Bynets.ru

Журнал финансиста
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

39 фз о рынке ценных бумаг

Закон о рынке ценных бумаг в Российской Федерации

Рынок ценных бумаг — это финансовые отношения между его участниками, заключающиеся в выпуске и обороте акций, облигаций и других документов, представляющих материальную ценность. Другими словами, это часть финансового рынка, на котором перераспределение денежных средств осуществляется с помощью таких финансовых инструментов, как ценные бумаги.

Описание 39 ФЗ

Федеральный закон № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг” регламентирует отношения, которые возникают при выпуске ценных бумаг и их обращении, независимо от эмитента, а также особенности образования и деятельности отдельных фрагментов рынка эмиссионных ценных бумаг.

ФЗ об облигациях был принят Государственной Думой 20 марта 1996 года и одобрен Советом Федерации 11 апреля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 22 апреля 1996 года.

Закон о рынке ценных бумаг состоит из шести разделов, тринадцати глав с подглавами и пятидесяти трёх статей, которые рассматривают отдельные области рынка акционных и других дорогостоящих документов, включая процесс их эмиссии, оборота и изъятия из обращения.

Краткое содержание ФЗ-39 по разделам:

  • Раздел 1 рассматривает общие положения закона, в которых приводит объяснение специальной терминологии и описывает область действия законодательства;
  • Раздел 2 описывает участников рынка ценных бумаг. Он состоит из четырёх глав, которые предусматривают профессиональные виды деятельности на брокерском рынке акций и их агентов, условия допуска ценных бумаг к аукционам, деятельность специализированных финансовых сообществ и репозитарную деятельность юридических лиц;
  • Раздел 3 охватывает процессы эмиссии ценных бумаг. Данная часть закона состоит из четырёх глав и рассматривает особенности определения ценных бумаг, процесс их выпуска, порядок обращения и полномочия представителей акций;
  • Раздел 4 предусматривает правила обеспечения рынка ценных бумаг необходимой информацией об акциях. Он охватывает процедуры и особенности предоставления сведений об облигациях центральному депозитарию и акционерам;
  • Раздел 5 устанавливает правила регулирования рынка ценных бумаг. Он состоит из пяти глав, описывающих основные принципы управления, регулирование деятельности профессиональных участников и репозитирования, а также функции и полномочия Центрального Банка России и саморегулируемых организаций;
  • Раздел 6 охватывает заключительные положения, среди которых ответственность за нарушение положений текущего закона, особенности оборота иностранных акций и порядок оформления различных соглашений, связанных с ценными бумагами.

Законодательство постоянно изменяется и дополняется в соответствии с новыми правовыми актами в сфере акционной и биржевой деятельности в целях исключения двусмысленной трактовки положений закона, которые влекут за собой неправомерные операции с ценными документами.

Также вам может быть интересна информация о последних изменениях в ФЗ №324. Подробнее об этом по ссылке:

Последние изменения, внесенные в закон

В ходе последней редакции закона, состоявшейся 31.12.2017 посредством принятия поправки № 481-ФЗ, статья 30.1, предусматривающая условия освобождения эмитента ценных бумаг осуществлять раскрытие информации о них, была дополнена пунктом 6, который постанавливает, что правительство РФ вправе определять случаи, в которых эмитенты могут не раскрывать необходимую информацию или ограничит состав и объём раскрываемых сведений, а также устанавливать круг лиц, которым не следует не предоставлять данные или раскрыть их в ограниченном составе.

Статья 1 ФЗ-39 устанавливает предмет регулирования закона, которым является выпуск и обращения ценных бумаг, а также деятельность профессиональных участников фондового рынка и особенности надзора и контролирования их работы.

Статья 2 закона об облигациях описывает основные термины, которые используются в законодательстве, среди которых:

  • Эмиссионная ценная бумага — любая бумага, представляющая ценность, включая бездокументарную, которая обладает одновременно следующими свойствами:
    • закрепляет одновременно имущественные и неимущественные права, которые подлежат подтверждению, уступке и исполнению в соответствии с требованиями настоящего законодательства;
    • выпускается ограниченным тиражом;
    • объём и сроки действия прав в одном выпуске одинаковы для всех, вне зависимости от времени покупки бумаги;
  • Акция — эмиссионная ценная бумага, которая даёт её владельцу право на часть прибыли от прибыли организации, которая её выпустила, на участие в принятии решений и долю имущества, которое остаётся после ликвидации акционерного общества. Акции являются именными документами;
  • Облигация — эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет за её владельцем право на получение от эмитента денежную сумму, являющуюся номинальной стоимостью данного документа. Срок получения номинала предусматривается непосредственно в самой облигации. Также облигации могут предусматривать получение установленного процента от её номинальной цены или другие имущественные права;
  • Эмитент — юридическое лицо или государственный исполнительный орган, которые несут обязательства по осуществлению прав владельцев ценных бумаг от своего имени или от публичного образования.

Статья 8 ФЗ о фондовом рынке предусматривает порядок осуществления деятельности с реестром владельцев ценных бумаг. В сферу ведения реестра входят следующие действия с акциями и облигациями:

  • сбор;
  • регистрация;
  • обработка;
  • хранение и предоставление информации о документах;

Вести реестр имеет право только юридическое лицо, обладающее соответствующей лицензией. Данное лицо именуется регистратором или держателем реестра.

Держатель реестра выполняет следующие обязанности:

  • открытие и ведение лицевых счетов согласно правилам настоящего законодательства и регулирующих документов Банка России;
  • предоставление информации зарегистрированным лицам, у которых на лицевых счетах имеется более одного процента голосующих акций эмитента. В разглашаемые сведения входят данные из реестра о зарегистрированных участниках и объёме учитываемых акций;
  • информирование зарегистрированных участников о способах и условиях реализации закреплённых за ними ценными бумагами прав, если они этого требуют;
  • предоставление выписок с лицевых счетов зарегистрированным лицам;
  • публикация информации об утрате учётных записей и банкротстве в средствах массовой информации, а также обращение в суд с исками о восстановлении утраченных прав на ценные бумаги в предусмотренном порядке;
  • другие обязанности в соответствии с настоящим законом и другими нормативными документами Банка России.

Также регистратор проводит операции по конвертации ценных бумаг по распоряжению эмитента и выполняет распоряжения зарегистрированных лиц по их лицевым счетам. Данные распоряжения должны исполняться в течение трёх дней. Отказаться или уклониться от них невозможно, за исключением случаев, установленных нормативными актами Банка России.

Статья 30 ФЗ-39 предусматривает порядок осуществления раскрытия информации о ценных бумагах. Разглашению подлежит только информация, являющаяся общедоступной, не требующая специальных прав доступа.

Осуществляется раскрытие информации следующими способами:

  • в ежеквартальном отчёте;
  • в консолидированной финансовой отчётности эмитента;
  • в сообщениях о важной информации;

В первом квартальном отчёте в году предоставляются следующие сведения:

  • бухгалтерский отчёт эмитента за предыдущий отчётный год с аудиторским заключением;
  • финансовый отчёт за последний трёхмесячный отчётный период.

В последующие ежеквартальные отчёты включаются только сведения за определённый период.
В сообщениях о важной информации указываются только факты, которые могут повлиять на изменения стоимости ценных бумаг эмитента.

Скачать текст закона о рынке ценных бумаг

Для подробного ознакомления со всеми положениями Федерального закона № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг» можно скачать текст документа с последними изменениями по ссылке ниже.

Вопрос 10. Закон РФ «О рынке ценных бумаг». Общая характеристика.

Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996г. N 39-ФЗ — первый российский закон о ценных бумагах.

В данном Законе даются основные определения ценных бумаг, а также указываются их виды.

В Законе содержатся понятия и признаки эмиссионной ценной бумаги, акции и облигации. Определяются такие виды ценных бумаг, как именные эмиссионные ценные бумаги, ценные бумаги на предъявителя, документарные и бездокументарные формы эмиссионных ценных бумаг.

Читать еще:  Конвертация ценных бумаг

В настоящем Законе также даются понятия выпуска и дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.

В настоящем Законе определен широкий круг лиц — субъектов отношений в сфере эмиссии, размещения, обращения ценных бумаг. К таковым относятся эмитенты, владельцы ценных бумаг, профессиональные участники рынка ценных бумаг, финансовые консультанты на рынке ценных бумаг, добросовестные приобретатели ценных бумаг.

В Законе установлен запрет на деятельность участников рынка без лицензии, на выпуск и обращение суррогатов ценных бумаг, почти целый раздел посвящен ответственности за нарушения законодательства о ценных бумагах.

Один из принципов, закрепленных в Законе — сочетание вертикально-властного государственного регулирования с саморегулированием. Саморегулируемые организации (СРО) получают блок полномочий и законный статус, а единая государственная политика на фондовом рынке обеспечивается концентрацией полномочий в этой сфере в одном органе — Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), при этом ряд функций сохраняется за Банком России (банковские операции с ценными бумагами). Комиссия подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации, и этот факт свидетельствует о той значимости, которая придается фондовому рынку в экономике.

В Законе положено начало установлению ответственности за использование служебной информации, а также выделена информация на РЦБ как система отношений. В этом направлении важно то, что теперь каждый эмитент обязан публиковать сведения о фактах своей деятельности, способных влиять на курс его ценных бумаг.

Таким образом, Закон вносит упорядоченность и стабильность на рынке, без которых его интенсивное и качественное развитие практически невозможно.

Закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также определяет особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Выделяются две группы правоотношений. В первую группу входят правоотношения, связанные с эмиссией и обращением эмиссионных ценных бумаг. Нормы Закона не распространяются на иные ценные бумаги, поэтому сфера действия Закона несколько уже, чем кажется на первый взгляд из его названия.

Вторая группа правоотношений, регулируемых данным Законом, находится в рамках деятельности профессиональных участников РЦБ. Требования, установленные Законом также распространяются на всех участников независимо от типа ценных бумаг, с которыми они работают. Даже если эмитент и владелец эмиссионных ценных бумаг не являются профессиональными участниками рынка, для них в Законе установлен ряд требований (раскрытие информации о ценных бумагах, например). Одновременно они подпадают под действие Закона, поскольку вступают в отношения «по поводу» эмиссионных ценных бумаг. Субъектный состав, таким образом, расширяется и охватывает не только профессиональных участников РЦБ.

Законом определяется вид профессиональной деятельности и на основание этого дается определение понятия «профессиональный участник» как субъекта, осуществляющего этот вид деятельности. Фактически устанавливается правовая база под виды деятельности, реально сложившиеся на фондовом рынке. Всего выделено семь видов деятельности: брокерская, дилерская, депозитарная, по управлению ценными бумагами, по определению взаимных обязательств (клиринг), по ведению реестра владельцев ценных бумаг, по организации торговли. Такой вид деятельности, как консультационная деятельность, в Законе отсутствует.

В Законе допускается совмещение разных видов деятельности на РЦБ, за исключением двух случаев: деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг является исключительной и совмещать ее с другими видами профессиональной деятельности на РЦБ нельзя; организатор торговли — фондовая биржа может заниматься дополнительно лишь двумя видами деятельности: депозитарной и клиринговой.

Дополнительные ограничения на совмещение видов деятельности могут быть установлены Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель и имеющее соответствующую лицензию, может осуществлять три вида деятельности: брокерскую, деятельность по управлению ценными бумагами, а также деятельность по организации торговли (кроме фондовой биржи). Юридическое лицо вправе заниматься любым видом профессиональной деятельности с учетом ограничений по совмещению. ценный бумага рынок законодательство

Насколько Закон станет действительно работающим, зависит от того, как будет проходить процесс принятия документов, как регламентирующих процедурные вопросы, так и устанавливающих конкретные санкции. Для регулирования ответственности участников рынка за нарушения законодательства о ценных бумагах Закон традиционно прямых санкций за его нарушение не устанавливает, нормы в подавляющем большинстве случаев являются бланкетными, в которых происходит отсылка к гражданскому, административному, уголовному законодательству. Учитывая российскую практику правопримерения, а также неповоротливость судебной системы, вряд ли можно предположить, что схема, предлагаемая в Законе, будет работать.

Федеральным законом от 28 декабря 2002 г. №185-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (далее — Закон №185-ФЗ) внесены существенные, в некоторых случаях концептуальные, изменения в Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон). Изменения во многом учли опыт практики применения прежних редакций закона и затронули все его основные разделы.

Обзор 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с учетом новой редакции

В 1996 г. был принят ФЗ О рынке ценных бумаг. За это время он был существенно изменен. На данный момент действует редакция от 16 октября 2018 г. То есть последние изменения были внесены совсем недавно. Тем не менее ФЗ уже после этого перерабатывался и дополнялся. Новая его редакция вступает в силу с 21 декабря 2018 г. Это говорит и о важности для современного общества: регулирования сферы обращения акций, векселей, облигаций и других документов.

ФЗ о рынке ценных бумаг: базовые понятия

Под действие ФЗ о ценных бумагах РФ, согласно его первой главе, подпадают все отношения, которые имеют место при обращении и эмиссии бумаг. А также он регулирует деятельность участников рынка начиная с момента создания. В акте оговариваются особенности и правила их работы, способы и границы контроля, возможные санкции.

Вторая статья этого раздела, определяющая базовые термины, сохранится почти в действующей редакции:

  1. Эмиссионная бумага определяется как бумага (может быть и ценная бездокументарная), закрепляющая права, которые подлежат на рынке как удостоверению, так и уступке или осуществлению.
  2. Акция — именной ценный документ. Дает владельцу право на дивиденды, имущество организации, управление ею.
  3. Облигация дает право, как минимум на возврат её ценной номинальной стоимости. Но для этого необходимо соблюдение некоторых условий. Она также может принести доход на рынке в виде процентов или дисконта.
  4. В качестве эмитента ценного актива выступают юрлица, органы власти. На них возложены обязательства по осуществлению прав перед владельцами акций.
  5. Владелец — обладатель бумаг на основе собственности или других прав.
  6. Брокер — профучастник рынка. Деятельность его заключается в выполнении поручений клиентов по сделкам, согласно договоров.
  7. Обращение бумаг — сделки, в результате которых меняется владелец ценных бумаг.
  8. Именными бумагами признаются такие ценные документы, информация об обладателях которых доступна в виде специального реестра. Перепродажа, перераспределение их невозможны без идентификации хозяина. В отличие от них ценные документы на предъявителя не требуют открытости при обороте.
  9. Владелец ценных документарных бумаг идентифицируется по сертификату, ценных бездокументарных — по отметке в реестре.
  10. Размещение бумаг — отчуждение их эмитентом в рамках сделок. Ему должно предшествовать решение о выпуске. Этот документ содержит все данные, по которым устанавливаются закрепленные права.
  11. Эмиссия заключается в последовательных действиях по размещению бумаг.

Исходя из введения в ФЗ новой статьи (6.1) с 21 декабря 2018 г. будет скорректировано понятие о профессиональных участниках рынка. Ими будут признаваться юрлица, которые созданы в рамках ФЗ РФ и работают в границах, установленных статьями с третьей по пятую, седьмой и восьмой, а также новой статьей ФЗ.

Читать еще:  Понятие и субъекты рынка ценных бумаг

Брокер и управляющий на рынке бумаг

С 21 декабря дополняются ст. 3 и ст. 5 федеральным законом О рынке ценных бумаг. Эти положения касаются непосредственной работы брокеров и общей деятельности по управлению бумагами. Главный императив здесь — обязанность профессионального игрока добросовестно подходить к поставленным клиентами задачам, реализовывать их строго поочерёдно и не отдавать предпочтение собственным дилерским операциям.

ФЗ о ценных бумагах устанавливает показательные рамки:

  1. При конфликте интересов игрока рынка с клиентом, если последний не был поставлен о нем в известность перед тем, как дать задачу, брокер обязан возместить заказчику потери. Формально этот пункт призван застраховать клиента на тот случай, если брокер попытается реализовать более выгодную именно для себя сделку с ценными активами. Но игрок в то же время может представлять интересы разных сторон.
  2. Деньги, которые оказываются в распоряжении игрока для сделок, как и полученные в их результате, должны помещаться на специальном счёте. Сам брокер должен вести учёт операций с бумагами на рынке и отчитываться перед заказчиками. Эти средства не могут быть взысканы по обязательствам профессионального игрока.
  3. Брокер не может пополнять своими деньгами спецсчёт, если только необходимость этого не возникает в связи с причинением на рынке бумаг ущерба клиенту. Зато он вправе предоставить заем для сделки с ценными активами, но только если имеется обеспечение. Условия такой операции с ценными бумагами оговариваются в договоре. Допускается взимание процентов.
  4. Убытки за ценные активы должен возмещать в случае возникновения конфликта интересов за свой счёт и управляющий. Ряд сделок на рынке ценных активов он может осуществлять только при проверке клиента на предмет обладания статусом квалифицированного инвестора.
  5. В случае нарушения предъявляемых к сделкам требований на управляющего возлагаются обязательства по желанию клиента или предписанию Центробанка продать задействованные бумаги и закрыть соответствующие договоры, возместить потери по ним, уплатить проценты. Клиент имеет право выдвигать претензии в течение года с момента получения отчёта.

Установки по деятельности профессиональных игроков рынка ценных инструментов дополняются положениями, касающимся договора доверительного управления. Для заключения его допускается право привлекать другое лицо — поверенного. Но ответственность за нарушения со стороны нового участника будет нести либо управляющий, либо брокер.

Декабрьские изменения 2018 года

Статьи 6.1. и 6.2 ФЗ «О рынке ценных бумаг» в последней его редакции, которая будет действовать с 21 декабря 2018 г., вводятся впервые. Они отражают изменившиеся условия рынка, появление на нем новых официально признанных участников. В то же время нововведения призваны оградить от неправомерных действий законопослушных его игроков.

Инвестиционное консультирование

Нововведениями считаются так называемые инвестиционные консультации. Это услуги в части обращения бумаг, оформления договоров, относительно активов, имеющих признаки производных фининструментов. Они осуществляются в виде предоставления личных рекомендаций.

Новым игрокам и другим участникам рынка ценных инструментов нужно знать:

  1. Консультирование не является информацией об услугах, предоставляемая профессиональными игроками, фондами, банками, страховщиками, и их продуктах. Но это положение действует только если в информации нет индивидуальных рекомендаций.
  2. В качестве инвестсоветников рассматриваются исключительно юрлица и предприниматели, входящие в специализированные СРО. Советники должны быть зарегистрированы в едином реестре.
  3. Регламент реестра для рынка регулируется Центробанком. Он же ведёт перечень бумаг и операций, предоставляет сведения из него, организует общедоступность через обнародование данных во Всемирной Сети.
  4. Попасть в реестр можно, только выполнив установленные требования. Окончательное решение о включении либо об отказе во включении в список принадлежит Центробанку.

Банк РФ может исключать советников из перечня. Такое возможно в случае неоднократных нарушений установленных правил. Ранее подобная схема была запущена в сфере земельного кадастра и, видимо, оправдала себя. Советники при всем этом могут совмещать свою рыночную деятельность с другой.

Правила для советника

Советник обязан работать в интересах заказчика. Должен разумно действовать и, предоставлять добросовестные профильные услуги. Под ними подразумевается информация о доходах с ценных бумаг, на которые вправе рассчитывать клиент в конкретный период, о рисках. Профиль инвестора определяется Банком РФ.

Установленные в 39ФЗ «О рынке ЦБ» нововведениями правила таковы:

  1. Советник обязан запросить и получить у заказчика всю нужную для решения поставленной задачи информацию, но не обязан делать проверку данных.
  2. Если случится убыток, специалист несёт риски наряду с клиентом в пределах использования предоставленных им данных, но только когда они были достоверны. У опытного инвестора рынка ценных бумаг информацию о рисках можно не запрашивать.
  3. Если заказчик отказался предоставлять данные, советник не может дать личную рекомендацию по действиям с бумагами на рынке, которая в обязательном порядке включает описание бумаг и предполагаемых операций с ними, прогнозирование рисков, информацию о конфликте интересов.
  4. Если рекомендация даётся с использованием компьютерных программ (в том числе по интернету), то такие программы должны быть сертифицированы Центробанком.

С помощью нововведений в ФЗ, Правительство РФ пытается вывести из тени неофициальных игроков рынка ценных инструментов, дать шанс проявить себя новым участникам, но также и усилить контроль в этой сфере ценных бумаг.

Расширение прав Банка России

Изменения в ст. 42 и 44 ФЗ о РЦБ с декабря 2018 г. будут способствовать расширению на рынке прав Банка России. Именно эта организация вместе с Правительством РФ разрабатывает направления развития сферы, утверждает её стандарты, следит за соблюдением правил, в том числе и со стороны иностранных участников. Предполагается, что функции её будут увеличиваться и в дальнейшем.

Банку России вменяется:

  1. Устанавливать требования к обороту бумаг, нормы допуска их на рынок, отчётности эмитентов вплоть до обязательного раскрытия информации.
  2. Лицензировать все виды деятельности, связанные с этим сегментом рынка ценных активов.
  3. Аннулировать, приостанавливать эти разрешения при нарушениях со стороны их обладателей.
  4. Следить за формированием фонда компенсаций СРО и порядком выплат из него.
  5. Устанавливать стандарты работы с ценными бумагами для инвестфондов, страховых, пенсионных и УК.
  6. Контролировать соблюдение ФЗ участниками рынка.
  7. Исходя из задач по борьбе с отмыванием денег, полученных нелегитимно, контролировать проводки участников рынка.
  8. Устанавливать требования к сотрудникам профигроков, их опыту, организовывать экзамены и аккредитации, выдавать аттестаты соответствия, проводить экспертизы.
  9. Вести реестр участников, вносить изменения в него.
  10. Обращаться в суд с требованиями о ликвидации юрлиц, допускающих нарушения, применять к ним другие санкции.
  11. Надзирать за заявленными и реальными выпусками ценных активов.
  12. Устанавливать способы принятия рисков пропорционально объёмам обязательств по облигациям с залогом для первоначальных кредиторов, а также размер обеспечения.
  13. Следить за нормами достаточности собственных средств. Они должны быть привязаны к размеру операций.
  14. Противодействовать возникновению риска конфликта интересов.
  15. Подавать иски о банкротстве участников рынка.
  16. Опротестовывать сделки, которые имеют признаки недействительных.
  17. Выдвигать требования к продуктам и показателям, если от них зависит изменение цен, определённых договорами сторон.
  18. Организовывать аккредитацию специализированных информагентств, занимающихся раскрытием информации. Следить за соблюдением ими российского законодательства. Лишать их разрешений в случае недобросовестного исполнения обязанностей.

Положения ФЗ, будут меняться и в течение 2019 г. Очередные изменения могут коснуться иностранных участников рынка. Чтобы правильно ориентироваться на рынке, прежде чем скачать новую версию основного документа ФЗ о рынке ценных бумаг, следует убедиться в её соответствии текущему моменту.

А вы как считаете, в ФЗ-39 внесли полезные изменения?

Все о 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»: подробное объяснение последних изменений простым языком

Приветствую. Сегодня разговор пойдет про ФЗ о рынке ценных бумаг. Я расскажу об истории появления и дальнейшей трансформации закона. Рассмотрю базовые составляющие и покажу главные и наиболее важные моменты, которые необходимо знать каждому инвестору.

Читать еще:  Виды биржевых сделок

Разберу актуальные нововведения и поправки. Несмотря на то, что ФЗ довольно объемный, покажу, как максимально эффективно ориентироваться в этом законодательном акте. Ну а теперь, пора начинать.

Коротко о законе

ФЗ о рынке ценных бумаг является главным нормативно-правовым документом, регламентирующим выпуск и котирование ценных бумаг в России. Помимо этого, закон устанавливает все правоотношения, возникающие в работе проф. участников рынка ценных бумаг.

С момента первой публикации законодательный акт претерпел множество изменений, дополнений и поправок. Хотя существенные моменты и базовые принципы стандартизации рынка ценных бумаг остались прежними. Закон довольно объемный и включает в себя 6 основных разделов и 53 статьи. Под регулирование ФЗ попадают как российские участники биржевых отношений, так и нерезиденты РФ.

Последние изменения в федеральном законе

В конце 2017 был принят 397 ФЗ. Это отдельный документ, который регламентирует вхождение корректировок в закон о рынке ЦБ, касаемо раздела о саморегулируемых организациях. Здесь идет речь по большей части о вопросе инвестиционного консультирования.

С 21 декабря 2018 года к профессиональным участникам биржевого рынка теперь относят инвестиционных советников. Это лица, которые занимаются консультированием клиентов в сфере инвестирования в ценные бумаги, деривативы либо какие-либо другие биржевые финансовые инструменты.

Как трактует последняя редакция ФЗ о рынке ценных бумаг, все программы, через которые будет проводиться информационная поддержка клиентов в сфере инвестирования, подлежат обязательной аккредитации в Банке России. Помимо этого, любые консультационные услуги в этой области должны сопровождаться заключением договора, который регламентирует правоотношения сторон.

Конец 2018 года также был ознаменован изменениями в законе «О рынке ценных бумаг» и связанным с предыдущим ФЗ-514 от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах» в вопросе эмиссии биржевых инструментов.

Расскажу самое важное, что изменили в этой области.

Краткий обзор основных изменений в части эмиссии ценных бумаг

Начиная с 28 декабря 2018, в соответствии с ФЗ, эмитенты могут выпускать облигации без определенного срока обращения. Чтобы получить возможность привлекать заемные средства через такой инструмент, компании должны отвечать серьезным требованиям в плане надежности. Покупать данные бонды могут также не все лица, а только инвесторы, имеющие подтвержденный статус квалифицированных участников торгов.

Кроме этого, ФЗ о РЦБ устанавливает следующие экономические критерии и ограничения на выпуск облигаций без указанного срока погашения:

  1. Максимальная сумма размещения в течение календарных 12 месяцев равна 1 млрд. руб.
  2. Минимальная сумма покупки каждым квалифицированным участников торгов составляет 1,4 млн. руб.
  3. Гарантию по долговым бумагам может выдать организация, стоимость чистых активов ее превышает размер обеспечительной гарантии.

Помимо этих в раздел ФЗ о рынке ценных бумаг, который устанавливает процедуру эмиссии акций и облигаций, были внесены поправки, пока еще не вступившие в силу. А именно:

  1. Возможность подачи регистрационных проспектов онлайн в электронном виде.
  2. Регистратором, кроме ЦБ, смогут выступать и другие организации, отвечающие требованиям законодательства.
  3. Изменения в параметрах эмиссий.
  4. Руководители организаций смогут принимать решения о выпуске биржевых бумаг без утверждения советом директоров.
  5. Будут изменены критерии определения существенных фактов, обязательных к раскрытию.
  6. Прекратиться деление биржевых инструментов на документарные и бездокументарные.

Ключевые вопросы, затронутые законопроектом

ФЗ о рынке ценных бумаг устанавливает перечень участников рыночных отношений, их компетенции и обязанности. Приводит актуальный перечень инструментов, которые признаются ценными бумагами. ФЗ также регламентирует деятельность надзорных органов в сфере биржевых отношений. Большое внимание в законодательном акте уделяется эмиссии ценных бумаг и их последующему обращению, а также прекращению котирования и процессу делистинга.

Эмиссия акций

ФЗ устанавливает следующие стадии эмиссии акций:

  • принятие решения о выпуске
  • утверждение данного решения
  • процедура регистрация и присвоения эмиссии специального номера
  • эмиссия акций
  • регистрация документов о результатах эмиссионного процесса
  • внесения поправок в устав АО.

Эмиссия облигаций

Процесс выпуска облигаций очень похож на эмиссию акций и выглядит следующим образом:

  • принятие решение о выпуски бондов
  • утверждение
  • регистрация
  • процедура эмиссии
  • публикация отчета об итогах и проспекта долговых инструментов.

Раскрытие информации

Все, что связано с раскрытием информации, регламентируется ст. 30 ФЗ о рынке ЦБ. Данный раздел устанавливает требования относительно предоставления доступа информации широкому кругу лиц.

Основными сведениями, которые подлежат обязательному раскрытию, являются:

  • отчетность по стандартам РСБУ
  • консолидированная отчетность по стандартам МСФО
  • ежеквартальные отчеты
  • годовой отчет
  • сведения, что оказывают, по мнению компании, влияние на стоимость ценных бумаг
  • устав
  • эмиссионные проспекты
  • список аффилированных лиц
  • существенный факт, содержащий данные о проведении ОСА либо ВОСА.

Проспект ценных бумаг

Регистрации каждого нового выпуска эмиссионных инструментов, в соответствие с ФЗ о рынке ЦБ, должны сопровождаться выпуском рыночного проспекта ценных бумаг. Это обязательно, кроме случаев, когда:

  1. Выпуск бумаг происходит только для квалифицированных участников рынка, число которых менее 500 лиц.
  2. Размещение акций происходит между уже действующими акционерами организации, и их число не превышает 500 лиц.
  3. Ценные бумаги размещаются среди инвесторов, число которых менее 150, не учитывая квалифицированных участников рынка и лиц, уже являющихся акционерами эмитента, если их число не превышает 500.
  4. Инструменты выпускаются по закрытой подписке, а число лиц не считая квал. инвесторов является меньше 500.
  5. Итоговый финансовый результат привлечения средств за один календарный год не превышает 200 млн. рублей.
  6. Компания является банковской структурой, и сумма привлечения составляет менее 4 млрд. рублей.
  7. Каждый приобретатель выпускаемых биржевых инструментов приобретает их на сумму более 4 млн. руб., а их количество менее 500, без учета квалифицированных участников рынка.
  8. Облигации размещаются из того же выпуска, проспект по которому уже был зарегистрирован ранее.

Сообщения о существенных фактах

ФЗ о рынке ЦБ определяет факт как сведения, способные оказать сильное влияние на котировки биржевых инструментов эмитента. Обязанность публиковать информацию в форме сущ. фактов возникает у компании на следующий день после размещения эмиссионных документов или с момента публикации проспекта ценных бумаг. Каждый сущ. факт публикуется отдельным сообщением.

Вступление в силу

Большинство поправок и описанных законодательных стандартов уже введены ранее или начали действовать с конца 2018 года. Остальные изменения, которые уже опубликованы, но еще не начали действовать, вступят в силу с 1 января 2020 года.

Где можно посмотреть актуальную версию

Действующую версию ФЗ можно посмотреть на специализированных сайтах в интернете, таких как fzakon.ru или fzrf.su.

Помимо этого, полный сборник ФЗ с предстоящими принятиями поправок можно увидеть в интерактивных программах, которые выпускают Консультант плюс (Consultant.ru) и справочная система Гарант (garant.ru). Преимущество этих софтов в том, что они дают возможность ознакомиться с практикой вынесения судебных решений по спорным вопросам.

Заключение

Подводя итоги, хочу заметить, что когда-то появление ФЗ о рынке ценных бумаг для Российской Федерации было настоящим прорывом. Однако экономика меняется, на рынках появляются новые участники отношений, а технологии шагают вперед. Поэтому законодателям приходиться как можно быстрее и эффективнее реагировать на изменения, внося новые поправки в законодательный акт.

ФЗ «О рынке ценных бумаг» — это один из главных документов для инвестора, значит, он просто обязан уметь работать с этим законом и максимально четко реагировать на вносимые изменения. Согласны?

Подписывайтесь на статьи и делитесь ими в социальных сетях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector