАС Поволжского округа от 22.04.2014 по делу N А55-12988/2013.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector