Bynets.ru

Журнал финансиста
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ рынка государственных ценных бумаг

Анализ российского рынка государственных ценных бумаг

Рынок государственных ценных бумаг в развитых странах обычно составляет значительную долю (до 50%) в общем объеме рынка ценных бумаг. В России на сегодняшний день эта доля весьма скромна.

В настоящий момент рынок государственных ценных бумаг в нашей стране составляют:

-государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС);

-государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС);

-облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД);

-облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД);

-облигации внешнего облигационного займа (ОВОЗ).

Во всех цивилизованных странах государственные ценные бумаги пользуются достаточно большим спросом среди населения благодаря своей надежности. Пусть они не самые доходные, но по сохранности они впереди любой самой крупной корпорации, и правительству народ безоговорочно доверяет свои самые важные накопления. В России же на облигации смотрят несколько под другим углом благодаря дефолту 1998 года. Здесь частные инвесторы предпочитают жить сегодняшним днем, и слепого следования загосударством нет.

В экономически развитых странах государственные ценные бумаги являются главным источником формирования и реализации внутренней государственной задолженности.

Зарубежная практика показывает, что выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицитов бюджетов является наиболее приоритетным направлением по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту текущих резервов, создаваемых в центральных банках для регулирования рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, финансирования развития различных отраслей экономики.

Одной из главной причин выпуска государственных ценных бумаг является обслуживание государственного долга. Отказ от инфляционных методов финансирования дефицита бюджета обусловил развитие рынка государственных ценных бумаг в России и рост государственного долга.

Государственный долг — это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики.

Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида — внутреннего долга.

Критерием разграничения долговых обязательств на внутренние и внешние вступает валюта займа. Если деньги берутся взаймы у российских или иностранных субъектов в иностранной валюте, то возникают отношения внешнего долга. Если деньги берутся в валюте России, то возникают отношения внутреннего долга.

Государственный внутренний долг в настоящее время представлен государственными ценными бумагами, государственными гарантиями, бюджетными кредитами. В таблице 1 мы представили долю государственных ценных бумаг в общем объеме государственного внутреннего долга. Как показывают данные таблицы, доля государственных ценных бумаг в общем объеме государственного долга превышает половину задолженности.

Таблица 1 — Доля задолженности по государственным ценным бумагам

По данным таблицы, можно сделать следующие выводы, о том что государственный внутренний долг за анализируемый период имеет тенденцию к увеличению. Так в 2011 году долг составил 4190,55 млрд. руб. что на 1250,16 млрд.руб. больше чем в 2010 году. В 2012 году по сравнению с 2011 годом государственный внутренний долг увеличился на 787,35 млрд.руб. и составил 4977,90 млрд.руб. В 2013 году по сравнению с 2012 годом госдолг также увеличился на 744,34 млрд.руб. и составил 5722,24 млрд. руб.

Государственный долг, выраженный в ценных бумагах, эмитированных в рублях РФ, имеет тенденцию к увеличению. В 2011 году по сравнению с 2010 годом госдолг увеличился на 1084,84 млрд.руб. и составил 3546,43 млрд. руб. В 2012 году госдолг составил 4064,28 млрд.руб., что на 517,85 больше чем в предыдущем году. В 2013 году по сравнению с 2012 годом госдолг составил 4432,38 млрд.руб., что на 368,10 млрд.руб., больше чем в 2012 году.

Доля государственного долга, выраженного в ценных бумагах, в общем объеме долга в 2011 году составила 84,6%, что на 0,9 % больше чем в 2010 году. В 2012 году по сравнению с 2011 доля госдолга составила 81,6%, что на 3% меньше. В 2013 году по сравнению с 2012 годом доля госдолга уменьшилась на 4,1% и составила 77,5%.

Рассмотрим состав и структуру государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах РФ в период с 2011 по 2014 год.

Таблица 2 — Государственный Внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, в млрд.рублей

По данным таблицы 2 можно сделать вывод о том, что объем ОФЗ-ПД в 2012 г по сравнению с 2011 годом увеличился на 485,11 млдр.руб. и составил 1823,70 млрд.руб. В 2013 году объем ОФЗ-ПД составил 2248,15 млрд.руб., что на 424,45 млрд. руб. больше чем в 2012 году. В 2014 году по сравнению с 2013 объем ОФЗ-ПД увеличился на 440,70 млд.руб. и составил 2688,85 млрд.руб. Также можно сказать, что за анализируемый период с 2011 по 2014 гг объем ОФЗ-ПД имеет тенденцию в сторону увеличения. Объем ОФЗ-АД в 2012 году составил 1079,58 млрд. руб., что на 263,99 млрд. руб. больше чем в 2011 году. Далее мы видим, что объем ОФЗ-АД имеет тенденцию к снижению, так в 2013 году он составил 1 048,58 млрд.руб., что на 31,00 млрд.руб. меньше чем в 2012 году. В 2014 году по сравнению с 2013 годом объем ОФЗ-АД составил 1 045,98 млрд.руб., что на 2,60 млрд.руб. меньше.

Объем рынка ГСО-ППС в 2012 году составил 421,15 млрд. руб., что на 245,73 млрд.руб. больше чем в 2011 году. В 2013 году по сравнению с 2012 годом объем ГСО-ППС увеличился на 124,40 млрд. руб. и составил 545,55 млрд. руб. В 2014 году по сравнению с 2013 годом объем рынок ГСО-ППС уменьшился на 70 млрд. руб. и составил 475,55 млрд.руб.

Объем рынка ГСО-ФПС за анализируемый период — не менял своего значения.

Внутренний долг в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличился на 1084,85 млрд. руб. и составил 3546,44 млрд. руб. В 2013 году по сравнению с 2012 годом внутренний долг увеличился на 517,85 млрд. руб. и составил 4064,29 млрд. руб. В 2014 году по сравнению с 2013 годом госдолг составил 4432,39 млрд. руб., что на 368,10 больше.

В целом можно сказать, что внутренний долг имеет тенденцию к увеличению за анализируемый период, так в 2014 году по сравнению с 2011 годом внутренний долг увеличился на 1970,80 млрд. руб. и составил 4432,39 млрд. руб.

Низкий уровень государственного долга Российской Федерации позволяет проводить политику наращивания объема государственных заимствований, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации. Среди государственных ценных бумаг в настоящее время наиболее привлекательными являются ОФЗ-ПД, ОФЗ-АД, ГСО с постоянной процентной ставкой и ГСО с фиксированной процентной ставкой. До 2006 года в состав внутреннего долга входила задолженность по ОФЗ-ПК, а что касается задолженности по ОФЗ-ФК, то она погашена в 2009 году.

Рисунок 2 — Структура государственного внутреннего долга по видам долговых обязательств

Из данных рисунка мы видим, что наибольший удельный вес в структуре внутреннего долга РФ составляют ОФЗ-ПД 58,5%, затем ОФЗ-АД 23,5%, на третьем месте ГСО-ППС их доля равна 13%. Остальные 5% приходятся на ГСО-ФПС (3%) и ОВОЗ (2%).

Объем задолженности по ОФЗ-ПД (с постоянным доходом) представлен на рисунке 3. Как видно из рисунка, наибольший объем задолженности по ОФЗ-ПД приходится на 2014 год.

Рисунок 3 — Объем государственного внутреннего долга РФ, выраженного в ОФЗ-ПД, в миллиардах рублей

Как видно из данного рисунка, задолженность по ОФЗ-ПД увеличивается с каждым годом. За 2012 год состоялось 5 аукционов по размещению новых выпусков ОФЗ-ПД 25072, ОФЗ-ПД 25073, ОФЗ-ПД 25074, ОФЗ-ПД 25075, ОФЗ-ПД 26203, 26 аукционов по размещению дополнительных выпусков ОФЗ-ПД 25071, ОФЗ-ПД 25072, ОФЗ-ПД 25073, ОФЗ-ПД 25074, ОФЗ-ПД 25075, ОФЗ-ПД 26201 и ОФЗ-ПД 26203 и 24 аукциона по доразмещению выпусков ОФЗ-ПД 25071, ОФЗ-ПД 25072, ОФЗ-ПД 25073, ОФЗ-ПД 25074, ОФЗ-ПД 25075 и ОФЗ-ПД 26203 на вторичном рынке. Объем привлеченных средств на данных аукционах составил 565,8 млрд. рублей. Кроме того, в июне и декабре 2012 года осуществлялись операции по доразмещению государственных ценных бумаг на вторичном рынке по принципу прямых продаж, посредством которых было привлечено 22,4 млрд. рублей и 140,3 млрд. рублей соответственно.

Новый инструмент на рынке государственных ценных бумаг, впервые выпущенный в мае 2002г. — ОФЗ-АД. Главная особенность ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной стоимости облигаций осуществляется по частям в разные даты.

Рисунок 4 — Объем государственного внутреннего долга РФ, выраженного в ОФЗ-АД, в миллиардах рублей

На основании данных рисунка 4, можно сделать вывод о том, что объем задолженности то увеличивается то уменьшается. Так, например, в 2012 году задолженность по ОФЗ-АД увеличивается по сравнению с 2011 годом. А вот в 2013 и в 2014гг. объем задолженности уже сокращается.

Читать еще:  Драгоценные металлы в оборудовании

Государственные сберегательные облигации — это одна из форм безрискового вложения денежных средств, так как выкуп этого вида ценных бумаг гарантируется государством. Задолженность по ГСО-ППС представлена на рисунке 5.

Рисунок 5 — Объем государственного внутреннего долга РФ, выраженного в ГСО-ППС, в миллиардах рублей

Объем задолженности по ГСО-ППС в 2012 году составил 421,15 млрд.руб., что на 245,73 млрд.руб. больше чем в 2011 году. В 2013 году ГСО-ППС увеличились на 124,4 млрд.руб. В 2014 году по сравнению с 2013 годом ГСО-ППС уменьшились на 70 млрд.руб.

Рассмотрим задолженность по ГСО-ФПС на рисунке 6.

Рисунок 6 — Объем государственного внутреннего долга РФ, выраженного в ГСО-ФПС, в миллиардах рублей

Объем задолженности по ГСО-ФПС не меняется с 2008г.

Рассмотрим объемы размещенных государственных ценных бумаг по состоянию на 14 мая 2014 года, данные представлены в таблице

Таблица 3 — Объем размещенных государственных ценных бумаг (ОФЗ-ПД)

Оценка и прогноз рынка государственных ценных бумаг в условиях экономического кризиса

экономические науки

  • Найданова Эржена Батожаргаловна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления
  • РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕННАЯ БУМАГА
  • ЦЕННАЯ БУМАГА
  • ОБЛИГАЦИИ

Похожие материалы

Сегодня Россия подвергается множеству испытаний, как в рамках политического противостояния западных партнеров, так и в пределах торгово-экономических санкций. Несомненно, все эти испытания отразились на социально-экономическом положении страны, проявляющиеся через падение курса национальной валюты, значительный отток капитала, инфляции, повышении уровня безработицы. Все это в своей совокупности вынуждает государство при имеющейся материально-технической базе хозяйственного инструментария искать пути решения возникших проблем. Одним из альтернативных способов решения покрытия выступает эмиссия государственных ценных бумаг.

В сложившейся мировой практике в настоящее время государственные ценные бумаги представлены рынком государственных облигаций. Основной причиной эмиссии государственных облигаций является финансирование дефицита государственного бюджета. Подавляющее большинство находящихся на счетах депо в депозитариях государственных облигаций, по данным на декабрь 2014 г., являются облигации, выпущенные с целью покрытия дефицита бюджета.

В Российской Федерации государственные заимствования являются одним из способов покрытия и финансирования бюджетного дефицита. Таким образом, органы государственной власти получают дополнительные средства, которые, так или иначе, необходимы для финансирования ими расходов бюджета. Одной их эффективных форм осуществления государственных заимствований является эмиссия и размещение государственных ценных бумаг.

В настоящее время для отслеживания динамики цен используется Индекс Государственных Облигаций России (RGBI). Структура рынка ценных бумаг Российской Федерации представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура рынка ценных бумаг России в 2014-2015 гг.

Источник: http://www.minfin.ru/ru/ [6]

Таким образом, наиболее весомыми являются облигации федерального займа (ОФЗ) — 55,5%, а наименьший удельный вес занимают корпоративные облигации — 4,6%.

Сегодня наблюдается тенденция к снижению доли государственных облигаций в общей структуре рынка ценных бумаг. Так, в 2012 г. ценные бумаги составили 60% от ВВП. Учитывая, что еще в 2005 г. этот показатель составлял порядка 120% от ВВП, можно говорить о том, что государственные ценные бумаги теряют свое влияние на российском фондовом рынке. За 2012 г. состоялось 7 аукционов по размещению и доразмещению выпусков государственных ценных бумаг на первичном рынке. Как результат, размещение ОФЗ принесло бюджету 432,201 трлн. руб. Эмиссия по закрытой подписке увенчалась результатом в 123,57 трлн. руб. А эмиссия облигаций внешних облигационных займов принесла 6905,27 млрд. руб. Важно отметить, что операции по доразмещению государственных ценных бумаг на вторичном рынке в 2012 г. не производились. Доля размещений государственных ценных бумаг представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Доля рынков государственных ценных бумаг

Источник: http://www.minfin.ru/ru/ [6]

Очевидно, что даже при доле в 19,06% вторичного размещения ценных бумаг, в большей степени для российского рынка характерно именно первичное размещение облигаций.

За последние годы наблюдается определенная тенденция к скупке государственных облигаций нерезидентами. Так, если в июле 2012 г. нерезиденты владели 7% государственных облигаций, то уже в апреле 2013 г. этот показатель достиг 30%. Таким образом, лишь за 10 месяцев коэффициент роста нерезидентов-владельцев ГКО-ОФЗ составил порядка 14,3%.

Такая активность объясняется тем, что на мировом финансовом рынке до сих пор достаточно мало инструментов, способных дать доход. Кроме того, стоит принимать во внимание, что не так давно вступили в силу новые правила, облегчившие иностранцам торговлю российскими бумагами. Безусловно, их приход может быть выгоден. А именно, за счет дополнительных денег доходность бумаг снижается, и Минфин может занимать деньги дешевле.

В январе 2015 г. внутренний государственный долг РФ составил 5479,3 млрд. руб. и 54,36 млрд. долл. — внешний. Более того, в ближайшие годы будет отмечаться дальнейшее увеличение государственного долга [4]. Таким образом, выпуск и размещение государственных бумаг является активным механизмом произведения государственных заимствований и управления государственным долгом РФ.

Несмотря на то, что доля государственных ценных бумаг на финансовом рынке Российской Федерации имеет тенденция к снижению, она все же превалирует над иными видами ценных бумаг, обращающихся на российской бирже. Являясь стабильной инвестицией, доходность которой гарантируется государством, она позволяет не только производить заимствования, но и покрывать бюджетный дефицит, рефинансировать уже имеющуюся задолженность, а также сглаживать неравномерность бюджетных поступлений. Текущие показатели свидетельствуют о неоднозначности ситуации в сфере размещения государственных ценных бумаг.

С одной стороны, растет их номинальная стоимость, а вслед за нет и бескупонный доход. Кроме того, прогнозируется увеличение объема размещаемых ценных бумаг в связи с ростом ассигнований на обслуживание государственного долга. С другой стороны, существует риск нестабильности валютного рынка, а также снижения ликвидности государственных ценных бумаг в виду их скупки нерезидентами страны.

В связи с этим, рынок государственных бумаг требует в настоящее время наибольшего контроля со стороны органов государственной власти, установления необходимых лимитов, как в области выпуска ценных бумаг, так и в области их размещения и продажи.

В подтверждение вышесказанному в таблице 1 отражены показатели торгового оборота в абсолютном и относительном количестве.

Раздел I. Анализ развития рынка ценных бумаг

Раздел I. Анализ развития рынка ценных бумаг

1. Экономическая реформа и рынок ценных бумаг в 1991-1996 годах

В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа и создании основных элементов 3-уровневой системы ее финансирования: бюджетное финансирование, банковские кредиты и прямые инвестиции через механизмы рынка капиталов.

С точки зрения мобилизации свободных финансовых ресурсов наиболее высокими темпами развивался рынок государственных ценных бумаг и рынок ценных бумаг коммерческих банков, а также (в 1991-1994 годах) рынок ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг, выпускаемых вновь созданными компаниями, включая нелицензированные финансовые компании, привлекавшие средства населения. Таким образом, мобилизация финансовых ресурсов через рынок ценных бумаг государством, банками, а до начала 1995 года и венчурными компаниями приобрела доминирующее значение.

Кроме того, на современном этапе развития экономики сложились основные предпосылки для прямого выхода предприятий на рынок капиталов в целях привлечения инвестиционных ресурсов через выпуск ценных бумаг: существует огромный спрос на капитал со стороны предприятий и в то же время растет спрос на корпоративные бумаги (внешние инвесторы в значительной мере отработали схемы вложения капитала в акции российских предприятий, а для мобилизации внутренних сбережений определены принципы и подходы к формированию коллективных инвестиций).

Результатом экономических реформ стало быстрое перераспределение доходов, ранее поступавших в государственный бюджет, в пользу предприятий, а от предприятий — к населению. Такое перераспределение доходов явилось неизбежным следствием демократизации хозяйственной жизни, но происходило оно в условиях неразвитости адекватной системы стимулов для инвестиций и системы рыночного формирования и распределения инвестиционных ресурсов (финансового сектора), хотя доля сбережений в доходах как физических, так и юридических лиц осталась высокой. Однако эти сбережения трансформировались главным образом в такие типы финансовых активов, которые не связаны с финансированием производства: в наличную валюту (население), рост скрытых иностранных активов юридических лиц (бегство капиталов), а начиная с 1994 года — рост вложений в государственные ценные бумаги, доходы от выпуска которых также в основном не связаны с финансированием производства, что отражает прежде всего объективные трудности перехода к новой экономической системе.

С точки зрения формирования отраслевой структуры экономики действие рынка ценных бумаг в 1991-1995 годах заключалось главным образом в мобилизации средств на развитие банковской системы. Эмитенты, представляющие другие сферы экономики (приватизированные предприятия), находились на этапе институциональной реформы и только еще подступали к масштабному привлечению инвестиционных ресурсов через механизмы рынка ценных бумаг.

Читать еще:  Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

С точки зрения территориального перераспределения финансовых ресурсов развитие рынка государственных ценных бумаг и выпуск ценных бумаг банками способствовали усилению процессов концентрации финансовых ресурсов в г. Москве и нескольких других крупных финансовых центрах.

К началу 1996 года значительных масштабов достигла практика использования государством финансовых инструментов рынка ценных бумаг по следующим направлениям:

1) выпуск государственных ценных бумаг в целях финансирования дефицита государственного бюджета государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

2) реструктуризация внутреннего валютного долга — выпуск облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

3) связывание части свободных денежных средств на основе денежной приватизации (инвестиционные торги и конкурсы, залоговая приватизация).

2. Правовые основы развития рынка ценных бумаг

Развитие рынка ценных бумаг в 1991-1995 годах происходило в условиях, когда отсутствовали определяющие нормативную правовую базу рынка ценных бумаг федеральные законы: об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, об инвестиционных фондах. В этих условиях формирование правовой базы рынка ценных бумаг осуществлялось на основе указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актов.

Важной особенностью этого периода, оказавшей негативное влияние на ликвидность рынка, было налогообложение операций с ценными бумагами.

К началу 1996 года в результате совместной работы Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации удалось добиться качественного изменения ситуации: приняты и вступили в силу части первая и вторая Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг». Удалось вплотную подойти к принятию уже в 1996 году федеральных законов об инвестиционных фондах и о негосударственном пенсионном обеспечении. Отменен налог на операции с ценными бумагами.

Можно ожидать, что к концу 1996 года законодательная база рынка капиталов будет в основном сформирована.

3. Основные факторы, определявшие развитие рынка ценных бумаг в 1991-1995 годах

К основным факторам, определявшим развитие рынка ценных бумаг в 1991-1995 годах, относятся:

а) масштабная приватизация и связанные с ней:

выпуск приватизационных чеков как свободно обращающихся предъявительских ценных бумаг;

выпуск в обращение акций приватизированных предприятий;

б) развитие практики финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации за счет выпуска ценных бумаг, а также реструктуризация внутреннего валютного долга на основе выпуска ценных бумаг;

в) кризис неплатежей и появление в связи с дефицитом в обращении финансовых ресурсов специфических финансовых инструментов — казначейских обязательств, налоговых освобождений и векселей;

г) выпуск ценных бумаг и их суррогатов новыми коммерческими структурами, включая нелицензированные финансовые компании;

д) постепенное открытие доступа эмитируемым в Российской Федерации ценным бумагам на международные рынки капиталов.

4. Основные сегменты рынка ценных бумаг в 1991-1996 годах Формирование рынка ГКО — ОФЗ

В 1993-1996 годах происходило быстрое развитие рынка государственных долговых обязательств. Помимо позитивного влияния на бюджетный процесс развитие этого рынка также частично способствовало отвлечению средств вкладчиков, ранее направлявшихся на вложения в ценные бумаги и суррогаты ценных бумаг, выпускавшиеся новыми коммерческими структурами.

К настоящему времени ввиду высокой надежности ГКО — ОФЗ и их доходности, несопоставимой с доходностью других финансовых инструментов, этот сегмент рынка ценных бумаг оказывает доминирующее влияние на ценовую динамику. Острейшей проблемой, без решения которой крайне трудно привлечь средства на развитие предприятий, является снижение доходности по государственным долговым инструментам.

Ценные бумаги приватизированных предприятий

Масштабная приватизация государственных предприятий привела к появлению на рынке ценных бумаг огромного количества новых финансовых инструментов — акций приватизированных предприятий. Быстрое развитие рынка акций приватизированных предприятий и обеспечивающей его инфраструктуры в сочетании с динамичным развитием рынка государственных и муниципальных ценных бумаг стало фактором вытеснения с рынка высокорискованных ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг. Существует огромный потенциал роста этого сегмента рынка ценных бумаг как на основе повышения курсов акций крупных приватизированных предприятий, уже обращающихся на рынке, так и за счет притока на рынок акций средних и мелких предприятий.

Новые коммерческие структуры, нелицензированные финансовые компании и суррогаты ценных бумаг

Выпуск акций и других ценных бумаг новыми коммерческими структурами показал высокую степень готовности населения к вложению средств в финансовые инструменты рынка ценных бумаг. Вместе с тем значительное количество новых коммерческих структур, активно размещавших свои ценные бумаги на начальном этапе развития рынка, не оправдали ожиданий своих акционеров и вкладчиков. Первые выпуски ценных бумаг в 1991-1992 годах осуществлялись в условиях абсолютно недостаточного развития нормативной правовой базы и неразвитости системы государственного регулирования рынка. Ситуация в этом сегменте рынка предельно обострилась с появлением нелицензированных финансовых компаний, активно привлекавших в 1992-1994 годах средства населения на приобретение не обеспеченных реальными активами ценных бумаг или суррогатов ценных бумаг.

Процесс привлечения новых средств вкладчиков в такие рисковые структуры удалось остановить в начале 1995 года, и в настоящее время эта проблема существует главным образом в сфере защиты интересов вкладчиков, передавших свои средства новым коммерческим структурам (в том числе нелицензированным финансовым компаниям) до 1995 года.

Характерной особенностью этого сегмента рынка ценных бумаг стало широкое использование векселей и других квазиденежных инструментов, выпуск которых отражает стремление эмитентов обойти правовые ограничения и уклониться от государственного регулирования, связанного с выпуском классических финансовых инструментов рынка ценных бумаг.

Негативные события 1992-1995 годов, являющиеся в значительной мере типичными для всех возникающих рынков ценных бумаг, имели и положительный эффект: изменилось отношение населения к рискованным инвестициям. Сегодня только 4 процента населения готовы вкладывать сбережения в такие финансовые инструменты рынка.

5. Становление и развитие структур фондового рынка

За период с 1992 по 1996 год высокими темпами развивались все типы посредников на рынке ценных бумаг. К настоящему времени с точки зрения количества и уровня специализации структур фондового рынка Россия уже вполне сопоставима со странами с развитыми рынками капиталов. Основные группы таких структур — профессиональных участников рынка ценных бумаг представляют собой:

инвестиционные фонды различных типов;

инфраструктурные организации (регистраторы, депозитарии и расчетноклиринговые организации, фондовые биржи и другие торговые системы).

В настоящее время предстоит решить следующие задачи:

укрупнение и повышение уровня капитализации практически всех структур фондового рынка (в несколько лучшем положении находится только банковский сектор);

повышение стандартов профессиональной деятельности;

повышение уровня компетентности специалистов на рынке ценных бумаг;

развитие и ужесточение системы регулирования и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе на основе саморегулирования;

развитие системы сбора и раскрытия информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг;

повышение конкурентоспособности российских профессиональных участников рынка ценных бумаг по сравнению с зарубежными финансовыми институтами.

6. Заключительные положения и выводы

К 1996 году сформировались правовые, экономические и организационные основы для развития отечественного рынка ценных бумаг, в том числе:

приняты федеральные законы, формирующие нормативную правовую основу рынка;

издан ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, способствующих быстрому развитию нормативной правовой базы рынка;

создан единый орган государственного регулирования рынка — Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ России), которая в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» преобразована в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;

появилось значительное количество профессиональных участников рынка, имеющих опыт практической работы на нем;

создан определенный задел в развитии инфраструктуры рынка;

сформированы основы для развития коллективных инвестиций;

разработана Комплексная программа защиты прав акционеров и вкладчиков.

Вместе с тем остается нерешенным ряд значительных проблем, основными из которых являются:

низкий уровень капитализации рынка и ликвидности ценных бумаг мелких и средних эмитентов;

высокая стоимость заимствований на рынке государственного долга;

отставание в развитии инфраструктуры рынка, в том числе информационной и телекоммуникационной систем, недоиспользование возможностей отечественных систем в этой сфере, недостаточный уровень развития инфраструктуры с точки зрения снижения рисков и их качества, а также комплекса предоставляемых услуг;

слабое развитие нормативной правовой базы, устанавливающей ответственность за правонарушения на рынке, недостаточность полномочий органов государственного регулирования по привлечению к ответственности организаций и лиц, нарушающих законодательство Российской Федерации и правовые нормы на рынке, непроработанность вопросов взаимодействия регулирующих органов с правоохранительными органами и судебной системой;

незавершенность работы по устранению «риска регистратора» и нарушений прав акционеров со стороны эмитента.

Для решения этих проблем необходимо обеспечить проведение активной государственной политики, направленной на дальнейшее развитие самостоятельного российского рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам России, интегрированного в мировой фондовый рынок и обеспечивающего привлечение инвестиций в российскую экономику.

Читать еще:  Учет драгоценных металлов в 1с

Анализ состояния рынка государственных ценных бумаг

Анализ развития рынка государственных ценных бумаг дает возможность выделить два периода в его развитии: до августа 1998 г. и после.

В течение периода с 1993 г. по 1998 г. хотя временами рынок государственных ценных бумаг позволял решать сиюминутные проблемы бюджета, однако в целом объем средств, привлекаемых в бюджет, неуклонно снижался уже начиная с 1994г. в результате за годы существования рынка ГКО/ОФЗ Минфина практически ничего на привлек в бюджет, а что касается инвесторов, то сумма их прибылей в 1993-1998 гг. примерно на 5,5 млрд. долл. Меньше суммы их потерь в августе 1998 г.[6]

Анализ динамики рынка государственных ценных бумаг показывает, что быстрый рост объема рынка госбумаг нисколько не соответствовал несерьезному отношению к проблеме существования и функционирования рынка госбумаг со стороны правительства и Центрального банка. В результате темпы роста государственных ценных бумаг в обращении значительно превышали темпы роста государственного долга. В результате этого финансирование рынка ГКО/ОФЗ происходило только за счет самого рынка, но никоим образом за счет бюджета, как это должно быль и как это происходит в других странах.

Всего за 1993-1998 г. было размещено ГКО на сумму около 209 млрд. дол. по номиналу..

На протяжении всех пяти предкризисных лет существования рынка государственных облигаций доходность бумаг была достаточно высокой: доходности к погашению менялись от 190% годовых до 61%. (табл. 3)

Средневзвешенная доходность к погашению[7]

Столь неоправданно высокая доходность говорит о невысокой цивилизованности рынка ГКО/ОФЗ в России в этот период. И в результате того, что финансирование погашения государственных ценных бумаг в 1998 г происходило не за счет выпуска новых бумаг, а за счет средств бюджета, в августе 1998 г. разразился финансовый кризис в связи с невозможностью погасить государством свои обязательства.

Во 2 квартале 1998 г. впервые за время существования рынка ГКО/ОФЗ возникло отрицательное сальдо чистого привлечения средств за счет ГКО/ОФЗ (привлечение – погашение – расходы на обслуживание (дисконт, купон)), и, соответственно, стала очевидной необходимость его реального покрытия за счет средств федерального бюджета (табл. 4).

Минфином России ситуация характеризовалась как «ухудшение сальдо текущих операций» и, как следствие, «быстрый уход международного финансового капитала с российского финансового рынка, что спровоцировало падение стоимости государственных ценных бумаг, возрастание давления на курс рубля», «практически полное отсутствие спроса и отток средств с рынка государственных ценных бумаг», «невозможность осуществления платежей по погашению основного долга и расходам по обслуживанию государственного внутреннего долга при полном отсутствии поступлений в федеральный бюджет за счет размещения государственных ценных бумаг как на внутреннем, так и внешнем рынках»

Денежные потоки между бюджетом и рынком ГКО/ОФз в 1998 г., млрд. руб.[8]

В тога Правительством РФ было принято решение об отказе от совершения денежных платежей в погашение и обслуживание ГКО/ОФЗ, выпущенных до 17 августа 1998 г.. а также о реструктуризации ГКО/ОФЗ на худших условиях. Таким образом, ГКО/ОФз утратили свою ликвидность, были прекращены операции с ними на вторичном рынке.

После кризиса 1998 г. в течение трех лет рынок ГКО/ОФЗ находился в «замороженном» состоянии в связи с потерей доверия инвесторов данному виду ценных бумаг, а также в связи с теми отрицательными экономическими последствиями, к которым привел финансовый кризис. И только в 2000-2001 гг. начался новый этап в развитии рынка госбумаг, началось его оживление.

По сравнению с 2000 г. в 2001 г. среднемесячные обороты на рынке снизились с 15 до 11 млрд. руб., при этом более активную роль на рынке стал играть Минфин России как эмитент государственных обязательств. Рост цен по облигациям продолжился, хотя и более медленными темпами, чем ранее. По итогам 2001 г. доходность государственных ценных бумаг снизилась с 23 до 16% годовых, причем снижение носило достаточно равномерный характер.[9]

Изменение конъюнктуры государственного внутреннего долга привело к изменению состава его участников. (табл. 5)

Структура рынка ГКО/ОФЗ по группам владельцев, %[10]

Близкий к нулевому уровень реальной доходности к погашению и наличие альтернативных возможностей инвестирования снизили привлека-тельность долгосрочных вложений в государственные ценные бумаги.

Заметное изменение структуры держателей государственных ценных бумаг было связано с действиями иностранных участников рынка. Объем государственных ценных бумаг, принадлежащих нерезидентам, продолжал снижаться приблизительно теми же темпами, что и ранее. В 2001 г. сокращение портфеля иностранных инвесторов было связано с крупным погашением Минфином своих обязательств.

В течение 2002 года рост операций с государственными ценными бумагами был связан преимущественно с улучшением ситуации в области свободной рублевой ликвидности на межбанковском рынке в связи с заблаговременным накоплением необходимого для крупных платежей конца года объема рублей, в т.ч. через операции прямого РЕПО.

Таблица 6

Объем торгов на рынке ГКО/ОФЗ[11]

Суммарный объем вторичных торгов увеличился на 27% по сравнению с ноябрем и составил 15,72 млрд. руб. Этот показатель на 31% выше среднемесячного объема за 2002г., и на 52% превышает аналогичный показатель за декабрь 2001г. С учетом проведенных аукционов и операций РЕПО объем рынка ГЦБ в декабре составил 49,1 млрд. руб., в т.ч. 52% пришлось на операции прямого РЕПО.

В структуре оборота вторичного рынка гособлигаций за декабрь 2002 г. произошла смена лидера. Доля ОФЗ-ФД выросла на 18 процентных пунктов (далее п.п.) до 56,1% от суммарного объема торгов. Доля ОФЗ-АД сократилась на 19 п.п., составив 37,5%, а оборот по ним по сравнению с ноябрем сократился на 15%. Доля ГКО выросла всего на 0,5 п.п. до 5,5% при росте оборота на 41%.

В первой декаде декабря активность участников вторичного рынка была относительно невысокой в связи с проведением обязательных платежей и ростом оборота валютного рынка. 10-11 декабря всплеск активности, скорее всего, был связан с размещением излишков рублей в преддверии длинных праздничных выходных.

Наиболее активны участники вторичного рынка были 18-20 декабря, когда оборот торгов составил 33% от суммарного оборота за декабрь благодаря высокому уровню рублевой ликвидности у банков и реинвестированию купонных выплат и неиспользованных средств на аукционе 18 декабря. Максимальный дневной объем торгов — 2,1 млрд. руб. — был зафиксирован в четверг 19 декабря, 59% которого пришлось на ОФЗ-ФД, а 40% — на ОФЗ-АД (причем 88% из них составило доразмещение Министерства финансов). Половина декабрьского объема доразмещений была проведена в этот день.

Объем доразмещений в декабре составил 1,53 млрд. руб. по номиналу против 918 млн. руб. в ноябре, что в 3,3 раза меньше среднего объема за 11 месяцев 2002 года.


Рис. 1. Динамика торгов ГКО/ОФЗ и доразмещения Минфина в декабре

2002 г.[12]

В декабре Минфин сформировал всего 9,3% предложения бумаг на вторичном рынке (в ноябре и августе – по 7%, в октябре и сентябре — 38% и 42%). Причем 97% из них были размещены в период с 16 по 19 декабря.

69,5% объема доразмещений пришлось на ОФЗ-АД 45001, 30% — на ОФЗ-АД 46001, и 0,5% — на ОФЗ-ФД 27015.

Рис. 2. Объем торгов и доходности кратко- и долгосрочных облигаций в декабре 2002 г.[13]

Доля гособлигаций со сроком погашения более одного года (далее долгосрочных) в суммарном рыночном обороте сократилась на 8 п.п. по сравнению с ноябрем, составив 67% объема торгов.

В декабре продолжилось снижение доходности облигаций госзайма (см. рис. 2 и 3), однако оно было незначительным по сравнению с ноябрем. Средневзвешенная доходность долгосрочных и краткосрочных облигаций снизилась к ноябрю на 0,5 п.п. (в т.ч. по ОФЗ-АД на 0,57-0,65 п.п.).

Доходность наиболее ликвидных долгосрочных облигаций на конец месяца по сравнению к началу сократилась всего на 0,01 — 0,37 п.п. по видам бумаг. По краткосрочным облигациям плавная динамика сменилась с середины декабря ростом доходности, особенно сильным с 20 по 25 декабря — на 0,2 — 1,3 п.п. 25 декабря средняя доходность долгосрочных и краткосрочных облигаций сравнялась, во многом благодаря росту доходности наиболее близких к погашению выпусков, активно продаваемых в условиях дефицита рублевой ликвидности.

Рис. 3. Торги на рынке ГКО/ОФЗ

В течение екабря 2002 г. ЦБ РФ провел один аукцион по размещению выпуска ГКО 21165 и дополнительного выпуска ОФЗ-АД 46001, а также аукцион по размещению выпуска ОФЗ №26198RMFS в рамках Биржевого Модифицированного РЕПО (БМР). Оборот на аукционах в декабре составил 7,6 млрд. руб., что на 36% ниже ноябрьского показателя, но на 14% выше среднего уровня за 2002 год.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector