Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концепция развития рынка ценных бумаг

1. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Основы государственной политики на рынке ценных бумаг

1. Основы государственной политики на рынке ценных бумаг

Продолжение и углубление экономически и социально обоснованных реформ — общеполитическая задача государства на рынке ценных бумаг.

Среди стран с переходной экономикой Россия, без сомнения, занимает особое место, и применение в России опыта, накопленного в других странах с развивающейся рыночной экономикой, требует тщательного анализа предлагаемых концепций, которые считаются само собой разумеющимися.

Формирование эффективного рынка ценных бумаг должно рассматриваться в общем контексте социально — экономических и политических реформ, начатых в России в конце 1991 — начале 1992 года. Институциональные реформы, которые в значительной мере уже осуществлены, не могут считаться завершенными без создания конкурентоспособного финансового сектора, могущего мобилизовать и предоставить реформируемой экономике инвестиционные ресурсы для ее развития. Стимулирование производства и инвестиций, структурная перестройка и повышение эффективности экономики являются определяющими факторами становления рыночной экономики. Принимая во внимание масштаб задач, которые предстоит решить в ближайшее десятилетие, очевидно, что Россия не может полагаться только на бюджетную систему и банковский сектор для обеспечения финансирования реконструкции экономики. Поэтому в отношении развития российского рынка ценных бумаг вопрос заключается не в том, должно ли государство проводить активную политику в целях его устойчивого развития, а в том, как это делать и какие первоочередные меры такая политика должна включать.

В развитии рынка капиталов уже создан значительный задел. По целому ряду позиций Россия имеет сходство с наиболее развитыми финансовыми рынками мира, выражающееся:

в большом количестве реально функционирующих корпораций, акции которых могут обращаться на рынке;

в большом количестве финансовых институтов, действующих на рынке;

в склонности населения к операциям с фондовыми ценностями;

в высокой степени открытости внутреннего рынка;

в многообразии обращающихся на рынке инструментов и значительной концентрации интеллектуальных ресурсов, задействованных в его развитии.

Приватизация государственных предприятий привела к созданию структуры собственности на финансовые активы, которая больше напоминает структуру, существующую в странах с высокоразвитыми рынками акционерного капитала.

К особенностям российского рынка ценных бумаг относится значимость его социальной составляющей. Граждане России требуют разнообразия способов инвестирования своих сбережений и обеспечения личной финансовой безопасности, поэтому при формировании политики в отношении рынка ценных бумаг государство не может исходить только из потребностей экономики в доступности инвестиций, а должно учитывать потребности населения в целом. Острота социальных вопросов в сфере развития рынка капиталов обусловливается также тем, что российские граждане потеряли значительную часть своих сбережений в результате инфляции, а также деятельности нелицензированных финансовых компаний в 1992 — 1994 годах.

Важнейшей задачей государства является создание условий, при которых граждане России и другие потенциальные инвесторы обретут доверие к рынку ценных бумаг. Для этого необходимо разъяснить государственную политику на рынке ценных бумаг, чтобы добиться понимания частными инвесторами реализуемых экономических концепций, а также разработать образовательную программу, в том числе в системе высшего и среднего образования, которая поможет инвесторам пользоваться предоставляемой информацией о рынке для создания и приумножения своих сбережений.

Защита частной собственности как основы формирующейся
социально — экономической системы

Частная собственность — основа формирующейся в России социально — экономической системы. Ее развитие и защита всеми имеющимися у государства средствами являются стержнем государственной политики в области развития рынка капиталов. Восстановление доверия граждан к государству как гаранту частной собственности становится необходимым условием социальной поддержки курса реформ и обеспечения стабильности в обществе. Более того, российские граждане имеют полное право рассчитывать, что государственная политика в области развития рынка капиталов обеспечит не только сохранение, но и приумножение их частной собственности. Государство обязано обеспечить доступ граждан России к доходам, формирующимся на российском рынке капиталов.

Функции государства на рынке ценных бумаг

Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

Государство создает систему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. При этом система регулирования будет развиваться в сторону большей детализации и ужесточения государственного контроля деятельности рынка ценных бумаг.

Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.

Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.

Читать еще:  Стоимостные характеристики ценных бумаг

Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

На начальном этапе развития инфраструктуры рынка ценных бумаг государство будет проводить активную политику прямой поддержки инфраструктурных проектов, включающую в себя:

участие в финансировании развития инфраструктуры рынка;

участие в других формах поддержки инфраструктурных проектов, в том числе путем привлечения инвестиций международных финансовых организаций.

При реализации инфраструктурных проектов государство будет расширять сотрудничество с организациями и специалистами, поддерживающими государственную политику в области развития инфраструктуры рынка ценных бумаг и самого рынка ценных бумаг, и не будет взаимодействовать с организациями и лицами, деятельность или публичные заявления которых направлены на противодействие реформам и дискредитацию государственной политики в указанной области.

Функции, связанные с прямым участием государства в создании инфраструктуры рынка ценных бумаг, являются временными. Они постепенно будут полностью переданы участникам рынка.

Концепция развития рынка ценных бумаг

Следует отметить, что категория «биржевой рынок» неразрывно связано с понятием фондовая биржа. Они являются однопорядковыми и тождественными терминами, предусматривающие рынок с самым высоким уровнем организации для повышения мобильности капитала и формирование реальных рыночных цен на финансовые вклады. Главными характеристиками и принципами организации рынка ценных бумаг, в соответствии с рекомендациями «Группы Тридцати» — международной организации независимых экспертов, которые разрабатывают стандарты финансовых рынков, являются:

а) широкое использование стандартных кодов (код ISIN) для торгов и доставки ценных бумаг;

б) строгое соблюдение требований листинга;

в) открытость информации относительно компаний, ценные бумаги которых котируются на фондовой бирже, обязанность этих компаний предоставлять такую информацию всем желающим;

г) установление и опубликование сведений о курсах ценных бумаг с соблюдением принципа равенства инвесторов;

д) предотвращение возникновения неорганизованных параллельных рынков в ущерб ликвидности центрального рынка;

является надежность биржевого рынка за счет своевременности и безопасности доставки ценных бумаг и денежной оплаты за них через систему, которая действует на момент заключения соглашения. Студентам нужно знать, что реализация Концепции функционирования и развития фондового рынка в Украине одобрена постановлением КМУ от 29.04.94 г. № 277 и охватывает такие направления:

1) развитие структуры и принципов деятельности Украинской фондовой биржи с ее филиалами и брокерскими конторами от принципов акционерного общества до основ свободного ассоциированного членства, что в будущем позволит любой компании или фирме или торговцу ценными бумагами стать членом биржи;

2) при биржи создан Центральный депозитарий ценных бумаг и внедрена электронная система их обращения в форме компьютерных записей на счетах. Это делает биржу орудием общенациональной системы котировки и обращения ценных бумаг. На этапе приватизации крупных государственных предприятий становится возможным первичное размещение их акций через УФБ;

3) создания единого клирингового банка, что обеспечивает оперативность расчетов по заключенным сделкам и выплату дивидендов и др.;

4) брокерские конторы и банки-брокеры, которые зарегистрированы на УФБ, и являются участниками Центрального депозитария и клирингового банка. Ими же становятся и банки, инвестиционные фонды и компании и торговцы ценными бумагами, которые не являются брокерами УФБ, а также эмитенты, ценные бумаги которых допущены к обращению и котировки на УФБ. Контролирует и регулирует деятельность всех элементов данной системы централизованного обращения ценных бумаг высший биржевой комитет. Он определяет порядок и правила осуществления операций с ценными бумагами и сделок с ними, принимает решения относительно деятельности участников биржевой деятельности, ежегодно готовит и публикует в официальном издании аналитический обзор состояния рынка ценных бумаг в Украине и отчитывается о своей деятельности на общем собрании акционеров Украинской фондовой бирже.

Такой универсальный механизм не только дает значительный экономический эффект, но и позволяет государственным органам своевременно предотвращать кризисной ситуации и формировать условия здоровой конкуренции торговцев с одновременным сохранением гарантии для инвесторов и эмитентов. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку упорядочивает отношения непосредственным нормативно-регулятивным воздействием относительно предоставления разрешений на эмиссию ценных бумаг, регистрации сведений об эмитентах и проспектов о выпуске ценных бумаг, надзора за перемещением контрольных пакетов, предоставления разрешения на осуществление посреднической деятельности и т.п.

Студенты должны усвоить, что к купли-продажи на фондовой бирже допускаются только те ценные бумаги, которые соответствуют требованиям действующего законодательства. Они делятся на три группы:

• в первую входят ценные бумаги эмитентов с высоким экономическим потенциалом, рентабельностью и финансовой устойчивостью, что отвечают за достоверность сообщенной экономической и юридической информации;

• ко второй группе относятся ценные бумаги тех эмитентов, экономическое положение которых оценивается как достаточное для допуска к официальной котировки, но УФБ не несет никакой ответственности за достоверность информации;

Читать еще:  Причины списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов

• третью группу составляют ценные бумаги, которые не принято к листингу или их эмитенты не требовали официального котировки, поэтому УФБ не несет никакой ответственности за их достоверность.

Установлена система котировки гарантирует надлежащую безопасность инвесторам, прозрачность рынка ценных бумаг, позволяет эффективно сопоставлять спрос и предложение, четко осуществлять клиринговый процесс. К операций принимаются физические ценные бумаги, именные и на предъявителя, а также бумаги в нематериальной форме на предъявителя. Это позволяет быстро, надежно, без дополнительных материальных затрат осуществлять любые операции с ценными бумагами: новые эмиссии, увеличения номинала акций, объединение ценных бумаг акционерных обществ, которые сливаются, дробление акций, их ассимиляцию.

Следует отметить, что пред’явницька форма ценных бумаг упрощает операции их учета и процедуру заключения сделок, их эмитент в любой момент может получить от Центрального депозитария полный перечень владельцев его бумаг. В то же время, как и предусмотрено действующим законодательством, именные ценные бумаги котируются методом фиксинга. Их курс определяется путем сравнения спроса и предложения на данный момент и остается неизменным в течение периода между торгами. Самые активные ценные бумаги в будущем смогут проходить непрерывное котировки.

Принцип «поставки против платежа», что обеспечивается взаимодействием УФБ, Центрального депозитария и клирингового банка, хотя и усложняет соглашения, но не допускает ситуацию, когда один из партнеров мог бы иметь на руках и ценные бумаги и уплаченные за них деньги, и предотвращает возникновение «двойной бухгалтерии». Электронная система обращения ценных бумаг дает возможность проследить за каждой сделкой, все этапы движения ценных бумаг и денежных средств.

Существующая концепция развития рынка ценных бумаг

Целью совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособности российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на рынке ценных бумаг. Все это является основой формирования в России одного из ведущих мировых финансовых центров.

Развитие инфраструктуры российского финансового рынка является важнейшей задачей, решение которой предопределяет усиление конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России мирового финансового центра. Решение этой задачи имеет среднесрочный и долгосрочный аспекты.

Согласно существующей концепции [3] в среднесрочном плане необходимо определиться с концептуальными подходами в подготовке наиболее важных федеральных законов, регулирующих основы организации и функционирования центрального депозитария, биржевых торгов, а также осуществления клиринговых расчетов.

Наиболее дискуссионным является вопрос о создании центрального депозитария. Проект соответствующего федерального закона принят Государственной Думой в первом чтении.

Существующая редакция закона вызывает острые споры среди участников финансового рынка. Более того, определенная незавершенность модели создания центрального депозитария, нашедшая отражение в проекте закона, косвенно спровоцировала конфликтность отношений между двумя основными российскими биржевыми группами ММВБ и РТС и, как следствие этого, между принадлежащими им расчетными депозитариями Национальным Депозитарным Центром (НДЦ) и Депозитарной Клиринговой Компанией (ДКК).

Первым шагом на пути к созданию консолидированной биржевой инфраструктуры является выбор модели построения такой инфраструктуры финансового рынка, которая позволит сконцентрировать и направить на дальнейшее повышение конкурентоспособности российского финансового рынка необходимые управленческие, технологические и финансовые ресурсы.

В России вопрос о какой-то единой модели построения инфраструктуры рынка ценных бумаг никогда системно не поднимался. Крупнейшие российские биржевые группы строились под задачи тех, кто становился их ключевыми владельцами и пользователями. Структура управления группы ММВБ представляет собой смешение горизонтальной и вертикальной интеграции. Группа РТС является в гораздо большей мере вертикально интегрированной. В 1999 году государством была предпринята попытка создать независимый от биржевых групп центральный депозитарий, что было закреплено постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.07.1998 года № 741 «О мерах по созданию национальной депозитарной системы» и от 16.03.1999 № 291 «О порядке предоставления центральным депозитарием – центральным фондом хранения и обработки информации фондового рынка документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении либо, права, на которые учитываются в национальной депозитарной системе». До настоящего времени такой центральный депозитарий так и не заработал и остается созданным лишь на бумаге, хотя указанные постановления продолжают действовать.

Целям формирования единого центра стратегического развития и обеспечения долгосрочной конкуренции организованного рынка ценных бумаг в России скорее отвечает вертикально интегрированная финансовая инфраструктура, предполагающая встроенность расчетно-депозитарных, клиринговых институтов в структуру биржевой группы.

Читать еще:  Биржа ее функции и структура

Выбор модели биржевой инфраструктуры может быть сделан в рамках Концепции развития инфраструктуры финансового рынка, которая была подготовлена ФСФР России и представлена в Правительство Российской Федерации в сентябре 2008 года. В рамках этой концепции необходимо будет определить предпочтительный вариант консолидации биржевой инфраструктуры, целесообразность введения на рынке института централизованного контрагента, отказа от предварительного депонирования денежных средств, гибкие сроки совершения расчетов (например, на третий день с момента совершения сделки), а также другие вопросы.

На основе такой концепции в период с 2009 по 2010 год могли бы быть соответствующим образом доработаны проекты законов о центральном депозитарии, о биржах и организованных торгах, разработан закон о клиринге. Также в соответствии с концепцией могли бы быть проведены необходимые организационные процедуры, в том числе по объединению существующих институтов инфраструктуры, выстраиванию вертикально-интегрированной схемы контроля за этими институтами, их капитализации, достаточной для того, чтобы конкурировать с основными мировыми биржевыми площадками.

С учетом положений концепциик 2011 году могла бы быть сформирована консолидированная биржевая инфраструктура российского финансового рынка, включающая специализированные биржевые площадки, например, по сделкам с акциями, облигациями, по сделкам с производными финансовыми инструментами. Уже сейчас специализация фондовых бирж РТС и ММВБ достаточно четка определена.

Это позволит говорить об организационной готовности инфраструктуры финансового рынка к роли одного из мировых финансовых центров, обладающего достаточной степенью интеграции, капитализации и защищенности о возможных недружественных поглощений со стороны других вертикально-интегрированных биржевых структур, действующих на глобальном финансовом рынке.

Тема 1. 11. Концепция развития Рынка ценных бумаг в Российской Федерации

10. О рынке ценных бумаг. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ.

11. Концепция развития Рынка ценных бумаг в Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г., № 1008.

12. Постановление ФКЦБ РФ от 18.08.97 № 25 «Об утверждении Положения о порядке лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».

13. Об утверждении Временного положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, и Временного положения о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. Постановление ФКЦБ России от19 декабря 1996 г., №23.

14. Постановление ФКЦБ РФ от 16.10.97., № 36 «Об утверждении Положения о депозитарной деятельности в РФ, установлении порядка ведения его и области применения».

15. Постановление ФКЦБ РФ от 20.05.98., № 10 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов».

16. Программа развития паевых инвестиционных фондов. Постановление ФКЦБ России от 1 сентября 1995 г., № 9.

17. Типовые правила интервального паевого инвестиционного фонда. Постановление ФКЦБ России от 16 октября 1995 г., № 14.

18. Типовые правила открытого паевого инвестиционного фонда. Постановление ФКЦБ России от 12 октября 1995 г., № 13.

19. Временное положение от управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, о деятельности по доверительному управлению имуществом паевых инвестиционных фондов и ее лицензировании. Постановление ФКЦБ России от 10 октября 1995 г., № 11.

20. Временное положение о составе и структуре активов паевых инвестиционных фондов. Постановление ФКЦБ России от 10 октября 1995 г., № 12.

21. Типовой проспект эмиссии инвестиционных паев. Постановление ФКЦБ России от 18 октября 1995 г., № 15.

22. Положение о порядке лицензирования деятельности в качестве специализированного депозитария паевых инвестиционных фондов. Постановление ФКЦБ России от 25 октября 1995 г., № 18.

23. Постановление ФКЦБ РФ от 25.05.98., № 14 «Об утверждении новой редакции Положения о порядке оценки и составления отчетности о стоимости чистых активов открытых паевых инвестиционных фондов, утвержденного постановлением ФКЦБ РФ от 27.10.95 г., № 19».

24. Постановление ФКЦБ РФ от 21.05.98., № 12 «Об утверждении новой редакции Положения о порядке оценки и составления отчетности о стоимости чистых активов интервальных паевых инвестиционных фондов, утвержденного постановлением ФКЦБ РФ от 2.11.95 г., № 21».

25. Постановление ФКЦБ РФ от 17.10.97., № 37 «Об утверждении Положения о доверительном управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги».

26. Постановление ФКЦБ РФ от 02.10.97., № 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев ценных бумаг».

27. Постановление ФКЦБ РФ от 01.07.97., № 24 «Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг».

28. Федеральный Закон от 29.07.98., № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector