Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Биржа труда определение

Биржа труда

Учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы. Б. т. возникли в 1-й половине 19 в. в Германии и Англии, а затем во Франции и других странах. В начале 20 в. в Англии была учреждена общенациональная Б. т. В условиях современного государственно-монополистического капитализма посреднические функции при трудовом найме выполняют главным образом государственные Б. т., подчинённые министерствам труда. С их помощью буржуазное государство воздействует на рынок труда в интересах монополий. Государственные Б. т. оказывают посреднические услуги при трудоустройстве безработных, а также лиц, желающих переменить работу, изучают спрос и предложение рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях. В их функции входит также профессиональная ориентация молодёжи. В ряде стран (Англия, Италия, Франция) Б. т. ведут учёт безработных и производят выплату пособий по безработице. Отказ от направления на работу, предложенного Б. т., обычно влечёт за собой лишение этого пособия. Государственные Б. т. являются бюрократическими учреждениями, от управления которыми трудящиеся и профсоюзы отстранены. В деятельности Б. т. нередко процветают коррупция, взяточничество, шантаж, дискриминация трудящихся по признакам расы, национальности, политическим убеждениям. В классовых конфликтах между капиталистами и рабочими Б. т. в ряде случаев оказывает помощь предпринимателям, поставляя им штрейкбрехеров.

Наряду с государственными Б. т. в капиталистических странах существуют платные частные агентства (конторы) по трудовому посредничеству, обслуживающие, как правило, определённые категории рабочих (с.-х. рабочих, конторских служащих, учителей и т.п.), а также посреднические бюро по трудоустройству при профсоюзах, религиозных и молодёжных организациях.

Деятельность Б. т. не оказывает заметного влияния на состояние рынка труда при капитализме. Направления, даваемые Б. т. лицам, состоящим у них на учёте, не являются обязательными для предпринимателей; последние могут не считаться со специальностью лиц, поступающих на работу через Б. т. Многие предприниматели, и в особенности крупные и средние, нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий. Значительная часть трудящихся, и в первую очередь квалифицированные работники, не пользуются услугами Б. т. В США, например, через Б. т. трудоустраиваются не более 15% вновь принятых на работу. Б. т. не могут существенно уменьшить размеры безработицы (См. Безработица) этого неизбежного спутника капитализма.

В развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки Б. т. в большинстве случаев созданы после 2-й мировой войны 1939—45. Зачастую они функционируют лишь в крупных городах, выполняя главным образом задачи по учёту и трудоустройству безработных. Активизация деятельности Б. т. рассматривается в этих странах как одно из важных средств улучшения использования трудовых ресурсов.

В России Б. т., созданные городскими управами, возникли в начале 20 в. в крупнейших промышленных центрах (Москва, Петербург, Рига, Одесса). Наряду с ними получили распространение частные посреднические конторы, которые за предоставление работы взыскивали с безработных высокую плату. Профсоюзы в организации трудового посредничества через Б. т. не участвовали.

В СССР Б. т. существовали в первые годы Советской власти. Они были орудием пролетарского государства по планомерной борьбе с безработицей — наследием капитализма. Опубликованный 31 января 1918 за подписью В. И. Ленина декрет «О биржах труда» ликвидировал все частные и платные бюро и конторы по найму и учредил государственные бесплатные Б. т., на которые возлагались трудоустройство безработных и выдача им пособий, а также учёт и распределение рабочих во всех отраслях народного хозяйства, упорядочение спроса и предложения труда, организации общественных работ и т.п. В управлении Б. т. участвовали профсоюзы и комсомол. Советские Б. т. сыграли важную роль в обеспечении всеобщей занятости населения. К концу 1930 безработица в СССР была ликвидирована, в связи с чем Б. т. прекратили своё существование. Обеспечение кадрами народного хозяйства СССР носит планомерно-организованный характер и проводится комитетами Советов Министров союзных республик по использованию трудовых ресурсов с их органами на местах, которые осуществляют организованный набор рабочих и их переселение. Набором рабочей силы занимаются и сами предприятия. Из других социалистических стран Б. т. имелись в Югославии (1970).

Лит.: Суворов К. И., Исторический опыт СССР по ликвидации безработицы, М., 1968; Экономика труда, М., 1967; Lester R., Economics of labor, N. Y., 1954: International Labour Office, Employment objectives and policies, Gen., 1969.

Биржа труда

  • Добавить информацию для других стран и регионов.
  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между предпринимателями и наёмными работниками. Обычно биржа труда владеет базой данных вакансий разных предприятий и базой данных соискателей рабочих мест.

Государственные биржи труда, кроме помощи в поиске работы, осуществляют общее изучение спроса и предложения рабочей силы, предоставляют информацию о требующихся профессиях, занимаются профессиональной ориентацией молодёжи, производят учёт безработных и выплачивают пособия.

Содержание

В странах мира

Если раньше вакансии анонсировались преимущественно в газетах, то в последнее время успешно развились биржи труда в Интернете.

Биржи труда могут использовать в своем наименовании слово «биржа».

Россия

В России государственные биржи труда называются Центрами занятости населения.

Читать еще:  Проведение биржевых торгов

Согласно Закону о занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы, для организации и координации деятельности, относящейся к занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы, на территориальном уровне в ведении Национального агентства на базе бюро занятости населения создаются агентства занятости населения. Лица, желающие трудоустроиться, вправе обратиться за помощью территориальных агентств занятости населения, в радиусе деятельности которых проживают, путем подачи заявления согласно образцу, установленному Национальным агентством занятости населения.

Чтобы зарегистрироваться в Центре занятости, нужно предъявить:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовую книжку или ее дубликат;
  • документы об образовании и профессиональной квалификации;
  • справку о средней заработной плате (денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий ее (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости);

За безработных не принимаются:

  • лица, не достигшие 16-летнего возраста;
  • те, кому назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера;
  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имевшие профессии (специальности) и отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов профподготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • если установлен факт представления гражданином при регистрации документов, содержащих заведомо ложные или недостоверные сведения;
  • если в период до признания безработным гражданин без уважительных причин не явился в службу занятости для предложения ему подходящей работы.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2007 № 834 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2008 год» установлены на 2008 год минимальный и максимальный размеры пособия по безработице в размере 850 и 4 900 рублей соответственно.

В отделениях службы занятости населения для безработных граждан, кроме поддержки со стороны государства в виде выплат пособий по безработице, имеется дополнительная возможность получения субсидии в размере до 58800 рублей для открытия собственного дела. При этом, со стороны безработного гражданина необходимо выполнить ряд, предусмотренных законодательством, действий — собеседование, тестирование, а также написание бизнес-плана. После этого предусмотрена защита подготовленного бизнес-плана перед коллегиальными органами или комиссиями, которые имеются в каждом конкретном регионе. После положительного решения комиссии о выделении субсидии, гражданину необходимо зарегистрировать создаваемую организацию, с предусмотренной организационно-правовой формой (ООО, ИП), в налоговой инспекции по месту жительства. [1] .

Германия

«биржа труда Федерального агентства по трудоустройству»

Как встать на биржу труда

И получать максимальное пособие по безработице

Биржа труда — это посредник между работником и работодателем: помогает им найти друг друга. Обычно так называют государственное учреждение — центр занятости населения (ЦЗН).

На учет в центр занятости становятся, чтобы получать пособие, а еще там бесплатно учат новым профессиям. В статье расскажем об условиях постановки на учет и о том, какие документы нужны для биржи труда и как туда попасть.

Что вы узнаете

Существует ли электронная биржа труда

В обычное время встать на биржу труда через интернет не получится. Для этого придется прийти в центр занятости лично и с документами.

В некоторых регионах можно записаться на прием в бирже труда через портал госуслуг.

Как встать на биржу труда в условиях самоизоляции

В Москве условиях режима самоизоляции с 30 марта Центр занятости населения «Моя работа» начал онлайн-прием заявок от граждан на дистанционное обслуживание. Обслуживание заявок начнется с 6 апреля.

Оформить заявку на получение услуги можно так:

  1. Зайдите на сайт czn.mos.ru
  2. Выберите услугу
  3. Заполните заявку
  4. Приложите сканы/фото требуемых документов
  5. Специалист Центра свяжется с вами по указанному в заявке телефону или адресу электронной почты.

Аналогичные меры принимаются в региональных центрах занятости. Как конкретно подать документы в дистанционном режиме, надо уточнять на сайтах местных центров занятости. Их адреса вы можете найти на Информационном портале об органах занятости населения России.

Но у центров занятости работают сайты — их можно считать электронными биржами. Обычно на сайтах есть информация о том, как встать на учет.

Стартовая страница одного из центров занятости в Воронеже

Еще электронными биржами труда называют сайты объявлений, где работодатели ищут сотрудников, например «Авито», «Хедхантер» или «Суперджоб». Также существует общероссийская база вакансий центров занятости.

На таких сайтах можно прочитать, как встать на учет, еще здесь удобно узнавать о различных мероприятиях: семинарах или тренингах. Например, на сайте может быть оповещение о ярмарке вакансий. На таких мероприятиях собираются представители организаций и рекламируют себя, а соискатели выбирают подходящую работу.

Еще есть портал «Работа в России». Это общероссийская база вакансий. Портал работает так же, как и большинство коммерческих сайтов по поиску и подбору работы. Но все услуги оказываются бесплатно.

На портале укажите свой регион и уточните город, чтобы начать поиск работы

Читать еще:  Справка на биржу расчет среднего заработка

Как получить статус безработного

Встать на биржу — значит получить статус безработного. Безработным платят пособие, помогают искать работу, освоить бесплатно новую специальность или запустить свой бизнес.

Обучение

Можно пройти различные курсы, всего их несколько десятков. Например, курсы бухгалтера, оператора котельной или лифтера. Обучение длится от месяца до шести, после него выдается сертификат. Учат бесплатно. За время прохождения курсов выплачивается стипендия.

Пособия

Зарегистрированным безработным платят пособие. Размер и срок выплат зависит от нескольких факторов. Например, работал ли человек раньше, сколько платили за последние три месяца на последнем месте и как много он работал за последний год.

Основания и условия постановки на учет

Официально безработный — это не любой человек, который не работает, а только тот, кого служба занятости поставила на учет.

Встать на биржу труда может трудоспособный человек без заработка, который готов искать работу и приступить к ней. Заработком считается не любой доход.

Сроки и порядок признания безработным

Для постановки на учет на бирже труда нужно принести документы. Служба занятости должна признать безработным не позднее 11 дней с этого момента. В течение первых 10 дней они будут предлагать варианты трудоустройства. Лучше заранее узнать у сотрудников, какие документы нужны для биржи.

Будущему безработному выдают список вакансий, он выбирает подходящие и получает направления на работу. В направлении указано название и адрес компании, а также номер телефона и должность сотрудника, с которым предстоит общаться. Если на работу не берут, работодатель отмечает в направлении причину. Чаще всего пишут: «Отказано в связи с рассмотрением другой кандидатуры».

Можно искать варианты и самостоятельно. На этот случай центр занятости выдает другой бланк — «Индивидуальный план поиска работы». В народе его называют «бегунок». Это таблица, в которой нужно записать дату, этапы прохождения и результат собеседования.

В «бегунке» работодатель тоже делает отметки о результатах рассмотрения кандидатуры.

«Бегунок» от биржи труда

Если за 10 дней никто не возьмет на работу, то служба занятости признает безработным. За эти первые десять дней тоже заплатят пособие.

Регистрация на бирже труда возлагает и некоторые обязанности. Придется периодически посещать биржу труда и получать направления на трудоустройство. Приходить нужно будет не чаще двух раз в месяц, точнее скажет сотрудник биржи.

Биржа предложит несколько вакансий, обычно две-три . В течение следующих трех дней нужно пройти собеседования в этих организациях. Если кандидатура никого не устроит, нужно принести в центр занятости бланк с отказами, и тогда пособие продлят. Если не приходить в ЦЗН, то сумму пособия могут снизить или его совсем перестанут платить.

Кому не нужно оформляться в качестве безработных

Незанятые граждане не обязаны вставать на биржу труда. Если трудоспособный человек нигде не работает и не ищет работу, его нельзя заставить.

Поэтому нет таких категорий, которым нужно или не нужно оформляться в качестве безработных. Зато бывают случаи, когда взрослый человек фактически не работает, но встать на биржу труда у него не получится.

Предприниматели

Индивидуальным предпринимателям нельзя встать на биржу труда. Даже если у ИП давно нет оборотов, безработным такого человека не признают. То же насчет учредителей коммерческих организаций.

Наоборот, один из вариантов, который предложит служба занятости, — открыть ИП, чтобы трудоустроить самого себя. Еще и денег могут дать — почитайте, как встать на биржу и открыть свой бизнес.

Пенсионеры

Пенсионера не оформят и пособие платить не будут, но могут помочь подобрать вакансию, если тот хочет работать.

Встать на биржу не получится даже тому, кто вышел на пенсию раньше общепринятого возраста, например по выслуге. Исключение — инвалиды трудоспособных групп. Их ставят на учет.

Работающие по гражданско-правовым договорам

Также нельзя регистрироваться на бирже труда людям, которые регулярно оказывают платные услуги по договорам гражданско-правового характера. Те, кто постоянно выполняет разовые заказы по таким договорам, считаются трудоустроенными. Если вы получаете деньги за свои услуги, то фактически заключаете договор, даже если его нет в письменном виде.

Например, биржа труда в Республике Татарстан отказалась регистрировать безработного из-за того, что он заключил с одной фирмой бессрочный договор оказания услуг.

Незаконное получение пособия могут признать преступлением. При этом сумма незаконно полученного пособия значения не имеет — даже за тысячу рублей могут привлечь к ответственности. За это могут выписать штраф в размере до 120 000 рублей или отправить на принудительные работы на срок до 2 лет.

Центры занятости населения — цель, задачи, функции

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Цель деятельности Центра занятости — реализация в муниципальном районе единой государственной политики в области содействия занятости населения.

Основными задачами Центра занятости являются:

  • обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;
  • оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции;
  • создание условий для более эффективного регулирования использования рабочей силы;
  • развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан;
  • повышение мобильности рабочей силы и обеспечение регулирования миграционных процессов с учётом потребностей рынка труда.
Читать еще:  Реализация лома драгоценных металлов

ФУНКЦИИ ЦЕНТРОВ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Центр занятости осуществляет на территории муниципального района следующие функции:

1.Регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан.
2.Исполнение переданного полномочия.
3.Оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации следующих государственных услуг:

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
  • информирование о положении на рынке труда Александровском муниципальном районе и в Пермском крае;
  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
  • психологическая поддержка безработных граждан;
  • профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан, включая обучение в другой местности;
  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;
  • организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
  • содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
  • содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;
  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
  • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

4.Участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения.
5.Исполнение административного регламента по исполнению переданного полномочия, федеральных государственных стандартов государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, утверждаемых Федеральным органом.
6.Определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.
7.Проведение специальных мероприятий по профилированию безработных граждан (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда).
8.Осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
9.Обеспечение функционирования информационных технологий и автоматизированных систем обработки информации в сфере занятости населения.
10.Формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
11.Обеспечение безопасности при обработке персональных данных техническими, программными средствами и организационными действиями.
12.Подготовка и направление Учредителю следующей информации:

  • сведений (в том числе баз данных), необходимых для формирования регистров получателей государственных услуг в сфере содействия занятости населения;
  • иной информации в сфере занятости населения, предусмотренной нормативными правовыми актами Федерального органа.

13.Реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
14.Реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.
15.Обеспечение в соответствии с методическими документами Учредителя работы мобильного офиса Центра занятости, осуществляющего реализацию центрами занятости Пермского края возложенных функций.
16.Осуществление функций получателя средств бюджета Пермского края.
17.Составление и представление на утверждение Учредителю бюджетной сметы Центра занятости.
18.Подготовка и представление Учредителю в установленные сроки форм статистической, финансовой, бухгалтерской, бюджетной, и иной четности о деятельности Центра занятости в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.
19.Формирование, ведение и использование банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения.
20.Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну.
21.Организация приема граждан, обеспечение своевременного и того рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов.
22.Выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке.
23.Осуществление профессиональной подготовки работников Центра занятости, их переподготовки, повышения квалификации и стажировки.
24.Осуществление в соответствии с законодательством работы по комплектованию, хранению, учёту и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости.
25.Исполнение функции государственного заказчика на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Центра занятости и реализации мероприятий в области содействия занятости населения.
26.Выполнение государственного задания по оказанию государственных услуг в области содействия занятости населения, утвержденного Учредителем.
27.Осуществление приносящей доход деятельности по сдаче в аренду недвижимого имущества в соответствии с действующим законодательством.
28.Осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермского края.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector