Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эмиссия муниципальных ценных бумаг

Статья 9. Условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 июня 2012 г. N 79-ФЗ статья 9 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 9. Условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг

ГАРАНТ:

См. Положение об обслуживании государственных сберегательных облигаций, утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2006 г. N 1н

1. Эмитент государственных или муниципальных ценных бумаг в соответствии с Генеральными условиями принимает документ в форме нормативного правового акта Российской Федерации, нормативного правового акта субъекта Российской Федерации или правового акта местной администрации, содержащий условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг (далее — условия эмиссии и обращения), включающие указание на:

1) вид ценных бумаг;

2) минимальный и максимальный сроки обращения данного вида государственных или муниципальных ценных бумаг. Выпуски ценных бумаг могут иметь разные сроки обращения;

3) номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;

4) порядок размещения государственных или муниципальных ценных бумаг;

5) порядок осуществления прав, удостоверенных государственными или муниципальными ценными бумагами;

6) размер дохода или порядок его расчета;

7) иные существенные условия эмиссии и обращения, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам, в том числе по ценным бумагам с правом выкупа их эмитентом до срока их погашения.

2. Условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг также должны содержать информацию:

1) о бюджете заемщика на год выпуска государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг (общий объем доходов бюджета, объем безвозмездных поступлений, объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, общий объем расходов бюджета с выделением расходов на обслуживание государственного и муниципального долга, дефицит (профицит) бюджета, верхний предел государственного внутреннего долга или муниципального долга и (или) государственного внешнего долга по состоянию на 1 января очередного финансового года, в том числе с указанием верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям, предельный объем государственного или муниципального долга);

2) о суммарной величине долга заемщика на дату утверждения условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг;

3) из годовых отчетов об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных финансовых года (доходы бюджета по группам и подгруппам с указанием общего объема доходов бюджета, расходы бюджета по разделам классификации расходов бюджета с указанием общего объема расходов бюджета, размер дефицита (профицита) бюджета). В случае, если условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг приняты эмитентом до утверждения законом субъекта Российской Федерации или правовым актом представительного органа муниципального образования годового отчета об исполнении бюджета за последний завершенный финансовый год, условия эмиссии и обращения могут содержать данные бюджетного учета, осуществляемого финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, об исполнении бюджета за последний завершенный финансовый год.

3. Условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации, а также изменения, вносимые в условия эмиссии и обращения этих ценных бумаг, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

4. Условия эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, а также изменения, вносимые в условия эмиссии и обращения этих ценных бумаг, подлежат государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг.

5. Правила государственной регистрации условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг, а также изменений, вносимых в условия эмиссии и обращения этих ценных бумаг, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Условиями эмиссии и обращения государственных ценных бумаг может быть предусмотрено право выкупа государственных ценных бумаг эмитентом до срока их погашения с возможностью их последующего обращения в случае, если это предусмотрено Генеральными условиями, с соблюдением требований (в том числе по определению цены выкупа), установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Государственные и муниципальные ценные бумаги РФ

Государственные ценные бумаги — вид ценных бумаг, выпускаемых от имени государства казначейством, другим уполномоченным финансовым органом или местными органами власти с целью размещения займов государственных и мобилизации денежных средств для пополнения доходов бюджета государства (местных бюджетов), покрытия бюджетного дефицита и оформления государственного долга.

Государственные ценные бумаги в Российской Федерации являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга. Они обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающими из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета. Посредством вложения денег в государственные ценные бумаги мобилизуются средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение.

Читать еще:  Клиринг ценных бумаг

Таким образом, эмиссия (выпуск) государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач:

1. покрытие дефицита государственного бюджета;

2. покрытие кассовых разрывов в бюджете;

3. привлечение денежных ресурсов для осуществления крупных проектов;

4. привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.

Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любыми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, — наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

Размещение государственных ценных бумаг обычно происходит через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых облигаций являются: население, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды.

Государственные ценные бумаги размещаются разнообразными методами: это аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т.д.

Государственные ценные бумаги, как правило, занимают ведущее место на рынке облигаций, где их доля доходит до 50%, а значит и на всем рынке ценных бумаг, поскольку на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации, но по отдельным странам имеется значительный разброс показателей, характеризующих место и структуру рынка ГЦБ.

Государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Муниципальные ценные бумаги – в РФ облигации, жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, выпускаемые органами местного самоуправления. Муниципальные облигации выпускаются исключительно в целях реализации программ проектов развития муниципального образования, утвержденных в порядке, установленном уставом муниципального образования. Выпуск облигаций обеспечивается имуществом и средствами местного самоуправления. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местной бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% суммы расходной части местного бюджета.

Целями выпуска таких бумаг могут быть покрытие временного дефицита местного бюджета; финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет; строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения.

Государственные ценные бумаги можно классифицировать:

1. По срокам заимствования:

— краткосрочные — со сроками заимствования до 1 года.;

— среднесрочные — со сроком обращения от 1 года до 5 лет.;

— долгосрочные — со сроком обращения свыше 5 лет..

2. По способу получения дохода:

— дисконтные — продаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения;

— купонные — выпускаемые с купонами, по которым выплачивается с определенной периодичностью купонный доход;

— процентные — ценные бумаги, процентная ставка которых может быть фиксированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации; плавающей и ступенчатой;

— индексируемые облигации – ценные бумаги, номинальная стоимость которых возрастает, например, на индекс инфляции;

— выигрышные – ценные бумаги доход по которым выплачивается в форме выигрышей;

— комбинированные облигации – ценные бумаги, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

3. По цели выпуска ценные бумаги:

— долговые — для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства;

— ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета.;

— целевые облигации выпускаемые для реализации конкретных проектов;

— ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиями и организациями.

4. По виду эмитента:

— ценные бумаги федерального правительства;

— муниципальные ценные бумаги или ценные бумаги других уровней государственного управления;

— ценные бумаги государственных учреждений;

— ценные бумаги, которым придан статус государственных.

5. По форме обращаемости:

— рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения;

— нерыночные, которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через определенный срок возвращены эмитенту.

Читать еще:  Организованный рынок торговли ценными бумагами

Существуют две главные формы муниципальных займов:

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг

Особый порядок выпуска предусмотрен для государственных и муниципальных ценных бумаг. Он регулируется Федеральным законом РФ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года № 136-ФЗ. В соответствии с ним указанные ценные бумаги выпускаются в виде облигаций или иных эмиссионных ценных бумаг. Их эмитентами выступают Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.

Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг состоит из следующих этапов:

1) утверждение Генеральных условий эмиссии и обращения;

2) утверждение Условий эмиссии и обращения;

3) государственная регистрация выпуска ценных бумаг;

4) принятие решения об эмиссии отдельного выпуска ценных бумаг;

5) раскрытие информации об эмиссии ценных бумаг;

6) размещение выпуска ценных бумаг;

7) отчет об итогах эмиссии ценных бумаг.

Генеральные условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг утверждаются в форме нормативных правовых актов соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Они должны включать указание на:

– вид ценных бумаг;

– форму выпуска ценных бумаг;

– срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);

– особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;

– ограничения (при наличии таковых) оборотоспособности ценных бумаг, а также ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве.

В соответствии с Генеральными условиями эмитент (например, Министерство финансов РФ) принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащий Условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг. Они должны включать указание на:

– вид ценных бумаг;

– минимальный и максимальный сроки обращения ценных бумаг (отдельные выпуски ценных бумаг могут иметь разные сроки обращения);

– номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска;

– порядок размещения ценных бумаг;

– порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;

– размер дохода или порядок его расчета;

– иные существенные условия эмиссии.

Условия эмиссии ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг дополнительно должны содержать информацию:

– о бюджете заемщика на год выпуска ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;

– о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска ценных бумаг;

– об исполнении бюджета заемщика за последние три завершенных финансовых года.

Условия эмиссии ценных бумаг Российской Федерации подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Условия эмиссии ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг подлежат государственной регистрации в Министерстве финансов РФ. При этом ценным бумагам присваивается государственный регистрационный номер.

В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает Решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг. Решение о выпуске должно включать следующие обязательные условия:

– дату начала размещения ценных бумаг;

– дату или период размещения;

– форму выпуска ценных бумаг;

– указание на вид ценных бумаг;

– номинальную стоимость одной ценной бумаги;

– количество ценных бумаг данного выпуска;

– дату погашения ценных бумаг;

– наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг или указание на депозитарии, которые осуществляют учет прав владельцев ценных бумаг данного выпуска;

– иные условия, имеющие значение для размещения и обращения ценных бумаг.

Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписано руководителем эмитента.

Раскрытие информации о государственных и муниципальных ценных бумагах осуществляется путем опубликования Генеральных условий и Условий эмиссии; информации, содержащейся в решении о выпуске (не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения) и информации, связанной с решением о выпуске. Помимо раскрытия вышеуказанной информации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны ежеквартально опубликовывать отчеты об исполнении своих бюджетов.

Размещение государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. В рамках выпуска могут устанавливаться серии, разряды, номера ценных бумаг. Решением о выпуске может быть установлено деление выпуска на транши. Транш – это часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в любую дату, не совпадающую с датой первого размещения. Возможен дополнительный выпуск, отличающийся от одного из существующих выпусков указанных ценных бумаг только датой выпуска. Ценные бумаги дополнительного выпуска предоставляют их владельцам тот же объем прав, что и ценные бумаги основного.

По завершении размещения эмитенты принимают нормативный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

Рассматривая выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, необходимо упомянуть о государственных и муниципальных гарантиях по ценным бумагам.

Читать еще:  Муниципальные ценные бумаги это

Государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств третьих лиц, возникших в результате осуществления ими займа путем эмиссии ценных бумаг, в силу которого Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование (гарант) дает обязательство отвечать за исполнение обязательств третьих лиц (принципалов) полностью или в части перед владельцами этих ценных бумаг (бенефициарами).

Решение о выдаче гарантии принимается Правительством РФ (на федеральном уровне) или исполнительными органами, осуществляющими управление государственным (муниципальным) долгом. Ценные бумаги, эмитированные третьими лицами, по которым дана государственная или муниципальная гарантия, не являются государственными или муниципальными ценными бумагами.

Государственная или муниципальная гарантия должна быть дана в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет ее недействительность. В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:

– гарант (Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование), а также орган, выдавший гарантию от имени гаранта;

– сумма, на которую выдана гарантия;

– срок гарантии (определяется сроком исполнения обязательств по ценным бумагам третьих лиц).

Принадлежащее бенефициару по государственной или муниципальной гарантии право требования к гаранту считается переданным с момента перехода к этому бенефициару права собственности на ценные бумаги. Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность по гарантированному им обязательству. Гарант имеет право отказать бенефициару в удовлетворении его требования в случае, если последний в соответствии с законодательством не имеет права на осуществление прав по ценным бумагам.

Предусмотренное государственной или муниципальной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Гарант, исполнивший обязательство по ценным бумагам вместо принципала, имеет право потребовать от последнего в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару по государственной или муниципальной гарантии.

Вопросы и задания для самоконтроля по Главе 5

1. Дайте определение эмиссионной ценной бумаги.

2. Каковы отличия между размещением и обращением ценных бумаг?

3. Дайте определение эмиссии ценных бумаг. Каковы ее виды?

4. Назовите участников эмиссионного процесса?

5. Каково назначение и содержание проспекта ценных бумаг?

6. Каков порядок государственной регистрации ценных бумаг?

7. Дайте определение недобросовестной эмиссии ценных бумаг. Каковы ее последствия?

8. Какова ответственность за правонарушения при эмиссии ценных бумаг?

9. Перечислите этапы эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг.

Эмиссия ценных бумаг

Эмиссия, или выпуск на рынок, ценных бумаг предполагает четыре этапа.

1. Принятие решения о размещении ценных бумаг. Эмиссия государственных ценных бумаг находится в компетенции соответствующего государственного или муниципального органа. Государственные заимствования проводятся только в рамках существующего бюджета. Решение об эмиссии ценных бумаг акционерного общества принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров либо непосредственно общим собранием акционеров.

2. Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг в соответствующей организации, контролирующей рынок. В России это Федеральная служба по финансовым рынкам.

3. Размещение эмиссионных ценных бумаг.

4. Регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.

В России эмиссия ценных бумаг регулируется федеральным законом «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года. Выпуск государственных ценных бумаг дополнительно определяет закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» № 136-ФЗ от 29 июля 1998 года.

Задачи, которые решаются с помощью выпуска ценных бумаг, могут быть следующими. Во-первых, это формирование начального капитала акционерного общества при его создании. Во-вторых, внесение изменений в уставные документы, связанных с увеличением уставного капитала, а также дробление или консолидация ранее выпущенных ценных бумаг. В-третьих, реорганизация или преобразование самой организации. В-четвертых, изменение прав, предоставляемых ранее выпущенными ценными бумагами. И последнее — самое важное – привлечение средств путем увеличения капитала за счет выпуска дополнительных акций или за счет займов на рынке облигаций.

Для обозначения видов выпусков акций в последние годы в российской практике часто используются термины, привнесенные из английского языка. Сегодня способы размещения ценных бумаг принято классифицировать так.

Первичное размещение – начальное размещение акций среди инвесторов.

IPO (initial public offering) – публичное размещение акций нового или дополнительного выпуска неограниченному числу потенциальных инвесторов.

SPO (secondary public offering) – публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Как правило, создателям компании.

Вторичное – размещение дополнительных выпусков.

Follow-on (доразмещение) – размещение акций в дополнение к тем, которые уже обращаются на фондовой бирже или внебиржевом рынке.

Частное размещение (private placement) носит закрытый характер, акции продаются ограниченному и чаще всего заранее определенному числу лиц.

Деятельность на рынке ценных бумаг по их размещению называется андеррайтингом. Профессиональный участник рынка, проводящий выпуск, – это андеррайтер, а тот, кто размещает, — эмитент.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector