Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные виды государственных ценных бумаг

Виды государственных ценных бумаг

Государственные ценные бумаги (ГЦБ) — это форма существования государственного внутреннего долга, т.е. долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых ценных бумаг ГЦБ, хотя по своей экономической сути все виды ГЦБ есть долговые ценные бумаги

Функции ГЦБ. Выпуск ГЦБ преследует следующие цели:

· финансирование дефицита государственного бюджета на инфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение, а именно: когда по итогам года доходы меньше его расходов и этот дефицит не покрывается за счет поступлений в бюджет в следующем году.

· финансирование ценных государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры.

· регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, экономический рост, платёжный баланс.

Преимущества ГЦБ. Ценные бумаги государства имеют два главных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами; Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами. Зачастую на ГЦБ отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Размещение ГЦБ. Обычно осуществляется:

· через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, пенсионные и страховые компании и аренды, банки.

· в бумажной (бланковой) или безбумажной формах (в виде записи на счетах в уполномоченных депозитариях). Имеется тенденция к увеличению выпуска ГЦБ в безбумажной форме.

· разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определённого круга инвесторов и т.д.

На всём рынке ценных бумаг преобладают облигации, а доля ГЦБ доходит до 50%. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации.

Каждая страна имеет свою историю и практику рынка ГЦБ. На российском рынке ГЦБ отслеживаются следующие основные проблемы:

· Обеспечение единой технологии первичного размещения ГЦБ и их вторичных торгов на базе государственного депозитарного обслуживания.

· Налогообложение ГЦБ. Различные виды ГЦБ имеют различную её основу. Необходимо унифицировать порядок налогообложения ГЦБ.

· Государственный статус ценных бумаг. В Российской Федерации статус государственных ценных бумаг имеют как ценные бумаги Федерального правительства, так и муниципальные ценные бумаги.

· Краткосрочный характер ГЦБ. Сроки погашения государственных облигаций составляют обычно 1 год и менее. Это связано с высоким уровнем инфляции в стране. В нормальной рыночной ситуации ГЦБ будут иметь средне- и долгосрочный характер.

· Организация региональных рынков ГЦБ, что позволяет вовлечь свободные капиталы территорий на рынок ГЦБ.

· Необходимость вовлечения свободных денежных средств населения на рынок ГЦБ, в результате чего частные лица получают возможность защиты своих сбережений от инфляции, а экономика страны в конечном счёте приобретёт искомые источники инвестирования .

· Гипертрофирование рынка ГЦБ в силу слабого развития рынка корпоративных ценных бумаг.

Российский рынок ГЦБ имеет всего двух- трёхлетнюю историю. Прежде при командной системе управления экономикой выпускались государственные выигрышные займы. В настоящее время рынок ГЦБ предоставлен несколькими видами государственных долговых обязательств, которые ещё несут черты переходного периода к рынку.

В России (на данный период) выпускаются следующие виды государственных ценных бумаг (приведены в табл. 1).

Виды государственных ценных бумаг

В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации, существует несколько группировок.

По виду эмитента:

• ценные бумаги федерального правительства;

• региональные ценные бумаги, или ценные бумаги других уровней государственного управления;

• ценные бумаги государственных учреждений;

• ценные бумаги, которым придан статус государственных.

По форме обращаемости:

• рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения,

• нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через обусловленный срок возвращены эмитенту.

По срокам обращения:

• краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;

• среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 года до 5— 10 лет;

• долгосрочные, т.е. имеющие срок жизни обычно свыше 10- 15 лет.

По способу выплаты (получения) доходов:

• процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой);

• дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;

• индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возрастает, например на индекс инфляции;

• выигрышные, доход по которым выплачивается в форме выигрышей;

• комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

Российские государственные ценные бумаги федерального уровня имеют следующую новейшую историю.

1) Государственный республиканский внутренний заем РСФСР 1991 г. (Государственные долгосрочные облигации — ГДО), Размер займа — 79,7 млрд. руб. ( в ценах 1991 г.).

Вид ценной бумаги — предъявительская облигация.

Номинал — 100 тыс. руб. (в ценах 1991 г.).

Срок обращения — 30 лет (с 01.07.91 г. по 30.06.21 г.). Досрочные погашения с 2000 г.

Купонная ставка — 15% годовых.

Обращение: • только между юридическими лицами, котировки устанавливаются Центральным банком РФ еженедельно.

2) Облигации внутреннего валютного займа 1993 г.

История появления. В июне 1991 г. Банк внешнеэкономической деятельности СССР обанкротился и не мог вернуть юридическим и физическим лицам их валютные средства, которые к этому моменту хранились на его счете. С целью гарантирования возвращения этих средств российским резидентам Министерством финансов Российской Федерации в первой половине 1993 г. был выпущен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами переводились в облигации этого займа. (Долги перед физическими лицами были погашены в полном объеме с 1 июля 1993 г.)

Условия займа. Валюта займа — доллары США. Процентная ставка — 3% годовых. Объем займа — 7,885 млрд. долл. в 1993 г. и 5050 млрд. долл. В 1996 г. Номинал облигации — 1000, 10 000 и 100 000 долл. США. Форма выпуска — предъявительская облигация с купонами. Дата выплаты по купонам — 14 мая каждого года; купон действителен в течение 10 лет.

Облигации внутреннего валютного займа могут свободно продаваться и покупаться с расчетом за рубли или за конвертируемую валюту. Вывоз этих облигаций из России запрещен.

Приобретение этих облигаций иностранными юридическими или физическими лицами (т.е. нерезидентами) разрешено только за счет средств специальных рублевых счетов в уполномоченных российских банках. Валютные облигации могут вноситься в качестве вклада в уставный капитал предприятий и коммерческих организаций.

Имеется биржевой и внебиржевой рынок рассматриваемых облигаций. Биржевой рынок организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Число его участников сравнительно невелико и насчитывает несколько десятков торгующих фирм.

Читать еще:  Задачи первичного рынка ценных бумаг

3) Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

Выпускаются с 1993 г.

Сроки обращения — до 1 года.

Номинал — от 10 руб. — устанавливается эмитентом при выпуске.

Форма существования — бездокументарная.

Владельцы — российские юридические и физические лица, а также нерезиденты.

Форма владения — именная.

Форма выплаты дохода — дисконт, т.е. облигации продаются по цене ниже номинала.

Доходность определялась на основе рыночных торгов. Доходность на момент выпуска устанавливалась в ходе проведения аукционов по так называемым конкурентным заявкам, т.е. заявкам, которые принимают участие в определении цены облигации.

Задолженность по ГКО, сложившаяся на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реконструирована в новые, более долгосрочные долговые ценные бумаги федерального правительства. С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились. С конца 1999 г. выпуски ГКО возобновились.

Главная и непосредственная причина краха рынка ГКО — высокий уровень доходности, поддерживавшийся несмотря на все более сокращающуюся доходную базу федерального бюджета. Экономические корни указанного краха — отсутствие экономического роста в стране.

4) Облигации федерального займа (ОФЗ).

Начало выпуска — с июля 1995 г.

Сроки обращения — свыше 1 года.

Форма существования — документарная с обязательным централизованным хранением, что приравнивает ее к бездокументарной ценной бумаге.

Номинал — 1000 руб.

Эмитент — Министерство финансов РФ.

Форма владения — именная.

Форма выплаты дохода — фиксированная и переменная купонная ставка.

До августа 1998 г. выпускались ОФЗ с переменным и постоянным купонным доходом. Доход по ОФЗ с переменным купонным доходом устанавливался на каждые последующие три месяца исходя из средней доходности по ГКО.

Задолженность по ОФЗ со сроками погашения до 31.12.99 г. и выпущенных в обращение до 17.08.98 г. реструктурирована во вновь выпускаемые ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ — ФД) со сроками обращения 4 и 5 лет с соответствующими процентными ставками, с постоянным купонным доходом (ОФЗ — ПД) со сроком обращения 3 года и нулевым купонным доходом. Последние могут быть использованы для уплаты задолженности по налогам в государственный бюджет.

5) Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Начало выпуска — август 1995 г.

Срок обращения — 1—2 года.

Номинал — 100 и 500 руб.

Форма существования — документарная.

Эмитент — Министерство финансов РФ.

Форма владения — предъявительская.

Форма выплаты дохода — купонная; процентный доход устанавливается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквартально учреждениями Сбербанка РФ.

Владельцы — юридические и физические лица; резиденты и нерезиденты.

Порядок обращения — ОГСЗ свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Министерством финансов в форме закрытых торгов.

Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагается налогами.

6) Государственные облигации, погашаемые золотом (золотые сертификаты).

Сущность — предоставляют владельцу право получить при погашении сертификата 1 кг химически чистого золота в слитках.

Эмитент — Министерство финансов РФ.

Форма существования — документарная с обязательным централизованным хранением.

Форма владения — именная ценная бумага.

Наличие дохода — беспроцентная.

Номинал — цена покупки Банком России 1 кг химически чистого золота на дату выпуска сертификата.

Описанные характеристики золотого сертификата утверждены условиями его выпуска в 1998 г. До этого имелся очень небольшой опыт выпуска золотых сертификатов на основе условий, утвержденных осенью 1993 г., с номиналом 10 кг.

7) Другие виды государственных внутренних долговых ценных бумаг.

Казначейские векселя. Их выпуск практикуется с 1994 г. в основном с целью покрытия самых неотложных платежей федерального бюджета.

Размеры эмиссии сравнительно невелики, выпуск осуществляется на срок до 1 года, векселя реализуются с дисконтом.

Казначейские обязательства. Имели хождение в 1994—1996 гг. с целью погашения задолженности федерального бюджета перед соответствующими бюджетными и внебюджетными организациями. Свободно продавались на вторичном рынке и могли использоваться для погашения задолженности перед федеральным бюджетом по налогам (путем обмена их на казначейские налоговые освобождения).

8) Государственные облигации, размещаемые на мировом рынке (еврооблигации).

С 1996 г. Россия осуществляет размещение своих долговых ценных бумаг на мировом рынке. На европейском рынке эти бумаги называются еврооблигациями.

Сроки размещения — 5

Номинал — в долларах США, в немецких марках и других валютах.

Доход — купонный, в процентах к номиналу (примерно 9- 13% годовых); выплачивается в валюте номинала 1 -2 раза в год.

Форма существования — обычно бездокументарная.

Еврооблигации свободно обращаются на мировом рынке ценных бумаг. В отличие от рассмотренных ранее государственных ценных бумаг еврооблигации представляют собой форму государственного внешнего, а не внутреннего долга.

Что такое государственные ценные бумаги: объясняю человеческим языком на простых примерах

13 августа 2019

Как работают ценные бумаги, как на них зарабатывать, какие выгоды имеются? Чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно немало попотеть, да и каждый требует отдельного рассмотрения. Сегодня я расскажу, что такое государственные ценные бумаги и для чего они нужны. Мало кто знает об этом инструменте, как им пользоваться, какие есть плюсы и минусы.

Что это такое и зачем они нужны

Например, компенсация дефицита бюджета, выполнение установленных правительством программ и т.п. Это возможность покрытия нехватки бюджетных средств. И это неудивительно, учитывая, что традиционно государство расходует больше, чем зарабатывает.

Ситуация осложняется тем, что привычные источники налоги, госпошлины и т.п. не способны компенсировать дефицит. Вот тут и приходят на помощь займы: занимает деньги само государство, а частные и юридические лица становятся кредиторами.

Владелец ценных бумаг получает определенные гарантии, что условия договора (выплата процентов, погашение долга в срок и т. д.) будут выполняться. Их особенность в доходности, которая формируется в зависимости от рыночной цены и величины купона.

Функции

Любые ценные бумаги, в том числе и государственные облигации, выполняют ряд важнейших функций:

  1. Отражение состояние экономики. Если на рынке курс ГЦБ стабилен, значит, государство может привлекать инвесторов, демонстрируя комфортное экономическое положение.
  2. Перераспределение капитала между разными направлениями в экономике.
  3. Использование в бизнесе как средство финансовых расчетов между банками и предприятиями.

Причины выпуска

Эмиссия государственных ценных бумаг:

  • регулирует нехватку бюджетных средств;
  • предоставляет коммерческим банковским учреждениям высоколиквидные активы;
  • контролирует обращение и регулирует объем денег;
  • привлекает дополнительные финансы для реализации крупных инвестиционных проектов;
  • погашает задолженности по государственным ценным бумагам, выпущенным ранее;
  • реализует правительственные целевые программы, которые проводятся органами власти в регионах;
  • поддерживает социальный сектор экономики и т. д.

Эмитенты ГЦБ

В качестве эмитентов, т. е. тех, кто выпускает бумаги, выступают:

  • органы исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ;
  • органы местного самоуправления.

Другими словами, это государство, правительство, региональные власти, муниципалитеты, акционерные общества, различные финансовые структуры и т.д.

Особенности выпуска

В роли инвесторов бывают как юридические, так и физические лица, а также резиденты и нерезиденты. Выпуск ГЦБ осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации согласно федеральному законодательству.

Читать еще:  Методы оценки ценных бумаг

Облигации и казначейские обязательства, а также приватизационные чеки выпускаются на местах и независимо от органов власти федерального значения. Это можно сделать на уровне местных администраций и даже некоторых организаций, которые находятся на балансе государства.

Ценные бумаги, выпускаемые юридическими лицами, входящими в сегмент среднего бизнеса, могут иметь статус государственных, если государство выступает гарантом обеспечения доходности.

Размещение

После выпуска наступает этап размещения, или реализация разными способами. Обычно через Министерство финансов и Центробанк.

В зависимости от вида государственных ценных бумаг инвесторами становятся:

  • физические лица;
  • пенсионные фонды;
  • страховые компании;
  • коммерческие банки;
  • различные инвестиционные фонды.

ДЦБ размещаются в виде бланков или специальных записей на счетах. Постепенно бумажные формы вытесняются безбумажными – это проще и удобнее. Для реализации можно использовать закрытые аукционы или биржи.

Регистрация

Без этой процедуры облигации и обязательства не представляют никакой ценности, поэтому этот этап – один из самых важных.

Регистрация выпуска эмиссионных государственных ценных бумаг возлагается на специальные органы и Центробанк, процедура начинается после подачи эмитентом соответствующего заявления с указанием всех необходимых документов.

После рассмотрения документов и подтверждения соответствия согласно установленному законодательству проводится регистрация. В противном случае эмитент получает обоснованный отказ.

Доходность

Доходность характеризует экономическое состояние страны и позволяет анализировать рост или падение цен в будущем.

Существует три типа кривой доходности:

  1. Нормальная. При росте ставок инвесторы покупают государственные облигации, действующие в краткосрочной перспективе, рассчитывая на получение большей прибыли с учетом увеличения процентов. При взлете цен на такие ЦБ растет и их цена, а вот доходность, напротив, снижается.
  2. Обратная. Ситуация, прямо противоположная, нормальной кривой. Если инвестор прогнозирует падение котировок, он принимает решение купить бумаги, действующие длительный период для удержания ставки доходности.
  3. Плоская. Если доходность становится плоской, значит, экономика переживает переходный период, т.е. состояние либо ухудшается, либо улучшается.
  • Средняя доходность к погашению ОФЗ на сегодня – 6–8 % годовых.

Классификация и виды ГЦБ

Любой подобный государственная облигация имеет определенные характеристики, на основе которых выполняется классификация ценных бумаг.

По виду эмитента

Различают облигации федеральные, от субъектов и муниципалитетов.

Федеральные выпускает непосредственно государство, а именно орган исполнительной власти федерального значения, который наделен функциями регулирования и контроля бюджета, – Министерство финансов РФ.

Ценные бумаги от регионов России выпускают органами исполнительной власти этих субъектов, работающими на основе законодательства РФ. Бонды муниципалитетов выпускают местным самоуправлением.

По форме обращаемости

С учетом обращения выделяют три типа:

Рыночные находятся в свободной продаже без ограничений, т.е. купить их может любой желающий. Нерыночные не перепродают третьим лицам. Целевые реализуются исключительно в узком кругу инвесторов.

По срокам обращения

По периоду обращения в продаже различают:

  • краткосрочные государственные ценные бумаги (выпускаются максимум на год);
  • среднесрочные (период обращения может составить от одного года до 5 лет);
  • срок действия долгосрочных превышает 5 лет.

По способу получения дохода

По типу дохода государственные ценные бумаги классифицируются следующим образом:

  • процентные (ставка может быть единой, плавающей или иметь несколько ступеней);
  • индексируемые (цена меняется);
  • дисконтные (размещают по заниженной стоимости);
  • выигрышные (прибыль в виде выигрышей);
  • комбинированные (доход – совокупность основных действий нескольких типов бумаг).

По цели выпуска

Облигации государственного уровня можно использовать в разных случаях. Например, есть ценные бумаги только для инвесторов из России или для иностранных граждан и организаций (еврооблигации).

Эмиссия назначается для разных целей:

  • для покрытия «дыр» в бюджете;
  • для поддержки целевых программ;
  • для привлечения инвестиций и т. п.

Преимущества и недостатки

Облигации государственного займа рекомендуют к покупке благодаря массе достоинств:

  1. Нет проблем с покупкой и продажей. Номинальная стоимость таких бумаг невысока и доступна буквально каждому, благодаря высокой ликвидности найти покупателя несложно.
  2. Большой выбор. На данный момент представлено более 40 выпусков бумаг. Инвестор может выбрать исходя из предпочтений по доходности, срокам выплат, процентной ставки и т.д.
  3. Надежность. Получение дохода гарантировано на государственном уровне, выплаты могут быть заморожены разве что из-за дефолта, а это сегодня маловероятно.

Рынок государственных ценных бумаг в мире

В каждой стране существуют некоторые особенности рынка облигаций. Вникать в дебри не буду, отмечу лишь самые ключевые факторы.

На российском рынке характерны следующие особенности:

  1. Небольшое количество частных инвесторов.
  2. Население не слишком доверяет своему правительству и частным финансовым организациям в результате регулярных кризисов и падений доходов.
  3. Непродуманная структура рынка в субъектах.

Эти и другие факторы тормозят развитие рынка и обуславливают отсталость экономики на фоне европейских стран. На сегодня рынок государственных облигаций не превышает 46 % и находится в стагнации.

Великобритания

В Великобритании государственные ценные бумаги выпускаются в основном для крупных инвесторов, например, пенсионных фондов. Их можно обменять на другие виды ЦБ. Здесь действует 4 категории (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и бессрочные). Главный эмитент – Банк Англии.

Германия

Эта страна выполняет ключевую роль в международной экономике. Развитая банковская система позволяет банкам быть и инвесторами, и эмитентами. Процентные ставки не имеют дополнительных ограничений.

Главным посредником при проведении различных финансовых операций выступает Бундесбанк. Государственные ценные бумаги не являются ключевым звеном в формировании бюджета, т. к. экономика находится на высоком уровне развития, и правительство использует иные источники дохода.

Франция

Во Франции существует три категории облигации государства:

График выпуска утверждает правительство каждый год, при этом сообщается количество эмиссий.

Япония

Японский рынок состоит из трех категорий государственных ценных бумаг, отличающихся сроком. Долгосрочные действуют не более 10 лет, среднесрочные до 4 лет, а краткосрочные казначейские векселя имеют срок погашения до 2 месяцев. Для этих ДЦБ существует свой специфический рынок, получивший название Gensaki.

Китай

Эмитенты в Китае – государственные структуры, основной пакет сконцентрирован в коммерческих банках. Доля ГЦБ на общем рынке превышает 55 % . Ко всему прочему, это закрытый рынок, доля иностранных инвесторов здесь крайне низка. Выпуск государственных облигаций – один из основных источников поступления доходов корпоративных заемщиков.

Заключение

Как видите, государственные ценные бумаги – это не так сложно. Более опытным инвесторам я бы порекомендовал задуматься об инвестициях в акции – это тоже надежный способ сохранения и приумножения своего капитала.

Государственные ценные бумаги: что это такое, их виды, особенности

Государственные ценные бумаги — это важнейший инструмент финансовой политики любого государства земного шара. Они выпускаются правительством страны или ее местными органами управления и служат для покрытия дефицита бюджета. Они выполняют кредитно-денежную функцию, поэтому обеспечены гарантиями.

Суть эмиссии бумаг государством

Выпуск бумаг регулируется законами страны . Он представляет собой сложный комплекс различных специальных экономических и юридических процедур, направленных на выгодное перераспределение облигаций между инвесторами.

Эмиссия преследует важную цель размещения и обращения всех вариантов ценных документов.

Читать еще:  Виды операций с ценными бумагами

К ее компетенции относятся следующие важнейшие задачи:

  • аккумуляция различных финансовых ресурсов, направленных на решение крупных государственных проектов;
  • влияние на обращение денег в России;
  • восполнение возникающих кассовых разрывов в бюджете страны;
  • инвестирование в акции и облигации;
  • возможность обеспечения сбережений граждан и учреждений государства;
  • обеспечение различных коммерческих финансовых организаций ликвидными резервными активами ;
  • погашение долгов по обязательствам России;
  • получение дохода от выпуска бумаг;
  • привлечение большого количества средств для реализации местных целевых программ;
  • управление общим объемом денежной массы РФ;
  • устранение временного дефицита бюджета России;
  • финансирование ее социальной сферы и др.

Организация выпуска приводится в действие профессиональными специалистами в области фондового рынка, которые называются андеррайтерами.

Таким понятием характеризуется лицо , которое обладает экономическими знаниями и финансовыми способностями для полноценного участия в фондовом рынке. Специалист организует юридически верный договор с эмитентом, взяв на себя ряд обязательств по выпуску и размещению бумаг. За свою работу он получает полагающееся ему вознаграждение.

Профессионал высокого уровня обеспечивает исполнение всех этапов эмиссии. Он делает обоснование, выбирает необходимые критерии для выбора акций или облигаций и готовит документацию для их выпуска.

Затем андеррайтер регистрируется согласно закону в государственных органах, выполняя все нужные условия и правила. После он размещает акции и облигации среди потенциальных инвесторов.

В некоторых случаях специалист подбирает команду субандеррайтеров, эффективно помогающих ему выполнять все этапы процесса эмиссии бумаг.

Виды бумаг

Экономистами различаются следующие варианты:

  1. Государственные долгосрочные облигации. Подобная государственная ценная бумага, использовавшаяся в рамках радикальных реформ, вступила в обращение 01.07.1991 г. Она была рассчитана на 30 лет. Целью ее эмиссии было покрытие долга бюджета республик перед Центральным банком страны.
  2. Облигации внутреннего государственного валютного займа. Они были выпущены в оборот в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1993 г. № 222, а также 04.03.1996 г. № 229. Заемщиком выступило государство от лица Министерства Финансов.
  3. Государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ. Эти бумаги выпустила та же организация. Они эмитировались в качестве именных дисконтных облигаций. ГКО имели бездокументарную форму. Генеральным агентом по их непосредственному обслуживанию являлся ЦБ страны.
  4. Облигации Федерального Займа были выпущены Минфином Российской Федерации. Они представляли собой среднесрочные купоны, предусматривающие соответствующие процентные выплаты. Некоторые выпуски, приуроченные к специальным числам, давали частичную амортизацию задолженности.
  5. Облигации государственного сберегательного займа выпускаются в связи с Постановлением правительства страны и соответствуют Генеральным условиями их эмиссии и обращения.
  6. Облигации государственных нерыночных займов введены с 1996 г. Министерством финансов страны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21.03.1996 г. Оно же определяет периодичность выпуска и выплату дохода.

Бумага 1996 г. дает своему обладателю право использовать погашение облигацией всей суммы основного долга. Владелец также приобретает процентный доход, который начисляется с номинальной стоимости бумаги. На вторичный рынок подобный вид облигаций не допускается. Продавать их обладатель не имеет права.

Зачем государству выходить на рынок финансовых инструментов

Бумаги выпускаются для того, чтобы устранить важнейшие вопросы экономической политики страны.

Они быстро позволяют устранить дефицит бюджета. Правительство с их помощью покрывает возникающие в нем на небольших временных отрезках кассовые разрывы. Они возникают из-за того, что налоговые поступления и требующиеся траты распределяются неравномерно.

Эмиссия позволяет оперативно получить большие дополнительные средства для финансирования крупных проектов России. Она же покрывает государственный целевой расход.

Выпуск ценных документов страны обеспечивает ей приток необходимых ресурсов для постепенной выплаты задолженностей по иным видам эмитируемых документов.

Государство в полной мере должно представлять на существующем фондовом рынке важнейшие функции:

  1. Контролирующую . Посредством ее исполнения появляется возможность применять меры для поддержания и развития рыночной экономики страны.
  2. Эмиссионную . Она позволяет получить бюджету Российской Федерации дополнительные доходы.

Ежегодно в РФ возникают некоторые разрывы между поступающими доходами и исходящими расходами казны, нуждающимися в немедленном покрытии.

Их формирование объясняется тем, что наибольшее число обязательных налоговых платежей в России чаще всего поступает в строго установленные периоды отчетного года . Они связаны с правилами подачи деклараций гражданами страны и выплатами по ним назначенных денежных средств.

Расходы же требуется рассредоточивать по всем месяцам равномерно. Поэтому в некоторые периоды в государственном бюджете возникает некоторая нехватка финансов. Какой период будет связан с привлечением облигаций, решает Правительство страны.

Ликвидация задолженности посредством эмиссии требует меньших расходов, чем кредитование. Такое расхождение связано с тем, что государственные и муниципальные акции или облигации Российской Федерации являются высоколиквидными. Поэтому лица, инвестирующие в них свои денежные средства, при первой же необходимости быстро реализуют бумаги.

Государство выходит на рынок финансовых инструментов ради полного устранения любой внутренней задолженности перед бюджетом. Акции и облигации должны выпускаться постоянно для стабилизации функционирования экономики страны.

Координация действий на рынке

Регулирование различных экономических механизмов фондового рынка Российской Федерации осуществляется посредством приведения в действие различных административных рычагов.

К ним относятся:

  • денежная политика РФ;
  • ее налоговая сфера;
  • капиталы государства;
  • ресурсы страны;
  • собственность Российской Федерации.

Регуляцию государственных ценных документов выполняют антимонопольный комитет РФ , ГЦБ, Министерство финансов России, ее налоговая инспекция. Они надзирают за всеми организациями, эмитирующими различные бумаги, профессиональными участниками экономического рынка, занимающимися инвестициями, а также частными инвесторами.

Осуществление регулирующими органами своевременного воздействия на участников позволяет защитить полноценных инвесторов от недобросовестных и обеспечить работу рынка облигаций посредством стимулирования бизнес-активности предпринимательского сообщества.

Экономисты различают прямое и косвенное влияние на обращение ценных бумаг России.

Прямое влияние направлено на отслеживание их выпуска и обеспечение выполнения правил к функционированию акций и облигаций на фондовом рынке.

Косвенное влияние включает в себя применение специальных финансовых рычагов регулирования экономики.

Подводим итоги

Государственный или муниципальный ценный документ является прямым обязательством страны. Он обеспечивает лицам, которые инвестируют в него свои деньги, высокую ликвидность. А надзорные органы дают гарантии сохранности вложенных средств.

Но ценные бумаги не способны принести их владельцам высокий доход. Обязательства по ним даются государством, поэтому их реализация активизируется чаще всего в периоды кризисных ситуаций. Тогда их номинальная и рыночная стоимость резко возрастает.

Когда же наступают более спокойные и стабильные периоды жизни страны , участники рынка быстро пускают их в свободную продажу, используя инструменты наибольшей доходности, которые связаны с большим риском. Поэтому котировка ценных бумаг в подобное время падает.

Для того чтобы их непосредственное обращение окончательно не вышло из-под контроля, Российская Федерация постоянно следит за их эмиссией .

Ценные бумаги государства являются твердой гарантией получения дохода. Но он не будет высоким по сравнению с более действенными финансовыми инструментами рыночной экономики страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector