Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Научная электронная библиотека

Топсахалова Ф. М.-Г.,

3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования РЦБ:

  1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий — по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников РЦБ. Такая система во Франции.
  2. При сохранении за государством основных контрольных позиций когда возможный контроль передается саморегулируемым организациям — эта традиционная система голосования и переговоров существует в Великобритании.

Государственное регулирование РЦБ включает в себя:

  • разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;
  • разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструмента и т.п.
  • регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка

Задачами государственного регулирования рынка являются:

  • реализация государственной политики развития РЦБ;
  • обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;
  • создание открытой системы информации о РЦБ и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления. Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций являются Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФК ЦБ РФ и саморегулируемые инстанции профессиональных участников РЦБ. Опыт стран с развитым РЦБ показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

  • разработать концепции развития рынка, осуществление программ ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;
  • концентрация ресурсов (частных и государственных) для развития инфраструктуры рынка;
  • создание системы информации о состоянии РЦБ;
  • создание системы защиты инвесторов от потерь;
  • контроль за соблюдение, применением санкций за нарушение правовых норм;
  • контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка
  • предотвращение негативного воздействия на фондовом рынке;
  • регулирование рынка государственных ценных бумаг
  • разработка и регистрация общих правил функционирования РЦБ
  • арбитраж о спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг.

В связи с постоянными изменениями ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В целом законодательство, регулирующее обращение РЦБ, имеет большие проблемы, не охватывает важные области фондового рынка.

На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссия) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии путем лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональный участников рынка путем выдачи аттестатов, дающих право на совершение сделок, определенных видов деятельности, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.

Особое место в регулировании развития РЦБ занимает налогообложение операций с ценными бумагами. Выделяются следующие методы регулирования РЦБ:

  • регистрации выпусков РЦБ, проспектов эмиссии;
  • аттестация специалистов;
  • страхование инвесторов;
  • надзор и контроль за проведением операций;
  • аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
  • раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

Федеральное устройство России предполагает двухуровневое регулирование РЦБ на федеральном и региональных уровнях. Если Федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков пока еще формируется. В состав региональной комиссии по ценным бумагам входят представители администрации территорий, территориальные подразделения фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции, управления государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства , ЦБ и др.

При региональной комиссии создан консультационно-совещательный орган — экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представителями участников РЦБ.

Региональные комиссии обеспечивают выполнение на своих территориях распоряжений региональных представительств, в сферу ее компетентности входят следующие вопросы:

  • разработка основных направлений развития регионального РЦБ;
  • регламентация порядка деятельности:

1) юридически и физических лиц на региональном РЦБ;

2) специализированных регистров, депозитариев, банков, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;

  • определение обязательный требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению.

Регулирование рынка ценных бумаг: понятие, цель, виды, правовая инфраструктура

Содержание:

Понятие и цель регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование РЦБ (рынка ценных бумаг) представляет собой упорядочение работы на нем всех его участников, включая операции между ними. Производится организациями, которые уполномочены на данные действия.

Цель регулирования рынка заключается в наращивании притока капитала в государственную экономику. Для этой цели используются: создание и поддержка эффективной работы РЦБ, обеспечение равноправия для всех участников рынка, недопущение ущемления интересов одних участников РЦБ за счет других и др.

Регулирование РЦБ классифицируется на внешнее и внутреннее. Первое из них заключается в подчиненности работы организации нормативным государственным актам, международным соглашениям. Внутреннее регулирование представляет собой подчиненность деятельности организации своим нормативным документам (например, устав, правила и др.).

Существует несколько этапов процесса регулирования:

  • формируется орган регулирования РЦБ;
  • создается и постоянно совершенствуется нормативная база работы рынка, происходит разработка законов, постановлений, инструкций, правил (ставят работу рынка на общепризнанную основу, которая соблюдается всеми);
  • контролируется соблюдение и исполнение всеми участниками РЦБ правил и норм;
  • разрабатывается система санкций за отклонение от установленных правил и норм (это могут быть устные предупреждения, наказания различного вида);
  • организуется отбор и допуск юридических лиц и граждан в качестве участников РЦБ в соответствии со знанием, опытом, капиталом и др.;
  • формируется орган по разрешению споров, которые могут возникнуть между участниками РЦБ.

Виды регулирования РЦБ

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – это регулирование ценных бумаг со стороны государственных органов власти.

Регулирование подразделяется на прямое и косвенное. Первое из них часто называется административным, оно имеет в основе правовые нормы и производится с помощью следующих операций:

  • формирование обязательных требований к любому участнику РЦБ с использованием нормативно-законодательных актов;
  • регистрация участников РЦБ и самих ценных бумаг;
  • разрешительная деятельность (лицензии на ведение профессиональной деятельности, аттестация);
  • обеспечение гласности и равноправной информированности для любого участника РЦБ.

Косвенное (экономическое) регулирование имеет в основе использование экономических инструментов самого рынка как рычагов регулирования. Оно включает следующие составляющие:

  • система налогообложения (налоговые ставки, льготы и освобождение от налогов);
  • денежная политика (ставки процентов, минимальный размер заработной платы и др.);
  • политика формирования государственных доходов, направления использования расходов государства (бюджет страны и прочие фонды, включая внебюджетный, стабилизационный, инвестиционный и др.);
  • политика управления собственностью государства, включая управление пакетами акций приватизированных организаций, которые имеются у государства и др.
Читать еще:  Работа в регистраторе ценные бумаги

В число объектов государственного регулирования (саморегулирования) РЦБ включены участники РЦБ, рыночные инструменты и операции, в числе которых можно выделить:

  • ценные бумаги с позиции:
    • юридического статуса;
    • обращения и эмиссии (выпуска);
    • применение в качестве основы для производных ценных бумаг и др.
  • участники, осуществляющие:
    • отбор для рыночной деятельности любого качества;
    • перспективное участие в деятельности других рынков;
    • защита инвесторов от мошенников;
    • уплату налогов и др.
  • операции, касающиеся ценных бумаг:
    • разрешенные типы рыночных операций;
    • совмещение различных видов операций по ценными бумагам;
    • разрешение споров в сфере имущества;
    • обложение налогами и т.п.

Законы в области регулирования РЦБ

С точки зрения законодательства регулирование отношений на российском РЦБ происходит с помощью Гражданского и Налогового кодекса РФ, ФЗ № 39 «О РЦБ», ФЗ 208 «Об АО», ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на РЦБ», документации Федеральной службы по финансовым рынкам, других органов государства, которые относятся к регулированию РЦБ.

В число органов, которые осуществляют регулирование отечественного РЦБ, входят:

  • государственные органы исполнительной власти;
  • саморегулируемые организации, которые являются профессиональными участниками РЦБ;
  • организации общества, которые занимаются защитой интересов владельцев ценных бумаг.

Структура государственных органов, занимающихся регулированием, включает:

  • Госдуму, издающую законодательные акты, которые регулируют работу РЦБ;
  • Президента государства, который издает указы;
  • Правительство, которое издает Постановления, развивающие указы Президента;
  • Министерство финансов РФ;
  • Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР);
  • Банк России и др.

Первое место в рассматриваемой иерархии занимает Госдума. Это обусловлено тем, что она занимается изданием нормативных документов самого высокого уровня (например, Кодекс, Закон). Эти акты принимаются не очень быстро, поскольку не только они сами, но и любая поправка к ним могут потребовать обсуждений с помощью профильных комитетов и 3 слушаний в Думе.

Указы Президента подготавливаются и подписываются значительно быстрее. По этой причине пока в Думе происходит рассмотрение соответствующих поправок в законы, рынок может регулироваться с помощью указов Президента. Как только утверждаются поправки к закону, перестают действовать президентские указы.

Министерство финансов РФ не в полном объеме является регулятором РЦБ, так как его полномочия распространены лишь на эмиссию долговых обязательств федерального правительства и ценных бумаг субъектов РФ. Оно не просто осуществляет регулирование, но и управление РЦБ, поскольку в его лице могут совмещаться функции как регулятора рынка, так и эмитента ценных бумаг государства.

ФСФР является федеральным органом исполнительной власти, который касается РЦБ. В число функций этой организации входят:

  • разработка основных направлений развития рынка;
  • координация работы всех других федеральных органов власти, которые касаются регулирования;
  • утверждение стандартов эмиссии (корпоративных) ценных бумаг и их проспектов;
  • установление единых требований к правилам ведения профессиональной деятельности, лицензирование различных видов профессиональной деятельности рынка;
  • установление порядка, осуществление лицензирования и ведение реестра саморегулируемых организаций;
  • формирование стандарта работы инвестиционных, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, включая страховые организации на РЦБ;
  • установка обязательных требований к порядку ведения реестра, к операциям с ценными бумагами, норм их допуска к публичному размещению;
  • разработка проектов законодательных и прочих нормативных актов, которые связаны с вопросами регулирования, осуществление контроля их соблюдения всеми участниками РЦБ.

Банк России призван выполнять определенные функции, относящиеся к регулированию работы коммерческих банков на фондовом рынке. Для банков он осуществляет:

  • разработку правил учета и отчетности по сделкам с ценными бумагами;
  • регулирование и контроль операций банков, которые производятся с ценными бумагами;
  • регистрацию выпуска ценных бумаг банками;
  • контроль приобретения и продажи крупных пакетов акций и др.

Со стороны государства система регулирования фондового рынка может быть дополнена регулированием со стороны СРО.

Саморегулируемая организация профессиональных участников РЦБ в Российской Федерации в соответствии с законодательством признано добровольное объединение профессиональных участников фондового рынка. Это объединение действует по федеральному закону и функционирует на принципах некоммерческой организации.

Самыми важными функциями СРО являются:

  • защита интересов профессиональных участников, которая производится государственными органами регулирования;
  • обеспечение благоприятных условий для ведения профессиональной деятельности на РЦБ;
  • защита интересов клиентов;
  • соблюдение стандартов, принятых в профессиональной этике;
  • установка стандартов и правил ведения операций с ценными бумагами, отсутствующими в государственных нормах, контроль их выполнения.

Основными правами СРО являются:

  • разработка правил и стандартов ведения профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
  • осуществление контроля соблюдения своими участниками соответствующих стандартов, операций и правил;
  • разработка учебных планов и программ, которое может осуществляться с помощью профессиональной подготовки кадров для работы на РЦБ;
  • выдача квалификационных аттестатов.

К законодательным актам, на основе которых происходит регулирование рынка ценных бумаг в РФ со стороны государства, можно отнести:

  • ГК РФ;
  • ФЗ «Об АО»;
  • ФЗ «О РЦБ»;
  • ФЗ № 48 «О переводном и простом векселе»;
  • ФЗ № 136 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;
  • ФЗ № 102 «Об ипотеке»;
  • ФЗ № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
  • ФЗ № 156 «Об инвестиционных фондах»;
  • ФЗ № 152 «Об ипотечных ценных бумагах».

Помимо перечисленных нормативных документов издается большое число указов, стандартов и постановлений, которые развивают положения федерального законодательства.

В структуру Закона об акционерных обществах входят несколько разделов:

  • общие положения об АО и их видах;
  • информация об учреждении, реорганизации и ликвидации акционерных обществ;
  • сведения о порядке формирования и изменения уставного капитала с помощью выпуска акций, правах акционеров в соответствии с видом акций, порядке размещения облигаций;
  • варианты размещения облигаций и акций, включая установление цены их размещения;
  • дивиденды, которые выплачивает АО;
  • управление АО, включая управленческие органы и реестр акционеров;
  • перечень прав общества по отношению к размещенным им акций (выкуп или временное приобретение);
  • контроль совершения АО крупных сделок и сделок, в заключении которых есть заинтересованность;
  • контроль работы АО, учет и отчетность, информация о нем.
Читать еще:  Долгосрочные ценные бумаги в балансе

Закон о рынке ценных бумаг включает несколько принципиальных разделов и норм. Они регулируют:

  • типы профессиональной деятельности рынка, включая профессиональную работу в области организации торговли в форме фондовой биржи;
  • выпуск ценных бумаг и их порядок, включая именные и предъявительские корпоративные ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме;
  • обращение эмиссионных ценных бумаг, а также относящиеся к ним вопросы, раскрывающие информацию о ценных бумагах;

управление со стороны государства с помощью федерального органа исполнительной власти, самоуправление, осуществляемое СРО профессиональных участников рынка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве: эмитента при выпуске ценных государственных бумаг; инвестора при управлении крупными портфелями акции промышленных предприятий; профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов; регулятора при написании законодательства и подзаконных актов; верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Система государственного регулирования рынка включает: государственные и другие нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынком можно разделить на прямое (административное) и косвенное (экономическое) управление.

Прямое, или административное управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими; лицензирования профессиональной деятельности; обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка; поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы. К таковым относятся: система налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожденные от них); денежная политика (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и т.п.); государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.); государственная собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).

В России государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется рядом законодательных актов, указов президента РФ, постановлениями правительства РФ, к важнейшим из которых относятся: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ « О рынке ценных бумаг».

В целом эти законы являются вполне соответствующими международным нормам права, регулирующим деятельность рынка ценных бумаг. Государственная политика правительства РФ на рынке ценных бумаг изложена в «Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации», утвержденной указом Президента РФ от 1 июля 1996г.№ 1008.

Согласно действующим законодательным актам, государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

· установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

· регистрации выпусков ценных эмиссионных бумаг и проспектов эмиссии, контроля соблюдения эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

· лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· создания системы защиты прав владельцев и контроля соблюдения их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

· запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг в России, контролю деятельности профессиональных участников рынка и определению стандартов эмиссии является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). ФСФР России находится в прямом подчинении Правительства Российской Федерации и наделена следующими полномочиями:

· Регулирование выпуска и обращения эмиссионных ценных бумаг, в том числе осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

· Контроль и надзор в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж;

· Обобщение практики применения законодательства и внесение в Правительство Российской Федерации предложений о его совершенствовании и разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;

· Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· Организация исследований по вопросам развития финансовых рынков.

Федеральная служба по финансовым рынкам имеет 13 территориальных органов и 29 территориальных отделов. Руководители территориальных органов ФСФР России назначаются руководителем ФСФР России.

Регистрация Выпусков ценных бумаг определена в качестве процедуры ее эмиссии. Процедура эмиссии ценных бумаг включает следующие этапы:

· принятие эмитентом решения о выпуске;

· размещение ценных бумаг;

· регистрация отчета об итогах выпуска.

После принятия эмитентом решения о выпуске ценных бумаг он обязан зарегистрировать проспект эмиссии, если число владельцев ценных бумаг превышает 500, а общий объем эмиссии – 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Для регистрации выпуска ценных бумаг эмитент обязан представить в регистрационный орган (перечень регистрирующих органов устанавливается ФСФР) несколько документов: заявление на регистрацию, решение о выпуске ценных бумаг, проспект эмиссии, копии учредительных документов и.т.д.

При регистрации выпуска ему присваивается государственный регистрационный номер. Решение о регистрации или мотивированный отказ в ней обязан быть представлен регистрирующим органам заявителю не позднее, чем через 30 дней с момента получения документов на регистрацию.

Основанием для отказа в регистрации выпуска являются: нарушение эмитентом требований законодательства о ценных бумагах; несоответствие представленных документов и указанных в них сведений требованиями закона; внесение в проспект эмиссии или в решение о выпуске ценных бумаг ложных или недостоверных сведений.

Эмитент начинает размещение ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых бумаг не должно превышать то, которое указано в проспекте эмиссии. Эмитент может разместить меньшее количество ценных бумаг, что фиксируется в отчете об итогах выпуска.

Эмитент обязан закончить размещение выпускаемых ценных бумаг по истечении одного года с даты начала эмиссии. Запрещается размещение ценных бумаг нового выпуска ранее, чем через две недели после обеспечения всем потенциальным владельцам возможности допуска к информации о выпуске. Запрещается при публичном размещении выпуска закладывать преимущества при приобретении ценных бумаг одним потенциальным владельцем перед другими.

Читать еще:  Продажа ценных бумаг проводки

Эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска ценных бумаг в регистрирующий орган не позднее 30 дней после завершения их размещения. Отчет об итогах выпуска должен содержать следующую информацию: даты начала и окончания размещения; фактическую цену размещения по видам ценных бумаг; количество размещенных бумаг; общий объем поступлений, в том числе в рублях, в иностранной валюте, в объемах материальных и нематериальных активов, внесенных в качестве платы.

При эмиссии акций в отчет дополнительно указывается список лиц, владеющих пакетом ценных бумаг, размер которого определяется ФСФР.

ФСФР России наделена полномочиями применять санкции в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию ценных бумаг. К таким санкциям относятся: приостановление дальнейшего размещения; обнародование в средствах массовой информации сведений о фактах недобросовестной эмиссии и основаниях приостановления размещения ценных бумаг; обращение в суды для применения мер административной или уголовной ответственности к должностным лицам недобросовестного эмитента; обращение с иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным.

Выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску ФСФР и государственных регистрирующих и контролирующих органов в судебные органы. Признание выпуска недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушениями, и возращение владельцам денежных средств или другого имущества, полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг.

Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения – лицензии, выдаваемой ФСФР или уполномоченными его органами. Органы, выдавшие лицензию, контролируют деятельность профессиональных участников рынка и принимают решение об отзыве выданной лицензии при нарушении законодательства России.

Деятельность профессиональных участников сертифицируются тремя видами лицензий:

· лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг,

· лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра,

· лицензии фондовой биржи.

Система защиты прав эмитентов, профессиональных участников рынка и держателей ценных бумаг базируются на ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут быть лишены лицензии, если будет доказано, что путем представления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах и ценах, они манипулировали ценами на рынке и влияли на решение о покупке или продаже ценных бумаг. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной. В отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность, ФСФР принимает меры к ее приостановлению, опубликовывает в средствах массовой информации сведения об этом и направляет материалы проверки в судебные органы РФ.

Государство выполняет системообразующую функцию на рынке ценных бумаг, которая непрерывно видоизменяется в соответствии со стоящими перед ним задачами обеспечения национальных интересов. Государство создает систему регулирования рынка и должно обеспечивать защиту национальных интересов. В целом эта система должна развиваться в направлении большей детализации и ужесточения государственного контроля деятельности фондового рынка. При этом нужно иметь в виду, что государство выступает в качестве крупнейшего заемщика на рынке ценных бумаг и в силу этого оказывает прямое воздействие на его количественные и качественные параметры. Одновременно государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Что такое государственное регулирование рынка ценных бумаг: объяснение простыми словами на понятном языке

13 августа 2019

Рад приветствовать всех заглянувших! Рынок ценных бумаг используется в экономике для привлечения нового капитала, перевода реальных активов в финансовые. Он позволяет вкладывать средства на краткосрочную или долгосрочную перспективу, формирует справедливые цены на предлагаемые инструменты.

Однако, как показал кризис в США 1929 г., бесконтрольность фондовой биржи может привести к очень тяжелым экономическим последствиям, поэтому потребовалось государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Кто регулирует рынок ценных бумаг?

После Великой депрессии 1929–1933 гг. в Соединенных Штатах был принят ряд законов по биржевому регулированию, начала работу Комиссия по ценным бумагам США (SEC). Эти нововведения послужили отправной точкой для создания подобных государственных структур в других странах мира.

Со свойственными ей особенностями повторила этот путь и Россия. В 1993 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при президенте РФ. С тех пор регулятор 4 раза реорганизовывался, упразднялся, ликвидировался. Сегодня эта функция возложена на Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Правда, помимо него, регуляторов тоже хватает.

Как происходит госрегулирование РЦБ в России?

Структура государственных органов, так или иначе контролирующих отечественный РЦБ:

  1. Главное правовое управление и Контрольное управление при президенте РФ. Участвуют в подготовке законопроектов, курируют рынок на предмет исполнения указов и распоряжений президента.
  2. Правительство РФ. Участвует в подготовке нормативных актов, осуществляет общее регулирование через органы исполнительной власти.
  3. Банк России. Непосредственно регулирует РЦБ как государственный орган исполнительной власти.
  4. Министерство финансов. Участвует в законодательной работе, координирует правила совершения операций на рынке, выступает эмитентом от имени государства.
  5. Министерство государственного имущества РФ. Выступает от имени государства, регулирует оборот ценных бумаг фонда федерального имущества. Контролирует преобразование госпредприятий в АО.
  6. Министерство по антимонопольной политике.
  7. Министерство экономического развития и торговли.

Тенденции развития государственного регулирования рынка ценных бумаг

Государство напрямую заинтересовано в развитии национальных производителей, повышении собственной экономики. Доверие к рынку ценных бумаг напрямую зависит от его уровня организованности. Инвестор должен быть уверен, что его деньги не пропадут в результате мошеннических действий.

Анализируя правовое регулирование со стороны государственных органов, можно увидеть усиленное внимание к следующим направлениям:

  1. Совершенствование законодательной базы, в том числе для контроля относительно новых рыночных инструментов (ПИФы, фьючерсы, опционы и т.д).
  2. Развитие компьютеризации рынка ценных бумаг.
  3. Введение новых систем торговли.
  4. Разработка систем взаимодействия с другими рынками капиталов, путем их взаимопроникновения.

Заключение

Несмотря на несовершенное законодательство, российский рынок ценных бумаг развивается , становясь все более привлекательным для отечественных и зарубежных инвесторов. Если нас не будут периодически сотрясать политические и финансовые катаклизмы, то, вполне вероятно, отечественный РЦБ станет одним из ведущих в мире. А почему бы и нет?

Надеюсь, что эта статья была полезна для вас. Подписывайтесь на наши новости, делитесь ими с друзьями в социальных сетях. Всего вам доброго.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector